ЗАКЯТ И ЕГО МЕСТО В ИСЛАМЕ-2 часть


Кулиев Э. Р.

РАСХОДОВАНИЕ ЗАКЯТА

Закят- это доля всевышнего Аллаха в нашем имуществе, и раздавать его можнотолько тем людям, кому велел раздавать его сам Аллах. В противномслучае закят считается не действительным. Раздавая закят, мусульманинне должен искать для себя мирской выгоды, а должен строго повиноватьсяпредписаниям Аллаха, который сказал:
"Милостыня (то естьобязательный закят) предназначена для нищих, бедных, тех, ктозанимается [сбором и раздачей закята], и тех, чьи сердца хотятзавоевать, [проповедуя им ислам], на выкуп рабов, [несостоятельным]должникам, на дела во имя Аллаха и путникам. Так предписано Аллахом,Аллах - знающий, мудрый!" (Сура "Покаяние", аят 60.)
Всевышний Аллах в этом аяте выделил восемь категорий людей, которые имеют право на средства закята:

  • 1. Нищие - это нуждающиеся люди, обеспечивающие себя на половину собственных потребностей или менее того.
  • 2. Бедняки - это также нуждающиесялюди, однако их положение лучше, чем положение нищих, поскольку ониудовлетворяют свои потребности на 70-80%. О том, что нищие находятся вболее тяжёлом положении, чем бедняки, свидетельствует высказываниеВсевышнего Аллаха:
  • "Что касается судна, то оно принадлежало беднякам, трудящимся в море". (Сура "Пещера", аят 79.)
  • Аллах назвал владельцев суднабедняками, хотя они и владели судном. Из средств закята нищим и беднымоказывается помощь в размере из годовых потребностей, так как закятсобирается раз в год. Но если нет такой возможности, то можнообеспечить их существование и на меньший срок.
  • Обеспечение потребностей включаетв себя обеспечение пищей, одеждой, жильём и всем необходимым длячеловека как без излишества, так и без скупости. Разумеется,потребности различаются в зависимости от эпохи, местности и самихлюдей. То, что достаточно человеку в одной стране, может бытьнедостаточным в другой. То, что было достаточно десять лет назад, можетбыть недостаточным сегодня. А то, что достаточно для одного человека,может
  • быть недостаточным для другого из-за большого числа иждивенцев, повышенных расходов и т.п.
  • Мусульманские учёные вынеслипостановление о том, что необходимые потребности включают в себя такжестоимость лечения, расходы, связанные с браком (для холостых), инеобходимые учебники. Нищий или бедняк, получающий помощь из средствзакята, должен быть мусульманином, не относиться к роду Хашима и ихрабам, не быть из числа тех, кого выплачивающий закят обязан содержать,а сюда относятся родители, дети и жёны, и не быть сильным итрудоспособным человеком. Посланник Аллаха сказал: "В нём (то есть взакяте) нет доли ни для богатого, ни для сильного трудоспособногочеловека". Что касается рода Хашима, то в него сегодня входят потомкиаль-'Аббаса, 'Али, Джа'фара, 'Акыля, Хариса ибн 'Абд аль-Мутталиба иАбу Лахаба. К роду Посланника относятся и их рабы, потому что Пророксказал: "Рабы людей относятся к их роду:" Хашим был сыном 'Абд Манафа,у которого было четыре сына: Хашим, аль-Мутталиб, Науфал и 'Абд Шамс.Закят не разрешается выплачивать только потомкам Хашима. Аль-Мутталибибн Раби'а рассказывал, что Пророк сказал: "Милостыня не полагаетсяроду Мухаммада, ибо это - нечистоты людей". Смысл этих слов в том, чтозакят смывает грехи людей, а известно, что если грязь смыть водой, тоона растворится в воде и загрязнит ее. Поэтому закят не полагается родуПророка Мухаммада - самому славному человеческому роду. Между всемимужчинами и женщинами этого рода должна равномерно распределяться однапятая часть хумса. Хумс составляет одну пятую часть военных трофеев,которые делятся на пять частей. Одна пятая часть трофеев выделяется нанужды мусульман, одна пятая - роду Хашима и роду аль-Мутталиба, и поодной пятой - сиротам, бедным и нуждающимся путникам. Род аль-Мутталибаимеет право брать закят, и в то же время имеет право на одну пятуюхумса, потому что вместе с родом Хашима поддерживал Пророка, когда всеостальные курейшиты бойкотировали его. Посланник Аллаха сказал: "Родаль-Мутталиба и род Хашима суть одно".  Однако в наше время разрешаетсявыплачивать закят в пользу представителей рода Пророка, потому что онилишены полагающейся им одной пятой части хумса.
  • 3. Те, кто занимается сбором ираздачей закята, - это люди, которых имам или его заместители назначиливыполнять какую-либо работу, связанную с закятом, например, сбор, учёт,хранение или распределение закята. К ним относятся сборщики,кладовщики, секретари, бухгалтера, охранники, инкассаторы, разносчики идругие лица. Работающий в сфере закята должен быть совершеннолетнимздравомыслящим надёжным мусульманином, справляющимся со своей работой,за которую он получает соответствующую плату, даже если богат и ненуждается.
  • 4. Те, чьи сердца хотят завоевать,- это уважаемые старейшины, которых хотят обратить в ислам, илиукрепить в них веру, или обратить в ислам их близких. Средства иззакята также можно выплачивать им для защиты мусульман и прекращения ихпреследований.
  • Этой категории людей выплачиваетсяопределённая доля из средств закята для того, чтобы они благожелательноотносились к Исламу, оказывали мусульманам помощь и защищали их. Этисредства могут выплачиваться как неверным, так как Пророк передал частьтрофеев, добытых в битве при Хунейне Сафвану ибн Умеййе; так имусульманам, поскольку Пророк передал по сто верблюдов Абу Суфйану ибнХарбу, Ибн Хабису и Уйейне ибн Хисну.
  • 5. На выкуп рабов - это средства,предназначенные для освобождения рабов и оказания помощи тем, ктозаключил письменное соглашение о самовыкупе. Они также используются дляосвобождения мусульман из вражеского плена, так как это сходно сосвобождение должника от долговой кабалы, но выкуп пленникапредпочтительней, поскольку его могут убить или заставить отказаться отмусульманской веры.
  • 6. Должники - это люди, которые обязаны выплатить свои долги. Эти долги могут быть двух видов.
  • а) Когда человек взял деньги вдолг в своих собственных интересах для достижения целей, разрешенныхшариатом, например, на личные расходы, для приобретения одежды, насвадьбу, лечение, строительство жилища или для приобретения необходимоймебели. Долг может быть также взят для компенсации испорченного поошибке или небрежности чужого имущества. Таким образом, если должник всвязи с бедностью не в состоянии выплатить свой долг,
  • который он взял для достиженияцелей, поощряемых или разрешаемых шариатом, то из средств закята емувыдаётся необходимая сумма. При этом должник обязательно должен бытьмусульманином и быть не в состоянии самостоятельно выплатить свой долг.Взятые в долг деньги не должны быть израсходованы на греховные цели, асам долг не должен быть
  • отсроченным до следующего года илипозднее, и за его неуплату должник может попасть в тюрьму. Долг такжене должен представлять собой задолженность по искупительнымпожертвованиям или закяту. В противном случае должнику нельзя оказыватьпомощь из средств закята.
  • б) Когда человек взял деньги вдолг в интересах другого, например, для прекращения вражды. Такой долгможет покрываться за счёт закята, о чём свидетельствует хадис Кабисыаль-Хиляли, который рассказывал: "Однажды, возместив чужуюзадолженность, я пришёл к посланнику Аллаха, чтобы попросить его опомощи. Он сказал: "Подожди, пока не поступят пожертвования, и мыкомпенсируем из них твои расходы". Затем он сказал: "О Кабиса! Проситьпомощь разрешается в трёх случаях: когда человек возместил чужуюзадолженность, и тогда ему разрешается попросить помощь, пока не будуткомпенсированы его расходы; когда кого-то постигло бедствие, врезультате которого пропало его имущество, и ему также разрешаетсяпопросить помощь, пока его дела не придут в порядок; и когда человекапостигла нужда и бедность, что подтверждается тремя разумными членамиего общины, и ему разрешается попросить помощь, пока он не поправитсвоё материальное положение. Во всех других случаях, о Кабиса, просящийсъест оказанную ему помощь несправедливо". Кроме того, разрешаетсявыплачивать из закята долг умершего, так как не обязательно, чтобывыделенные из закята средства были вручены непосредственно самомудолжнику. Ведь Аллах предназначил закят не для самих должников, а дляоказания помощи им.
  • 7. На дела во имя Аллаха - этисредства раздаются добровольцам, которые не получают жалования отправительства, в том числе и вооруженным борцам за веру, находящимся врайонах военного противостояния. Ими могут быть как бедные, так ибогатые. Люди, занимающиеся благотворительной деятельностью, в этойкатегории не учитываются.  Дела во имя Аллаха включают в себя понятиеджихада в широком смысле этого слова - всеобщая идейная мобилизация,отражение атак идейных противников, отведение сомнений, вселяемыхуклонившимися от истины грешниками, а также вредными и разрушительнымитечениями, распространение полезной исламской литературы, стимуляцияпреданных искренних мусульман на противодействие проповедническойдеятельности христианских миссионеров и атеистов. Посланник Аллахасказал: "Сражайтесь с язычниками вашим имуществом, вашими душами ивашими языками". Поэтому разрешается расходовать средства закята наматериальную поддержку мусульман, изучающих шариат, если только онисами не в состоянии обеспечивать себя в течение этого периода.
  • 8. Путники - это люди, которыеостались в чужой стране без средств. Из закята им должны бытьпредоставлены средства, необходимые для возвращения домой. При этомнеобходимо, чтобы цель совершаемого путешествия не была греховной; этапоездка может быть обязательной, желательной или хотя бы не поощряемой,но и незапрещённой шариатом. Условием предоставления помощи являетсятакже отсутствие кого-либо, кто мог бы дать путнику деньги в долг. Онимеет право получить помощь и тогда, когда вынужден для завершениясвоих дел надолго задержаться в чужой стране. При расходовании средствзакята не обязательно распределять средства по всем восьми категориям.Однако это может быть желательно в зависимости от нужд и интересовдела. Решение о расходовании средств принимает имам, его заместительили выплачивающий закят.

НЕКОТРЫЕ ПРАВИЛА ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА

  • 1. Средства закята разрешаетсявыплачивать одной из указанных восьми категорий людей, и не обязательнораспределять их между всеми категориями, даже если есть люди,относящиеся к ним.
  • 2. Разрешается выдавать должнику деньги как для выплаты всего долга, так и
  • части его.
  • 3. Средства из закята невыплачиваются неверным или вероотступникам. Если же человек соглашаетсяпринять ислам, то ему можно выдать помощь из закята в качествепоощрения.
  • 4. Закят не выплачивается богатымлюдям, так как Посланник Аллаха сказал: "В нём (то есть в закяте) нетдоли ни для богатого, ни для сильного трудоспособного человека". Закятвообще не принимается Аллахом, если он отдан тому, кому он неполагается. Однако, если к мусульманину пришел человек, которыйвыглядит бедным, и он дал ему закят, а впоследствии оказалось, что онбыл богат (т.е. ему не полагалось раздавать закят), то такой закятпринимается, потому что человек может судить только исходя из того, чтоему известно, и Аллах не возлагает на него более того, на что онспособен. Многие ученые придерживались такого мнения, но считали, чтоподобная ошибка прощается только в том случае, если раздающий закятсчел богатого бедным. Обо всех остальных случаях они говорили, чтовыплаченный закят не засчитывается. Однако более достоверным являетсято мнение, что закят принимается, если мусульманин старался поступитьправильно, но по ошибке отнес к любой из восьми категорий лиц, которымразрешается брать закят, того, кто к ним не относится. Например, онраздал закят человеку, будучи уверенным, что тот имеет долг, аоказалось, что у того нет долга, и в этом случае его закят принимается.
  • 5. Нельзя выплачивать закят тем,кого человек обязан содержать, то есть родителям, детям и жене, норазрешается выплачивать его другим родственникам (дяде, брату, сестре ит.д.), если они нуждаются. Если же сын обеспечивает отца, и у отца естьдолг, то сын может из своего закята вернуть долг отца, потому что сынобязан обеспечивать отца, но не обязан выплачивать за него его долги.Однако сыну не разрешается возвращать за отца долг из своего закята,если отец взял деньги в долг, чтобы обеспечить свое существование,потому что, как мы уже сказали, это является обязанностью сына. То жесамое относится и к тем, кто обеспечивает мать, сыновей, дочерей   дажежену.
  • 6. Женщина может выплачивать закятмужу, если он беден, так как она не обязана обеспечивать егоматериально. Известно, что жена 'Абдуллаха ибн Мас'уда выплатила закятсвоему мужу 'Абдуллаху, и Пророк разрешил это.
  • 7. Закят пересылается в другойгород или страну только в случае особой необходимости, например: приголоде в какой-нибудь стране; при отсутствии бедных в городе, гдесобирался закят; для оказания помощи борцам на пути Аллаха, муджахидам;по указанию имама, когда это делается в общих интересах, и в другихслучаях.
  • 8. Если кто-либо трудился не вгороде, где он постоянно проживает, то он должен выплачивать закят втой же местности, а пересылать его в родной город он может только вперечисленных выше случаях.
  • 9. Если кто-либо не в состояниисразу выплатить закят, которым облагается его имущество, то он долженсделать это, как только у него появится такая возможность.
  • 10. Если по прошествии года имущество мусульманина, с которого он должен
  • выплатить закят, пропало илисгорело, то он освобождается от закята, даже если точно знает, какуюсумму он должен был выплатить. Однако, если он по прошествии годаподсчитал закят, но медлил и не выплачивал его, после чего егоимущество пропало, то он не освобождается от этой повинности.
  • 11. Не разрешается выкупатьобратно вещи, которые мусульманин раздал в качестве закята илипожертвования. Когда 'Умар ибн аль-Хаттаб попросил у Посланник Аллахаразрешения купить лошадь, которую он пожертвовал ради Аллаха, тотзапретил ему делать это. Однако если бедняк, которому далипожертвование, предложил его богатым людей, то им разрешается взять ихот него в качестве подарка, потому что Посланник Аллаха поел мясо,которое 'Али дал Бурейре, а затем сказал: "Ей это дали в качествепожертвования, а для нас это - угощение".



ЗАКЯТ ФИТР

Пророк Мухаммад приказал выплачивать закят фитр в праздник разговения. 'Абдуллах ибн 'Умар рассказывал, что
"ПосланникАллаха приказал выплачивать закят фитр после окончания месяца рамаданза всех мусульман - рабов и свободных, мужчин и женщин".
Желательновыплачивать закят фитр и за плод, находящийся во чреве матери, потомучто так поступал 'Усман ибн 'Аффан. Но поступать так следует не раньшепятого месяца беременности, потому что первые четыре месяцабеременности зародыш является мертвым, и только после этого ангелвдыхает в него душу. Всевышний сказал:
"Вы были мертвы, и Он оживил вас:" (Сура "Корова", аят 28.)
Поэтомуученые считают, что выкидыш на пятом месяце беременности (но не болееранний выкидыш!) уже надо мыть, заворачивать в саван и совершать понему погребальный намаз джаназа. Закят фитр выплачивается продуктамипитания, которые распространены в той или иной стране. Абу Са'идаль-Худри рассказывал, что "при жизни Пророка они выплачивали закятфитр в размере одного са' ячменя, кишмиша, сыра или фиников". Один са'равен 2,04 кг пшеницы хорошего качества. В шариате не установлено, чтоПророк или его сподвижники выплачивали закят фитр деньгами, одеждой иливещами, поэтому всякий, кто поступает таким образом, отклоняется отпрямого пути. Посланник Аллаха сказал: "Если кто-либо совершитпоступок, на который не было нашего повеления, то он будет отвергнут".
Закятфитр обязательно следует выплатить до совершения праздничного намаза.Лучше всего сделать это в праздник разговения, но разрешается сделатьэто и за один-два дня до праздника. Выплачивать его после праздничноймолитвы нельзя, потому что Пророк сказал: "Закят фитр предписан вам,дабы очистились постящиеся от сказанных ими праздных слов инепристойностей и дабы наелись бедняки. Кто выплатит этот закят донамаза, от того будет принято. А кто выплатит его после намаза, то этобудет всего лишь простым пожертвованием". Если же постящийся услышал онаступлении праздника разговения только после праздничного намаза, тозакят фитр засчитывается ему и после совершения намаза. То же самоеотносится и к тем случаям, когда мусульманин находился в условиях,когда он не мог выплатить закят вовремя.

В добровольныхпожертвованиях Мусульманин не должен ограничиваться выплатойобязательного закята и должен расходовать дарованное Аллахом имуществона благие цели, помогать людям и делать добровольные пожертвования.Всевышний сказал:
"Те, которые расходуют своё имущество на путиАллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждомколосе - сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, комупожелает..." (Сура "Корова", аят 261.)
Всевышний также сказал:
"Тем из вас, которые уверовали и расходовали [на пути Аллаха], уготовано великое вознаграждение". (Сура "Железо", аят 7.)
Совершаялюбое благодеяние, человек должен стремиться обрести толькоблаговоление Аллаха. Тогда он непременно извлечет пользу из тех добрыхдел, которые он совершил. Для того, чтобы люди уразумели это, Аллахпривел в Коране прекрасные притчи и сказал:
"О те, которыеуверовали, не умаляйте ваших подаяний попреком или обычнымнапоминанием, подобно тем, которые расточают свое имущество изтщеславия и не веруют в Аллаха и в Судный день. Такие люди подобныскале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и смыл землю. У нихнет власти над тем, что приобрели они в жизни, а Аллах не ведетистинным путем неверных. А те, которые тратят свое имущество, чтобызаслужить благоволение Аллаха и укрепить свои души, подобны саду нахолме: если его оросит ливень, он приносит плоды вдвойне. Если же егоне оросит ливень, то окропит хотя бы моросящий дождь. Аллах видет то,что вы вершите". (Сура "Корова", аят 264-265.)
Господь повелел раздавать милостыню так, чтобы даже левая рука не ведала о том, что отдает правая. Всевышний сказал:
"Есливы даете милостыню открыто - прекрасно. Если же вы, когда даете еебедным, скрываете ее, то это лучше для вас: она искупит некоторые вашипрегрешения. Аллах ведает о том, что вы вершите". (Сура "Корова", аят271.)
Те, которые скрывают свои благодеяния от посторонних глаз, вСудный день окажутся в сени Аллаха. Благодаря милостыне и подаяниям рабАллаха обретает великую награду и спасается от зла, которое разлетаетсяповсюду. Посланник Аллаха сказал:
"Пожертвование тушит гнев Аллаха и защищает от плохого конца".
Вот еще несколько хадисов о подаянии и пожертвованиях и пользе, которую они приносят верующим.
Абу Хурейра рассказывал, что к Пророку пришел человек и спросил:
"ОПосланник Аллаха! За какую милостыню воздается наибольшая награда?" Тотответил: "Когда подаешь милостыню, пребывая в здравии, и когда беден,боишься нищеты и надеешься на богатство. Не оттягивай же это дело дотех пор, когда душа твоя подойдет к горлу и ты скажешь: "Это - тому-то,а это - тому-то". В тот час все это уже будет принадлежать другим".
Абу Муса рассказывал, что Пророк сказал:
"Каждыймусульманин обязан  подавать милостыню". Его спросили: "А если он ненашел у себя ничего для этого?" Пророк сказал: "Пусть трудится своимируками, принесет этим пользу самому себе и подаст милостыню иззаработанного". Его спросили: "Скажи, а если он не может работать?" Онответил: "Пусть помогает нуждающемуся и несчастному". Его вновьспросили: "Скажи, а если он и этого не может?" Он ответил: "Пусть учиттворить добро и предостерегает от зла". Тогда его спросили: "А если они этого не может?" Тогда Посланник Аллаха сказал: "Пусть воздержится отзла, ибо и это - милостыня".
Саубан бин Будждуд рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:
"Лучшийиз динаров, которые расходует человек - это динар, который он потратилна своих детей; динар, который он истратил на свое верховое животное[для войны] на пути Аллаха; и динар, который он израсходовал на своихтоварищей на пути Аллаха". Пророк также сказал: "Рука сверху лучше рукиснизу. Начни с тех, кого ты  содержишь. Лучшая милостыня - та, чтоподается из лишнего. Того, кто добродетелен, добродетельным сделалАллах, и того, кто разбогател, богатым сделал Аллах".
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:
"Каждыйдень, когда просыпаются рабы [Аллаха], с небес снисходят два ангела.Один из них говорит: "Господи, возмести тому, кто пожертвовал!" Адругой говорит: "Господи, пошли погибель тому, кто скупился!"
'Абдуллах ибн Мас'уд рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:
"Лишьдвоим можно завидовать: человеку, которому Аллах даровал богатство, ион распоряжается им, расходуя его по справедливости; и человеку,которому Аллах даровал мудрость, и который учит ей и самруководствуется ею".
Хадисов на эту тему очень много и всех ихпросто не счесть. Но есть нечто, что может лишить человека, которыйделает щедрые пожертвования, всей обещанной награды. Аллах не принимаетпожертвований, сделанных из заработанных нечестным (греховным) путемденег. О верующие! Остерегайтесь зарабатывать себе на жизньнедозволенным путем. Избегайте воровства, взяточничества, лихоимства,мошенничества и всего того, что разрушает и земную, и будущую жизничеловека. Посланник Аллаха сказал:
"О люди! Воистину, Аллах -благой и принимает только благое. Он повелел верующим то, что повелелсвоим посланникам. А великий и могучий Аллах сказал: "О посланники!Вкушайте наилучшую пищу и вершите добро. Воистину, Я ведаю о том, чтовы творите".
Он также сказал:
"О те, которые уверовали! Вкушайте наилучшую пищу из того, что Мы дали вам в удел".
Представьтесебе мужчину, который вышел в долгое путешествие. Взъерошенный ипокрытый пылью, он поднимает руки к небу со словами: "Господи,Господи!" А сам он ест запрещенное, пьет запрещенное, носит запрещенное- он вскормлен тем, что запретил Аллах. Так разве ж Аллах ответит наего мольбу?!"
О Аллах, сделай нас одними из тех, кто избегаетгрехов и выполняет Твои повеления, кто совершает намаз и раздаетмилостыню! О Аллах, прими наши благодеяния, прости наши грехи и позвольнам в День воскресения занять почетное место в Твоей сени! И взаключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Использованна литература:

1. Мухаммад ибн Джамиль Зину, "Столпы ислама и веры" (на рус. яз.).
2. Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, "аш-Шарх аль-Мумти' аля Зад аль-Мустакна'".
3. Мухаммад ибн Абу Бакр Ибн аль-Кайим, "Зад аль-Ма'ад".
4. Мухаммад ибн Исма'ил ас-Сан'ани, "Субуль ас-Салам".
5. Ас-Сейид Сабик, "Фикх ас-Сунна".
6. 'Абд аль-Азиз ибн 'Абдуллах ибн Баз и др., "Фатава аз-Закят".
7. Рашад Гунейм, "Далиль аз-Закят".
8. 'Абд аль-Азиз ибн 'Абдуллах ибн Баз и Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, "Рисалятан фи аз-Закят".
9. Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, "Ирва аль-Галиль".
10. Йахйа ибн Шараф ан-Навави, "Сады благонравных" (на рус. яз.).
11.'Абд ар-Рахман ибн Насир ас-Са'ди, толкование священного Корана"Облегчение от Великодушного и Милосердного" (три последние части, нарус. яз.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика