О дозволенности в случае крайней необходимости употребления запретного

О дозволенности в случае крайней необходимости употребления запретного


Всевышний Аллах сказал: «Онзапретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено вжертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, непроявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на немгреха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 173).

Из этого и других аятов Корана вытекает важнейшее правило шариата «ад-Дарурату тубихуль-махзурат» (Необходимость делает запретное дозволенным).[5]
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что в случае необходимости дозволено употреблять мертвечину”. См. «аль-Иджма’» 102.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в толковании этого аята сказал: “Запретивупотреблять в пищу перечисленные выше и прочие недозволенные вещи,Всевышний Аллах оказал людям великую милость и уберег их от вреда. Но,несмотря на это, если человек вынужден будет съесть запретное попричине сильного голода, из-за отсутствия иной пищи или подпринуждением, то он не совершит греха, если поступит подобным образом.При этом он не должен желать запретное, имея возможностьдовольствоваться дозволенным или вынести голод, и не долженизлишествовать, употребляя в пищу больше того, что достаточно длявыживания. При таких обстоятельствах с человека снимаетсяответственность за употребление в пищу запрещенного, и за основуберется изначальное повеление Аллаха, есть и пить столько, скольконеобходимо. Человеку запрещается подвергать свою жизнь опасности иобрекать себя на голодную смерть. Он обязан утолить голод, и если онуморит себя голодом до смерти, то совершит грех, который приравниваетсяк самоубийству.
Из этого аята вытекает известное правило,согласно которому в случае крайней необходимости некоторые запрещенныепоступки становятся дозволенными. В случае крайней необходимостиМилостивый Аллах позволяет людям совершать запрещенные поступки”. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 68.

Причины, по которым закалывается животное


Для еды и продажи мяса

Всевышний Аллах сказал: «Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими питались» (аль-Гъафир 40: 79).

Праздничное Жертвоприношение (аль-Удхия) къурбан
Всевышний Аллах сказал: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай (жертвенное животное)» (аль-Каусар 108: 2).

Жертвоприношение во время Хаджа
Всевышний Аллах сказал: «Жертвенныхверблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносятвам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами.Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, ктодовольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их(верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны» (аль-Хадж 22: 36).

Жертвоприношение в связи с рождением детей (‘акъикъа)
Посланник Аллаха (c) сказал: «Кто желает совершить жертвоприношение за своих детей, то пусть режет за мальчика два барана, а за девочку одного». Абу Дауд 2842, ан-Насаи 4156. Хадис хороший.
Всоответствии с Сунной следует, тому у кого есть возможность, совершитьжертвоприношение за новорожденного на седьмой, четырнадцатый илидвадцать первый день после рождения, как пришло это в хадисе. Однаколучше совершить жертвоприношение, побрить голову младенцу и дать емуимя на седьмой день. См. “Ируауль-гъалиль” 1165.

Жертвоприношение по обету (назр)
Всевышний Аллах сказал: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого распространяется» (аль-Инсан 76: 7).

Для гостя
Всевышний Аллах сказал: «Дошелли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима? Вот они вошли к нему исказали: “Мир тебе!” Он сказал: “И вам мир, люди незнакомые!” Онустремился к своей семье и принес жирного теленка. Он придвинул его кним и сказал: “Почему же вы не едите?”»
Однако следует знать, что есть разница между совершением закалывания для гостя и ради гостя. Второе является запретным!

Для свадебного угощения (уалиматуль-‘урс)
Анас рассказывал: “Когда пророк (c) увидел ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа с жёлтыми следами,[6] он спросил его: «Ты женился?» Он сказал: “Да”. Пророк (c) спросил: «На ком?» Он ответил: “На одной женщине из ансаров”. Пророк (c) спросил: «И сколько же ты отдал ей (махр)?» Он сказал: “Золото, равное по весу финиковой косточке”. Тогда пророк (c) сказал ему: «Тебе следует устроить угощение хотя бы из одной овцы». аль-Бухари 2048.

Для милостыни (садакъа)
‘Аиша(да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды, когда онизарезали овцу и раздали ее в качестве милостыни, пророк (c) спросил: «Что от неё осталось?» Она ответила: “Ничего, кроме лопатки”, на что пророк (c) сказал: «Вся она осталась, кроме лопатки!»[7] ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2544.

О запрещении убивать животное без причины
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (c) сказал: «Есликто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не поправу, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день». Его спросили: “О посланник Аллаха, а каково его право?” На что пророк (c) сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!»[8]ан-Насаи 7/239, Ахмад 4/389. Достоверность хадиса подтвердили имаман-Насаи, Ибн Хиббан, аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, Ибн Касир и шейхаль-Альбани. См. также “Сахиху-ттаргъиб” 1/631.
Однажды Ибн ‘Умарпроходил мимо юношей, сделавших своей мишенью курицу и принявшихсястрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую стрелу, которая непопадала в цель. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умарсказал: “Кто сделал это? Да проклянёт Аллах занимавшихся этим! Поистине, посланник Аллаха (c) проклинал, делавших мишенями для себя то, в чём есть душа!”
(аз-Зарият 51:24-27). аль-Бухари 5515, Муслим 1958.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика