Глава 33 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Упование на Аллаха является обязательным религиозным предписанием.

2. Это является одним из условий веры.

3. Смысл аята 2 из суры «Добыча».

4. Смысл аята 64 из той же суры.

5. Смысл аята 3 из суры «Развод».

6. Величие этой фразы, так как Ибрахим и Мухаммад Да благословит его Аллах и приветствует ответили именно ею в критической обстановке.

Всевышний Аллах сказал:

«...И уповайте на Аллаха, если вы верующие!»* (Трапеза, 23).

Всевышний также сказал:

«Верующие суть только те, укоторых сердца трепещут от страха, когда поминают Аллаха, вера которыхувеличивается, когда читаются им аяты Его, и которые уповают на Господасвоего...» (Добыча, 2).

Он также сказал:

«О пророк! Достаточно Аллаха тебе и тем, которые последовали за тобой из верующих» (Добыча, 64).

Он также сказал:

«А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен...»** (Развод, 3).

*Имам Ахмад сказал: «Упование — этодеятельность сердца». Сильная вера всегда связана с полным упованием, анедостаток в уповании является свидетельством слабой веры. Уповая накого-либо, помимо Аллаха, человек приобщает равных к Господу миров.

Ибн аль-Каййим сказал: «Упование наАллаха является условием веры, и этот аят указывает на отсутствие верыпри отсутствии упования. Другой аят гласит: «И сказал Муса: “О народ мой, если вы уверовали в Аллаха, то на Него уповайте, если вы мусульмане!”» (Йунус, 84). В этом содержится указание на то, что совершенство Исламадостигается упованием. Когда усиливается вера раба, то усиливается иего упование, а когда ослабевает вера, ослабевает и упование. Если жеупование слабое, то оно указывает на слабость веры, и это не подлежитсомнению. Всевышний Аллах упомянул упование в одном ряду с поклонением,верой, богобоязненностью, Исламом и наставлением на верный путь».

Если же человек уповает на творениеАллаха в том, что может сделать только Аллах, например в достижениипобеды, заступничестве, даровании пропитания, здоровья и т. п., то онвпадает в великий ширк. Если же он уповает на правителя или обладателявласти, надеясь на то богатство, которым наделил его Аллах, или на то,что он способен защитить его от вреда, то это — малый ширк. Разрешаетсяуполномочивать кого-то сделать то, что в его силах, и уповать при этомна Аллаха, чтобы Он облегчил путь к желаемому.

**Ибн аль-Каййим сказал: «Для когоАллах стал достаточным Хранителем, того не интересуют его враги, и онине причинят ему вреда, кроме тех мучений, которые неизбежны, таких какжара, холод, голод, жажда и т. п. А что касается вреда, то этогоникогда не произойдёт.

Некоторые салафы говорили: “Для каждогодеяния Аллах приготовил воздаяние от Себя, а воздаянием за упование наНего Он сделал Свою достаточность и сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен...» (Развод, 3). Он не сказал, что для него уготовано такое-товознаграждение, как Он сказал о других деяниях, а сделал Себя, хвалаЕму, достаточным для упования на Него раба, и сделал Себя егоХранителем. Тому, кто уповает на Аллаха истинным упованием, Аллахсоздаст выход из любых трудностей, защитит его, обеспечит и поможет,даже если все Небеса и Земля замыслят против него плохое”».

Вахб ибн Мунаббих сказал: «Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал внекоторых из Своих Книг: “Клянусь Своим могуществом, кто будет крепкодержаться за Меня, то даже если Небеса и Земля со всеми своимиобитателями замыслят против него плохое, Я создам ему выход из этогоположения. Тому же, кто не будет крепко держаться за Меня, Я отрежуруки от небесных благ, и разверзнется земля под его ногами, и останетсяон в воздухе, а затем Я вверю его самому себе. Я — достаточная опорадля Моего раба. Если Мой раб подчиняется Мне, Я одарю его раньше, чемон попросит Меня, и отвечу на его зов раньше, чем он воззовёт ко Мне,ибо Я лучше всех осведомлён о его нужде...”» (из труда имама Ахмада«аз-Зухд»).

Упование заключает в себе великуюдобродетель и является важнейшей причиной достижения благ и избавленияот вреда. Однако оно неотделимо от использования средств, то есть,совершения деяний, обусловливающих достижение этого, посколькуВсевышний сказал: «Бойтесь же Аллаха, и на Аллаха пусть уповают верующие!» (Трапеза, 11). Он упомянул богобоязненность (ат-таква) перед упованиеми связал упование с богобоязненностью, которая представляет собойиспользование средств, предписанных Аллахом. Отказ же от использованиясредств свидетельствует о недостаточности упования.

Ибн Аббас сказал, что в Коране сказано: “Достаточно нам Аллаха, Он — Прекрасный Хранитель!” (Семейство Имрана, 173). Это слова Ибрахима, когда он был брошен в огонь. То же самое сказал Пророк Мухаммад Да благословит его Аллах и приветствует когда услышал от людей: “Люди ополчились против вас, бойтесь их!” — но это только увеличило веру в них...”»* (Семейство Имрана, 173).

*Эти слова произнёс пророк Ибрахим, благословения и мир ему, когда его бросили в огонь. Об этом сообщил нам в Коране Всевышний: «Онисказали: “Сожгите его и отомстите за ваших богов, если вы хотитечто-либо с ним сделать!” Мы же сказали: “О огонь, будь прохладой имиром для Ибрахима!” Они пожелали замыслить против него хитрость, а Мысделали их потерпевшими великий убыток» (Пророки, 68—70).

Посланник Аллаха Мухаммад Да благословит его Аллах и приветствуеттакже произнёс эти слова, когда ему сообщили: «Люди ополчились противвас, бойтесь их!» Это произошло, когда курайшиты возвращались послебитвы при Ухуде. Пророку Да благословит его Аллах и приветствуетстало известно, что Абу Суфйан и те, кто были с ним, собралисьвернуться. Тогда он и семьдесят всадников выехали и достигли местечкаХамра( аль-Асад. Однако Аллах вселил страх в сердце Абу Суфйана, и онирешили вернуться в Мекку. По дороге они встретили караван из Абдаль-Кайса и спросили: «Куда вы собрались?» Они ответили: «В Медину».Абу Суфйан спросил: «Вы передадите Мухаммаду послание от меня?» Ониответили: «Да». Он сказал: «Когда встретите его, сообщите, что мысобираемся в поход против него и его сподвижников, чтобы искоренитьоставшихся из них». Караван встретил посланника Аллаха в Хамра(аль-Асад, и ему сообщили, что сказал Абу Суфйан. Он Да благословит его Аллах и приветствует ответил: «Достаточно нам Аллаха, Он — Прекрасный Хранитель!»

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕЙ

Упование на Аллаха является одним извеличайших требований таухида и веры. Вера человека крепнет взависимости от силы его упования на Аллаха, и он обретает истинныйтаухид. Раб обязан уповать на Аллаха и испрашивать Его помощи во всём,что он стремится сделать или прекратить делать в религиозных и мирскихделах.

Истинное упование на Аллаха состоит вследующем: рабу Аллаха следует знать, что любое дело зависит от Аллаха.Если Аллаху угодно, то это свершится, а если Ему не угодно, то этого непроизойдёт. Он есть Приносящий пользу и вред, Дарующий и Воспрещающий:нет силы и могущества, кроме как у Него. Осознав это, раб Аллаха всемсердцем полагается на своего Господа в обретении религиозных и мирскихблаг, а также в отвращении любого

вреда. Человек обязан целиком и полностью полагаться на своего Господав своём стремлении обрести то, что ему необходимо. Однако при этомчеловек должен прилагать все свои усилия для создания благоприятныхпредпосылок для обретения этого.

Когда человек твёрдо усваивает это ицеликом полагается на Аллаха, будучи преисполненным уверенности, то этоозначает, что он уповает на Аллаха истинным образом. Ему будетвозвещено о благе, которое Аллах дарует ему, ибо Аллах выполняетобещанное уповающим на Него.

Если же человек полагается накого-либо, кроме Аллаха, то он является мушриком. Рухнут надежды того,кто уповает не на Аллаха и доверился не Ему.



Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика