Вопрос: Некоторые люди при посещении могилы читают суру "ясин", есть ли на это далил из Корана и сунны?
Ответ: При посещении могилы нельзя читать никакие суры, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не делал это. Вопрос: Что желательно говорить при посещении могил?
Ответ: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил своих асхабов произносить при входе на кладбища: "Мир вам, жители загробного мира из муъминов и муслимов. Поистине, если будет угодно Аллаху, мы догоним вас. Мы просим Аллаха ниспослать вам и нам благополучие." (хадис приводится у Муслима.)
Вопрос: Некоторые люди при похоронах умершего, читают суры из Корана. Есть ли на это далил из Корана и достоверной сунны?
Ответ: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не читал Коран на кладбище и поэтому не нужно этого делать.
Вопрос: Некоторые люди после похорон садятся по углам могилы умершего и читают суры из Корана. Есть ли на это далил из Корана и достоверной сунны?
Ответ: В некоторых книгах приводится, что желательно после захоронения умершего, садиться по углам могилы и читать суры из Корана, но эти хадисы недостоверны и поэтому нельзя делать это.
Вопрос: Некоторые люди при похоронах умершего читают "талкин" (чеченцы называют это "заъма") есть ли на это далил из Корана и сунны?
Ответ: Этого делать нельзя, потому что этого не делал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и его асхабы.
Вопрос: Большинство людей на Кавказе, делают завещание, чтобы на их похоронах, читали Коран и дали деньги или что-то другое тому, кто читает, нужно ли выполнять это завещание?
Ответ: Нет нельзя.
Вопрос: Можно ли садиться на могилы?
Ответ: Нет нельзя, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не молитесь, обратившись к могилам, и не садитесь на них" (хадис приводится у Муслима).
Вопрос: Можно ли писать на надгробных камнях?
Ответ: Нет нельзя, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил белить могилы, писать на них, строить на них и топтать их" (хадис приводится у ал-Тирмизи).
Вопрос: Можно ли читать Коран на кладбище?
Ответ: Имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад в одном из своих выводов считают, что нельзя читать Коран на кладбище. При этом они основываются на то, что чтение Корана как бы является намазом а совершать намаз на кладбище нельзя и поэтому нельзя читать на кладбище Коран. В другом своём выводе имам Ахмад разрешает это и при этом он основывается на завещание ибн Умара, который завещал, чтобы при его похоронах читали суру "ал бакъара". Самый предпочтительный ответ, что нельзя этого делать, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не читал Коран на кладбище и поэтому не нужно этого делать. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал "Не превращайте свои дома в могилы. Поистине, шайтан бежит из дома, где читается сура ал бакъара (корова)." (хадис приводится у Муслима.)
Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом для чтения Корана, в отличие от домов.
Вопрос: Можно ли совершать намаз на кладбище?
Ответ: Нет нельзя, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не молитесь, обратившись к могилам, и не садитесь на них." (хадис приводится у Муслима.)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Земля вся мечеть, кроме кладбища и бани." (хадис приводится у Абу Давуда, ал Тирмизи, ибн Мажа.)
Вопрос: Можно ли строить гробницы или мечети на могилах?
Ответ: Нет нельзя, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил белить могилу и возводить над ней строения. (хадис приводится у Муслима.)
Вопрос: Некоторые люди после похорон умершего, становятся вокруг могилы и сто раз произносят вслух "ла илаха иллаллах". Есть ли на это далил из Корана и сунны?
Ответ: Это нельзя делать, потому что этого нет ни в Коране и ни посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ни его асхабы не делали это.
Вопрос: Что желательно делать после похорон умершего?
Ответ: После похорон умершего, желательно просить у Аллаха прощения для умершего, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) закончив похороны говорил: "Просите прощения для брата вашего и просите ему стойкости. Истинно, его спрашивают сейчас." (хадис приводится у ал Хакима.)
Вопрос: Большинство людей на похоронах умершего, поднимают могилу над уровнем земли. Есть ли на это далил из Корана и сунны?
Ответ: Нельзя поднимать могилу больше пяди это около 22,5 см. Потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Али "Не оставляй статую, кроме как уничтожишь её, и не оставляй поднятую могилу, кроме как разровняешь её." (хадис приводиться у Муслима.)
Вопрос: Люди, считающие себя приверженцами суфизма, после смерти умершего, собираются в одном месте и произносят "ла илаха иллаллах" 70 тысяч раз, и как бы выкупают грехи умершего, есть ли на это далил из Корана и сунны (чеченцы называют эту процедуру "мах бар")?
Ответ: Это не принесёт умершему ни какой пользы так как этого нет в Коране и сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
Вопрос: Люди, считающие себя приверженцами суфизма, после смерти умершего, совершают процедуру, которую они называют "искъат". Одиннадцать человек собираются в одном месте, один из них, который возглавляет эту процедуру, отдает каждому в руки по очереди Коран или деньги произнося; " я даю тебе этот Коран (или деньги) как выкуп за грехи умершего в таком-то деянии (например - намаз) за такой то год его жизни" и тот, которому он отдаёт это принимает его говоря; "я принимаю" и потом возвращает его, говоря "я возвращаю тебе это". Так продолжается, пока они не выкупят (в их понятии) грехи умершего в совершении намаза, в выплате закат, в держании уразы и совершении хаджа за каждый прожитый им год с пятнадцати лет и до его смерти. Есть ли на это далил из Корана и сунны?
Ответ: Некоторые люди, считавшие себя приверженцами мазхаба Ханафи, пишут об этом в своих книгах. Алимы мазхабов Шафии, Малики и Ханабила считают, что нельзя делать это, потому что этого нет ни в Коране и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его асхабы не делали это.
Вопрос: Некоторые люди, считающие себя приверженцами суфизма, при похоронах, умершего несут на кладбище, читают назмы, есть ли на это далил из Корана и сунны?
Ответ: Этого нельзя делать, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не делал это. Кайс бин Аббад сказал: "Асхабы посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не любили поднимать голос при трёх вещах - при похоронах, при упоминании Аллаха, при битве."
Вопрос: Некоторые люди, перед смертью человека или после его смерти закалывают за него животное, есть ли на это далил из Корана и сунны?
Ответ: Этого нет ни в Коране и ни посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ни асхабы не делали это и поэтому не нужно этого делать.
Вопрос: Говорят, что вы отрицаете, что воздаяние (аджра, мела) за чтение Корана доходит до умерших. Действительно ли это так?
Ответ: Имамы ал Шафии и Малик считают, что воздаяние (аджра , мела) за чтение Корана не доходит до умерших, при этом ал Шафии опирается на аят: "И что человеку лишь то, в чём он усердствовал." (Звезда:53=39)
Вывод из этого аята, что мертвые не получают воздаяние (аджр, мела), потому что они не читали Коран. Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что воздаяния после чтения Корана доходит до умерших, при условии, что чтец Корана не возьмёт деньги или что-либо другое за чтение Корана.
Вопрос: Говорят, что вы отрицаете дачу милостыни за умерших. Действительно ли это так?
Ответ: Нет, мы не отрицаем дачу милостыни за умерших, но мы говорим, что милостыню лучше давать неимущим, а не тем, кто в ней не нуждается.
Вопрос: Человек умирает, и у него остаются несовершеннолетние дети, можно давать милостыню из того, что осталось от умершего?
Ответ: Нет нельзя, если кто-то хочет дать за него милостыню, пусть делает это из своего имущества, но не из имущества сирот.
Деяния приносящие пользу умершему
Вопрос: Можно ли вкратце сказать о деяниях, от которых, для умершего будет польза?
Ответ: Деяния, от которых умерший получит пользу, делятся на два категории:
1) Деяния, которые признаны всеми мусульманскими алимами в том, что умерший получает от них пользу
а) Умерший получит пользу от благих деяний, которые он совершил при жизни
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Когда умирает сын Адама (т.е человек), прекращаются его благие дела, за исключением трёх - нескончаемое пожертвование или знание, от которого получают пользу, или праведный ребёнок, который делает дуа ему." (хадис приводится у Муслима.)
В другом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Тот, кто ввёл в Исламе добрый обычай, будет вознаграждён за него и за того, кто продолжит этот обычай, причём вознаграждение не будет нисколько уменьшено последнему." (хадис приводится у Муслима.)
б) Дуа для умершего
Всевышний Аллах сказал: "Которые, пришли после них, говоря: "Господь наш, прости нас и братьев наших, которые опередили нас в имане, и не делай в наших сердцах злобу на тех, которые уверовали" (собрание 10).
в) Милостыня за умершего
А ал Навави пишет, что все алимы едины во мнении, что от милостыни будет польза умершему, потому что Абу Хурайра рассказал, что один человек сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует) "Поистине, мой отец умер и оставил богатство и не оставил завещание. Искупит ли его грехи, если я дам милостыню за него? Посланник Аллаха сказал: "Да" (хадис приводится у Муслима, Ахмада и у других.)
2) Деяния, относительно которых мусульманские алимы имеют разногласия в том, что умерший получает от них пользу.
а) Соблюдение уразы за умершего
Имамы ал Шафии и Малик считают, что умерший не получит никакой пользы от того, что кто-то держал за него уразу. Но говорят, когда умер человек не держав уразу месяца рамазана, будучи способным делать это, то нужно раздать за каждую уразу пищу. Смысл того, что умерший не получает пользу от того, что кто-то будет держать за него уразу, и того, что этот же умерший получает пользу, если кто-то за него раздаст пищу - заключается в том, что человек не может заменять другого в его поклонении Всевышнему Аллаху и поэтому, если кто-то держал уразу за кого-то, то он не получит ни какой пользы. Но если за него дать пищу, то пища не входит в физическую замену человека в ибадате (деяниях), когда больной человек не может держать уразу из-за своей болезни, то он может раздать неимущим пищу за каждую уразу и точно также, когда человек умирает можно раздать за него пищу за уразу которую он не смог держать при жизни. Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, когда умер человек не держав уразу месяца рамазана, будучи способным делать это, и если раздать за каждую уразу пищу, он получит пользу, но не нужно держать за него уразу. При этом имам Ахмад считает, что если он не держал уразу обета, то лучше если один из его наследников будет держать за него уразу. Ибн Аббас рассказал, что человек пришёл к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: "О посланник Аллаха! Поистине, моя мать умерла, и она держала уразу месяца рамазана (т.е. она должна была держать уразу), не держать ли мне её (уразу) за неё". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: " Если бы на твоей матери был долг, то не отдал бы ты его за неё?" Он сказал: "Да". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Тогда долг Аллаха достойнее в выполнении." (хадис приводится у ал-Бухари и у Муслима.)
б) Совершение хаджа за умершего
Имамы ал Шафии и Малик считают, что умерший не получит никакой пользы от того, что кто-то совершит за него хадж. При этом алимы мазхаба Шафии говорят, что если человек умер и не совершил хадж, будучи в состоянии сделать это, то кто-то должен совершить хадж за этого умершего, взяв расходы из наследства этого умершего. Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что он получит от этого пользу. При этом алимы мазхаба Ханабила говорят тоже самое, что сказали алимы мазхаба Шафии, что если человек умер и не совершил хадж, будучи в состоянии сделать это, то кто-то из его наследников должен совершит хадж за этого умершего взяв расходы из наследства. Ибн Аббас рассказал, что женщина пришла к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: "Поистине, моя мать дала обет совершить хадж и не совершив умерла, не сделать ли мне хадж за неё." Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Соверши хадж за неё, что ты скажешь если бы на твоей матери долг, не отдала бы ты его. Возмещайте, и Аллах достойнее возмещать." (хадис приводится у ал Бухари.)
в) Солат (намаз)
Имамы ал-Шафии и Малик считают, что умерший не получит никакой пользы, от того, что кто-то совершил за него солат. Имам Абу Ханифа считает, что он получит от этого пользу. Имам Ахмад считает, что если умерший не совершил намаз обета и если кто-нибудь совершит за него намаз обета, то он получит от этого пользу. Один человек сказал: "О посланник Аллаха! Поистине, были у меня родители и я делал добро им в их жизни, как я сделаю им добро после их смерти?" Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, из добра после смерти, твоё совершение солата им в вместе с твоим солатом и твоё держание уразы для них в вместе с твоим уразой." (хадис приводится у ал Даракутни.)