Глава 66 О ЗАЩИТЕ ПРОРОКОМ, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ТАУХИДА И ПРЕГРАЖДЕНИИ ИМ ПУТЕЙ И ШИРКУ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Предупреждение людей о недопустимости чрезмерного возвеличивания кого бы то ни было, кроме Аллаха.

2. Что следует сказать тому, кому сказано: «Ты — наш господин».

3. Слова Пророка Да благословит его Аллах и приветствует : ...чтобы не увлёк вас Шайтан, хотя люди говорили только истину.

4. Слова Пророка Да благословит его Аллах и приветствует : Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах.

Абдулла ибн аш-Шиххир рассказывал:

«В составе делегации отплемени бану Амир я прибыл к посланнику Аллаха. Мы обратились к нему:“О наш господин!” На это Пророк ответил: Господин — это Всевышний иБлагословенный Аллах. Тогда мы сказали: “О самый достойный и великий изнас!” Пророк сказал: Говорите слова ваши, но будьте внимательны в своихвысказываниях, чтобы не увлёк вас Шайтан”»*. Этот хадис передал Абу Дауд с очень хорошим иснадом. (Абу Дауд (4806), Ахмад 4/25; достоверный хадис).

Анас рассказывал:

«Некоторые люди сказали: “Опосланник Аллаха! О лучший из нас и сын лучшего из нас! Господин наш исын господина нашего!” Пророк ответил им: О люди! Говорите слова ваши,но остерегайтесь обольщения Шайтана! Я — Мухаммад, раб Аллаха и Егопосланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места,которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах»**. Этот хадис передал ан-Насаи с очень хорошим иснадом. (Ахмад 3/153 и 241; достоверный хадис).

*Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетбережно охранял таухид от нарушающих его слов и деяний, которые моглиуничтожить или ослабить его. Об этом свидетельствуют многочисленныетексты из Сунны: Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я — раб. Говорите [ обо мне. — Ред.]: Раб Аллаха и Его посланник” ( Ахмад 1/23, 24, 47, 55, аль-Бухари 6/355 и 12/131 от Умара ибн аль-Хаттаба). Истинно, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха (аль-Хейсами 10/159, хороший хадис) и др. Он запретил чрезмерно хвалитьчеловека и произносить хвалебные речи. Абу Бакр рассказывал: «Однаждыодин человек хвалил другого около посланника Аллаха, и он сказал ему:«Ты обезглавил своего друга», и повторил это трижды» (Абу Дауд (4805),аль-Бухари 5/202. 203 ? 10/456, Муслим (3000), Ибн Маджа (3744)). Он Да благословит его Аллах и приветствует также сказал: Если вы встретите восхваляющих, то бросьте им в лица песок . (Муслим (3002), Абу Дауд (4804), ат-Тирмизи (2395), Ибн Маджа (3742),Ахмад 2/94 от Ибн Умара, ат-Тирмизи (2396) от Абу Хурайры).

Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетпорицал восхваление, потому что оно приводит к возвеличиванию человекав его собственных глазах, а это противоречит совершенству таухида.Поэтому в поведении посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетво время труднейших испытаний проявлялось высшее унижение пред Господоммиров. Это ведёт к смирению, покорности и страху пред Аллахом.

Каждый, кто не стремится к унижениюпред Аллахом, посягает на Его право. Любовь его не достигнетсовершенства, пока раб не возлюбит то, что любит Аллах, и невозненавидит то, что ненавидит Аллах. Любовь же к похвале исамовосхвалению совершенно противоречит любви к Аллаху. Если у человекапроявляется этот порок, то это является признаком несовершенства еготаухида господства Аллаха, ибо самовозвеличивание и преклонение перед

самим собой противоречат рабству пред Одним Аллахом. Всевышний сказал: «Высокомерие — Мой плащ, а гордость — Моё покрывало. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, Я брошу в Огонь» (Абу Дауд (4090) от Абу Хурайры, Муслим (2620) от Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры). Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Не войдёт в Рай никто, в чьём сердце есть высокомерие хотя бы на вес пылинки (Муслим (91) от Ибн Масуда; Абу Дауд (4091), ат-Тирмизи (1999) также отИбн Масуда). Самопоклонение пожирает благие дела, как огонь пожираетдрова, а восхваление ставит восхваляемого на ступень, которой он недостоин. Это широко распространено среди поэтов, которые предаютсявозвеличиванию людей, однако тот, кто восхваляет творение Аллаха, темсамым обольщает его и сам совершает грех. Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует запретил это и предостерёг от этого свою общину.

Тем не менее, как об этом сказал Всевышний: «Те, которые были несправедливы, заменили это словом отличным от того, что было им сказано...» (Корова, 59). И многие люди продолжают впадать в ширк в господстве,поклонении и власти. Они увидели в том, что запретил посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетсамое великое приближение к Господу и самое великое благодеяние. ОднакоИслам усовершенствовал понятие господства Аллаха, уберёг его и указална ширк и пути, ведущие к нему.

**Ибн аль-Каййим в своём труде «Бадаиаль-Фаваид» писал: «Учёные разошлись во мнении о допустимости обращения«господин» к человеку. Имам Малик и другие запрещали это, опираясь навышеуказанный хадис о том, что когда к Пророку Да благословит его Аллах и приветствует обратились: «О наш господин!», — он сказал: Господин — это Всевышний и Благословенный Аллах . Другие же учёные разрешили подобное обращение, обосновывая это словами Пророка Да благословит его Аллах и приветствуетобращёнными к ансарам: «Идите к своему господину!» (т. е. Сааду ибнМуазу, главе племени аль-Аус, при смерти которого потрясся ТронМилосердного (Аль-Бухари 6/115, 7/94 и 317, Муслим (1768), Ахмад 3/22,71, Абу Дауд (5215) от Абу Саида). Последнее мнение представляетсяболее верным, чем первое».

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ

Глава с подобным разъяснением уже была представлена читателю ранее [см. гл. 22. — Ред.]. Возвращаясь к этой теме, автор уделяет ей особое внимание, посколькутаухид может быть достигнут, сохранён и укреплён только в случаеисключения любых путей, ведущих к ширку. Если ранее говорилось о защитетаухида путём преграждения действенных и практических путей, ведущих кего нарушению, то в этой главе речь идёт о его защите правильнымэтикетом и тщательным подбором слов.

Любое высказывание, содержащее в себечрезмерное возвеличивание и которое может привести к ширку, должно бытьисключено во имя достижения подлинного таухида.

Итогом сказанного является то, чтоподлинный таухид достигается тщательным соблюдением его условий,столпов и сопутствующих обстоятельств с абсолютным исключением явных искрытых нарушений таухида в словах, делах, чувствах и убеждениях.

Подробное разъяснение этого уже приводилось в предыдущей главе.

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб

Книга Единобожия


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика