Как можно заметить, современная мусульманская культура не свободна от влияния идей заблудших сект

Ответы шейха Салиха бин Фаузана аль-Фаузана
Вопрос:
-
Какможно заметить, современная мусульманская культура не свободна отвлияния идей заблудших сект наподобие хариджитов и мутазилитов.Некоторые из них обвиняют в неверии целые общества и отдельных людей идопускают применение насилия по отношению к грешникам и нечестивцам изчисла мусульман. Что вы можете сказать об этом?

Ответ:
- Это порочный путь, поскольку ислам запрещает прибегать к насилию в деле призыва. Аллах Всевышний сказал:
«Призывайк пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и веди сними спор наилучшими средствами» (ан-Нахль, 125).
Обращаясь же к Мусе и Харуну, мир им обоим, Аллах велел им говорить с фараоном так:
«...и говорите с ним мягко, чтобы он одумался или устрашился» (Та ха, 44).
Насилиепорождает насилие, приводит не к желаемому, а к обратным результатам, иоказывает на мусульман дурное воздействие. Необходимо осуществлятьисламский призыв с помощью мудрости, наилучших методов и проявлениядоброты по отношению к тем людям, к которым этот призыв обращен. Что жекасается применения насилия, проявления суровости и пререканий, то этоне имеет никакого отношения к исламской религии, а мусульмане,занимающиеся призывом, должны следовать примеру пророка и указаниямсвященного Корана.
Обвинение в неверии требует соблюденияопределенных шариатских норм. Вынесение решения о неверии послепредъявления необходимых доказательств допускается в том случае, когдакто-либо совершает нечто несовместимое с исламом, на что имеютсясоответствующие указания богословов из числа приверженцев сунны исогласия, а если человек ничего подобного не совершал, неверным он неявляется, даже если он совершил какой-нибудь тяжкий грех, заисключением греха многобожия.
Вопрос:
- Уважаемый шейх, естьлюди, применяющие тер мин "джахилийа" для обозначения мусульманскихстран, в которых получил распространение порок.[1] Вам хорошо известно,какие последствия это может повлечь за собой, но можно ли считатьправильными подобные действия?
Ответ:
- В целом периодджахилийи, хвала Аллаху, закончился с началом пророческой миссииМухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и появлением ислама, знанияи света, которые не исчезнут до самого Дня воскресения. Могутсуществовать остатки джахилийи, однако такая джахилийа являетсячастичной и касается отдельных людей или сообществ, в целом же оназавершилась и не вернется уже никогда.
Вот почему, как указывал всвоем труде "Иктида ас-сират аль-мустаким" шейх-уль-ислам Ибн Таймийа,да помилует его Аллах, что использовать этот термин применительно ковсем нельзя
.
Вопрос:
- Нетрудно заметить, что люди,обозначающие так мусульманские страны, хотят обвинить их население вневерии, а, значит, и в вероотступничестве.
Ответ:
- Не каждый имеет право обвинять в неверии или говорить о неверии целых сообществ или отдельных лиц.

Обвинениев неверии требует соблюдения определенных шариатских норм. Решение оневерии человека выносится в том случае, когда человек совершает нечтонесовместимое с исламом. Подобные случаи известны, а наиболеесерьезными из них являются многобожие, претензии на обладание знанием осокрытом и те случаи, когда судят не по тому, что было ниспосланоАллахом, ибо Аллах Всевышний сказал:
«Те же, кто не судит согласнотому, что ниспослал Аллах, - это неверные» (аль-Маида, 44). Обвинение вневерии является серьезным делом и не каждому можно обвинять в этомдругих. Такими полномочиями обладают только шариатские судьи или жеутвердившиеся в знании богословы, знающие о том, что делает исламчеловека недействительным, и о конкретных обстоятельствах и изучающиеположение людей и общества. Такие люди могут выносить решение о невериии прочие серьезные решения, что же касается невежественных людей илинедоучек, то они не имеют права обвинять в неверии ни отдельных лиц, нисообщества, ни государства, поскольку не обладают для этогосоответствующей квалификацией.
Вопрос:
- Некоторые люди,стремящиеся к приобретению религиозного знания, могут с легкостьюназвать мусульманина вероотступником, но это значит, что они пособственному усмотрению могут и уполномочить кого-либо исполнитьнаказание за вероотступничество, если этого не сделает правитель. Чтовы можете сказать об этом?
Ответ:
- Исполнение установленныхшариатом наказаний должно всегда оставаться прерогативой мусульманскогоправителя и никого иного, иначе это неизбежно приведет к анархии,распаду общества и возникновению смуты. Сообщается, что пророк, мир емуи благословение Аллаха, сказал: «Прощайте друг другу то, за чтовиновных следует подвергать установленным шариатом наказаниям, ибо еслидело будет доведено до сведения правителя, тогда Аллах проклянет иходатая и того, за кого обратятся с ходатайством[2]».[3] Одной изобязанностей мусульманского правителя является исполнение установленныхшариатом наказаний после того как шариатским судом будет установлено,что виновный заслуживает наказания за вероотступничество, кражу иликакое-нибудь иное преступление.
Итак, исполнение установленныхшариатом наказаний является прерогативой правителя, если же правителя умусульман нет, то следует ограничиться побуждением к одобряемомушариатом, попытками удержать от порицаемого, призывом к Аллаху спомощью мудрости, добрым увещеванием и ведением споров с помощьюнаилучших средств. Что же касается частных лиц, то им запрещаетсяисполнять наказания, поскольку, как уже отмечалось, это приведет канархии и смутам и принесет больше вреда, чем пользы, а согласно одномуиз основных положений шариата устранению вреда отдается предпочтениеперед тем, что принесет пользу.
Вопрос:
- Уважаемый шейх, когоследует считать вероотступником? Мы просим вас дать точное определение,поскольку иногда обвинения в вероотступничестве выдвигаются всомнительных случаях.
Ответ:
- Выносить решение овероотступничестве, как и прочие важные решения, уполномочены толькоутвердившиеся в знании богословы, которыми являются шариатские судьи иуважаемые муфтии. Право выносить решения о вероотступничестве не можетпринадлежать всем и каждому, как не может оно принадлежать недоучкамили людям, которые недостаточно глубоко постигли суть религии,поскольку это неизбежно причинит вред. Такие люди могут вынести решениео вероотступничестве мусульмани-на, который не являетсявероотступником, или обвинить в неверии мусульманина, кото-рый несовершил ничего такого, что делает ислам человека недействительным.Подобные дела являются весьма серьезными, ведь если кто-нибудь назоветневерным или нечестивцем своего брата, который таковым не является, этислова вернутся к тому, кто их произнес. Итак, выносить решения овероотступничестве имеют право только судьи шариатских судов иуважаемые муфтии, а исполнять установленные шариатом наказания - толькомусульманские правители, а все остальное есть анархия.

[1]Джахилийа- доисламская эпоха, период язычества. Имеется в виду, чтонекоторые приравнивают людей, живущих в этих странах, к язычникам.
[2]Согласно шариату, запрещается обращаться к правителям с ходатайствамиоб отмене установленных Кораном наказаний, которые следует исполнятьнеукоснительно.
[3] "Сунан" ан-Насаи, хадис - 4886; "Муватта" имама Малика, хадис №1580.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика