Ханафиту, испытывающему затруднения при совершения полного омовения, малого омовения и молитвы по предписаниям своего мазхаба, рекомендуется следовать указаниям мазхаба Малики, как к наиболее близкому школе Ханафи по принятию решений в различных ситуациях. При этом, он должен в дополнение к фардам (Обязательным Предписаниям) своего мазхаба, соблюдать все фарды и мазхаба Малики:
1 - Перед началом полного омовения (гусуль), малого омовении (вуду, абдест) и молитвы (намаз, салят) Обязательно (Фард):
а) принять намерение (ниййат) действовать согласно мазхабу Малики и принимать намерение перед исполнением малого и полного омовений и молитвы.
б) протирать все части тела без перерыва (мувалат); в) и при этом, слегка массировать ладонью (дельк);
г) а также, при полном омовении необходимо протирать волосы, просовывая между ними пальцы, или расчёсывать.
2 - При малом омовении обязательно (Фард):
а) протирать густую бороду и всю голову, включая кожный покров за ушной раковиной, где не растут волосы;
б) женщинам протирать волосы целиком, даже очень длинные;
в) протирать между пальцами рук.; (протирать между пальцами ног - желательно);
3 - Надо помнить, что если при касании мужчины кожного покрова (или волос) жены или посторонней женщины возбуждается страсть, то омовение его будет нарушено. Если коснулся случайно (бесстрастно), то омовение не нарушается. То же самое и в отношении женщин.
[Нарушится омовение мужчины и в случае, когда он коснётся ладонью своего полового органа. При подобном случае у женщин, - нарушения нет].
4 - По мазхабу Малики очищение чистым песком или землёй (при необходимости) можно совершать только после наступления времени очередной молитвы.
5 - Специальная обувь (Мест) в этом мазхабе протирается полностью, - и сверху, и снизу. Не дозволяется одевать такую обувь только из-за неудобства мытья ног. Уважительной причиной для одевания такой обуви, может быть болезнь или слишком холодная погода, при которой существует опасность заболевания. В других случаях можно одеть лишь с намерением соблюдения Сунны.
6 - Является фардом: а) читать в каждом ракаате суру "Фатиха"; б) сидеть между двумя суджудами; фиксировать (тума'нинат) положения рукуу (поясной поклон) и суджуд (земной поклон); в) приветствовать после окончания молитвы.
[При совместной молитве, джамаат за имамом не читает суру "Фатиха"].
Уже говорилось о том, что следовать предписаниям другого мазхаба, вовсе не означает перехода из своего мазхаба в другой. Совсем нет. При следовании предписаниям другого мазхаба (в случае затруднений в своём), мусульманин должен придерживаться лишь обязательных предписаний (фард) этого мазхаба и избегать положений, которые по этой школе нарушают (муфсид) исполняемое поклонение. Если по мазхабу Ханафи какое-либо действие исполняемого поклонения является сунной, а при следовании мазхабу Малики это же действие является нежелательным (макрух), то его следует исполнить как сунну.
К примеру: а) По мазхабу Ханафи в молитве перед чтением суры "Фатиха", по сунне произносится "Аузу…Бисмилля…". Поизносить эту фрмулу по мазхабу Малики нежелательно (макрух). Но для Ханафита, при следовании мазхабу Малики, произнесение этой формулы остаётся весьма желательной (сунна).
b) Если "определённое состояние" женщины длится 13 дней, то согласно фетвам мазхаба Ханафи, кровотечение во все дни после 10-го являются уважительным недостатком (болезнью). По этому мазхабу, в эти дни женщина совершает полное омовение и исполняет молитвы. По мазхабу Малики "определённое состояние" ограничено 15 днями. Если кровотечение продолжается все 15 дней, то молитву исполнять ей не разрешено. В этом случае, женщина ожидает окончания кровотечения до исхода 15-го дня. На 16-ый день она совершает полное омовение и читает молитвы. Пропущенные фарды после 10-го дня, обязательные по своему мазхабу, ей надо будет восстановить. Таким образом женщина исполнит фарды двух мазхабов и избежит запреты этих школ.
Теперь о путнике и госте (мусафир):
c) Если человек находился в месте прибытия меньше 15 дней, то по мазхабу Ханафи он остаётся в положении мусафир, а по мазхабу Малики - нет. По фетвам этой школы, человек перестаёт быть мусафир, а становится "муким", если примет намерение находиться в месте прибытия 4 дня и более (кроме дня приезда и отъезда). Если намерение было на 3 дня или менее, то будет мусафир. Если в указанном случае молитва будет исполнена в 2 ракаата, то она не будет действительной. Так как при следовании другому мазхабу, необходимо было соблюдение фардов этого мазхаба, то и молитву надо было исполнить по мазхабу Малики, - в 4 ракаата.
d) Человек, совершивший переход (поездку) на расстояние, превышающее 80 км., по мазхабу Малики становится "сафари", а по мазхабу Ханафи - нет. И если ханафит, следуя мазхабу Малики, исполнит молитву в 2 ракаата вместо 4-х, то она не будет действительной, из-за нарушения фарда мазхаба Ханафи. По мазхабу Малики сокращения молитв путнику является сунной. Следовательно, надо было отдать предпочтение фарду своего мазхаба, а не сунне мазхаба Малики.
Необходимо запомнить, что при следовании другому мазхабу, мы соблюдаем фарды обеих школ. Вы конечно можете задать вопрос: "Что делать, если какое-либо действие по одному мазхабу является фардом (обязательным к исполнению), а по другому - муфсидом (нарушением)"?
Ответ: Так вот, подобных противоречий в мазхабах Суннитов практически нет.
*********************