Облагаемый закятом минимум равен стоимости 85 граммов золота или 595 граммов серебра, и в пользу этого свидетельствуют достоверные хадисы.
Передают со слов Али б. Абу Талиба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и аль-Бейхаки, и аль-Бухари назвал его достоверным.
Динар – золотая монета, которая во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, весила один мискаль. Это эквивалентно 4,25 г. чистого золота. Двадцать золотых динаров весили 85 граммов золота.
В другом хадисе, рассказанном со слов Али б. Абу Талиба, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов». Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи сказал, что аль-Бухари считал его достоверным.
Дирхем – серебряная монета, которая во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, весила 0,7 мискаля. Двести дирхемов весили 190 мискалей, что эквивалентно 595 г. чистого серебра.
Облагаемый закятом минимум наличных денег можно рассчитывать либо по золоту, либо по серебру. По мнению ученых, в интересах нуждающихся, рассчитывать его следует по серебру. Для этого достаточно подсчитать рыночную стоимость 595 г. чистого серебра. Естественно, что в разных странах эта цифра будет различаться в зависимости от стоимости серебра. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Э.Кулиев
20 сентября 2004 г