* Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Какое (проявление) ислама является наилучшим?” - (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей)
* Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда услышите крик петуха, просите Аллаха о милости Его, ибо, поистине, (петух) увидел ангела
Возможно, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, надеялся, что, услышав слова мольбы верующего, ангел произнесёт слово “Амин” и попросит для него прощения у Аллаха.
11. Совершение молитвы, повернувшись лицом к преграде /сутра/
а) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, втыкал в землю короткое копьё и молился, обратившись к нему лицом.
б) Сообщается, что Абу Джухайфы, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел к нам в полуденную жару. Ему принесли воду и
он совершил омовение, после чего совершил с нами полуденную /зухр/ и послеполуденную /‘аср/ молитвы. В это время перед ним находилась (воткнутая в землю) палка с острым наконечником, за которой (во время молитвы) ходили женщины и ослы».
- Я видел, как однажды в пятницу, когда Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, совершал молитву, отгородившись чем-то от людей, какой-то юноша из племени бану абу му‘айт хотел пройти перед ним
, однако Абу Са‘ид толкнул его в грудь. Этот юноша посмотрел (вокруг) и, не видя иной возможности, снова попытался пройти перед ним, но Абу Са‘ид толкнул его ещё сильнее. Тогда тот принялся поносить Абу Са‘ида, а потом явился к Марвану
и пожаловался ему на то, как обошёлся с ним Абу Са‘ид, который пришёл к Марвану вслед за ним.(Марван) спросил его: «Что произошло между тобой и сыном твоего брата, о Абу Са‘ид?» (На это Абу Са‘ид) сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует , сказал: “Если любой из вас станет молиться(, обратившись лицом) к тому, что будет отделять его от людей, а кто-то захочет пройти перед ним (в это время), пусть (совершающий молитву) оттолкнёт его, и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится с ним
а) Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Совершайте часть молитв в своих домах и не превращайте их в могилы
б) Передают со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что (однажды) во время рамадана посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, устроил для себя (нечто вроде отдельной) комнаты
и стал молиться там ночами, а люди из числа его сподвижников молились, следуя его примеру. Узнав об этом, он стал оставаться (дома), а потом вышел к ним и сказал: «Я видел то, что вы делали, и понял это
. О люди, молитесь в своих домах, ибо, поистине, если не считать обязательных молитв, наилучшей молитвой является та, которую человек совершает у себя дома!»
в) Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что
пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас совершит (обязательную) молитву в своей мечети, пусть что-то из молитв оставит и для своего дома, ибо, поистине, благодаря этой молитве Аллах поместит в его дом благо».
То есть не уподобляйте свои дома кладбищам, где не совершаются молитвы. Что же касается прямого смысла этих слов, то они заключают в себе запрет на погребение покойных в домах.
, дал мне наказ относительно трёх (вещей), от которых я не откажусь до самой своей смерти: соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам /духа/ дополнительную молитву в два раката и совершать витр
б) Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку
, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик /Аллаху акбар/” есть садака, и побуждение к одобряемому (шариатом) есть садака, и удержание от порицаемого (им) есть садака, но всё это заменяют собой два раката (добровольной дополнительной молитвы) утром /духа/
Духа - период времени, начинающийся тогда, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья и заканчивающийся незадолго до полудня. В это время пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,рекомендовал людям совершать дополнительную молитву.
Отдавать предпочтение совершению витра перед сном желательно лишь тем, кто не уверен, что сможет встать ото сна ночью, если же человек уверен в этом, то лучше совершить витр в конце ночи.
Имеется в виду, что подобным образом человек должен воздать благодарность Аллаху за то, что он дожил до утра целым и невредимым. Кроме того, это является средством защиты от всевозможных бедствий.
Такая молитва может состоять из разного количества ракатов - от двух до восьми. Начинать совершать её можно по истечении трети часа после восхода солнца.
а) Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал по ночам молитву в одиннадцать ракатов, когда же занималась заря, он совершал молитву в два лёгких раката
б) Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда при жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, кто-либо видел сон, он обычно рассказывал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и я тоже захотел увидеть что-нибудь во сне, чтобы рассказать ему об этом. При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я был уже взрослым юношей и часто оставался спать в мечети. (Однажды) я увидел во сне, как два ангела схватили меня и подвели к огню. Со всех сторон (этот огонь) был обложен камнями подобно колодцу, по бокам у него стояли два столба, а в огне находились люди, которых я знал, и тогда я стал повторять: “Прибегаю к защите Аллаха от огня! /А‘узу би-Лляхи мин ан-нар!/” А потом нас повстречал другой ангел, сказавший мне: “Не бойся!” И я рассказал об этом сне Хафсе
, Хафса же передала (мой рассказ) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует , который сказал: “‘Абдуллах - прекрасный человек, но было бы хорошо, чтобы он молился по ночам”».
И после этого (‘Абдуллах) всегда спал по ночам лишь немного.
в) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Любимым постом Аллаха Всевышнего является пост Дауда, мир ему, и любимой молитвой
г) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует , сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”»
д) Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, есть ночью такой период, когда Аллах Всевышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемуся к Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, то, (о чём он просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь”».
е) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Какая молитва после обязательной является наилучшей и какой пост является наилучшим после поста во время рамадана?» - и он сказал: «Наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва, а после рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам».
ж) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, прибыл в Медину, люди устремились к нему, и все говорили: ‘‘Приехал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приехал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приехал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!’’ – и вместе с другими я тоже пошёл взглянуть на него. Внимательно рассмотрев лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я понял, что оно не является лицом лжеца, а первыми его словами были слова: ‘‘О люди, распространяйте приветствия, кормите (других), поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие) люди будут спать, и вы войдёте в рай с миром’’».
з) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!»
[font=" Verdana; font-size: 10pt;" lang="RU"][font=" Verdana; font-size: 10pt;"] [/font]а) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кого любил я больше всех, дал мне наказ относительно трёх (вещей), от которых я не откажусь до самой своей смерти: соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам /духа/ дополнительную молитву в два раката и совершать витр перед сном»
[font=" Verdana; font-size: 10pt;" lang="RU"][font=" Verdana; font-size: 10pt;"] [/font]б) Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть ваша последняя ночная молитва состоит из нечётного количества ракатов».
[font=" Verdana; font-size: 10pt;" lang="RU"][font=" Verdana; font-size: 10pt;"] [/font]в) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что как-то раз один человек спросил стоявшего на минбаре пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Что ты [/font]
[font=" Verdana; font-size: 10pt;" lang="RU"]можешь сказать о ночной молитве?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Ночная молитва (должна состоять из) парных (ракатов)
, если же появятся опасения(, что уже скоро наступит) утро, (следует) совершить один (ракат, в результате чего общее количество ракатов) этой молитвы станет нечётным».
[font=" Verdana; font-size: 10pt;" lang="RU"][font=" Verdana; font-size: 10pt;"] [/font]И ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Пусть ваша последняя ночная молитва состоит из нечётного количества ракатов, ибо делать это велел пророк, да благословит его Аллах и да приветствует».
В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что люди спросили Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передавшего этот хадис, о том, что подразумевается под словом “парный”, и он сказал: “(Это значит, что) слова таслима следует произносить после совершения каждых двух ракатов”.
а) Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мне случалось совершать (молитву в) два раката до (обязательной) полуденной молитвы /зухр/, и (молитву в) два раката после неё, и (молитву в) два раката после закатной молитвы /магриб/, и молитву в) два раката после вечерней /‘иша/ молитвы, а также (молитву в) два раката после пятничной молитвы /джум‘а/, и что касается добровольных молитв после обязательных закатной, вечерней и пятничной молитв, то я совершал их вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, у него дома».
- Однажды я задал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, вопрос о том, как совершал добровольные молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и она сказала: «Обычно он совершал в моём доме (молитву в) четыре раката перед обязательной полуденной молитвой, после чего выходил (в мечеть) и молился вместе с людьми, а потом заходил обратно и совершал (молитву в) два раката; и он совершал с людьми обязательную закатную молитву, а потом заходил ко мне и совершал (молитву в) два раката; и он совершал с людьми обязательную вечернюю молитву, а потом заходил ко мне домой и совершал (молитву в) два раката. Кроме того, ночью он совершал витр в девять ракатов и по ночам подолгу молился как стоя, так и сидя
г) Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не забывал совершать два раката ни тайно, ни открыто
д) Сообщается, что что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни одну из дополнительных молитв пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не совершал столь неуклонно, как (молитву в) два раката утром
е) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, неизменно совершал (дополнительную молитву в) четыре раката
ж) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Два раката утренней молитвы лучше мира этого и всего того, что в нём есть».
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, молился сидя только в конце жизни или во время болезни, когда у него не хватало сил для совершения обычной молитвы.
Из содержания других хадисов следует, что перед полуденными молитвами пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал дополнительные молитвы не только в четыре, но и в два раката.
* Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, так как он не знает, что могло оказаться (на его постели)
после него, а потом пусть скажет: “С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! /Би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби ва би-кя арфа‘у-ху, фа ин амсакта нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи ‘ибада-кя-с-салихин!/”»