Путники в составе группы:
Если путники совершают путешествие в составе группы (ученики, солдаты, рабочие бригады и т. п.), то члены групп действуют в соответствии с указаниями своих руководителей. До той поры, пока они не получат ясного приказа оставаться на месте прибытия 15 дней и более, члены таких групп будут в положении "Мусафир". И значит, будут читать молитвы сокращённо.
Если такого приказа или сообщения они не получат, то будут оставаться в положении "Мусафир", сколько бы ни находились в этом месте.
Три вида понятия «Ватан» («Родина»; место постоянного проживания): 1) Ватан-уль-Асли. 2) Ватан-уль-Икамати. 3) Ватан-ус-Сукна.
1) Ватан-уль-Асли – Место рождения человека, или место женитьбы. Или это может быть местом, где намеревается жить постоянно. Ватан-уль-Асли может измениться лишь в случае, когда человек примет решение изменить место своего постоянного проживания и переедет жить на новое место. Например: постоянным местожительством человека был населённый пункт, где он родился и вырос. Но, вот он женился и решил переехать жить в город, где постоянно проживает его жена (муж). В этом случае первоначальный Ватан-уль-Асли этого человека изменится. И если, этот человек будет приезжать менее чем на 15 дней в город своего детства, то будет в положении Мусафир и поэтому 4-х ракаатные молитвы надо будет читать сокращённо в 2 ракаата. Так делал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Приезжая из Медины в город своего детства и женитьбы - Мекку, читал молитвы сокращённо.
Мужчина, имеющий несколько жён в разных городах, при посещении их поочерёдно не будет считаться Мусафир. Каждый из этих пунктов будет считаться для него местом постоянного проживания - Ватан-уль-Асли.
2) Ватан-уль-Икамати – По мазхабу Ханафи, - это место, находящееся на расстоянии не менее чем 103 км. 680 м. от Ватан-и Аслы, куда мусульманин приезжает с намерением оставаться не менее 15 дней. Находясь в этом месте 15 и более дней, молитвы не сокращает. (По мазхабам Малики, Шафии и Ханбали это расстояние равно 80 км. 640 м.).
Если мусульманин оставит Ватан-и Икамат с намерением изменить своё местонахождение, то вне зависимости от пройденного расстояния, первоначальный Ватан-уль-Икамати потеряет своё значение.
Ватан-уль-Икамати потеряет свой значение и в том случае, когда человек примет намерение возврата домой (в Ватан-и Аслы).
Ватан-уль-Икамати потеряет своё значение, если мусульманин оставит это место с намерением трёхдневного пути. Если он оставит Ватан-уль-Икамати с намерением пройти расстояние меньше условленного трёхдневного пути, то при возвращении на это место, оно будет оставаться для него Ватан-уль-Икамати.
3) Ватан-ус-Сукна – Место, находящееся на расстоянии не менее чем 103км. 680м. от постоянного местожительства, куда мусульманин приезжает с намерением побывать менее 15 дней. В этом месте Обязательные молитвы (Фарды) в 4 ракаата читаются сокращённо - в 2 ракаата.
По мазхабу Малики сокращение молитв мусафиром, является сунной. Не разрешено (Макрух) мусафиру следовать местному имаму ни при обязательной, ни при дополнительной молитве.
По мазхабам Шафии и Ханбали мусафиру дозволяется исполнять эти молитвы и в 2 и в 4 ракаата. Но в 2 ракаата считается предпочтительней. По мазхабу Шафии дозволено мусафиру следовать за местным имамом при исполнении и Обязательной (фард), и дополнительной (сунна) молитвы. Аль-хамду ли-л-Лахи Раббиль-алямиин! - Хвала Аллаху Господу миров!
Использованная литература: "Tam ?lmihal", M. S?dd?k G. ?stanbul, -1996.
"Dini Terimler S?zl???"- Enver ?ren. ?stanbul, 1995. "Muhtasar ?LM?HAL" -Hasan Arikann, Istanbul, - 1997
ОСОБЕННОСТИ СЛЕДОВАНИЯ ОСТАЛЬНЫМ 3-М МАЗХАБАМ
В книгах "Радд-уль-Мухтар…" имама Ибн-и Абидина и "Мизан-уль-Кубра" имама Абд-ул-Ваххаба Шаърани, говорится, что если мусульманин испытывает затруднения при исполнении некоторых поклонений по своему мазхабу, то он может исполнять их путём следования остальным трём мазхабам Ахл ас-Сунна ва-ль-Джамаъа. Имам Абдулгани Наблуси в своей книге "Хадикат…" пишет: "При следовании в поклонениях предписаниям других мазхабов, необходимо соблюдать все фарды этих школ…". О возможности следования остальным 3-м школам и о соблюдении определённых положений сообщают: Ибни Нуджайм Зайн-ал-Абидин (ум. в 970/1562) в книге "Бахр-ур-ра'ик"; Ибн-и Нуджайм-и Умар (ум. в 1005/1597) в книге "Нахр-ул-фаик"; Имам Тахтави (Ахмад б. Мухаммад, ум. в 1231/1815) в своих комментариях к книге "Мерак-иль-фалях" и другие.
Имам Раббани (Ахмад-и Фаруки Серхенди, 971-1034/1536-1624) в своей книге "Мактубат" пишет: "Создавать затруднения мусульманам - Харам. Ввиду этого, учёные мазхаба Шафии рекомендовали последователям своей школы в затруднительных ситуациях следовать фетвам мазхаба Ханафи. К примеру, согласно фетвам мазхаба Шафии, необходимо отдавать закяат представителям восьми классов нуждающихся мусульман. Ввиду того, что в наше время многие из этих классов нуждающихся просто не существуют, последователи мазхаба Шафии могут отдать свой закяат следуя мазхабу Ханафи. Так как в мазхабе Ханафи, мусульманин может отдать закяат представителям или представителю любого класса нуждающихся мусульман".
В то же время, Шафиит, следовавший фетвам мазхаба Ханафи при отдаче закяата, вовсе не обязан следовать этому мазхабу и в посте, и в молитве, и в других поклонениях, если не испытывает каких-либо затруднений в этих поклонениях при следовании фетвам своей школы.
Или другой пример: Шафииту, совершающему Хадж, очень трудно, а в отдельных случаях просто невозможно, сохранить своё омовение при семикратном обходе Каабы, из-за большой вероятности касания рукой кожного покрова (руки) женщины. Причина известная, - слишком большое скопление народа. В таких случаях, последователю школы Шафии дозволено следовать фетвам школы Ханафи, где такое касание не считается нарушением омовения. Но, когда такой необходимости (затруднений) нет, то следование облегчённым фетвам других мазхабов запрещено, - Харам. (Об этом пишут авторы книг "Хадикат…", "Радд-уль-мухтар…").
Ещё один пример: В случае затруднений, путнику ханафиту дозволяется совмещать исполнение двух разных молитв в одно время, следуя мазхабу Шафии. По фетвам этого мазхаба такое совмещение дозволено. Но только путнику! (В остальных случаях смотрите условия следования мазхабу Ханбали). К тому же, при этом необходимо чтобы и полное омовение (гусл), и малое омовение (вуду, абдест), и соблюдение фардов при молитве соответствовали условиям школы Шафии. Если, к примеру, ханафит дотронулся до кожного покрова женщины, а затем совместил две молитвы в одно время, следуя мазхабу Шафии, то в результате окажется, что молитва была исполнена без омовения. Так как предварительное омовение ханафита не соответствовало условиям омовения по мазхабу Шафии. (Об этом сказано в книге "Хулясат-ут-тахкик" Абдулгани Наблуси).