Краткая информация о земных поклонах, для исправления допущенных в молитве ошибок


ХвалаАллаху, Господу миров! Мир и благословения господину всех посланников,нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!

Многиемусульмане часто задают вопросы о том, что делать, если в намазедопущена ошибка. Подобных ошибок не может избежать ни один человек,поэтому знание этого вопроса обязательно для каждого мусульманина.Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывалиразличные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос, впервую очередь, необходимо узнать, что говорится об этом в священнойСунне, т.е. хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах иприветствует).

1. Абдуллах ибн Бухейна рассказывал, что Пророк(да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними полуденныйнамаз зухр, после первых двух рак‘атов не сел [для ташаххуда], а встал.Люди встали вслед за ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидалислов приветствия (т.е. слов “ас-саламу 'алейкум уа рахматуллах”), он,сидя, возвеличил Аллаха (т.е. сказал: “Аллаху акбар”), совершил дваземных поклона, а затем произнес слова приветствия. (Этот достоверныйхадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи,ан-Насаи и Ибн Маджа.)

2. Абу Хурейра рассказывал, что Пророк(да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними один издневных намазов (т.е. полуденный намаз зухр или послеполуденный намаз‘аср), совершил всего два рак‘ата. Затем он встал и подошел к доске,находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Средимолящихся находились Абу Бакр и Умар, но и побоялись сказать что-либо.Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: «Развенамаз стал короче?» Мужчина, которого Пророк (да благословит его Аллахи приветствует) называл Зу-ль-йадейн (из-за того, что у него былидлинные руки,) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты совершил ошибку позабывчивости или намаз стал короче?» Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) ответил: «Я ничего не забыл, и намаз не стал короче». НоЗу-ль-йадейн сказал: «Нет, ты действительно забыл». Тогда Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) совершил еще два рак‘ата,произнес слова приветствия, затем возвеличил Аллаха и совершил земнойпоклон так, как делал это обычно или немного дольше, затем поднялголову (т.е. сел) и возвеличил Аллаха, затем еще раз положил головуназемь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон, как он обычно делалэто или дольше, затем он поднял голову и вновь возвеличил Аллаха. (Этотдостоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи,ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Бейхаки, Малик и др.) Одного из передатчиковэтого хадиса Мухаммада ибн Сирина спросили: “Произнес ли он словаприветствия после поклонов для исправления ошибки?” Он ответил: “Я непомню, чтобы Абу Хурейра говорил о них, но Имран ибн Хусайнрассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)произнес их и после того, как совершил поклоны для исправления ошибки”.Эта добавка приводится у аль-Бухари, Муслима и др.

3. Абу Са‘идаль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если один из васзасомневался в намазе, не зная, сколько рак‘атов он совершил: три иличетыре, то он должен отбросить сомнения и опираться на то числорак‘атов, в которых он уверен (т.е. на минимальное. В данном случае –три рак‘ата.). Затем ему следует совершить два земных поклона допроизнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пятьрак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов.Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением дляшайтана». (Этот достоверный хадис передал Муслим).

4. Ибн Мас‘удрассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)как-то совершил с ними намаз, а когда он произнес слова приветствия,люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, неужели намаз изменен?» Онспросил: «А в чем дело?» Они сказали: «Ты совершил то-то и то-то».Тогда он обратился лицом к Кибле и совершил два земных поклона, а послепроизнес слова приветствия. Затем он повернулся к нам лицом и сказал:«Если намаз будет изменен, то я непременно сообщу вам. Я – всего лишьчеловек, такой же как и вы. Я забываю, так же как и вы. Поэтому, когдая забываю что-то, напоминайте мне. Если кто-либо из вас станетсомневаться в намазе, то пусть опирается на то, в чем он уверен, идоведет намаз до конца, а затем совершит два земных поклона». (Этотдостоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим).
В этом хадисе несообщается, когда следует совершать земные поклоны: до произнесенияслов приветствия или после этого. А в хадисе, который Ибн Хузеймапризнал достоверным и который передали Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи отплемянника Али ибн Абу Талиба Абдуллаха ибн Джа‘фара, говорится, чтоПророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто станетсомневаться в намазе, пусть совершит два земных поклона после того, какпроизнесет слова приветствия».

5. Абдуллах ибн Мас‘удрассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует),совершая полуденный намаз, совершил пять рак‘атов. Его спросили: «Намазстал длиннее?» Он сказал: «Нет, а в чем дело?» Люди сказали: «Тысовершил пять рак‘атов». Тогда он совершил два земных поклона послеслов приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

6.Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах иприветствует), совершая намаз, допустил ошибку и совершил два земныхпоклона. Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия. (Этотхадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и др. от Аш‘аса ибн Абд аль-Маликааль-Хамрани от Мухаммада ибн Сирина от Халида аль-Хазза от Абу Кулабыот Абу аль-Мухаллиба от Имрана ибн Хусайна.)
Это лишь несколько хадисов о земных поклонах для исправления ошибки.
ИмамАхмад сказал, что известно, что Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) ошибался в намазе в пяти случаях: он завершил намаз,состоящий из четырех рак‘атов, однажды после двух, а также после трехрак‘атов, однажды он удлинил намаз, а однажды укоротил его, а такжеоднажды забыл прочесть ташаххуд после второго рак‘ата.
Существуеттакже много слабых и недостоверных хадисов на эту тему, например, хадисСаубана о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «При каждой ошибке надо совершать два земных поклона послепроизнесения слов приветствия». Этот хадис со слабым иснадом (т.е.цепочкой передатчиков) передали Абу Дауд и Ибн Маджа. В его иснаде естьИсма‘ил ибн Аййаш, о котором есть противоречивые высказывания ученых,изучающих передатчиков хадисов. Поэтому такой хадис нельзя использоватьв качестве аргумента.
Из этих хадисов видно, что Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) иногда допускал ошибки в намазе,после чего совершал земные поклоны либо до произнесения словприветствия, либо после этого.
Все мусульманские ученые единодушны втом, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазеобязательно, т.е. уаджиб. Тем не менее между учеными есть и небольшиеразногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право самвыбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветствия.
ИмамМалик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершитьземные поклоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.
Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следует совершать после слов приветствия, а после них – читать ташаххуд.
Имамаш-Шафи‘и говорил, что, в целом, земные поклоны следует совершать дослов приветствия. Все ученые пытались опираться на известные им хадисыПророка (да благословит его Аллах и приветствует) и правильноистолковать хадисы иного толка. Так, например, имам аш-Шафи‘и считал,что хадисы о том, что земные поклоны надо совершать после словприветствия, были аннулированы, т.е. мансух. Ибн Кудама писал, что имамаз-Зухри сказал, что при своей последней ошибке в намазе Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) совершил земные поклоны до словприветствия. Однако это не достаточный аргумент для утверждения, чтопоступать иначе нельзя, ибо Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) и прежде делал и то, и другое.
Что касается взглядовученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, тоэтот хадис слабый, т.е. да'иф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге«Ирва аль-Галиль» (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики(иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадиспротиворечит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз(отклоненный). Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал отХалида аль-Хаззы только один этот хадис. При этом только в немсообщается, что Халид упоминал о чтении ташаххуда после словприветствия. Ученики Халида – Шу‘ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи,Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибн Зари‘ и др. – не упоминали об этом.Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, но странным, т.е.гариб. А имам аль-Бейхаки назвал его слабым. Таким образом, чтениеташаххуда Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после словприветствия не установлено!
В перечисленных нами хадисах есть ещеодно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас‘уда (под номером 4) иАбдуллаха ибн Джа‘фара говорится, что Пророк (да благословит его Аллахи приветствует) велел при сомнениях в намазе совершать земные поклоныпосле слов приветствия, а в хадисе Абу Са‘ида – до них. Имам ас-Сан‘аниговорил, что и то, и другое разрешено. Но шейх аль-Мубаракфаури, многиеученые ханбалитского мазхаба и др. приверженцы хадисов Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует) считают, что между хадисами нетпротиворечий. В случае, когда молящийся сомневается и совершенно неможет вспомнить, в каком же рак‘ате он находится, он должен опиратьсяна меньшее число рак‘атов и совершить земные поклоны до словприветствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са‘ида. Если же молящийсяпомнит, какой рак‘ат он совершает, но в его душу закралось легкоесомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз исовершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще разповторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас‘уда иАбдуллаха.
Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос имнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мыдо сих пор умалчивали, а это – мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Онсказал о рассматриваемых нами земных поклонах: “Иногда их следуетсовершать до слов приветствия, иногда – после, как это делал Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует)”. Он также сказал: “Если бы нехадисы о том, как поступал Пророк (да благословит его Аллах иприветствует), то я посчитал бы, что эти земные поклоны надо совершатьдо слов приветствия, потому что они относятся непосредственно к намазуи завершать их надо до слов приветствия. Но я считаю, что в техслучаях, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)совершал земные поклоны после слов приветствия, их следует совершатьпосле, а во всех остальных случаях – до слов приветствия”.
Это –позиция объективного верующего, который руководствуется учением Пророка(да благословит его Аллах и приветствует) и ставит его решение превышесвоих суждений и своей логики.
Из всего сказанного видно, как сложноученым найти правильное решение и разобраться в большом количестведостоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться нате мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такоемнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещалсохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мысами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаныприслушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, атем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мыизложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае ибудем основываться на всех имеющихся хадисах.

1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны:

-если человек по невнимательности добавил поясной или земной поклон,если он прежде времени встал для чтения “Фатихи”, или сел для чтенияташаххуда, или прежде времени произнес слова приветствия;
- если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
-если он по невнимательности пропустил один из уаджибат намаза,например, ташаххуд после двух первых рак‘атов или слова “Аллаху акбар”(эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз непринимается) и т.п.;
- если он, находясь в намазе, засомневался в числе совершенных рак‘атов или земных поклонов.

2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.

3.Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправленияошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этомсказал имам Ибн Кудама в “аль-Мугни”.

4. В земных поклонах дляисправления ошибки, т.е. суджуд ас-саху, следует говорить то же, что ив обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахуодинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так ив дополнительных намазах.

5. Если молящийся встал на лишний,например, пятый, рак‘ат, то он должен прервать его и вернуться внеобходимое положение без слов “Аллаху акбар”, затем довести намаз доконца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджудас-саху, затем еще раз произнести слова приветствия.

6. Если онзавершил намаз, не сделав одного или более рак‘атов, а затем емунапомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное числорак‘атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затемсовершить суджуд ас-саху, а затем еще раз произнести слова приветствия.

7.Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-саху, и вспомнил обэтом вскоре после того, как закончил намаз, то он должен совершить этиземные поклоны, независимо от того, говорил после намаза или нет. Ноесли прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, илипродолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), тоземных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.

8.Если ошибку совершил имам, то земной поклон должны совершать имолящиеся за ним. Если же ошибся кто-либо из молящихся за имамом, тоего ошибка смывается правильными действиями имама. В этом случае земныепоклоны суджуд ас-саху не совершаются.

9. Если молящийся,находясь в намазе, сомневается в числе совершенных рак‘атов, то онопирается на меньшее их число, в котором он уверен, и совершает суджудас-саху до произнесения слов приветствия. Если же сомнения приходятпосле завершения намаза, то на них не следует обращать никакоговнимания.

10. Если он по ошибке добавил лишний фард намаза, аэто – слова “Аллаху акбар” в самом начале намаза, стояние для чтения“Фатихи” по мере возможности, чтение “Фатихи”, поясной поклон,выпрямление после него, земные поклоны, сидение между ними, сидение длячтения заключительного ташаххуда, чтение заключительного ташаххуда,слова “ас-саламу алейкум ва рахматуллах” и др. – то должен совершитьсуджуд ас-саху после слов приветствия (естественно, после суджудас-саху надо еще раз произнести слова приветствия). Если же молящийсядобавил фард намаза сознательно, то его намаз неверен.

11. Еслион пропустил фард намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этогофарза в следующем рак‘ате (например, пропустил поясной поклон руку‘ впервом рак‘ате и вспомнил об этом до того, как совершил руку‘ второгорак‘ата), то необходимо вернуться к пропущенному фарду и довести намаздо конца, совершив суджуд ас-саху до слов приветствия. Если же онвспомнил об этом, когда уже совершил этот же фард следующего рак‘ата,то рак‘ат, в котором был пропущен фард не засчитывается. Его следуетповторить и совершить суджуд ас-саху после слов приветствия. Помните,что это правило распространяется только на фарды намаза (см. пункт 10).Оно не относится к тем случаям, когда пропущено что либо из того, чтоотносится к уаджибу или сунне намаза. В этих случаях возвращаться кпропущенному элементу намаза нельзя. Подобное действие также нарушаетнамаз. Поэтому мусульманин должен хорошо знать, что относится к фардам,а что к уаджибам, сунне и т.д.

12. Если молящийся пропустилташаххуд после двух первых рак‘атов, но не успел выпрямиться , то ондолжен вернуться, сесть и прочесть ташаххуд, а затем просто довестинамаз до конца. Если же он уже выпрямился, то садиться для чтенияташаххуда нельзя, а следует совершить суджуд ас-саху до словприветствия. Также суджуд ас-саху до слов приветствия совершается, еслимолящийся пропустил один из уаджибов намаза, например, не сказал слов“Аллаху акбар” во время движений или слов “сами‘аллаху лиман хамидах,Раббана уа лякаль хамд” после поясного поклона руку‘, не прочел зикровпри поясных или земных поклонах и т.д.

13. Если молящийсясовершил ошибки, которые требуют от него совершения суджуд ас-саху какдо слов приветствия, так и после них, то он должен совершать суджудас-саху до слов приветствия.

14. Если имам ошибся в фардахнамаза, то молящиеся за ним не должны следовать его ошибке и обязанысказать “субханаллах”, чтобы имам исправился. Если же имам пропустилташаххуд после двух рак‘атов и уже выпрямился, то молящиеся за нимдолжны подчиниться имаму.

15. Если молящийся ошибся и совершилсуджуд ас-саху не в нужном месте, то ничего страшного в этом нет,потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел намсовершать и то, и другое.
Разногласия в этом и других вопросах,касающиеся мусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться впротиворечия и конфликты между мусульманами. Подобные разномнениязаставляют нас глубже изучать законы нашего Господа и сильнеестремиться быть похожими на нашего Пророка (да благословит его Аллах иприветствует). Те, кто искал истину, получат за это вознаграждениеАллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительноотноситься друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великиеученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когданадо совершать тот или иной поклон суджуд ас-саху. А Аллаху об этомведомо лучше!
Да дарует вам Аллах великую награду за приверженностьдороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир и благословениеПророку Мухаммаду и его праведным последователям!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аль-Мугъни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма‘ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан‘ани
4. Булугъ аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ируа аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дурар аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-‘Аббир
8. Аль-Фатауа аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам уа аль-Иман, шейх Мухаммад Зину

Абу Асия аш-Шаркаси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика