Совершает пять ежедневных молитв
Совершает пять ежедневных молитв
Нет необходимости подчеркивать, чтоправдивая, искренняя мусульманская женщина со всей тщательностью, совсей серьезностью относится к поклонению своему Господу. Ведь оназнает, что на нее возложено выполнение законных дел, установленныхАллахом каждому мусульманину и каждой мусульманке. Поэтому онастарается как можно лучше выполнять предписания ислама и его основныеобязательные положения (столпы религии), все обряды и предписания, недопуская вольности, послабления и нерадения.
Она совершает пять раз в сутки, вустановленное время, молитву. От этого ее не могут отвлечь всевозможныедомашние хлопоты, материнские и супружеские дела. И это понятно. Ведьмолитва - это один из столпов, т.е. основных, обязательных положенийрелигии, культовой практики. Тот, кто совершает молитву, способствуетукреплению религии, кто пропускает её, забывает помолиться, тотразрушает религию. Молитва для мусульманина - одно из самых важных иславных дел. Это показал посланник Аллаха в хадисе, который передал Абдалла ибн Масуд . В нем говорится: «Я спросил посланника Аллаха : «Какое из дел самое наидостойное?» Он сказал: «Совершение молитвы вустановленное для неё время». Я спросил: «А после нее по значимости?»Он ответил: «Любовь к своим родителям». Я еще спросил: «А после этого?»Он сказал: «Джихад на пути Аллаха».
Молитва - это общение раба божьего сосвоим Господом, обильный источник, из которого человек черпает силу,твердость в вере, сострадание, прощение, милость, благорасположение иблаговоление. Молитвой он как бы смывает с себя грехи, последствияошибочных действий, т.е. другими словами - очищается.
Вот что нам рассказал Абу Хурайра : «Я слышал, как говорил посланник Аллаха и благодать Аллаха,- «Вы, наверное, видели, что если порог вашего домамыть пять раз в день, то остается ли там какая-либо грязь?» Емуответили: «Нет, никакой грязи ire остается» Тогда он сказал: «То жесамое происходит, когда совершаете молитву пять раз в сутки. Аллахотпускает вам все грехи, прощает все проступки».
Со слов Джабира . Он сказал: «Посланник Аллаха ; сказал: «Пять молитв - это как благодатный ручей, протекающий рядом с вашим домом. Он смывает всё».
Молитва - это милость и милосердиеАллаха к Его рабу. Она дает верующему возможность пять раз в суткипобыть под сенью этого милосердия. Молящиеся в это время благодарят ивосхваляют своего Господа, обращаются к Нему за помощью, просят у Негосострадания, милости; прощения и наставления на истинный путь, Вотпочему молитва для молящихся мужчин и женщин была и есть средствоочищения от прегрешений и проступков.
Осман ибн Аффан рассказывает «Я слышал, как посланник Аллаха говорил: «Самое важное и полезное для мусульманина, совершившегомолитву, сделавшего непосредственно перед ней малое омовение, это то,что он искупил ранее совершенные им грехи, если они не были большими. Итак все время».
Сохранилось много хадисов,высказываний, воспоминаний о важности и значении молитвы, о том обилииблага и милости, которые она дает совершающим молитву мужчинам иженщинам. Все они подчеркивают то обильное всестороннее благо, котороепожинают молящиеся всякий раз, когда становятся перед Аллахом покорныеи смиренные, поклоняющиеся Ему от чистого сердца.
Мусульманка может молиться в мечети
Ислам освободил женщину от обязанностиприсутствовать на совместной молитве в мечети. Но в то же время онразрешил ей приходить в мечеть вместе с другими верующими. И женщинадействительно приходила и молилась, стоя за посланником Аллаха .
Вот что рассказала духовная мать мусульман Аиша : «Однаждыпосланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Своёблагодать, молился на заре и увидел, что с ним находятся женщины изчисла правоверных мусульманок в своих покрывалах. После молитвы онивозвращались в свои дома. И никто не знал, кто были эти женщины».
Посланник Аллаха сокращал время своей молитвы, когда слышал, как плачет ребенок. Онпонимал как беспокоится при этом женщина, слыша плач своего ребенка. Вхадисе, достоверность которого подтверждена, он, например, сказал: «Когдая приступаю к молитве, мне хочется долго молиться. Но когда слышу плачребенка, сокращаю её продолжительность, ибо знаю, как сильно печалитсяего мать из-за этого плача».
Поистине велика милость Аллаха, Он невменил женщине в обязанность совершать молитву вместе с другими вмечети пять раз в сутки. Если бы Он предписал так, то это изнуряло быеё, создавая очень большие трудности. Это было бы тяжелым бременем наее плечи. Поэтому она не в состоянии выполнять это каждый раз именно вмечети. Мы знаем, что и многим мужчинам это трудно четко соблюдать,т.е. молиться именно в мечети вместе с другими верующими. Они вынужденысовершать молитву часто там, где наступает время её - на рабочем месте,у себя дома. Что касается женщины, то домашнее хозяйство, заботы,связанные с мужем и детьми, не дают ей возможности пять раз в суткипокидать дом, более того, делают невозможным совмещать то и другое.Великая мудрость заключена в том, что предписание совершать молитвувместе в мечети относится только к мужчинам и что женщины освобожденыот этого. Совершенно ясно, что предоставление женщине возможностисовершать молитву дома, а не в мечети, предоставление ей права выбора -где молиться - благо для нее. Она по своему желанию может совершатьмолитву или дома, или пойти для этого в мечеть. Если она просит у мужаразрешение пойти в мечеть, то муж не имеет права запретить. Об этомпосланник Аллаха говорил во многих хадисах. Вот один из них: «Не воспрещайте женам посещать мечети, хотя благо для них - их дома». Или другой пример. «Если у кого-нибудь из вас жена попросила разрешения сходить в мечеть, то не воспрещайте это».
Мужчины подчинились указанию посланника Аллаха и всегда разрешали женщинам посещать мечети, если даже это ипротиворечило их мнению или настроению. Самым убедительнымсвидетельством этого является рассказ Абдаллы ибн Омара. Он говорил: «ЖенаОмара присутствовала в мечети на утренней и вечерней молитвах, когдатам были и другие правоверные. Её спросили: «Почему ты приходишь вмечеть, ведь тебе известно, что Омару это не нравится и он ревнивоотносится к этому?» Женщина ответила: «Такое отношение воспрещаетсяпосланником Аллаха ». Он сказал: «Не
запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха».
В результате такого наставления состороны благородного пророка и после его смерти женщины приходили вмечеть всякий раз, когда была такая возможность, совершали молитву,участвовали в призыве к совершению добра, слушали наставления ипринимали самое активное участие в общественной жизни мусульманскойобщины.
Мечеть была и остается сейчас центром,освещающим правоверным мужчинам и женщинам движение по верному,истинному пути. В её чистом и просторном помещении соблюдается ритуалпоклонения. С её минбаров передаются проповеди, наставления о том, какидти правильным путем. Мусульманская женщина с самого начала исламскогопризыва присутствовала и участвовала в совместных молитвах. Сохранилосьочень много достоверных свидетельств, зафиксированных в письменномвиде, которые подтверждают сказанное. Из них мы узнаем, что женщиныприсутствовали на пятничной молитве, молитве при затмении, молитве двухпраздников (разговения и жертвоприношения). Она всегда отзывается напризыв муаззина придти в соборную мечеть на молитву.
В сборнике хадисов Муслима «Ас-Сахых» («Достоверный») говорится, что Умм Хишам бинт Харис ибн ан-Нуаман сказала: «Я слышала Священный Коран из уст самого посланника Аллаха . Он читал его каждую пятницу, когда выступал с минбара с проповедью перед правоверными».
Здесь же приводятся слова Умры бинт Абд ар-Рахман: «Я услышала Священный Коран от самого посланника Аллаха в пятницу. Он произносил его нараспев каждую пятницу».
Для того чтобы наилучшим образомподготовиться к пятничной молитве, особенно в том, что касаетсячистоты, было соответствующее наставление благородного пророка: «Те мужчины и женщины, которые идут на молитву в пятницу, пусть совершат полное омовение».
Из этих же текстов мы узнаем, что Асма бинт Абу Бакр была на молитве при затмении вместе с посланником Аллаха . Ей не все было ясно в речи пророка, и она обратилась с вопросом кмужчине, находившемуся близко от неё. Об этом случае говорится вхадисе, переданном аль-Бухари. Дочь Абу Бакра рассказала: «После молитвы при затмении посланник Аллаха обратился к присутствующим с проповедью и сказал о том, что в могилечеловек подвергается огню адскому. Присутствующие зашумели, и из-заэтого шума я не поняла конец высказывания. Когда шум стих, я обратиласьс вопросом к стоявшему вблизи мужчине:
«Да благословит и тебя Аллах! Что сказал пророк в конце проповеди?» Тот ответил: «Мне пришло откровение, что вы скороподвергнетесь адскому огню в могилах из-за искушения со стороныад-Даджаля».
У Бухари и Муслима приводится другая версия о том, что видела Асмаа. Она сказала: «Это было во времена пророка ... Я управилась со своими делами и после этого пришла в мечеть. Тамувидела посланника Аллаха стоявшим и встала с ним. Он стоял долго. Япочувствовала, что мне хочется сесть. Но я обратила внимание на слабуюженщину и подумала: «Она слабее меня, поэтому я постою». Он совершилдолгий поясной поклон. Затем выпрямился и вновь долго стоял. Со сторонымогло показаться только что вошедшему, что он и не поклонялся в пояс.Затем он удалился. Солнце зашло. Он обратился к людям, выражая хвалу ипрославление Аллаху...» В золотой период началаисламского призыва, т.е. во время жизни благородного пророка, исламскаяженщина глубоко разбиралась в вопросах культовой практики, всяческистремилась понять события, которые волновали мусульман в том, чтокасается их дольней и потусторонней жизни. Услышав призыв муаззина:«Все на молитву!», она тут же устремлялась в мечеть, чтобы послушатьнаставления посланника Аллаха . Вот что рассказывала Фатима бинт Кайс, одна из первых женщин-участниц хиджры: «Людей позвали на молитву. Я вместе с другими устремилась в мечеть. Там совершила молитву вместе с посланником Аллаха . Я была в первом ряду среди женщин, стоявших сзади, после рядов мужчин».
Из подлинных, достоверных текстовотчетливо явствует, что женщина посещала мечеть во всех случаях. Этипосещения стали делом, решенным и привычным при жизни пророка . Однажды на женщину, шедшую в мечеть, было совершено нападение. Но случай этот не повлиял на мнение пророка не вызвал в нем чувства опасения относительно его разрешения женщинампосещать мечети. Это его разрешение, а также указание о недопущениизапрета этого со стороны мужчин остались в силе. Он считал, чтоприсутствие женщины в мечети, если даже и время от времени, оченьполезно. Оно оказывает очень большое влияние на её душу и разум, настановление её как личности вообще, приносит плодотворные результаты.
Посланник Аллаха здраво оценивал условия, в которых находилась женщина, котораяприходила молиться в мечеть. Поэтому он проявлял доброту, сокращаявремя совершения молитвы, если слышал плач ребенка, чтобы женщина нетерзалась, как мы видели в приведенном выше хадисе. Однажды он задержал вечернюю молитву. К нему обратился
Омар : «Женщины и дети уже спят». Пророк вышел и сказал: «Пусть только мужчины будут на молитве».
Имеется много достоверных хадисов, которые показывают, как посланник Аллаха организовывал участие женщин в совместной молитве. Приведем в пример хадис, рассказанный Муслимом: «Лучший ряд у мужчин - первый, а худший - последний. Лучший ряд у женщин - последний, а худший - первый».
Или вот пример, приведенный аль-Бухари.Речь идет о предоставлении женщинам возможности выйти из мечети послеокончания молитвы раньше мужчин. Хинд бинт аль-Харис передала, что УммСаляма сообщила ей о том, как женщины во времена посланника Аллаха помолившись, вставали и уходили. Мужчины же вставали лишь после того, как вставал посланник Аллаха .
С течением времени число женщин,посещающих мечети, возрастало. Так, например, при Аббасидах онинастолько заполняли внутреннее пространство мечети, что мужчины быливынуждены находиться при молитве сзади. Это было допущено решениемимама Малика. Ибн аль-Касим сказал: «Я спросил Малика оприсутствующих в мечети. Все внутреннее пространство мечети былозаполнено женщинами и мужчинами. И что же, мужчины совершали молитвупод руководством имама, находясь сзади женщин»? Он ответил: «Да, и непришлось для них провести отдельную молитву».
Однако присутствие женщин в мечети длясовершения молитвы не должно было стать причиной, отвлекающей мужчин отмолитвы. Ведь ислам предписывает чистоту чувств и поведения в обществемусульман. Если же присутствие женщины может отвлечь, если естьопасение, что возникнет соблазн, то в таком случае ей молитву совершатьлучше всего дома. Об этом дает понять приведенный выше хадис со ссылкойна Ибн Омара. Пророк сказал:
«Не запрещайте своим женщинам посещать мечети. Но их дома - лучше для них».
Похоже на то, что некоторые мужчиныопасались ползучей змеи искушения и, оправдываясь этим опасением, неразрешали своим женам посещать мечети. Поэтому и вышло наставлениеблагородного пророка о том, чтобы не препятствовали женщинамприсутствовать в мечети время от времени на совместной молитве. Именноэто предусматривалось в приведенном выше хадисе. Есть и другие хадисы,подтверждающие сильное желание посланника Аллаха разрешать женщине посещать мечети, чтобы она видела, как совершаютсядобрые дела и как велика приверженность мусульман к своей религии.Муджахид передает со слов Ибн Омара сказанное пророком : «Не запрещайте женщинам посещать мечети в вечернее время». Сын Аб-даллы ибн Омар сказал: «Мы не позволяем им, но они идут на непослушание в этом». Ибн Омар накричал на него и высказал:
«Я говорю тебе, сам посланник Аллаха разрешает, а ты говоришь: «Мы не позволяем».
Или вот что поведал Биляль ибн Абдалла Омар, ссылаясь на своего отца, о сказанном пророком : «Не лишайте женщин удовольствия и радости от посещения мечети, если они попросят у вас разрешение на это». Биляль отвечает: «Клянемся Аллахом! Мы им не запрещаем». На это Абдалла отреагировал: «Еще бы запрещали! Ведь есть высказывания посланника Аллаха . Вот они:
«Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, если они попросили у вас разрешение на это».
«Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети».
«Если ваши жены попросили у вас разрешения ходить в мечети, то дайте им такое разрешение».
Присутствие мусульманки на совместноймолитве - дело дозволенное. Оно несет в себе благо, добро. Однако оносвязано с определенными условиями. Важнейшее из них - перед этим она недолжна надушиться, особо наряжаться и надевать на себя украшения.Зейнаб ас-Сакфийя приводит такие слова посланника Аллаха :
«Если хочешь присутствовать на совместной вечерней молитве, то на это время не пользуйся духами»
Есть много благородных хадисов, в которых женщине запрещается пользоваться духами перед посещением мечети. Вот два примера:
«Если кто-либо из вас, женщин, собираетесь в мечеть, то не прибегайте к благовониям».
«Если кто-либо из женщин прибегла к фимиаму, то ей нельзя присутствовать на совместной вечерней молитве».