Добродетель таухида и какие из грехов он искупает


Добродетель таухида и какие из грехов он искупает

       Всевышний Аллах сказал:

       "Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них - безопасность, и они - на верном пути"[47]

       Убада ибн ас-Самит рассказывал: "Посланник Аллаха сказал: "Ктозасвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха одного, у которогонет сотоварища, что Мухаммад - Его раб и Его посланник, что Иса - рабАллаха и Его посланник, а также слово Его, посланное Марйам, и дух отНего, и что рай - истина, и что Огонь - истина, того введёт Аллах в райв соответствии с делами его"[48].

       В хадисе Итбана говорится: "Ибо, поистине, Аллах избавляет отОгня того, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха", стремясь тем самымк лику Аллаха"[49].

       Абу Са'ид аль-Худри приводит рассказ посланника Аллаха: "Муса сказал:

       "О Господи, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебяи взывать к Тебе с мольбой!" Господь сказал: "Говори же, о Муса: "Нетбожества, кроме Аллаха!" Муса воскликнул: "Но ведь все рабы Твоиговорят это!" Господь сказал: "О Муса, если все семь небес с ихобитателями, кроме Меня[50],а также все семь земель будут на одной чаше весов, а слова "нетбожества, кроме Аллаха" - на другой, то перевесит чаша с этимисловами". Хадис приводится Ибн Хиббаном и аль-Хакимом[51].

       Ат-Тирмизи передал и назвал хорошим хадис, рассказанный Анасом:"Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Всевышний Аллах изрёк: "О сынАдама, если ты придёшь ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешьпредо Мной, не приобщающим ко Мне ничего, то Я дарую тебе столько жепрощения"[52].

       РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Обширность милости Аллаха.
       2. Неизмеримость награды Аллаха для убежденных в таухиде.
       3. Прощение Аллахом грехов муваххидов.
       4. Смысл аята из суры "Ан'ам".
       5. Рассмотрение пяти понятий, приведённых в хадисе Убады.
       6. Соединив этот хадис с хадисом Итбана и последующими, тыуяснишь значение высказывания "нет божества, кроме Аллаха". При этомтебе станет ясной ошибка обольщённых[53].
       7. Напоминание об условии, содержащемся в хадисе Итбана[54].
       8. Даже пророки нуждаются в напоминании о добродетели высказывания "нет божества, кроме Аллаха".
       9. Указание на то, что чаша с формулой таухида перевешивает всесоздания Аллаха, хотя чаши многих из тех, кто произносит эту формулу,остаются лёгкими.
       10. Утверждение наличия семи земель наряду с семью небесами.
       11. Все небеса заселены.
       12. Утверждение качеств Аллаха в отличие от аш'аритов.
       13. Если ты ознакомишься с хадисом Анаса, то поймёшь, чтосказанное в хадисе Итбана - "Ибо, поистине, Аллах избавляет от Огнятого, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха", стремясь тем самым клику Аллаха" - указывает на отказ от ширка не только в словесной форме.
       14. Иса и Мухаммад в равной степени являются рабами Аллаха и Его посланниками.
       15. Знание особенности Исы, как слова Аллаха.
       16. Иса является также и духом от Аллаха.
       17. Знание блага веры в рай и адский огонь.
       18. Значение выражения "...в соответствии с делами его"[55].
       19. Знание того, что весы имеют две чаши.
       20. Значение выражения "лик Аллаха".

("Ан'ам" (6):82).



[47]  

Несправедливость бывает трёх видов: ширк, угнетение рабов Аллаха и угнетение собственной души.

Ибн Мас'уд рассказывал: "Когда был ниспослан аят "Те, которые уверовалии не облекли своей веры в несправедливость...", мы сказали: "Опосланник Аллаха! Кто же из нас не поступает несправедливо со своейдушой?" Он сказал: "Это не то, о чём вы говорите. В словах "...и необлекли своей веры в несправедливость..." имеется в виду ширк. Или выне слышали слов Лукмана своему сыну: "О сын мой! Не приобщай к Аллахусотоварищей, ведь ширк - великая несправедливость!?" (аль-Бухари 6/281).

Ибн Теймийа по поводу этого хадиса сказал: "Им было тягостно оттого,что они предположили, что несправедливостью, отсутствие которойставилось условием, была несправедливость раба к своей душе. Онипредположили, что безопасность и ясное руководство гарантированы толькотем, кто не угнетает свою душу. Пророк разъяснил им, что ширк в КнигеАллаха также называется несправедливостью. И приобретёт безопасность иясное руководство только тот, кто не облечёт своей веры в подобнуюнесправедливость. Поистине, тому, кто не облекает своей веры в такуюнесправедливость, гарантирована безопасность и ясное руководство, какэто было гарантировано тем, кого избрал Аллах: "Мы дали Писание внаследие тем из рабов наших, которых избрали Мы: среди них естьугнетающие собственные души, среди них есть держащиеся середины и срединих есть опережающие других в добрых делах по изволению Аллаха. Это -великое превосходство!" ("Фатир" (35):32). Однако это не отрицает того,что угнетающий свою душу будет наказан за свои грехи, если не покается,ибо сказал Всевышний: "И тот, кто сделал добра весом с одну пылинку,увидит его. И тот, кто сделал зла весом с одну пылинку, увидит его"("Зилзал" (99):6-7).

[48]  

Аль-Бухари 6/342, Муслим (28).

Имам ан-Навави сказал: "Этот хадис занимает величественное и славноеместо и объединяет в себе хадисы, охватывающие различные акиды(вероубеждения). Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир,объединил в нём всё, что отталкивает от общин неверия, по противоречиюс их вероубеждениями, и отдаляет от них. Он изложил в этих словах всё,что противоречит им". Поэтому необходимо привести его подробноеобъяснение.

Само слово "свидетельство" подразумевает, что произносящий его говоритна основании знания, уверенности, искренности и верности. Отсутствиеэтого делает данное свидетельство недействительным. В первую очередь,человек должен узнать смысл слова "аль-илах" (божество). Шейх-уль-исламИбн Теймийа сказал: "Божество - это то, чему поклоняются и повинуются.Божество обожествляемо, а обожествляемо только то, что заслуживаетпоклонения ему, чьё существо заслуживает, чтобы ему поклонялись, потомучто оно отличается качествами, которые неизбежно влекут за собой то,чтобы его любили высшей любовью, чтобы ему покорялись высшейпокорностью". Он также сказал: "Божество - это то, что любимо,поклоняемо и обожествляемо из любви сердец к нему. Ему покоряются иперед ним унижаются. Его боятся и его желают, к нему прибегают внесчастии и к нему обращают молитвы в важные моменты, на него уповают вожидании блага и у него ищут убежища, успокаиваются при его упоминании,находят покой в любви к нему, и нет никого такого, кроме Одного Аллаха.Поэтому, выражение "Ля иляха илляллах" ("нет божества, кроме Аллаха") -самое верное, и утверждающие его являются людьми Аллаха и Его партией,а отрицающие его - Его врагами и людьми, на которых обращён Его гнев инедовольство. И если свидетельство человека было здоровым, то здоровымибудут все его деяния и стремления, а если раб не был искренен в нём, топорочными будут все его дела и знания".

Свидетельство "нет божества, кроме Аллаха" отрицает божественнуюприроду всего, кроме Аллаха, и требует выполнения его сердцем, языком иорганами. Тот, кто произносит его, не сознавая его значения, или несовершает дел, которые оно требует, является невежественным человеком,который обязан узнать и выполнять наипервейшую обязанность, возложеннуюАллахом на людей.

Далее идут слова "...Одного, у которого нет сотоварища...", которыеподтверждают и объясняют смысл свидетельства. Аллах разъяснил это вКоране - в историях о пророках и посланниках. И кто же невежественнеепоклоняющихся могилам, не осознающих своего положения?! И что можетбыть опаснее ширка, противоположного слову искренности - "нет божества,кроме Аллаха"?! Арабы-мушрики и им подобные отрицали как произношениесвидетельства, так и его смысл. Однако мушрики, поклоняющиеся могилам,утверждают его на словах, но отрицают его смысл. Они произносят его, азатем обожествляют кого-то помимо Аллаха, обращая к нему поклонение:будь то любовь, возвеличивание, страх, надежда, упование, мольба илидругие его виды. Их ширк хуже, чем ширк доисламских арабов, потому чтов трудных ситуациях они начинают искренне взывать к своим божествам,оставив Аллаха и будучи убеждёнными в том, что они принесут имоблегчение быстрее, чем Он. Ранние язычники же приобщали к Аллахуравных только в благополучии, однако в несчастии они искреннеобращались к Аллаху, как сказал об этом Всевышний: "И когда они едут насудне, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним веру. А когда Он спасаетих, выводя на сушу, - они приобщают к Нему равных" ("Анкабут" (29):65).Из этого становится ясно, что современные мушрики менее осведомлены обАллахе и Его таухиде, чем ранние язычники.

Свидетельство о том, что "Мухаммад - Его раб и Его посланник"утверждает то, что Мухаммад является лучшим из творений Всевышнего,который послан ко всем людям, чтобы донести до них Слово Аллаха,обрадовать верующих вестью о блаженстве в будущей жизни и предупредитьневерующих о приближающемся наказании. Долг всех людей - уверовать вего миссию, поверить в то, что он сообщил, подчиниться ему в том, чтоон приказал, сторониться того, что он запретил, любить его и его дело ине ставить никого из людей выше него, да благословит Аллах его, егосемью и всех его сподвижников. Ни один человек, будь то иудей,христианин, либо исповедующий любую другую религию, не обретёт счастьяв будущей жизни, если он откажется последовать за последним довереннымпосланником Аллаха, принесшим людям Его последнее откровение. Всевышнийсказал: "Мы послали тебя только как милость к мирам" ("Анбийа'"(21):107). От милости Господа отворачиваются только заблудшие!

Выражение "Иса - раб Аллаха и Его посланник" показывает заблуждённостьубеждений христиан в том, что он является Богом, сыном Бога или однимиз святой троицы. Всевышний сказал: "У Аллаха нет никаких детей, ивместе с ним нет другого божества" ("Му'минун" (23):91). Раб Аллахаобязательно должен засвидетельствовать, что Иса - раб Аллаха и Егопосланник, которого он создал из женщины без вмешательства мужчины, каксказал об этом Всевышний: "Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Онсоздал его из праха, потом сказал ему: "Будь!" - и он стал"("Аль-'Имран" (3):59). Он также сказал: "Никогда не сочтёт Мессия длясебя унизительным быть рабом Аллаху, как и ангелы приближённые!"("Ниса'" (4):172).

Иса ибн Марйам - могущественный посланник Аллаха к народу Израилеву,однако они не признали его миссию и разошлись во мнении о нём. Одни изних начали проявлять излишнюю любовь к нему, и возвеличили его до такойстепени, что стали поклоняться ему и его матери. Это - христиане.Другие же отвергли его послание и оклеветали его. Но Всевышний Аллахсказал: "...Аллах наложил печать на них за их неверие, и лишь немногиеиз них уверовали. Это - за то, что они не уверовали и изрекли на Марйамжестокую клевету, и за то, что они сказали: "Мы убили Мессию Ису ибнМарйам - посланника Аллаха". Но они не убили его и не распяли, этотолько показалось им; и те, которые спорят о нём, находятся в сомнении.У них нет об этом никаких знаний, и они руководствуются лишьпредположениями. Они точно не убивали его: Аллах вознёс его к Себе.Аллах Могущественен, Мудр!" ("Ниса'" (4):155-158).

Ибн Касир сказал: "Когда Аллах послал Ису ибн Марйам к иудеям с яснымизнамениями и наставлением, они позавидовали его пророчеству иизумительным чудесам, которыми одарил его Аллах, тому, как он сизволения Аллаха исцелял слепых и прокажённых, оживлял мёртвых и т.п.Однажды он слепил птицу из глины и вдохнул в неё жизнь: онапревратилась в живую птицу, и люди видели, как она взлетела в воздух поволе Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Несмотря на это, они сочли еголжецом, противились ему и всеми силами стремились причинить ему вред,пока пророк Аллаха, Иса, не перестал жить с ними в городах и неотправился странствовать со своей матерью. Но они не удовольствовалисьэтим и оклеветали его перед правившим в то время в Дамаскеримлянином-мушриком, который поклонялся планетам. Иудеи представили этодело правителю так, будто в Иерусалиме есть человек, сеющий смуту средилюдей, вводящий их в заблуждение и настраивающий свой народ против еговласти. Правитель разгневался и послал своему наместнику в Иерусалимеписьмо с повелением схватить этого человека, распять и надеть ему наголову венок из колючек. Когда иерусалимский наместник получил письмо,он подчинился и отправился с группой иудеев к дому, в котором находилсяИса. В тот момент он был вместе с двенадцатью-тринадцатью своимисподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходусолнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса.- Ред.) почувствовал, что, либо они неизбежно ворвутся, либо он долженвыйти к ним, он сказал своим сподвижникам: "Кто хочет стать похожим наменя и быть моим спутником в раю?" Один юноша добровольно вызвался,однако Иса счёл его ещё молодым для этого. Он повторил свои слова вовторой раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши, не отзывался.Тогда Иса сказал: "Ты будешь им!" - и Аллах изменил его облик на обликИсы, так что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылосьотверстие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознёсся нанебеса, как сказал об этом Всевышний: "Аллах сказал: "О Иса!возвращу тебя и вознесу к Себе..." ("Аль-'Имран" (3):55). Когда онвознёсся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его заИсу, схватили его ночью, распяли и надели ему на голову венок изколючек. Иудеи объявили всем, что они добились его распятия, ихвастались этим. Группы христиан поверили этому из-за своего невежестваи недостатка ума. Остались лишь те, кто был в том доме вместе с Мессиейи был свидетелем его вознесения". (о распятии на кресте вместо Исыдругого лица говорится также в христианско-гностическом апокрифе "2-йтрактат Великого Сифа" (Ст. 55, 56) и др. книгах христиан. - Ред.)

Выражение "...слово Его, посланное Марйам..." означает, что Аллахсоздал его словом, которым послал Джибриля к Марйам, чтобы тот вдохнулв неё, по воле Всевышнего, дух Исы. Он сказал: "Будь!", и он стал,однако сам Иса не является речью Господа. Имам Ахмад в книге"Опровержение джахмизма" писал о сотворении Исы: "Он был создан словом,посланным к Марйам, когда Он сказал: "Будь!" - и Иса стал. Он создан поповелению "Будь!", а "Будь!" - это речь Всевышнего Аллаха, и она несотворена. Христиане и джахмиты измыслили ложь об Аллахе в вопросе Исы".

Выражение "дух от Него" означает, что душа Исы - это одна из тех многихдуш, сотворённых Всевышним. В этих словах посланника раскрываетсяневерие иудеев, которые считают, что рождение Исы было результатомпрелюбодеяния. Аллах сказал: "Она сказала: "Как будет у меня мальчик,когда меня не касался человек, и не была я распутницей?". Он (ангел. -Ред.) сказал: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня легко. Мы сделаемего знамением для людей и Нашим милосердием". Дело это решено"("Марйам" (19):20-21).

Ибн Теймийа опроверг воззрения христиан о единстве "святой троицы":"Если присоединяемое к Всевышнему Аллаху не существует самостоятельно ине является одним из Его творений, оно обязательно будет качествомВсевышнего Аллаха. Невозможно, чтобы присоединяемое к Нему былотворением, над которым господствуют. Присоединяемое, котороематериально и существует самостоятельно, как Иса, Джибриль и души сыновАдама, не может быть качеством Всевышнего Аллаха, потому что то, чтосуществует самостоятельно, не может быть качеством другого".

Пророк также указал на то, что каждый верующий обязан верить вистинность рая, приготовленного для богобоязненных, и ада, огонькоторого поглотит неверующих. Рай и ад уже созданы Аллахом, однако людизайдут в них только после суда в День Воскресения, и будут находиться вних на разных уровнях в зависимости от их дел в этой жизни.

[49]  

Аль-Бухари 11/206, 12/271, Муслим (33).

Этот хадис раскрывает смысл свидетельства "нет божества, кроме Аллаха"и показывает неизбежность отказа от ширка того, кто засвидетельствовалего с искренностью, убеждённостью и верностью.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: "Это хадис о том, кто произнёс его(свидетельство. - Ред.) и умер на этом основании, как сказал пророк:"искренне, от чистого сердца, без сомнения, с верностью иуверенностью". Подлинный таухид полностью притягивает души к ВсевышнемуАллаху. И тот, кто искренне, от чистого сердца засвидетельствовал, чтонет божества, кроме Аллаха, тот войдёт в рай, потому что искренность -это притягивание души к Всевышнему Аллаху, когда человек искреннекается за свои грехи. Человек достигает этого, если умирает в такомсостоянии. Дошло много хадисов о том, что "кто сказал "нет божества,кроме Аллаха" и в его сердце было благо (вера. - Ред.) весом хотя бы вячменное зёрнышко, или в горчичное семя, или весом в пылинку, тотвыйдет из Огня". Дошло также много хадисов и о том, что многие из тех,кто сказал "нет божества, кроме Аллаха", попадут в Огонь, а затемвыйдут из него; о том, что Аллах запретил Огню пожирать следы саджда(земного поклона) у сынов Адама, ибо они совершали Аллаху молитву иземные поклоны; а также о том, что запрещён Огонь тому, кто сказал "нетбожества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха. Однако всёэто привязано к одному важному условию. Большинство тех, кто произноситего, не знают искренности, или делают это по традиции или обычаю.Сладость веры не смешивается с отображением их душ. Большинство тех,кто проходит искушение при смерти или в могиле, относится к тем людям,о которых говорится в хадисе: "...Я слышал, что люди говорят что-то, иговорил это..." (Это - часть длинного хорошего хадиса, приведённогоат-Тирмизи (1070) и ат-Табарани в "аль-Аусате"). Большинство их деяний- это подражание и следование примеру, и они больше всех относятся квысказыванию Всевышнего Аллаха: "Мы нашли наших отцов держащимисятакого исповедования, и мы следуем по их стопам" ("Зухруф" (43):23).

Следовательно, между хадисами нет противоречия. Если человек произноситэти слова с полной искренностью и убеждённостью, то в таком состояниион не будет полностью предаваться грехам. Совершенство искренности иубеждённости обязует его к тому, чтобы он любил Аллаха больше всего, итогда в его сердце не остаётся стремления к тому, что запретил Аллах, иотвращения к тому, что Аллах приказал. Вот для кого Аллах запретилОгонь, даже если до этого у него были грехи. Истинно, это - вера иискренность! Это - покаяние, это - любовь, это - убеждённость! Все егогрехи смываются, как ночь смывает день. Если он сказал это самымсовершенным образом, препятствующим великому и малому ширку, то он небудет полностью привержен к грехам, ему будет даровано прощение, иОгонь будет запрещён для него. Если он сказал это, искренне отказавшисьот великого ширка, хотя и совершая малый ширк, и после этого не впал впротиворечащее этому, то это - благо, которому не противодействуетникакое плохое деяние, и [в День Воскресения. - Ред.] у негоперевешивает чаша весов с благими делами, и, как сказано в хадисе,"Огонь запрещён для него". Однако его степень в раю уменьшается взависимости от его грехов. От него отличается тот, плохие дела которогоперевешивают благие, и он умирает приверженным к этому. Он заслуживаетОгня. Если он сказал "нет божества, кроме Аллаха" и искренне отказалсяот великого ширка, однако не умер на этом основании и после того впал вгрехи и плохие деяния, которые в результате перевесили благо еготаухида, то он был искренним, когда он произносил эти слова, но впал вгрехи, что ослабило и уменьшило его таухид и искренность. Усиливаетсяогонь его грехов, пока не выжжет их полностью. Однако он не коснётсятех, кто был искренним и убеждённым, поскольку их благие делаобязательно перевешивают плохие. Умирая на основании этого, онипопадают в рай.

Мы боимся за искренне верующего, что он может совершить весомое плохоедеяние, и его вера уменьшится, и он перестанет произносить эти слова стой искренностью и убеждённостью, которая препятствует всем плохимделам. Для него опасен великий и малый ширк. Если он уберёгся только отвеликого ширка, то остаётся малый. К нему прибавляются плохие дела,которые соединяются с малым ширком, и тогда перевешивает чаша плохихдеяний. Плохие деяния ослабляют веру и убеждённость, ослабляютзначимость произнесения слов "нет божества, кроме Аллаха", делаютневозможной искренность в душе, и произносящий их уподобляется пьяномуили спящему человеку, или тому, кто украшает чтение аятов Корана, нечувствуя вкуса и сладости. Они не произносят этого с совершеннымиверностью и убеждённостью, напротив, совершают после этого грехи,которые аннулируют их, и уже произносят их без убеждённости и верности,и умирают на основании этого. Множество их плохих дел препятствует ихпопаданию в рай. Когда совершается много грехов, произнесение этих словстановится тяжёлым для языка, сердце становится жёстким к ним, ичеловек чувствует отвращение к праведным делам, с трудом слушает Коран,ожидает хорошего при упоминании не Аллаха, успокаивается ото лжи,позволяет сквернословие, приобщается к беспечным людям и чувствуетотвращение к сторонникам истины. Это - пример того, кто произносит этислова языком, не имея этого в сердце, и его слова опровергаются тем,что они не подтверждаются в делах".

Аль-Хасан [аль-Басри. - Ред.] сказал: "Вера заключается не всамовосхвалении и мечтании. Вера - в том, что запечатлелось в сердцах,и чему были верны дела. И тот, кто говорил благое и совершал благое, отнего это принимается, а тот, кто говорил благое, а совершал плохое, отнего это не принимается".

Бакр ибн Абдуллах аль-Музни сказал: "Абу Бакр опередил вас неколичеством постов и молитв, а тем, что запечатлелось в его сердце.Тот, кто говорит "нет божества, кроме Аллаха", будучи верным этимсловам и убеждённым в них, но не выполняет того, что это свидетельствотребует, тем самым зарабатывает грехи, которые ослабляют его верность иубеждённость. К этому прибавляется малый ширк в делах, и тогда плохиедеяния перевешивают хорошие. Поэтому человек умирает приверженным кгрехам, в отличие от того, кто произносит их с уверенностью иискренностью. Если бы он не был полностью привержен к грехам, то еготаухид содержал бы искренность и верность, и хорошие дела оказались бытяжелее. Те, которые произносили эти слова и попали в Огонь, неговорили их с полными верностью и убеждённостью, отвергающими иперевешивающими их плохие дела, и поэтому они перевесили их благиедеяния. Их грехи ослабили верность и убеждённость в их сердцах, ихслова подобны словам, которые не способны стереть плохие деяния, ипоэтому их плохие дела перевешивают благие". Об этом говорили многиеучёные, среди них - Ибн аль-Каййим и Ибн Раджаб.

Этот хадис указывает на то, что недостаточно только произносить этислова - без полной убеждённости в них и без подтверждения их в делах.Он также показывает, что Аллах не принимает "этнического"мусульманства, когда человек не только повторяет свидетельство, но исовершает молитву и соблюдает пост только потому, что он родился вмусульманской семье. Также говорили и те, кто отказался последовать запророком Аллаха: "Мы нашли наших отцов держащимися такого исповедания,и мы следуем по их стопам" ("Зухруф" (43):23). Аллах порицает подобноеподражание и не принимает дела этих людей. Человек должен своим разумомпознать милость его Господа и всем сердцем уверовать в Него, а послеэтого - последовать по дороге посланника Аллаха. Только тогда Всевышнийбудет доволен им и введёт его в рай.

[50]  

Этотхадис указывает на то, что Всевышний Аллах поднялся на Трон, как Онсказал об этом в Коране: "Милосердный вознёсся на Трон" ("Та ха"(20):5). Аллах также сказал: "...И Он - Всевышний, Великий!" ("Бакара"(2):255). Аллах превыше всего в могуществе и в сущности. Он сказал: "Кнему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает"("Фатир" (35):10). Отрицают наивысшее положение Аллаха над Еготворениями только еретики, противоречащие Корану и Сунне ираскольничающие об именах и качествах Господа.

[51]  

Ибн Хиббан (2324). Аль-Багви в книге "Шарх ас-Сунна" 5/54 и 55 привёлего со слабым иснадом, однако аль-Хаким 1/528 назвал его достоверным, счем согласился и аз-Захаби.

Этот хадис указывает на то, что "Ля иляха илляллах" ("Нет божества, кроме Аллаха") является лучшим зикром.

Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас передал следующий хадис пророка: "Лучшаямолитва - это молитва в день Арафата, а лучшее, что говорил я и пророкидо меня: "Нет божества, кроме Аллаха Одного, у которого нет сотоварища;Ему принадлежит царство и хвала, и Он - Всемогущ!" (ат-Тирмизи (3579),Малик 1/214-215, 422-423; хороший хадис).

Он же передал другой хадис пророка: "В День Воскресения перед всемитворениями призовут одного человека из моей общины, и будут развёрнутыпред ним девяносто девять книг с грехами, каждую из которых не объемлетвзор. Затем его спросят: "Отрицаешь ли ты что-либо из этого?" Онответит: "Нет, о Господь!" Его спросят: "А есть ли у тебя оправданиеили благое дело?" Этот человек растеряется от испуга и скажет: "Нет".Тогда ему скажут: "Есть! У нас есть одно твоё благое дело, и с тобойсегодня не будут несправедливы". Тогда вынесут перед ним листок сословами "Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад- Его раб и посланник". Тогда он скажет: "О Господь! Что весит этотлисток в сравнении с этими книгами?" Ему скажут: "Сегодня с тобой небудут несправедливы". Тогда поместят книги на одну чашу, а листок - надругую, и лёгкими окажутся книги, а листок - тяжёлым" (ат-Тирмизи(2641), Ибн Маджа (4300), Ахмад 4/213, Аль-Хаким 1/5 и 6; достоверныйхадис).

Ибн аль-Каййим в своём комментарии к данному хадису сказал: "Деяния неимеют превосходства благодаря своему виду и количеству, а имеютпревосходство благодаря тому, что в сердцах. Два деяния могут одинакововыглядеть, однако одно может превосходить другое настолько, насколькодалеки друг от друга небо и земля. Поразмышляй над "хадисом о листке",который положат на одну чашу весов, а на другой будут девяносто девятькниг с грехами, каждую из которых не объемлет взор. Но тяжёлым окажетсялисток, и лёгкими окажутся книги, и человек не будет наказан. Ясно, чтоу каждого муваххида будет такой же листок, но многие из них войдут вОгонь из-за своих грехов".

[52]  

Ат-Тирмизи (3534) от Анаса, ад-Дарими 2/322 и Ахмад 5/172 от Абу Зарра, ат-Табарани от Ибн Аббаса; сильный хадис.

Ибн аль-Каййим сказал: "Обладателям чистого таухида, которые незапятнали его ширком, будет прощено то, что не будет прощено другим. Иесли муваххид, не приобщающий к Аллаху равных, встретит Господа сгрехами величиной с Землю, то Он дарует ему столько же прощения. Однакоэтого не получит тот, таухид которого несовершенен. У обладателяподлинного таухида, не запятнанного ширком, не останется грехов, потомучто он (таухид. - Ред.) содержит в себе любовь к Аллаху, возвеличиваниеЕго, благоговение и страх перед Ним, надежду на него Одного, а этообязательно влечёт за собой смывание грехов, даже если они величиной сЗемлю".

[53]  

Многиелюди ошибочно понимают хадисы о том, что сказавший "нет божества, кромеАллаха", войдёт в рай, предполагая, что всего лишь произнесениесвидетельства достаточно для спасения от Огня и попадания в рай.Истинный смысл этих хадисов заключается в том, что произносящий ихобязан отказаться от поклонения кому-либо, кроме Аллаха, и обратить всёпоклонение - сердцем, языком и органами - только к Нему.

[54]  

Этимусловием является произнесение свидетельства "стремясь тем самым к ликуАллаха". Тот, кто выполняет его, непременно станет поклоняться Аллаху вделах и искренне обратится к Нему.

[55]  

ХафизИбн Хаджар сказал: "Выражение "в соответствии с делами его" означает "всоответствии с его благими и плохими поступками", потому что обладателитаухида непременно попадут в рай. Возможно, что выражение "всоответствии с делами его" означает, что обитатели рая попадут каждыйна отдельную ступень в зависимости от своих дел".

Глава 2 : Книга Единобожия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика