Глава 3 ПОДЛИННО УБЕЖДЁННЫЙ В ТАУХИДЕ ВОЙДЁТ В РАЙ БЕЗ ОТЧЁТА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Знание о рангах людей в зависимости от степени их убеждённости в таухиде.

2. Что означает достижение полного таухида.

3. Похвала Всевышнего Ибрахиму, мир над ним, за то, что он не был из числа многобожников.

4. Его похвала избранным людям за то, что они убереглись от ширка.

5. Одним из условий достижения подлинного таухида является отказ от заклинаний и прижигания.

6. Обобщением этих качеств является упование на Аллаха.

7. Глубокое осознание сподвижниками Пророка Да благословит его Аллах и приветствует того факта, что они достигнут этого только трудом.

8. Их стремление к добру.

9. Превосходство этой общины как в количестве, так и в качестве.

10. Превосходство сподвижников Мусы, мир над ним.

11. Пророку Да благословит его Аллах и приветствует были показаны различные общины.

12. В день Воскресения каждая община соберётся вокруг своего пророка.

13. Малочисленность людей, откликнувшихся на призыв пророков.

14. Тот из них, кому никто не внял, придёт в одиночестве.

15. Польза этого знания в том, что неследует обольщаться многочисленностью и не следует становитьсяотшельниками при малочисленности.

16. Разрешение пользоваться заклинанием от сглаза и укуса змеи и скорпиона.

17. Глубокие знания салафов, так какбыло сказано: «Хорош тот, кто уловил услышанное. Однако...» Знаниетого, что первый хадис не входит в противоречие со вторым.

18. Салафы были далеки от того, чтобы незаслуженно восхвалять человека.

19. Слова «Ты будешь среди них» являются одним из пророческих возвещений.

20. Превосходство Уккаши.

21. Использование увиливаний в речи*.

22. Прекрасная этика посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует .

*Аль-Куртуби по этому поводу сказал: «Положение, в котором находился второй [просящий. — Ред.] не было таким же, как положение Уккаши, поэтому Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетне исполнил его просьбу. Если бы он исполнил её, то ему пришлось быпозволить каждому присутствующему попросить то же самое, и этопродолжалось бы беспрерывно. Этим ответом он закрыл эту дверь». Пророк Да благословит его Аллах и приветствует исключил возможность для подобной просьбы со стороны недостойного этого, что и является примером увиливания в речи.

Всевышний Аллах сказал

«Поистине, Ибрахим был имамом, усердным пред Аллахом, ханифом, и не был он из числа многобож-ников».* (Пчёлы, 129).

*Всевышний сказал: «Был вамхороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним, когда они сказалисвоему народу: “Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесьпомимо Аллаха. Мы отказываемся от вас. Началась между нами и ваминенависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха Единого”, заисключением слов Ибрахима отцу своему: “Я буду просить прощения длятебя, но я ничем не владею для тебя у Аллаха...”» (Испытуемая, 4). Всевышний упомянул, что Его возлюбленный Ибрахим сказал своему отцу Азару: «Я отделяюсь от вас и от того, к чему вы взываете помимо

Аллаха. Я взываю к своему Господу, может быть, я не буду безуспешен вмольбе к Господу своему”. И когда он отделился от них и от того, чемуони поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йакуба, и всехих сделали Мы пророками». (Марйам, 48-49.). Вот подлинная убеждённость в таухиде! Это —непричастность и отдаление от ширка и его приверженцев, отказ от них,ненависть и вражда к ним. И Аллах — Прекрасный Помощник! (из тафсира[толкования] Ибн Джарира ат-Табари).

Всевышний также сказал: «Кто желучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, совершая благиедела, и последовал религии Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллах избралИбрахима возлюбленным!». (Женщины, 125).

Подлинная убеждённость в таухиде —искреннее обращение его к Аллаху и очищение от пороков ширка, ереси(бид(а) и грехов. Именно этими качествами Всевышний охарактеризовалИбрахима, мир ему.

Во-первых, он был имамом, образцом,учил добру. Этого он добился благодаря своему постоянному терпению иубеждённости, за счёт которых достигается образцовость и имамат врелигии.

Во-вторых, он был усердным (канит) предАллахом. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Усердие пред Аллахом — этопродолжительное подчинение. Если совершающий Намаз удлиняет кийам(стояние), или руку( (поклон), или саджда (земной поклон), то онявляется канитом. Всевышний Аллах сказал: «Разве не тот, кто усерден в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается жизни Будущей и надеется на милость своего Господа..?» (Толпы, 9).

В-третьих, он был ханифом. Ибн аль-Каййим сказал: «Ханиф — это стремящийся к Аллаху, отворачивающийся от всего, кроме Него».

В-четвёртых, он не был из числамушриков из-за полноты его искренности пред Аллахом, совершенства еговерности и отдалённости от ширка.

Всевышний также сказал:

«...Которые не придаютсотоварищей Господу своему, и которые подают в милостыню то, чтоподают, в то время как сердца их трепещут оттого, что они к Господусвоему возвратятся, — это они стремятся к благам и опередят других напути к ним». (Верующие, 59—61).

Хусайн ибн Абдуррахман рассказывал: «Ябыл как-то у Саида ибн Джубайра, и он спросил: “Кто из вас виделзвезду, которая упала вчера?” Я ответил: “Я видел”. Затем я сказал: “Ноя не был на Намазе, я был ужален”. Он спросил: “А что же ты делал?” Яответил: “Читал заклинание”*. Он спросил: “А что побудило тебя кэтому?” Я ответил: “То, что рассказал нам аш-Шааби”. Он спросил: “А чтоон рассказал вам?” Я ответил: “Он рассказал нам, что Бурайда ибналь-Хусайб сказал: “Заклинание можно читать только против сглаза илиукуса змеи или скорпиона”. Он сказал: “Хорош тот, кто усвоилуслышанное. Однако Ибн Аббас рассказал нам, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Мне были показаны общины**.Я увидел пророка с группой*** людей, пророка, с которым был одинчеловек и два человека, и пророка, с которым никого не было. Вдругпередо мной оказалось множество людей, и я подумал, что это — мояобщина. Но мне было сказано: “Это — Муса и его народ”. И тут я увиделещё одно множество людей, и мне было сказано: Это есть твоя община.Семьдесят тысяч из них войдут в Рай без отчёта и наказания. Затем он поднялся и вошёл к себе в дом. Люди пустились в рассуждения поповоду этих обитателей Рая, и некоторые из них сказали: “Наверное, онибыли спутниками посланника Аллаха”. Другие же сказали: “Скорее это те,кто родились в Исламе и не приобщали никого к Аллаху”. Высказывались идругие мнения. Когда же к ним вышел посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует они сообщили ему об этом, он сказал: Это те,которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не делают прижиганий ине просят об этом, не суеверны и которые уповают на своего Господа. Тогда поднялся Уккаша ибн Михсан и сказал: “Помолись Аллаху, чтобы я стал одним из них”. Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетТы будешь среди них. После этого поднялся
сказал:

кто-то ещё и тоже сказал: “Помолись Аллаху, чтобы и я стал одним из них”. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует ответил: В этом Уккаша уже опередил тебя ».**** (Аль-Бухари 10/130, 131, Муслим (220), ат-Тирмизи (2448).

* Заклинание (араб. «рукйа») — здесь: чтение Корана с целью излечения. См. гл. 8.

** В ривайе, приведённой ат-Тирмизи иан-Насаи от Абсара ибн аль-Касима от Хусайна ибн Абдуррахмана,говорится: «Это было в ночь аль-Исра( [то есть в ночь, когда Пророк Да благословит его Аллах и приветствует был перенесён Всевышним Аллахом из Мекки в Иерусалим. — Ред.]».

*** Араб. «рахт»: имам ан-Навави сказал, что это — группа людей не более десяти человек.

**** «...Те, которые не просят, чтобыим прочли заклинания...» — так звучит этот хадис в «ас-Сахихах»аль-Бухари и Муслима, а также в «аль-Муснаде» Ахмада, который передалэтот хадис от Ибн Масуда. Однако в одной ривайе у Муслима говорится:«...Те, которые не читают заклинаний...» Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа поэтому поводу сказал: «Это — добавка вследствие ряссеянности передающегохадис. Пророк говорил “не читают заклинаний”. Наоборот, когда егоспросили о заклинаниях, он сказал: Кто из вас может быть полезным своему брату, пусть сделает это. ( Муслим (2199) от Джабира ибн Абдуллы). Он также сказал: Нет ничего страшного в заклинании, которое не является ширком. (Муслим (2301), Абу Дауд (3886) от Ауфа ибн Малика аль- Ашджаи). Крометого, Джибриль читал заклинание Пророку. (Муслим (2186), ат-Тирмизи(72) от Абу Саида аль-Худри и Муслим (2185) от Аиши), а также самПророк читал заклинания своим сподвижникам (аль-Бухари 10/177, Муслим(2194), Абу Дауд 3895) от Аиши)».

Аль-Хаттаби сказал: «Смысл хадисазаключается в том, что нет заклинания целебнее и насущнее, чемзаклинание от сглаза и укуса скорпиона или змеи. Пророк сам читалзаклинания, и ему читали заклинания».

Вторым качеством, которое выделил посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетявляется отказ от прижигания железом. Само по себе прижигание железом,так же как и заклинания, разрешено. Джабир рассказывал, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетпослал к Убаййу ибн Каабу, у которого был перерезан сосуд, врача, и онприжёг его (Муслим [2207], Абу Дауд [3864]. Ибн Аббас передал словаПророка: Исцеление — в трёх вещах: глотке мёда, кровопускании и прижигании огнём. Но я запрещаю моей общине прижигание. В другой ривайе говорится: ...Но мне не нравится прижигание . (аль-Бухари, 10/116). Ибн аль-Каййим сказал: «Хадисы о прижиганииделятся на четыре группы. Первая — о применении его Пророком, вторая —о неодобренни им этого, третья — о похвале тому, кто оставит это,четвёртая — о запрещении им этого. И, хвала Аллаху, между ними нетпротиворечия. Применение этого Пророком указывает на его разрешение;неодобрение ещё не указывает на его запрещение, а похвала тому, ктооставит это, указывает на то, что оставить это достойнее и лучше.Запрещение же этого означает, что у человека есть выбор между двумяпутями, хотя один из них является порицаемым».

Арабы до Ислама были очень суеверными.Перед торговыми поездками и т.п. они по направлению полёта птиц судили,удачной ли будет поездка. Икрима рассказывал: «Однажды мы сидели околоИбн Аббаса, когда пролетела какая-то птица и издала звук. Один мужчинасказал: “К добру, к добру!” На это Ибн Аббас сказал: “Не к добру и неко злу”. Он тут же доказал этому мужчине, что он не прав, дабы он небыл убеждён в том, что птицы оказывают влияние на добро или зло».Подобным убеждениям нет места в таухиде, и салафы боролись с подобнымневежеством. Однажды Тавус поехал в путешествие, и с ним был спутник.Как-то в пути каркнула ворона, и спутник сказал: «К добру!» На этоТавус сказал: «Какое же от этого добро? Не сопровождай меня больше».

Как отметил Ибн аль-Каййим, Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетуказал на качества этих семидесяти тысяч верующих, подчеркнув именноте, которые характеризуют совершенство упования на Аллаха. Они непросят, чтобы им прочли заклинания, они не

просят также, чтобы им сделали прижигание, подчиняясь предопределению Аллаха и наслаждаясь испытанием.

Всевышний сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достатачен». (Развод, 3). Упование означает использование средств (совершениедействий) для достижения определённой цели с ожиданием вознагражденияот Аллаха. Поэтому тот, кто уповает на Аллаха, прибегает к самомувеликому средству — к Аллаху, в руках Которого власть над всякой вещью.Однако совершенство упования не подразумевает отказ от действий. Смыслхадиса заключается в том, что верующий отказывается именно отнежелательных действий (макрух ), к которым относятся заклинаниеи прижигание раскалённым железом, несмотря на то, что он нуждается вних. Они являются порицаемыми средствами и подобны соломинке, закоторую хватается утопающий. Истинный верующий всегда уповает наВсевышнего, и Он для него достаточен.

Вместе с тем, использование средств узаконено в Шариате, а отказ от них противоречит ему. Это относится и к лекарствам. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Аллах не послал ни одной болезни, не послав её лечения (аль-Бухари 10/113 и 114 от Абу Хурайры). В другой ривайе говорится: У каждой болезни есть лечение, и если совпадают лекарство и болезнь, то по воле Аллаха наступает выздоровление (Муслим (2204) от Джабира; похожие хадисы приводятся Ахмадом 1/377,413, 443, 446 и 453 от Ибн Масуда, Ибн Хиббаном (1394), Аль-Хакимом4/196, Ахмадом 4/278 от других сподвижников). Усама ибн Шарикрассказывал: «Я был около Пророка, когда к нему пришли несколькобедуинов и сказали: “О посланник Аллаха, принимать ли нам лекарства?”Он Да благословит его Аллах и приветствует ответил: Да,о рабы Аллаха, принимайте лекарства, потому что Аллах, Всемогущ Он иВелик, не оставил ни одной болезни, не дав ей лечение, кроме одной. Они спросили: “И что же это?” Он сказал: Это — старость» (Ахмад 4/278, Абу Дауд (3855), Ибн Маджа (3436); достоверный хадис).

Ибн аль-Каййим сказал: «Эти хадисысодержат утверждение использования средств и обусловленных явлений,ложность утверждений тех, кто отрицает их, и повеление приниматьлекарства. Последнее не противоречит упованию, так же как и удалениемучений голода и жажды, жары и холода их антагонистами. Подлиннаяубеждённосгь в таухиде не усовершенствуется без использования средств,которые установил Всевышний Аллах для обусловленных явлений по СвоемуПредопределению и Шариату. Отказ от них умаляет упование и ведёт кнедооцениванию повелений Аллаха и Его мудрости. Это ослабляет упование,поскольку отказавшийся от использования средств полагает, чтооставление их усиливает упование, тогда как это является недостатком,противоречащим упованию, сущность которого заключается в том, что душаполагается на Всевышнего Аллаха в достижении того, что принесёт пользурабу в его религии и мирской жизни, и в удалении от того, что принесётему вред в его религии и мирской жизни. При этом непременно надополагаться на то, что использование средств принесёт результат, иначераб отказывается от мудрости и Шариата Аллаха. Поэтому раб не долженделать своим недостатком упование, и упование — своим недостатком».

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРЕТЬЕЙ

Данная глава является логическим продолжением и завершением предыдущей главы.

Обретение подлинного таухида человекомподразумевает его очищение и освобождение от великого и малого ширка,идейных и словесных нововведений и реальной практической ереси, а такженепослушания и грехов. Это достигается совершенством преданности Аллахув словах, делах и желаниях, полным освобождением от великого ширка,несовместимого с основами таухида, ширка малого, препятствующего егосовершенству, а также недопущением любой ереси.

Необходимо исключить любые прегрешения,замутняющие чистоту таухида, препятствующие его совершенству иобретению желаемых результатов.

Человек, достигший таухида путём преисполнения своего сердца верой,убеждённостью в Единственности Аллаха и преданностью Ему, чьи реальныедела подтверждают его полную покорность повелениям Аллаха, которыйискренне кается пред Аллахом, не омрачив этого ни малейшим прегрешениемили непослушанием, попадёт в Рай без отчёта в числе первых и займёт тамподобающее место.

Об обретении истинного таухида особенносвидетельствует совершенство набожности, сила упования на Аллаха, когдасердце человека ни при каких обстоятельствах не обращается к творениям,и он не обращается к ним сердцем, не взывает к ним речами, когда всёявное и всё скрытое в человеке, его слова и дела, любовь и ненависть, атакже всё его существо устремлены к лику Аллаха, следуя в этом примерупосланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует .

В этом великом деле люди имеют различные степени таухида: «Для каждого будут степени по тому, что он делал...» (Скот, 132). Обретение таухида не достигается благими пожеланиями,намерениями, пустыми, не соответствующими реальности призывами илифальшивой позолотой. Таухид закладывается в глубинах сердец догматамиверы, искренностью при исполнении религиозных предписаний,подкреплёнными прекрасной этикой и великими праведными деяниями.

Достигший таухида в таком совершенномвиде приобретёт все добродетели, о которых шла речь в предыдущей главе,во всей их полноте. Хотя Аллаху это ведомо лучше.





Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика