Намаз путешественника на суше, в море и в самолёте


Намаз путешественника на суше, в море и в самолёте

1. Всевышний Аллах сказал:

Когда вы передвигаетесь по земле, то не будет на вас греха в том, что вы сокращаете намаз.Сура «Женщины», аят 101

2.Ибн Аббас сказал: «Устами вашего пророка Аллаха повелел вам домасовершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состояниистраха — один ракаат».

Муслим

3. ПосланникАллаха сказал [о сокращении намаза в путешествии — Ред.]: «Это —подаяние, которым одарил вас Аллах. Примите же Его подаяние».

Муслим

4.Ибн аль-Каййим сказал: «С момента отправления в путешествие вплоть довозвращения в Медину посланник Аллаха сокращал намазы, состоящие изчетырех ракаатов, до двух. Не установлено, что он, находясь в пути,когда-либо совершал все четыре ракаата. (Вечерний намаз при этом несокращается и состоит из трёх ракаатов). В этом единодушны все имамы».

5.Путешественнику разрешается совмещать обеденный намаз с предвечерним ивечерний намаз с ночным. При этом их можно совершать как во времяпервого намаза, так и во время второго. В целом же шариат разрешаетсовмещать намазы в следующих случаях:

а) Мусульманские учёныеединодушны в том, что [во время большого паломничества — Ред.]обеденный и предвечерний намазы можно совмещать во время обеденногонамаза у горы Арафат, а вечерний и ночной намазы — во время ночногонамаза в долине Муздалифа, так как посланник Аллаха поступал такимобразом.

б) Путешественнику также разрешается совмещатьупомянутые выше намазы. Анас рассказывал, что «когда посланник Аллахаотправлялся в путешествие до того, как солнце поднималось в зенит, тоон откладывал обеденный намаз до времени предвечернего, а затемостанавливался и совмещал их. Если же солнце проходило зенит до того,как он отправлялся в путь, то он совершал обеденный намаз, а затемвыезжал».

Хадис согласован

в) Абу На‘им передал хадис отом, что «посланник Аллаха, находясь в путешествии, совмещал обеденныйи предвечерний намазы, когда солнце проходило зенит, а затем продолжалпуть».

См. книгу имама ас-Сан‘ани «Субуль ас-Салам», 42

Этот хадис подтверждает дозволенность совмещения намазов в первом времени, а предыдущий — во втором времени.

г)На корабле, в поезде и в самолете разрешается совершать намаз сообразновозможностям молящегося, а также разрешается совмещать их так, как этобыло описано выше. Когда посланника Аллаха спросили о намазе накорабле, он сказал: «Молитесь на нём стоя, если только не боитесьутонуть».

Аль-Хаким признал хадис достоверным,

и с ним согласился аз-Захаби

Из книги "Столпы Ислама и Веры" Мухаммад Джамиль Зину

Ас-Саляам Алейкум уа Рахмат-Аллаахи уа Баракяатух

глава из книги "Буруг Аль Марам"

Глава 11: Намаз путешественника и больного

418. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала:
«Вначалемусульманам было предписано совершать намаз из двух рак‘атов. Затемтакой намаз стал предписан только путешественникам, а намаз тех, ктоживет на постоянном месте, был дополнен».
Этот хадиспередали аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари говорится:«Затем он совершил хиджру (переселение на пути Аллаха), и обязательныйнамаз стал состоять из четырех рак‘атов. А намаз во время путешествиятак и остался неизмененным».В версии имама Ахмада также говорится:«…кроме закатного намаза, который является дневным намазом из нечетногочисла рак‘атов, и кроме рассветного намаза, в котором следует подольшечитать Коран».

419. Передают, что ‘Аиша, да будетдоволен ею Всевышний Аллах, также рассказывала, что во времяпутешествия Пророк, мир ему и благословение Аллаха, иногда сокращалнамаз, а иногда совершал его полностью; иногда постился, а иногдаразговлялся.
Этот хадис передал ад-Даракутни, и рассказчики хадисазаслуживают доверия, но несмотря на это хадис имеет скрытые недостатки.Хорошо известно, что таким образом поступала сама ‘Аиша, котораяговорила: «Это не составляет для меня труда».Этот хадис передал аль-Бейхаки.

420.Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен ими его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, сказал:
«Воистину, Аллах любит, когда люди пользуются дозволенным, и не любит, когда они ослушаются Его».
Этот хадис передал Ахмад, а Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали его достоверным. В одной из версий хадиса говорится: «…и любит, когда они выполняют обязательные предписания».

421. Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«КогдаПосланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся в поездкуза три мили или три фарсаха, он совершал намаз из двух рак‘атов».
Этот хадис передал Муслим.

422. Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал:
«Мыотправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха,мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата дотех пор, пока мы не вернулись в Медину».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

423-425. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал:
«Вгод завоевания Мекки Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришлосьпровести в ней девятнадцать дней, в течение которых он сокращал своинамазы».
Этот хадис передал аль-Бухари. В различных версияххадиса, переданных Абу Давудом, говорится, что это продолжалосьсемнадцать и пятнадцать дней.
Абу Давуд также передал хадис ‘Имранаибн Хусайна, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, в которомговорится о восемнадцати днях.
Он же передал хадис Джабира, да будетдоволен им Всевышний Аллах, в котором сообщается, что Посланник Аллаха,мир ему и благословение Аллаха, провел в Табуке двадцать дней, втечение которых он сокращал свои намазы. Рассказчики этого хадисазаслуживают доверия, но происхождение его запутано.

426. Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«ЕслиПосланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся в поездкудо того, как солнце миновало зенит, то он откладывал полуденный намаздо наступления времени послеполуденного намаза, а затем делал привал исовершал оба намаза вместе. Если же солнце уже миновало зенит, то онвначале совершал полуденный намаз, а затем отправлялся в путь».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
В версии аль-Хакима, переданной в сборнике «аль-Арба‘ун», говорится: «…то он совершал полуденный и послеполуденный намазы, а затем отправлялся в путь». Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверная.
В сборнике «Мустахрадж Муслим» Абу Ну‘ейм передал другую версию, в которой говорится: «Когдаон находился в поездке, то после прохождения солнцем зенита он совершалвместе полуденный и послеполуденный намазы, а затем уже продолжал свойпуть».

427. Передают, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Мыотправились в поход на Табук вместе с Пророком, мир ему и благословениеАллаха, и он совершал полуденный и послеполуденный намазы вместе».Этот хадис передал Муслим.

428.Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и егоотцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, сказал:
«Не сокращайте намаз, если вы отправляетесьв поездку на расстояние короче трех баридов, которое равно расстояниюот Мекки до ‘Усфана».
Этот хадис передал ад-Даракутни сослабой цепочкой рассказчиков. Согласно наиболее достоверному мнению,эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет Всевышний Аллахдоволен им и его отцом, что подтверждается версией Ибн Хузеймы.

429.Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал,что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Лучшимииз моих последователей являются те, которые, совершив грех, просятпрощения, а выйдя в путешествие, сокращают намазы и разговляются».
Этотхадис передал ат-Табарани в сборнике «аль-Аусат» со слабой цепочкойрассказчиков. А аль-Бейхаки передал его в сокращенной форме со словСа‘ида ибн аль-Мусайаба и назвал хадис отосланным.

430.Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет Всевышний Аллах доволен им иего отцом, рассказывал, что страдал от геморроя и спросил у Пророка,мир ему и благословение Аллаха, о том, как ему следует совершать намаз.Он сказал:
«Совершай намаз стоя, но если ты не в состояниисделать этого, то совершай его сидя. Если ты не в состоянии сделатьдаже это, то совершай его лежа на боку».Этот хадис передал аль-Бухари.

431.Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал,что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел больногочеловека, который совершал намаз на подушке. Он отбросил ее в сторону исказал:
«Совершай намаз на земле, если ты в состояниисделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся присовершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершениипоясного поклона».
Этот хадис передал аль-Бейхаки, и Абу Хатим назвал его прерванным.

432.Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала,что видела, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал намазсидя, скрестив ноги.
Этот хадис передал ан-Насаи, и аль-Хаким назвал его достоверным.

Молитва путешественника.

Аллах Всевышний сказал:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов…».

(Женщины, 101)

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Вначалемусульманам было предписано совершать намаз из двух ракаатов. Затемтакой намаз стал, предписан только путешественникам, а намаз тех, ктоживет на постоянном месте, был дополнен».
(аль-Бухари, 350; Муслим, 1568)

Сокращатьи совмещать молитвы во время путешествия разрешено Самим ВсевышнимАллахом. Сознательно совершать молитвы в пути полностью являетсянежелательным, а совмещать их является сунной .[1] Путник может совершить молитву полностью, если будет совершать её за имамом, который является местным жителем.

Передаётся от Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время путешествия всегдасовмещал молитвы зухр с молитвой аср, и молитву магриб с молитвой иша».
(аль-Бухари, 1107)

Совершать совмещённыемолитвы зухр и аср можно от начала времени молитвы зухр и до концавремени молитвы аср, а молитвы магриб и иша можно совершить от началавремени молитвы магриб до конца времени молитвы иша. [2]

Передаётся от Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Ябыл спутником пророку, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакру,Умару, Усману, да будет доволен Аллах ими всеми, во время путешествия.Находясь в пути, они не совершали молитвы больше двух ракаатов».
(аль-Бухари, 1102; Муслим, 1577)

Укорачивать следует только молитвы состоящие из четырёх ракаатов. Молитву магриб следует совершать полностью в три ракаата.

Передаётся от Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Ябыл свидетелем того, что пророк, мир ему и благословение Аллаха,совершал в пути молитву магриб в три ракаата и откладывал её …».
(аль-Бухари, 1092)

Каждыймусульманин, который, изучая сунну пророка, мир ему и благословениеАллаха, и удостоверившийся в том, что он приказал путнику сокращатьмолитвы и не указал на ограничения по поводу дней и мест во времяпутешествия, должен сокращать молитвы в пути, как это делали саляфы(т.е. праведные предки). Мусульмане в Нахавенде сокращали молитвы втечение шести месяцев. [3] Разрешается сокращать молитву на том расстоянии, которое принято считать за путешествие обитателями этой местности.[4]

Некоторые вопросы, связанные с путешествием. [5]

Есличеловек совершающий путешествие, на каком – либо транспортном средствепроизнёс такбир (вступление в молитву) до того, как транспорт тронулся,должен совершить молитву полностью.
Если человек произнёс такбир,после чего его транспортное средство въехало на родину, он так жедолжен совершить молитву полностью.
Если человек, будучи в путивспомнил, что молитва, которую он совершил дома, была недействительна,он должен совершить эту молитву повторно и полностью.
Есличеловек, будучи у себя дома вспомнил, что молитва, которую он совершилв пути, была недействительной, он так же должен повторить её полностью.
Путник, вставший на молитву за имамом, который является местным жителем, должен совершить молитву так же как совершает её имам.
Есличеловек, вставший на молитву за имамом, не знает, является ли имамместным жителем или нет, должен совершить молитву за имамом снамерением полной молитвы и выполнить молитву так, как совершит её имам(т.е. если имам прочитает полностью, он тоже должен совершитьполностью, а если имам сократит, тогда и он должен сократить).
Как должен поступить путник, который намеревался совершить молитву за имамом полностью, но потерял омовение в процессе молитвы?
а) если он успеет вернуться на общую молитву после совершения омовения он должен совершить молитву полностью;

б) если он не успеет вернуться на общую молитву после очищения, тогда он должен совершить молитву один и сократить её;

*если человек выехал в путешествие после наступления времени молитвы (несовершив молитву), он должен сократить эту молитву в пути;

*если человек въехал на родину после наступления времени молитвы (несовершив молитву), он должен совершить эту молитву полностью;

Путникдолжен сокращать молитву, не зависимо от того, имел ли он передмолитвой намерение совершить её полностью или сократить.
Путник должен сокращать молитву, даже если он сомневается, имел ли он соответствующее намерение перед молитвой.
Не существует временных ограничений по поводу сокращения молитвы в пути путником.

[1] «аш-Шарх-аль-Мумти аля Зад аль-Мустагна» 4/509, 548.

[2] «аш-Шарх-аль-Мумти аля Зад аль-Мустагна» 4/449.

[3] «Маджму фатауа»24/18;

[4] «аш-Шарх-аль-Мумти аля Зад аль-Мустагна» 4/498.

[5] См.«аш-Шарх-аль-Мумти аля Зад аль-Мустагна» 4/516-535.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика