О скверне и ее устранении

О скверне и ее устранении

Название данной главы по-арабски – "Изаляту-ль-над­жаса".

Первое слово в этом словосочетании – "изаля" – устранение, удаление. Второе слово – "наджаса" – в арабском языке яв­ляется антонимом слова "чистота" и "очищение", то есть может быть переведено на русский как скверна.

С точки зрения Шариата: наджаса (скверна) – этонечто, являющееся грязным по своей сути, рассмат­риваемое шариатом какнечистое или мерзость, то есть все то, от чего верующий обязаночищаться, ибо оно относится к факторам, препят­ствую­щим тому, чтобынамаз, таваф и некоторые другие виды покло­нения считалисьдействительными.
Разновидности скверны (наджасы)

1. Наджаса айния (постоянная наджаса), к которой отно­сится любая вещь, являющаяся скверной сама по себе, по своей сути (например, моча, кал, со­бака, свинья, пролитая кровь).

Суждение Ислама о постоянной наджасе сле­дующее:по­стоянную наджасу невозможно очистить (т.е. сделать ее чистой) ни прикаких условиях. Например, ослиный кал в связи с тем, что он являетсяскверной сам по себе, невозможно очистить никак, даже при помощиморской воды, если, конечно, он сам не пере­станет быть наджасой,превратившись в другое веще­ство, не являющееся таковой. Припревращении веще­ства, являю­щегося скверной, в другое веществопрекращается действие в отношении него хукма (законо­положения) онаджасе, ибо хукм действует лишь в свя­зи с наличием или отсутствиеммотивов (илля') к нему.

2. Наджаса хукмия (временная (случайная) наджаса)– это вещь, являющаяся сама по себе чистой, но осквернившаяся в связи спопаданием на нее сквер­ны (например, одежда, на которую попали каплимочи, или обувь, которой наступили на экскременты). Суж­дение Ислама поповоду временной наджасы таково: оскверненная вещь может быть очищена,так как сама по себе она чиста и подверглась осквернению из-заслу­чайного попадания на нее наджасы.

Степени наджасы и способы очищения от нее

1. Наджаса тяжелой степени. Согласно наи­более досто­верному мнению, к ней можно отнести скверну собаки, а имен­но ее слюну, а также ее мочу, кал и прочие выделения (об этом речь пойдет позже, если на то будет воля Аллаха).

Способ очищения от нее: наиболее правильным является мне­ние, согласно которому очищение посу­ды от скверны собаки осу­ществляется промыванием семь раз, первый из них – песком.Именно так сказано в уже приведенном нами хадисе от Абу Ху­рейры (№ 8),с достоверностью которого согласились оба има­ма. Причины того, почемуименно тот вариант хадиса, в котором ска­зано, что первый из семи разнужно мыть песком, признается наи­более правильным, объяс­нялись вглаве "О разновидностях воды".

Некоторые ученые также относили кданной категории наджасу свиньи, однако более правильной является точказрения тех, кто считает определение ее в качестве наджасы тяжелойстепени неверным, ибо доводов в пользу этого нет. То есть наджасасвиньи подобна остальным видам наджасы, не входя­щим в категориюнаджасы тяжелой степени. Имам Ан-Навави в комментариях к "Ас-Сахиху"Муслима сказал: "Большинство уче­ных считает, что для очищения отскверны свиньи нет нужды в семикратном обмывании. Аш-Шафи'и также склоняе­тся к этому мнению, и оно подкреплено силь­ными доводами".

2. Наджаса легкой степени. Легкой наджасой считается, например, моча грудного ребенка,в котором еще не проснулось желание к употреблению обычной пищи икоторый еще не может обходиться без молока, питаясь чем-либо иным. Мочагрудных детей, которым дали попробовать финики или мед в качествелекарства или что-нибудь другое в подоб­ных целях, все равно считаетсялегкой наджасой. Об этих исключениях рас­сказывает Аль-Хафиз в "Аль-Фатхе".

Способ очищения от нее: Дляочищения от по­добной над­жасы достаточно побрызгать на осквернен­ноеместо воду так, чтобы оно намокло, и нет нужды в том, чтобы тереть егоили выжимать. Правильность такого способа очищения от наджасылегкой степени подтверждается хадисом от Анаса, с достовер­ностьюкоторого согласились оба имама и хадисом от Абу Ас-Самхи (№ 26).

3. Наджаса средней степени. К ней относит­ся, например, моча и кал человека.
Способ очищения от нее: очищениеот нее осу­ществляется путем мытья водой, однако бесследный ее уход поддействием чего-либо другого также счита­ется очищением от нее, дажеесли это очищение про­изошло невзначай, то есть без намерения состороны человека. Так, например, если на одежду, которая вы­пачкананаджасой, случайно попала вода и удалила наджасу, то преждеоскверненное ею место на одежде следует считать чистым. Такимобразом, для очище­ния от наджасы человеку не требуется иметьспеци­альное намерение (ан-ния), как это необ­ходимо ему для очищенияот хадаса. Это точка зрения является наиболее достоверной и основывается на следующих доказа­тельствах:

а) наджаса – это нечто грязноепо сути, несущее в себе осквернение, и если она уходит, то вещь,преж­де оскверненная ею, возвращается к своей первона­чальной чистоте,ибо любой хукм действует лишь в связи с наличием или отсутствиеммо­тива (илля’) к нему. Если присутствует мотив (в данном случае –наличие наджасы), то присутствует и хукм, если же отсутствует мотив, тои хукм тоже отсутствует.

б)как известно, поклонение Аллаху включает в себя две категориипоступков: выполнение того, что повелено Им и отда­ление от того, чтоИм, запрещено. Устранение скверны (очище­ние от нее) относится ккатегории действий, именуемых отдале­нием от запрет­ного, а они нетребуют для своего осуществления на­личия намерения (ан-ния), как этонеобходимо для выпол­нения повелений (например, для совершенияна­мазов). Таким образом, вне зависимости от причины, по которойпроизошло устранение наджасы, и вне за­висимости от того, произошло лиочищение от нее с намерением или непреднамеренно, оно счи­таетсядей­ствительным.

Некоторые ученые считают, что от наджасы можеточистить только вода. Свое мнение они аргу­ментируют хадисом о бе­дуине(№ 10), в котором рассказывается, что Пророк, да благо­словит его Аллахи привет­ствует, повелел вылить на осквер­ненное мочой место воду.Ответить сторонникам этого мнения можно так: Приказ вылить воду былвызван необходимостью быстрого, немедленного очищения земли. Какиз­вестно, солнце и ветер не могут очистить осквернен­ное место сразу(для этого потребуется несколько дней). Что же касается воды, то онаочищает моментально, и именно такое быстрое очищение было необходимо вмечети, ибо это место, где молятся люди. Резю­мируя вышесказанное,можно сказать, что, чем бы ни была устранена наджаса, место, котороебыло ею оскверне­но, стано­вится чистым. Исключением является тольконаджаса собаки (ее слюна, а также кал, моча и т.п.), для очищенияпосуды от которой требуется семикрат­ное мытье: первый раз песком, аостальные шесть – водой, о чем уже рассказывалось прежде.

Свойства наджасы

Под свойствами наджасы имеются в виду три качества: вкус, цвет и запах.

Еслипосле мытья вкус и запах наджасы оста­ются, это указывает на то, что ееостатки все еще при­сутствуют, то есть она не считается удаленной. Чтоже касается цвета наджасы, то, если после тщательно­го мытья пятно отнаджасы все же ос­тается, в этом нет ничего страшного, поскольку, какуказы­вается в двад­цать восьмом хадисе, это простительно. Аль-Хафиз поэтому поводу сказал в "Аль-Фатхе" следующее: "Со­ставитель (имеется ввиду Аль-Бухари) использует хадис "Поистине, пятна воды (то есть следымытья) на одежде его" в качестве доказательства того, что следы,остающиеся после ухода над­жасы при ее вычи­щении, не наносят никакоговреда, и посвя­щает разъяс­нению этого вопроса главу "След, оставшийсяот над­жасы или чего-либо другого после мытья".

Незаметная наджаса

Иногдабывает так, что наджаса попадает на одежду или на что-либо иное, но мыне можем опреде­лить, куда именно она попала, а значит, не знаем,ка­кое именно место на одежде нужно помыть. В таком случае, еслиповерхность, на которую попала наджа­са, обширная, нужно поразмыслить ивымыть то мес­то, попадание наджасы на которое, по нашему мнению,наиболее вероятно. Если же поверхность одежды (или чего-нибудьдру­гого) маленькая, такую одежду нуж­но вымыть пол­ностью, для тогочтобы быть оконча­тельно уверенным в уходе наджасы.

Разновидности крови с точки зрения фикъха

I. Кровь, являющаяся скверной. К ней отно­сится:

1.Кровь, вытекающая из двух путей (из заднего прохода и половых органов),такая, как кровь, выде­ляющаяся при мен­струациях (хейд),внеменструальных кровотечениях из влага­лища (истихада), после­родовыхкровотечениях (нифас).

2. Кровь животных, которые не дозволены впищу, таких как крысы, ослы, хищные звери. О зако­нах, касающихсязапре­щенности тех или иных живот­ных в пищу, будет рассказано в главе"О пище".

3. Кровь мертвечины тех животных, которые, будучизако­лотыми согласно требованиям Шариата, дозволены в пищу. Об этомговорится в третьем аяте суры "Аль-Маида" ("Трапеза").

II. Чистая кровь, к которой относится:

1.Кровь рыбы, так как ее мертвечина чиста (об этом мы сообщали ранее вглаве "О разновидностях воды" с приведением в качестве довода хадисов №1 и №11).

2. Кровь существ, не имеющих сложной крове­носнойсис­темы с бегущей по сосудам кровью, кото­рая может вытекать из тела вслучае его повреждения. Это кровь мух, комаров и им подобных.Разъяснение этого вопроса также давалось нами в главе "Оразно­видностях воды", в качестве довода приводился хадис № 12.

3.Кровь, которая остается внутри заколотого по правилам Шариата животного(в его сосудах, серд­це, селезенке). Подоб­ная кровь чиста внезависимости от ее количества. Доводом этому также служит хадис № 11,приведенный в главе "О разно­видностях воды".

4. Кровь шахида(согласно мнению абсолютно­го большин­ства ученых), а такжечеловеческая кровь вообще, что следует признать как наиболеедостовер­ное мнение. Кровь шахида чиста, так как если бы она быласкверной, то Пророк, да благо­словит его Аллах и привет­ствует, повелелбы смывать ее с тел шахи­дов перед по­гребением. Что же касается мнениятех, кто считает человеческую кровь чистой, то оно являетсядостовер­ным на основании следующих доводов:

а) Причислять туили иную вещь к наджасе мож­но лишь тогда, когда на это имеется довод,ибо, как правило, вещи являются чистыми. Никакими довода­ми от Пророка,да благо­словит его Аллах и приветствует, насчет того, что человеческаякровь является наджасой, мы не располагаем. Между тем, если бы вопрособсто­ял так, то он не остался бы без внимания Пророка, ибо, в связи стем, что человеку часто иметь дело с ранени­ями, различного родакровотечениями, приходится при­бегать к искусственному кровопусканию ит.д, обяза­тельно воз­никла бы потребность в указаниях по этому поводу.

б)Нигде ничего не сказано о том, чтобы Про­рок, да благо­словит его Аллахи приветствует, приказывал смывать кровь, вышедшую из ран, между темизвестно, что мусульмане, полу­чив во время боевых действий ранения,совершали намазы, истекая при этом кровью, о чем свидетельствуетдостоверный хадис.

в) Все части тела человека чисты. То естьдаже отсеченная рука является чистой, несмотря на нали­чие в ней крови,и, может быть, даже в большом коли­честве.

г) Кровь рыбысчитается чистой на основании того, что ее мертвечина чиста. Мертвоетело челове­ка также считается чис­тым, следовательно, и кровь егочиста. Тело человека не осквер­няется смертью вне за­висимости от того,был ли он верующим или кафиром, мужчиной или женщиной. Тело чело­векаявляется чис­тым как при жизни, так и после смерти. И этоподтвер­ждается следующим:

а) общим смыслом хадиса Пророка, даблагосло­вит его Аллах и приветствует, в котором сказано: "Поистине,верую­щий не оскверняется". В этом хадисе имеется в виду, что теловерующего чистое, потому что он обычно избегает скверны, в отличие отмногобожника, который не сторонится наджасы.

б) словами Пророка,да благословит его Аллах и привет­ствует: "Омойте ее трижды илипятикратно…", адресован­ными тем, кто обмывал его умершую дочь. Этислова доказы­вают тот факт, что тело умершего человека не являетсясквер­ной, так как если бы оно само по себе было скверной, то естьявлялось наджасой 'айния, то омовение не принесло бы никакой пользы,как в примере с собакой, которую невозможно очистить, даже если вымытьее тысячу раз. Что же касается оп­ределения Кораном многобожников какскверны, то имеется в виду, что они – скверна духовного плана (наджасама'науийа), и это дока­зывается тем, что Аллах разрешил нам жениться наженщинах из числа людей Писания. Аль-Хафиз в "Аль-Фатхе" говоритследую­щее: "Большинство ученых придерживается этого мне­ния, а поповоду аята "Поистине, многобожники – скверна ", говорят, что имеется ввиду, что они скверна в плане их вероубеждений и их отношения кскверне".

Все это указывает на то, что живой человек не является наджасой 'айния, вне зависимости от того, мужчина это или женщина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика