Голень (сак) Пречистого Аллаха
Мы обязаны верить в то, что у Аллаха есть Голень. Мы не можем отрицать этого, потому что Пречистый Господь сказал:
«В тот день, когда обнажится Голень [Аллаха], их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать [этого]» (Аль-Калам, 42). Смысл этих слов разъясняется в хадисе Абу Са‘ида аль-Худри, переданном в обоих «Сахихах». В нем сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
???????? ???????? ???? ??????? ?????????? ???? ????? ???????? ???????????? ? ????????? ???? ????? ???????? ??? ?????????? ??????? ?????????? ? ?????????? ?????????? ????????? ???????? ??????? ????????
«Наш Господь обнажит Свою Голень, и тогда все верующие мужчины и женщины падут ниц перед Ним. А те, кто в мирской жизни падал ниц ради доброго имени, показывая себя перед людьми, останутся стоять. Они захотят совершить поклон, но их позвоночник превратится в один сплошной позвонок»[1].
Следует отметить, что признание Голени Аллаха равносильно признанию Его Руки, слуха, зрения и других атрибутов. Что касается высказывания Ибн ‘Аббаса о том, что под «обнажением голени» здесь имеется в виду тяжесть положения, то оно противоречит комментарию Ибн Мас‘уда, в котором сообщается о том, что это Господь обнажит Свою Голень[2].
Как прекрасно высказывание аш-Шаукани: «Аллах дал нам достаточное толкование данного аята, переданное в словах Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Оно не предполагает ни существования у Него телесной оболочки (таджсим), ни уподобления Его творениям (ташбих), ибо нет никого подобного Ему».
Ибн Джарир ат-Табари и Ибн Касир привели комментарий Ибн ‘Аббаса наряду с версиями хадиса, разъясняющего смысл коранического текста. Они не интерпретировали хадис вопреки его очевидному смыслу. Следовательно, они не видели противоречия между хадисом и суждением Ибн ‘Аббаса. В день воскресения положение действительно будет тяжелым, и это не противоречит тому, что Аллах обнажит Свою Голень.