Глава 4 О НЕОБХОДИМОСТИ БОЯТЬСЯ ШИРКА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость бояться ширка.

2. Показуха является разновидностью ширка.

3. Она относится к малому ширку.

4. В этом заключается самая страшная опасность для праведников.

5. Близость как Рая, так и Огня.

6. Объединение указания на их близость в одном хадисе.

7. Представший пред Аллахом неприобщающим к Нему ничего и никого попадает в Рай, а представшийприобщающим к Нему что-либо или кого-либо попадёт в Огонь, даже если онпоклонялся Аллаху больше других.

8. Огромное значение имеет просьба Ибрахима, мир над ним, обращённая к Аллаху, уберечь его и его детей от поклонения идолам.

9. Урок, который извлёк Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов: «Господь мой! Они ведь ввели в заблуждение многих людей...» (Ибрахим, 36).

10. Толкование в этой главе слов «нет божества, кроме Аллаха» так, как об этом упомянул аль-Бухари.

11. Превосходство того, кто уберёгся от ширка.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает всё, что помимо этого, кому пожелает...»* (Женщины, 48 и 116).

И сказал пророк Ибрахим, мир над ним: «...И отдали меня и моих детей от поклонения идолам!»** (Ибрахим, 35).

*Из этого аята становится ясно, чтоширк является величайшим грехом, потому что Всевышний Аллах сообщил,что Он не прощает его тем, кто не покаялся в нём. Прощение меньшихгрехов зависит от воли Аллаха, и если Он пожелает, то простит их тому,кто предстанет пред Ним с ними, а если пожелает, то накажет за них.Поэтому раб обязан сильно бояться ширка, значимость которого у Аллаханесравненно велика, ибо это является самой отвратительной и злостнойнесправедливостью, умалением права Господа миров, подлинным обращениемобязанностей пред Ним кому-то другому, приравниванием его к Нему, каксказал об этом Всевышний: «...Но неверные придумывают равных Господу своему» (Скот, 1). Это противоречит цели сотворения, является величайшимпротиводействием Господу миров, высокомерием пред подчинением ипокорностью Ему и пред повиновением Его повелениям, кроме которых длямиров нет другого блага. Когда же люди лишатся этого, наступитВоскресение. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Не наступит Час до тех пор, пока не перестанут говорить на Земле: “Аллах! Аллах!” ( Муслим [148], Ахмад 3/107, аль-Хаким 4/494, Ибн Хиббан [1911]).

Ширк — это уподобление творенийВсевышнего Творца Ему Самому и приобщение их к Нему в обладанииБожественными качествами — способностью приносить вред и пользу,даровать и лишать, которые требуют обращения мольбы, страха, надежды,упования и иных видов поклонения их обладателю. Кто же обращаетпоклонение к творениям, тот уподобляет их Творцу, уподобляет того, ктоне владеет для себя ни вредом, ни пользой, ни жизнью, ни воскрешениемТому, Кому принадлежит хвала, творения и Царство целиком. К Немувозвращаются все дела, Он владеет добром и происходит только то, что Онпожелает. Никто не воспрепятствует тому, что Он дарует, и никто неодарит того, кому Он воспрепятствует. Никто не удержит Его милость клюдям, и никто не возместит её после Него, и Он — Могущественный,Мудрый.

Самым отвратительным же уподоблением является уподобление немощного ибедного Всемогущему и Богатому. Особенностью Божественной природыявляется абсолютное совершенство Аллаха во всех отношениях, безмалейшего недостатка. Это требует обращения всего поклонения только ЕмуОдному — возвеличивания и благоговения, страха и мольбы, надежды ипокаяния, упования и просьбы о помощи, наивысшей любви и наивысшейпокорности. Разум, Шариат и врождённая природа человека требуютобращения этого Одному Аллаху и противятся поклонению кому-либодругому. Тот же, кто обратил хоть что-то из этого кому-либо другому,уподобил его Тому, Которому нет подобных, равных и достойных. Этоявляется самым отвратительным и ложным уподоблением. Из-за этих ипрочих обстоятельств Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает ширкнесмотря на то, что Он предписал для Себя милосердие. Об этом сказалИбн аль-Каййим.

Если Ибрахим, имам правоверных ивозлюбленный Аллаха, мир над ним, боялся ширка, то тогда страх передним обязаны испытывать все верующие. Причина этого раскрывается всловах Ибрахима: «Господь мой! Они ведь ввели в заблуждение многих людей...» (Ибрахим, 36).

В одном из хадисов Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малый ширк . Когда его спросили, что это такое, он ответил: Показуха . (Достоверный хадис передал Ахмад 5/428 и 429 от Махмуда ибн Лабида, «Шарх ас-Сунна» аль-Багви, «аль-Кабир» ат-Табарани).

Ибн Масуд рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадёт в Огонь. (Этот хадис передал аль-Бухари, 8/132, 11/493, и Ахмад 1/462 и 463).

Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Кто предстал пред Аллахом,не приобщая к Нему ничего, попадёт в Рай; а кто предстал пред Ним,приобщая к Нему что-нибудь, попадёт в Огонь. ( Муслим, 93).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ЧЕТВЕРТОЙ

Ширк представляет собой диаметральнуюпротивоположность таухиду и противоречит поклонению Аллаху. Ширк имеетдве разновидности: явный — великий ширк, и скрытый — малый ширк.

Великий ширк состоит в приобщении кАллаху сотоварища и обращение мольбы к нему, как к Самому Аллаху. Темже самым является страх перед ним, любовь или обращение к нему спросьбами такими, как к Аллаху, а также посвящение ему других обрядовпоклонения. Совершающий такие действия никоим образом не может бытьмуваххидом (приверженцем таухида). Это — самый настоящий мушрик,которого Аллах никогда не введёт в Рай, ибо Огонь есть место егообитания.

При этом не имеет значения то название,которое мушрик даёт обряду поклонения, посвящаемому не Аллаху —называет ли он его собственно поклонением, тавассулем (мольбой,просьбой) или чем-либо ещё. В любом случае всё это будет великимширком, так как в любом деле важна суть происходящего, а не тасловесная форма, в которую это облекается.

Малый ширк представляет собой все словаи действия, которые приводят к приобщению к Аллаху кого-нибудь,например возвеличивание творения Аллаха, не достойного уровняпоклонения ему, клятва не именем Аллаха, мелкая показуха и т.п.

Если ширк идёт вразрез с таухидом, тоон обязательно влечёт за собой попадание в Огонь, а великий ширк к томуже приводит к вечному пребыванию в нём и запрещению Рая, и есливозможность счастья зависит от того, уберёгся человек от ширка или нет,то, следовательно, любой раб Аллаха должен бояться ширка больше всегона свете, всячески стремясь избежать его, причин, способствующих ему, атакже всего того, что может привести к этому. Каждый

раб Аллаха обязан испрашивать у Него избавления от ширка, подобно тому,как это делали пророки, а также другие чистые и наилучшие люди.

Раб Аллаха должен упорно и неустанновоспитывать искреннюю преданность в своём сердце и укреплять её,совершенствуя свою духовную связь с Аллахом, будучи преисполненнымраскаяния, страха, душевного трепета, надежды и стремления кблагосклонности Аллаха и Его награде во всех своих делах, как явных,так и скрытых. Ведь сущность искренности такова, что она отталкиваетвеликий и малый ширк. Если же кто-то допускает какое-либо проявлениеширка, то это происходит из-за слабости его искренности.




Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика