а) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кого любил я больше всех, дал мне наказ относительно трёх (вещей), от которых я не откажусь до самой своей смерти: соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам /духа/ дополнительную молитву в два раката и совершать витр перед сном»
б) Сообщается, что Абу Мухаммад ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(В своё время) пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью
до конца своей жизни!” - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: “Так это ты говоришь так?” Я ответил: “Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись с перерывами
, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту”.
Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись раз в три дня”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда, да благословит его Аллах и да приветствует, и это - наилучший пост”, я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” - и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: “Нет ничего лучше этого!”»
Ввиду того, что награда за трёхдневный ежемесячный пост будет по меньшей мере десятикратной и получится так, что человек постится как бы по тридцать дней каждый месяц, иначе говоря, круглый год.
* Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил нас, как следует просить Аллаха о благословении во (всех) делах подобно тому, как он учил нас (той или иной) суре Корана. Он говорил: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет: “О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это
дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел
(или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели его мне, облегчи его для меня и ниспошли мне Твоё благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и, судимне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им /Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кяваас’алю-кяминфадли-кя-ль-‘азыми, фа-инна-кятакдируваляакдиру,вата‘лямуваляа‘лямува Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (‘аджили амри ва аджили-хи) фа-кдур-ху ли, ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (‘аджили амри ва аджили-хи) фа-сриф-ху ‘ан-ни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна, сумма арды-ни би-хи/”». (А затем пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) говорил: «И (человеку следует) сказать, чего он хочет».
а) Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит муаззин”».
б) ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит (муаззин), а потом призовите на меня благословение Аллаха, ибо, поистине, сделавшего это один раз, Аллах благословит за это десять раз. Потом обратитесь к Аллаху с просьбой (привести) меня к “аль-василе”
, являющейся таким местом в раю, которое подобает занимать только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я, а для того, кто станет просить для меня об “аль-василе”, (моё) заступничество станет обязательным».
в) Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если муаззин скажет: “Аллах велик, Аллах велик /Аллаху акбар, Аллаху акбар/”, а любой из вас скажет: “Аллах велик, Аллах велик”,и если потом(муаззин) скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха/Ашхаду алля иляха илля-Ллах/”, а (любой из вас) скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”, и если потом (муаззин) скажет: “Свидетельствую, что Мухаммад - посланник
Аллаха /АшхадуаннаМухаммадан расулю-Ллах/”, а (любой из вас) скажет: “Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха”, и если потом (муаззин) скажет: “Спешите на молитву!/Хаййа ‘аля-с-салят!/” - а (любой из вас) скажет: “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/
”, и если потом (муаззин) скажет: “Спешитек спасению! /Хаййа ‘аля-ль-фалях!/” - а (любой из вас) скажет: “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”, и если потом (муаззин) скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, а (любой из вас) скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, и если потом (муаззин) скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, а (любой из вас) от сердца скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, он войдёт в рай».
“Аль-василя” - средство; способ. Так именуется высшая ступень рая, которая предназначена для пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Этот слово есть и в Коране, где сказано: “О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и ищите средство (приближения) к Нему, и отдавайте все силы на пути Его, чтобы вы преуспели” (“Трапеза”, 35).
* Сообщается, что ‘Али бин Раби‘а сказал: «(Однажды) я видел, как к ‘Али бин Абу Талибу подвели верховое животное, чтобы он сел на него. Вдев ногу в стремя, он произнёс слова “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, а когда выпрямился в седле, сказал: “Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и поистине, мы вернёмся к Господу нашему!” Потом он трижды произнёс слова “Аллах велик”, а потом сказал: “Слава Тебе! Поистине, я сам себя обидел
, прости же меня, ведь никто не прощает грехов, кроме Тебя! /Субхана-кя! Инни залямту нафси, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!/” - после чего рассмеялся. Его спросили: “О повелитель правоверных, почему ты смеёшься?” – (на что ‘Али , да будет доволен им Аллах,) сказал:
- Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сделал то же самое, что сейчас сделал я, а потом рассмеялся, и я спросил (его): «О посланник Аллаха, почему ты смеёшься?» В ответ он сказал: «Поистине, Господь твой любит, когда Его раб произносит слова “Прости мне грехи мои! /Игфир ли зунуби!/” - (и Он говорит): “Он знает, что никто не прощает грехи, кроме Меня”».
* Сообщается, что Абу Идрис аль-‘Абди (или аль-Хауляни) сказал:
- (Как-то раз) я находился в собрании, где присутствовало двадцать человек из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, среди которых был красивый молодой человек с чёрными глазами и ослепительно белыми зубами
. Если они расходились во мнениях, то обращались к нему, а он говорил своё слово, и они соглашались с ним, и оказалось, что этим человеком был Му‘аз бин Джабаль
. На следующий день я пришёл (в мечеть и увидел, что) он молится, повернувшись лицом к колонне, а когда он закончил молиться и замолчал, я сказал ему: «Клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя
ради величия Аллаха!» Он спросил: «(Клянёшься, что) ради Аллаха?» - и я ответил: «Ради Аллаха!» Тогда он сказал: «Поистине, любящие друг друга ради Аллаха окажутся в тени (трона) Аллаха в тот День, когда иной тени, кроме тени его не будет, и будут установлены для них сиденья из света, и позавидуют их встрече с Всемогущим и Великим Господом пророки, правдивейшие и шахиды».
(Абу Идрис) сказал:
- Впоследствии я рассказал об этом ‘Убаде бин ас-Самиту, и он сказал: «Я могу сказать тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (поведавшего, что Аллах Всевышний сказал): “Я обязательно полюблю любящих друг друга ради Меня, ничего не жалеющих ради Меня и поддерживающих друг с другом дружбу и связь ради Меня”».
* Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова “Аллах велик /Аллаху акбар/”, а потом говорил: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии
, а также о совершении таких дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье
; о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое (может навеять) увиденное, и от всего дурного(, что может случиться) с имуществом и семьёй
а) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины (или: для людей) это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой”.
б) Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, поднимался ото сна для совершения добровольной ночной молитвы, он всегда очищал рот зубочисткой”.
в) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, войдя к себе домой, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прежде всего брался за зубочистку.
г) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Десять (вещей) являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды
д) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Зубочистка служит для очищения рта и является угодной Господу».
а) Передают со слов Му‘аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что, посылая его в Йемен, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ни в коем случае не позволяй себе погрязнуть в роскоши, ибо, поистине, рабы Аллаха не принадлежат к числу роскошествующих».
б) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вплоть до самой смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, (члены) его семьи (никогда) не ели досыта в течение трёх дней подряд».
г) Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: «Одно ложе предназначено для самого человека, второе для его жены, третье – для гостя, а четвёртое – для шайтана».
, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Ешьте, подавайте милостыню и одевайтесь, не предаваясь излишествам и не скупясь”».
е) Сообщается, что аль-Микдам бин Ма‘дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть - для питья, а ещё треть (останется пустой) для (лёгкости) дыхания”».
ж) Сообщается, что ‘Амр бин ‘Ауф аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, являвшийся союзником (племени) бану ‘амир бин лу’айй и принимавший участие в битве при Бадре, сказал: «(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха в Бахрейн
, чтобы он привёз подушную подать(, собранную с жителей этой области), и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заключил мир с жителями Бахрейна, назначив управлять ими аль-‘Аля бин аль-Хадрами. (Когда) Абу ‘Убайда привёз деньги из Бахрейна, а ансары узнали о его приезде, они явились на утреннюю молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует. После того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, провёл с (ансарами) эту молитву, они подошли к нему, (показывая своим видом, что хотят о чём-то спросить,) он же, увидев их, улыбнулся и сказал: “Я думаю, вы услышали о том, что Абу ‘Убайда что-то привёз”. Они сказали: “Да, о посланник Аллаха!” - (пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Тогда радуйтесь и надейтесь на то, что порадует вас! (Однако,) клянусь Аллахом, я боюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали (жившие до вас), и это погубит вас, как погубило их!”»
Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, был одним из выдающихся сподвижников о котором пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не раз отзывался с похвалой.
Здесь и далее во всех случаях имеются в виду зубочистки /сивак/, сделанные из корней и ветвей арака (Salvadora persica). Кончик прутика арака разжёвывается, после чего используется для очищения зубов.
а) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его
(только) ради Него; мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха!”; того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего”».
б) Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поминающий своего Господа и не поминающий своего Господа подобны живому и мёртвому».
в) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках людей, занятых поминанием, когда же они находят людей, которые поминают Всемогущего и Великого Аллаха, то обращаются друг к другу (со словами): “Идите к тому, что вы ищите!” И они окружают (таких людей) своими крыльями(, поднимаясь) до самого нижнего неба, (а когда люди заканчивают поминать Аллаха и ангелы возносятся ввысь,) Господь их, знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их: “Что говорят рабы Мои?” (Ангелы) отвечают: “Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя”.
Тогда (Аллах) спрашивает: “Видели ли они Меня?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели”. (Тогда Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели Меня?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще”. (Тогда Аллах) спрашивает: “О чём же они просят (Меня)?” (Ангелы) отвечают: “Они просят Тебя о рае”. (Аллах) спрашивает: “А видели ли они его?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, о Господь мой
, они его не видели”. (Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели его?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ещё упорнее, и желали бы его ещё больше”. (Аллах) спрашивает: “А от чего они просят защиты?” (Ангелы) отвечают: “От пламени (ада”.
Аллах) спрашивает: “А видели ли они его?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, о Господь мой, они его не видели”. (Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели его?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели его, то ещё больше старались бы избежать его и страшились бы его ещё сильнее”. (Тогда) Аллах говорит: “Призываю вас засвидетельствовать, что Я простил их!” И один из ангелов говорит: “Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по (какому-то своему)
г) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой,
когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их.
Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”»
д) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «“Аль-муфарридуна” опередили».
(Люди) спросили: «А (кто такие) “аль-муфарридуна”, о посланник Аллаха?» - (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: « (Это) мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха».
е) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один человек попросил: “О посланник Аллаха, поистине, установлений ислама для меня слишком много
, так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться”. (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Пусть язык твой без устали поминает Аллаха”».
ж) Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (людям): “Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой
, благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?” Они сказали: “Конечно!” - (и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “(Это -) поминание Аллаха Всевышнего”».
, и постарайтесь украсить себя для величайшего предстояния(, ведь Аллах Всевышний сказал): “В тот День поставят вас (пред Аллахом), и не останется скрытой ни одна из тайн ваших”
б) Сообщается, что Маймун бин Михран сказал: «Человеку не прийти к благочестию до тех пор, пока он не станет спрашивать с самого себя так же, как спрашивает со своего сотоварища, и пока не будет он знать, откуда берутся его одежда, еда и питьё».
а) Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: “О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир
, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости! /Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-салям, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/”»
Аль-Ауза‘и, одного из передатчиков этого хадиса, спросили: «Как (следует) просить Аллаха о прощении?» - (на что) он ответил: «Говори: “Прошу Аллаха о прощении, прошу Аллаха о прощении /Астагфиру-Ллах, астагфиру-Ллах/”».
б) Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться и произнеся слова таслима, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно говорил: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, Ему хвала и Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того,
чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство
/Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир! Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/”».
в) Сообщается, что в конце каждой молитвы после таслима ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах Всевышний ими обоими, обычно произносил (такие слова): «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, Ему хвала и Он всё может! И нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, нет бога, кроме Аллаха, и не поклоняемся мы никому, кроме Него; Он обладает богатством и совершенством и Ему - прекрасная похвала. Нет бога, кроме Аллаха, а мы искренни пред Ним в религии
, даже если это и ненавистно неверным! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир! Ва ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи, ля иляха илля-Ллаху, ва ля на‘буду илля ийа-ху, ля-ху-н-ни‘мату, ва ля-ху-ль-фадлю ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ля-ху-д-дина ва ляу кяриха-ль-кяфирун!/»
Ибн аз-Зубайр сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно произносил эти слова в конце каждой молитвы
г) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто после каждой молитвы
будет по тридцать три раза произносить слова “Слава Аллаху”, и слова “Хвала Аллаху”, и слова “Аллах велик”, на сотый раз говоря: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, и Ему хвала и Он всё может”, простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской».
д) Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Только смерть будет отделять от рая того, кто после каждой молитвы станет читать айат трона
е) Передают со слов Му‘аза, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял его за руку и воскликнул: «О Му‘аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя!» - а потом сказал: «Наказываю тебе, о Му‘аз, ни в коем
случае не забывай в конце каждой молитвы говорить: “О Аллах, помоги мне поминать Тебя, и благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе /Аллахумма, а‘инни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя/”».
Имеется в виду, что люди, которых пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал “аль-муфарридуна” (посвящающие), раньше других смогут снискать благоволение Аллаха, достичь высоких ступеней и оказаться в наилучшем положении.
“Джадд”. В “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджар указывает, что в данном случае имеется в виду либо богатство, либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова, иными словами и богатство, и положение, и многочисленное потомство, и т.д.
* Сообщается, что Джабир бин Самура, да
будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует, не поднимался с того места, на котором он совершал
свою утреннюю молитву, пока не всходило солнце, а после того как оно всходило,
вставал. (В этот период люди разговаривали, вспоминали о том, что было во
времена джахилийи
а) Передают со слов Шаддада бин Ауса, да
будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да
приветствует, сказал: «Господином обращений к Аллаху с мольбами о прощении
,
пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал,
признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо,
поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя! /Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха
илля Анта, халякта-ни ва ана ‘абду-кя, ва ана ‘аля ‘ахди-кя ва ва‘ди-кя
ма-стата‘ту. А‘узу би-кя мин шарри ма сана‘ту, абу’у ля-кя би-ни‘мати-кя
‘аляййа, ва абу’у би-занби, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля
Анта!/” Тот, кто произнесёт (эти слова) днём, будучи убеждённым (в том, что он
говорит), и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди
обитателей рая, и тот, кто произнесёт их ночью, будучи убеждённым (в том, что
он говорит), и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется среди обитателей
рая».
являются (такие слова) раба (Его): “О Аллах, Ты - Господь мой, и нет бога,
кроме Тебя; Ты создал меня, а я - Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе
б) Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана,
да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, сказал: «Ничто не повредит такому рабу (Аллаха), который утром и
вечером каждого будет по три раза говорить: ‘‘С именем Аллаха, с именем
Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, (ведь) Он – Слышащий,
Видящий /Би-сми-Ллях аллязи ля йадурру ма‘а исми-хи шай’ун фи-ль-арди ва ля
фи-с-сама’и, ва хуа-с-Сами‘у-ль-‘Алим/’’».
в) Передают со слов Абу Хурайры, да будет
доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, сказал: «В День воскресения никто не принесёт с собой ничего
лучшего, чем тот, кто утром и вечером будет по сто раз повторять: “Слава Аллаху
и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”, если не считать (человека),
который станет говорить нечто подобное или добавлять (к этому что-нибудь)».
г) Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет
доволен им Аллах, что с наступлением вечера пророк, да благословит его Аллах и
да приветствует, обычно говорил: «Вечер настал для нас и для (всего подвластного)
Аллаху, хвала Аллаху, нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет
сотоварища /Амсайна ва амса-ль-мульку ли-Лляхи, ва-ль-хамду ли-Лляхи, ля
иляха-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху/».
Передатчик (этого хадиса) сказал: «Я
думаю, что (наряду с этими словами пророк, да благословит его Аллах и да
приветствует, также) говорил: “Ему принадлежит владычество, Ему хвала и Он всё
может. Господь мой, прошу Тебя о благе того, что будет этой ночью, и благе
того, что за ней (последует), и прибегаю к Твоей защите от зла того, что будет
этой ночью, и зла того, что за ней (последует)! Господь мой, прибегаю к Твоей
защите от нерадения и (злополучия) старческой дряхлости; Господь мой, прибегаю
к твоей защите от мучений огня и мучений могилы! /Ля-ху-ль-мульку, ва
ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир. Рабби, ас’алю-кя хайра ма фи
хазихи-ль-ляйляти, ва хайра ма ба‘да-ха! Рабби, а‘узу би-кя мин аль-кясали, ва
су’и-ль-кибари, Рабби, а‘узу би-кя мин ‘азабин фи-н-нари, ва ‘азабин
фи-ль-кабр!/” А когда наступало утро, (пророк, да благословит его Аллах и да
приветствует,) также говорил: “Утро настало для нас и для (всего подвластного)
Аллаху … /Асбахна, ва асбаха-ль-мульку
ли-Ллях … /”»
д) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Хубайб,
да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Как-то раз) дождливой и очень тёмной
ночью мы отправились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, желая, чтобы он обратился за нас с мольбой. Я подошёл к нему, и
он сказал: «Произноси», но я ничего не сказал. Он снова сказал: «Произноси», но
я опять ничего не сказал. Он (в третий раз) сказал: «Произноси», и тогда я
спросил: «Что же мне произносить?» Он сказал: «Произноси (слова): ‘‘Скажи:
‘‘Он, Аллах, Один … ’’
е)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Абу Бакр
ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «О
посланник
Аллаха, скажи, какие слова мне следует произносить утром и вечером», и (пророк,
да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Говори: “О Аллах, Творец
небес и земли, Знающий сокрытое и явное, Господь и Владыка всего,
свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, и прибегаю к Твоей защите от зла
собственной души(, а также) от зла шайтана и его многобожия
/Аллахумма, Фатира-с-самаввати ва-ль-арди, ‘Алима-ль-гайби ва-ш-шахадати, Рабба
кулли шай’ин ва Малика-ху, ашхаду алля иляха илля Анта, а‘узу би-кя мин шарри нафси
ва шарри-ш-шайтани ва ширки-хи/”». (А потом пророк, да благословит его Аллах и
да приветствует,) сказал: «Произноси (эти слова) утром, вечером и когда будешь
ложиться в постель» (Абу ‘Иса сказал: «Это – хороший достоверный хадис»).
ж) Передают со слов Абу Салляма, что
однажды, когда он находился в мечети Химса, мимо него прошёл какой-то человек,
и (люди) сказали: «Этот (человек) был слугой пророка, да благословит его Аллах
и да приветствует». (Тогда Абу Саллям) подошёл к нему и попросил: «Передай мне
то, что ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, сам и чего не передавали другие люди». (В ответ ему) он сказал:
- Я слышал, как посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если по утрам и вечерам
человек будет говорить: “Довольны мы Аллахом как Господом, исламом - как
религией и Мухаммадом - как посланником /Радий-на би-Ллахи Раббан, ва
би-ль-ислами динан, ва би-Мухаммадин расулян/”, Аллах непременно сделает так,
что (этот человек) останется доволен».
з) Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет
доволен Аллах ими обоими, что по утрам и вечерам посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и да приветствует, неизменно обращался к Аллаху с нижеследующими
мольбами: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благополучии в мире дольнем и в
мире вечном; о Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в моей
религии и в моих мирских делах, в моей семье и в том, что касается моего
имущества; о Аллах, покрой мою слабость (или: слабости) и избавь меня от
страха; о Аллах, защити меня спереди, сзади, справа, слева и сверху, и я
прибегаю к защите величия Твоего от того, чтобы быть предательски убитым снизу!
/Аллахумма, инни ас’алю-Кя-ль-‘афийата фи-д-дунйа ва-ль-ахирати; Аллахумма,
инни ас’алю-Кя-ль-‘афуа ва-ль-‘афийата фи дини ва дунйайа, ва ахли ва мали;
Аллахумма,-стур ‘аурати, ва амин рау‘ати; Аллахумма,-хфаз-ни мин байна йадаййа,
ва мин хальфи, ва ‘ан йамини, ва ‘ан
шимали, ва мин фауки, ва у‘узу би-‘азамати-Кя ан угталя мин тахти!/»
‘‘Сунан’’ Абу Дауда, ‘‘Книга о
благовоспитанности’’; ‘‘Сунан’’ Ибн Маджи, ‘‘Книга обращения к Аллаху с
мольбой’’; ‘‘Сунан’’ ат-Тирмизи, ‘‘Книга об обращениях к Аллаху с мольбами’’.
‘‘Сунан’’ Абу Дауда, ‘‘Книга о
благовоспитанности’’; ‘‘Сунан’’ Ибн Маджи, ‘‘Книга обращения к Аллаху с
мольбой’’; ‘‘Сунан’’ ан-Наса’и, ‘‘Книга об обращениях к Аллаху за помощью’’.
а) Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отправлялся ночью в постель, он ложился щекой на (правую) руку и говорил: “О Аллах, с именем Твоим я умру (и с ним) я живу! /Аллахумма, би-сми-кя амуту ва ахйа!/” - когда же он просыпался, то говорил: “Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как Он умертвил нас, и Который воскресит нас (и призовёт) к Себе (для отчёта)! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ахйа-на ба`да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушуру!/”»
, а (через некоторое время) ко мне пришёл (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Я обязательно отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня (много) детей и я в крайней нужде!» И я отпустил его, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поистине, он солгал тебе и он ещё вернётся». Таким образом, я (заранее) узнал, что он вернётся, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, он вернётся», и я стал поджидать его. (Через некоторое время) он (и в самом деле снова) пришёл и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Я обязательно отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» Он попросил: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня (много) детей, и я больше не вернусь!» И я пожалел его и отпустил, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поистине, он солгал тебе и он ещё вернётся». И я стал поджидать его третьего (прихода, а когда он действительно пришёл и снова) принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: «Теперь-то я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ибо ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься (снова!» Тогда этот человек) сказал: «Отпусти меня(, а за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Я спросил: «Что (это за слова)?» Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, прочитай айат трона(, в котором сказано): “Аллах - нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего … ”
начала и) до конца, (и если ты станешь делать это,) с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе до самого утра», и я отпустил его, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «Что же (это за слова)?» Я ответил: «Он сказал мне: “Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца айат трона “Аллах - нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего … ”», и ещё он сказал мне: «С тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!» (Выслушав меня,) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то что он - отъявленный лжец! Известно ли тебе, кто говорил с тобой эти три ночи, о Абу Хурайра?» Я сказал: «Нет». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Это (был) шайтан».
в) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что каждую ночь перед тем, как лечь в постель, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, соединял перед собой кисти рук (ладонями внутрь), потом дул на них, потом читал «Скажи: “Он, Аллах, Один … ”»,
г) Передают со слов Абу Мас‘уда аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто станет читать ночью два последних айата из суры “Корова”, этого будет достаточно
д) Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (В своё время) Фатима, да будет доволен ею Аллах, стала жаловаться на то, что ручная мельница (утомляет её), а потом к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, привели пленных. Тогда она пошла (к нему)
, но не нашла его и, встретив ‘Аишу, рассказала ей (об этом). Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулся (домой), ‘Аиша рассказала ему о приходе Фатимы, и пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл к нам, когда мы уже лежали в своих постелях. Я хотел подняться, но (пророк, да
благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Оставайтесь на своих местах», а сам сел между нами, так что я даже ощутил прохладу его ступней (кожей) своей груди (после чего) он сказал: «Не научить ли вас лучшему, чем то, о чём вы просили меня? Когда будете ложиться спать, произносите слова “Аллах велик /Аллаху акбар/” тридцать четыре раза, а слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллахи/” и “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Лляхи/” - по тридцать три раза, и это будет для вас лучше, чем слуга”».
е) Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, хотел заснуть, он клал под голову правую руку и трижды говорил: «О Аллах, упаси меня от Твоего наказания в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов! /Аллахумма, кы-ни ‘азаба-кя йаума таб‘асу ‘ибада-кя!/»
ж) Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, желая лечь спать, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил нас, и напоил нас, и защитил нас, и дал нам приют, а сколь много таких, для кого нет Защитника и Дающего приют! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-на, ва сака-на, ва кяфа-на ва ауа-на, фа кям мимман ля Кяфийа ля-ху ва ля Му’вийа!/»
з) Передают, что ‘Абдуллах бин ‘Умар велел одному человеку, чтобы, укладываясь в постель, тот говорил: «О Аллах, Ты создал душу мою, и Ты упокоишь её, и Тебе принадлежат смерть и жизнь её; если Ты вернёшь её к жизни, храни её, а если умертвишь, то прости её. О Аллах, поистине, я прошу Тебя об избавлении
! /Аллахумма, халякта нафси, ва Анта таваффа-ха, ля-Кя мамату-ха ва махйа-ха; ин ахйайта-ха фа-хфаз-ха, ва ин аматта-ха фа-гфир ля-ха! Аллахумма, инни ас’алю-Кя-ль-‘афийата!/» Кто-то спросил его: «Ты слышал это от ‘Умара?» - на что (‘Абдуллах бин ‘Умар) ответил: «От того, кто лучше ‘Умара, - от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».
и) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто повелевал нам, чтобы, улёгшись в постель, мы говорили: «О Аллах, Господь семи небес и Господь великого престола, Господь наш и Господь всего и вся, расщепляющий зёрна и ядра, ниспославший Тору, Евангелие и Различение
, прибегаю к Твоей защите от зла всего подвластного Тебе! О Аллах, Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты – Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты - Побеждающий, и нет ничего над Тобой, и Ты – Скрытый, и нет ничего под Тобой, уплати за нас долг и избавь нас от бедности /Аллахумма, Рабба-с-самавати, ва
Рабба-ль-арди, ва Рабба-ль-‘арши-ль-‘азими, Рабба-на ва Рабба кулли шай’ин, фалика-ль-хабби ван-нава, ва мунзиля-т-Таурати, ва-ль-Инджили, ва-ль-Фуркани, а‘узу би-Кя мин шарри кулли шай’ин, Анта ахизун би-насийати-хи! Аллахумма, Анта-ль-Аввалю, фа-ляйса кабля-Кя шай’ун, ва Анта-ль-Ахиру, фа-ляйса ба‘да-Кя шай’ун, ва Анта-з-Захиру, фа-ляйса фаука-Кя шай’ун, ва Анта-ль-Батину, фа-ляйса дуна-Кя шай’ун, акди ‘анна-д-дайна ва агни-на мин аль-факр/».
к) Абу ‘Умара аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (одному человеку): «О такой-то, если захочешь лечь в постель, скажи: “О Аллах, я предался Тебе
. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал /Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва ваджжахту ваджхи иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя ва альджа’ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта/”. И, поистине, если умрёшь ты этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии
В той версии (этого хадиса, которая приводится) в обоих “Сахихах”, сообщается, что аль-Бара сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: “Когда (захочешь) лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи … ”» После этого (аль-Бара) передал нечто
, а потом (сказал): «А затем (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “И да будут (эти слова) последним из того, что ты станешь говорить (в конце каждого дня)”».
а) Сообщается, что ‘Амр бин Суляйм аль-Ансари сказал:
- Свидетельствую, что Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Свидетельствую, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Полное омовение в пятницу обязательно для каждого достигшего (половой) зрелости, а кроме того, следует хорошо почистить зубы и умаститься благовониями, если таковые имеются”.
‘Амр сказал: «Что касается полного омовения, то я свидетельствую, что оно является обязательным, что же касается чистки зубов и использования благовоний, то Аллах лучше знает, обязательно это или нет, но так сказано в хадисе».
б) Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был среднего роста и не был ни (слишком) высок, ни мал; у него был румянец и не был он ни слишком белым
, ни (слишком) смуглым, а волосы его были ни слишком курчавыми, ни абсолютно прямыми. Откровения начали ниспосылаться ему в возрасте сорока лет и ниспосылались в течение (тех) десяти лет
, что он оставался в Мекке, (после чего) он ещё десять лет (прожил) в Медине, а когда он умер, на его голове и бороде не было и двадцати седых волос».
Раби‘а сказал: «Я видел его волосы, и оказалось, что они были красного цвета. Я спросил (о причине этого), и мне сказали: “Они покраснели от использования благовоний».
в) Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я умащала пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, лучшими благовониями, какие только он мог найти, пока не видела, что от этих благовоний его волосы и борода начинали блестеть».
г) Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Из благ мира этого мне была внушена любовь к женщинам и благовониям, а радостью и утешением очей моих была сделана молитва».
д) Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мне
приходилось умащать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, благовониями, когда он готовился надеть ихрам, а также после того, как он снимал его перед совершением обхода Каабы
Это значит, что чтения двух вышеупомянутых айатов будет достаточно, чтобы в течение ночи служить человеку защитой от всего дурного, или же достаточно для совершения ночной молитвы.
Имеется в виду, что Фатима, да будет доволен ею Аллах, хотела попросить пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, дать ей кого-нибудь из пленных в услужение.
“Фитра”. Это слово образовано от корня ф-т-р. От этого же корня образовано и слово “фатр” - изобретение; начинание. Слово “фитра” обозначает состояние, иными словами “фитра” есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.
Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» (“Ан-Нихайа”, 3/457).
Ибн Хаджар пишет: «Люди разошлись во мнениях о том, что следует понимать под словом “фитра”, но самое распространённое мнение состоит в том, что имеется в виду ислам. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: “Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего “ ( … с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так … ”* под “естеством” подразумевается ислам (покорность воле Аллаха)”» (“Фатх аль-Бари”, 3/248).
Здесь речь идёт о тех десяти годах, в течение которых пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к людям с призывом в Мекке открыто, и подразумевается, что в течение первых трёх лет тайного призыва откровения также ниспосылались ему.
* Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да
будет доволен им Аллах, сказал: «Надев новую одежду, посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и да приветствует, произносил её название, (например)
“чалма”, или “рубаха”, или “плащ”, (а потом) говорил: “О Аллах, хвала Тебе! Ты
одел меня
в эту (одежду), и я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена,
и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена!
/Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Анта кясаута-ни-хи, ас’алю-кя хайра-ху ва хайра ма
суни‘а ля-ху, ва а‘узу би-кя мин шарри-хи
ва шарри ма суни‘а ля-ху!/”»
* Передают со слов Тальхи бин
‘Убайдуллаха, что при виде молодого месяца пророк, да благословит его Аллах и
да приветствует, обычно говорил: «О Аллах, вознеси его над нами с
безопасностью, верой, благополучием и исламом!
Господь мой и Господь твой - Аллах, о месяц следования по правильному пути и
блага! /Аллахумма, ахилля-ху ‘аляй-на би-ль-амни, ва-ль-имани, ва-с-салямати
ва-ль-ислям! Рабби ва Раббу-кя-Ллаху, хилялю рушдин ва хайр!/»
- (Однажды) я спросил ‘Аишу , да будет
доволен ею Аллах: «Чем обычно занимался пророк, да благословит его Аллах и да
приветствует, у себя дома?» (В ответ) она сказала: «Как правило, он помогал своим
жёнам, когда же наступало время молитвы, выходил на молитву».
* Передают со слов ‘Абдуллаха бин Бурайды,
что один человек из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да
приветствует, отправился к Фадале бин ‘Убайду, который находился в Египте,
явился к нему и сказал: «Я приехал не просто для того, чтобы навестить тебя,
нет, я слышал, что ты передаёшь слова посланника Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует, и я надеюсь, что ты обладаешь знанием, полученным
тобой от него». (Фадаля) спросил: «А о
чём
идёт речь?» (Этот человек) сказал: «О том-то и о том-то», а потом спросил:
«Почему у тебя растрёпанные волосы, ведь ты правитель этих краёв?» (Фадаля)
сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал
нам многое из того, что имеет отношение к роскоши». (Этот человек) спросил: «А
почему же я не вижу на тебе обуви?» (Фадаля) сказал: «Пророк, да благословит
его Аллах и да приветствует, повелевал нам иногда ходить босиком».
* Сообщается, что Башира,
вольноотпущенника посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, во времена джахилийи звали Захм бин Ма‘бад. Он переселился к
посланнику Аллаха , да благословит его Аллах и да приветствует, который спросил
его: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Захм». (Пророк, да благословит его Аллах и
да приветствует,) сказал: «Нет, ты – Башир».
(Башир, да будет доволен им Аллах,) сказал:
- Однажды посланник Аллаха , да
благословит его Аллах и да приветствует, рядом с которым держался я , прошёл
мимо могил многобожников и сказал: «Эти люди не увидели много благого». Потом
он прошёл мимо могил мусульман и сказал: «Этим людям досталось много блага», а
после этого взор его случайно упал на
человека, шедшего среди могил и обутого в сандалии, и (пророк, да благословит
его Аллах и да приветствует,) сказал: «Горе тебе, о обутый в сандалии, брось
свои сандалии!» (Человек повернулся) и посмотрел (в нашу сторону), когда же
узнал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, снял
(сандалии) и отбросил их.
а) Сообщается, что жена пророка, да
благословит его Аллах и да приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах,
сказала: «Я никогда не видела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, смеющимся во весь рот так, чтобы был виден его язычок
(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также)
сказала:
- Когда (пророк, да благословит его Аллах
и да приветствует,) видел тучу или (замечал, что поднимается) ветер(, он
испытывал беспокойство), что было заметно по его лицу, (и однажды я) сказала:
«О посланник Аллаха, когда люди видят тучи, они радуются, надеясь, что они
принесут с собой дождь, а я по твоему лицу вижу, что (появление туч) тебя не
радует». (В ответ мне) он сказал: «О ‘Аиша, а как я могу быть уверенным в том,
что (эти тучи) не несут с собой наказания (Аллаха)? Ведь люди уже подвергались
наказанию ветром
б) Передают со слов ‘Аиши, да будет
доволен ею Аллах, что, когда пророк, да
благословит его Аллах и да приветствует, видел, что на горизонте собираются
тучи, он бросал все свои дела, даже если был занят молитвой, и говорил: «О Аллах,
поистине, я прибегаю к твоей защите от зла их! /Аллахумма, инни а‘узу би-Кя мин
шарри-ха!» - если же шёл дождь, он говорил: «О Аллах, да принесёт дождь этот
пользу! /Аллахумма, саййибан нафи‘ан!/»
* Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен
ею Аллах, сказала: «Когда муаззин
заканчивал произносить первый призыв к утренней молитве и ясно были видны
проблески зари, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,
вставал и совершал молитву в два лёгких раката перед обязательной утренней
молитвой, а после этого ложился на правый бок (и лежал), пока к нему не
приходил муаззин для произнесения икамы».
* Сообщается, что Абу Хурайра, да будет
доволен им Аллах, сказал:
- Однажды посланник Аллаха , да благословит
его Аллах и да приветствует, спросил: «Кто из вас сегодня постится с утра?» Абу
Бакр , да будет доволен им Аллах, сказал: «Я». (Пророк , да благословит его
Аллах и да приветствует, ) спросил: «А кто из вас сегодня участвовал в
похоронной процессии?» Абу Бакр , да будет доволен им Аллах, сказал: «Я».
(Пророк , да благословит его Аллах и да приветствует, ) спросил: «А кто из вас
сегодня накормил неимущего?» Абу Бакр , да будет доволен им Аллах, сказал: «Я».
(Пророк , да благословит его Аллах и да приветствует, ) спросил: «А кто из вас
сегодня навестил больного?» Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я», и
тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Любой человек, в котором совместится всё это, непременно войдёт в рай».
Иначе говоря, пророк, да благословит его
Аллах и да приветствует, просит Аллаха даровать мусульманам безопасность /амн/
от всего того, что представляет собой угрозу для религиозных и мирских дел
человека, укрепить и сделать постоянной их веру, даровать благополучие
/саляма/, под чем здесь подразумевается
избавление от недугов и смерти близких
людей, а также и впредь исповедовать ислам.