ПОЛОЖЕНИЕ И ПРАВА ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ

ПОЛОЖЕНИЕ И ПРАВА ЖЕНЩИНЫ  В ИСЛАМЕ

 

   Положениеженщины в обществе - вопрос не новый и до конца не решенный. ПозицияИслама по этому поводу - тема, представленная западному читателюнедостаточно объективно. Цель настоящей работы - дать краткое и верноепредставление об отношении Ислама к этой проблеме.

Женщина в других цивилизациях

Описывая положение индуистских женщин, компетентные источники свидетельствуют: В Индии главным принципом было подчинение: Днем и ночью их защитники должны держать женщин в зависимом положении,- говорит Ману. Право наследования осуществлялось по мужской линии, тоесть наследство передавалось от мужчины к мужчине, минуя женщин. Виндуистском писании хорошую жену описывали следующим образом: женщина,чей ум, речь и тело удерживаются в повиновении, высоко славится в этоммире и в мире ином, в одном жилище со своим мужем. В Афинах положение женщины было не лучше, чем в Индии или Риме. Афинскиеженщины всегда были неполноправными, находясь в подчинении несколькихмужчин - отца, брата или другого мужчины своего семейного клана. Ее согласия на замужество, как правило, не требовалось, и она была обязана подчиняться желанию своих родителей и принимать от них мужа и господина, даже хотя бы он был ей чужим. Положение жены в древнем Риме описывалось историком так: дитя,неполноправное и опекаемое существо, неспособное действовать ипоступать по своему собственному усмотрению, лицо, постояннонаходящееся под попечительством и охраной своего мужа. В Британской энциклопедии мы находим краткое изложение юридического статуса женщин в Римской империи: Согласнозаконодательству женщина была полностью зависимой. Она выходила замуж,и ее собственность переходила во владение мужа... жена покупалась мужеми становилась его собственностью, как рабыня, только для его выгоды.Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественнуюдолжность..., не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, илипопечителем, она не могла усыновлять детей или быть усыновленной, немогла составлять завещание или контракт. У скандинавскихнародов женщины находились под постоянным попечительством, какзамужние, так и незамужние. В соответствии с Кодексом Христианина V, вконце 17-го столетия, все еще предписывалось что, если женщина вышлазамуж без согласия своего попечителя, он мог, на протяжении всей еежизни распоряжаться и владеть ее имуществом. Согласно английскомуобщему законодательству вся действительная собственность, которую имелажена до замужества, переходила во владение ее мужа. Он имел право наземельную ренту и на весь доход от управления именем в течение всейсовместной жизни супругов. Со временем английское судовоезаконодательство выработало правила, запрещающие мужу передаватьсобственность без согласия жены, но он сохранял за собой правораспоряжаться ею и получать от нее денежные доходы. Что касалось личнойсобственности жены, муж имел право на нее. Он мог тратить ее пособственному усмотрению. Только к концу девятнадцатого века ситуациястала меняться в лучшую сторону. На основании ряда законодательныхактов, начиная с Акта о собственности замужних женщин 1870 г. споправками 1882 и 1887 гг., замужняя женщина получила право владетьсобственностью и заключать контракты наравне с незамужними женщинами,вдовами и разведенными. Еще в девятнадцатом веке знаток древнегозаконодательства, сэр Генри Мейн писал: Никакоеобщество, сохраняющее приверженность духу христианства, похоже, неимеет намерений вернуть замужним женщинам личную свободу,предоставленную им среднеримским законодательством. В своем эссе Угнетение женщин Джон Стюард Милл писал: Нампостоянно говорят, что цивилизация и христианство вернуло женщине ееобоснованные права. Между тем, жена фактически является служанкойсвоего мужа, а что касается юридических обязательств, то по меньшеймере, рабыней. Прежде, чем перейти к велениям Корана повопросу о положении женщины, приведем некоторые предписания Библии,проливающие свет на основы неравенства женщины. По Закону Моисея, женабыла обручена. Объясняя это понятие, Библейская Энциклопедияутверждает: Обручить жену с собой -значит просто завладеть ею, купив за деньги: обрученная - это девушка,за покупку которой уплачены деньги. С юридической точки зрения, длялегализации ее замужества согласия девушки не требовалось: Согласиядевушки не требуется, и необходимость в нем нигде в Законе неуказывается. Что касается права на развод, мы читаем в Библейской энциклопедии:Так как женщина является собственностью мужчины, его право развестись снею разумеется само собой. Право подать на развод имел только мужчина.По закону Моисея развод был привилегией только мужа ... Позицияхристианской церкви до недавнего времени находилась под влиянием какЗакона Моисея, так и направлений мысли, доминирующих в культуре тоговремени. В своей книге Супружество на Востоке и на Западе Давид и Вера Мейс писали: Пустьникто не полагает, что наша христианская церковь свободна от такихпренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столькоунизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннегохристианства. Известный историк Леки говорит о той неистовойярости, которой наполнена столь значительная и гротескная часть писанийотцов церкви, где женщина представлялась вратами ада, матерью всехземных зол. Она должна была стыдиться самой мысли о том, что онаженщина. Она должна была жить в постоянном покаянии за те несчастья,которые она принесла миру. Она должна была стыдиться своей одежды,потому что она напоминала о ее грехопадении. Она должна была особенностыдиться своей красоты, как самого могущественного орудия дьявола. Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан: Знаетели вы, что каждая из вас - Ева? Приговор Бога Вашему полу действует исейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола,вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы-та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватилохрабрости. Вы так легко разрушили подобие Бога - мужчину. Из-за вашегопредательства даже сын Божий Должен был умереть. Церковь не только утверждала низкое положение женщины, но и лишала ее всех имевшихся ранее юридических прав.

Женщина в Исламе

Средитьмы, поглотившей землю, божественное откровение, разнесшееся пообширным пустыням Аравии, стало новым, благородным и всеобщим посланиемчеловечеству:

Олюди, бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души исотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин (Коран, 4:1) Ученый размышлявший над этим аятом, утверждает: Полагают,что нет текста, ни древнего, ни нового, который рассматривал бычеловеческую природу женщин во всех ее аспектах с такой лаконичностью,выразительностью, глубиной и свежестью, как это божественноепредписание. Подчеркивая это благородство и естественность понятия,Коран утверждает:

Он (Аллах) - тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее... (Коран, 7:1); Творец небес и земли: Он создал вам из самих себя пары (Коран 42:11);
Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внукови оделил вас благами. Так неужели же в ложь они веруют, а в милостьАллаха не веруют?
(Коран, 15:72).

Остальнаячасть данной статьи посвящена точке зрения Ислама на положение женщиныв обществе. Описываются следующие аспекты: духовный, социальный,экономический и политический.

Духовный аспект

Коранчетко свидетельствует о том, что женщина полностью уравнена с мужчинойперед лицом Аллаха в своих правах и обязанностях. В Коране говорится:
Всякая душа - заложница того, что она приобрела (Коран, 74:38). В нем также утверждается:

...И ответил им Господь их: Я не погублю деянний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других... (Коран, 3:195);
Кто совершил благое -муж или жена - и он верующий, Мыоживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то,что они делали. (Коран, 16:97, см. также 4:124)

Женщинапо Корану, не несет вины за первый проступок Адама. Оба они одинакововиновны в своем неподчинении Богу, оба раскаялись и оба были прощены(Коран, 2:36, 37, 7:20-24). В одном их стихов (Коран, 20:121) вина,фактически, возлагалась на Адама. Что касается религиозныхобязанностей, таких, как ежедневные молитвы, посты, помощь бедным ипаломничество между мужчинами и женщинами нет различий. Однако, внекоторых случаях женщина имеет определенные преимущества передмужчинами.

Например,женщина освобождается от дневных молитв и поста во время менструации ив течение сорока дней после рождения ребенка. Она также освобождаетсяот соблюдения поста во время беременности и кормления младенца, еслиэто представляет угрозу ее здоровью или здоровью ее ребенка. Еслипропущенный пост является обязательным (во время рамазана), она можетвозместить пропущенные дни, когда сможет. Она не должна возмещатьмолитвы, пропущенные по указанным причинам. Женщины, обычно посещаютмечеть когда пожелают и не обязаны присутствовать на совместныхмолениях по пятницам, в то время, как для мужчин это являетсяобязательным (по пятницам). Исламское учение окрашено нежным отношениемк женщине, так как считается с тем, что женщина может кормить илинянчить своего ребенка и поэтому не может пойти в мечеть для молитвы.Ислам также принимает во внимание физиологические и психологическиеизменения, связанные с функционированием женского организма.

Cоциальный аспект
а) Детство и девичество

Несмотряна то, что некоторые арабские племена считали допустимым убийствомладенцев женского пола, Коран наложил запрет на этот обычай ирассматривает его как преступление, приравнивая к любому убийству:

И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита (Коран, 81:89).
Критикуя родителей, которые отказываются от своих детей-девочек, Коран говорит:

Икогда одного из них обрадуют девочкой, лицо его делается черным, и онудручен. Скрываясь от народа от горечи того, чем обрадован: удержать лиэто на унижение или сокрыть его в прахе? Плохо они рассуждают(Коран, 16:58, 59). Ислам спас жизнь новорожденных девочек не для того,чтобы они позднее страдали от несправедливости и неравенства, и требуетк ним доброго и справедливого отношения. Среди высказываний пророкаМухаммада (мир ему) по этому поводу выделим следующее. Тот, кто имеет дочь и не похоронил ее заживо, не оскорбляет ее, не предпочитает ей сына, будет введен Аллахом в рай. (Ибн Ханбал, 1957). Женщины имеют право на получение образования наравне с мужчинами. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: Стремление к знаниям обязательно для каждого мусульманина (Аль-Байхаки). Под словом мусульманин здесь понимаются как мужчины, так и женщины.

б) Замужество

ВКоране ясно указывается, что супружество имеет целью не толькопродолжение человеческого рода, но и эмоциональное благоденствие идуховную гармонию. Оно зиждется на любви и милосердии. Один из наиболеевпечатляющих стихов Корана о супружестве гласит:

ИзЕго знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили сними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамениедля людей, которые размышляют.(Коран, 30:21). Согласно Исламским законам, женщину нельзя заставитьвыйти замуж без ее согласия. Ибн Аббас поведал о девушке, котораяпришла к Мухаммаду, Посланнику Аллаха (мир ему) и рассказала, что отецзаставил ее выйти замуж без ее согласия, Посланец Аллаха предоставил ейвыбор (согласиться с замужеством или отказаться от него) (Ибн Ханбал,2469). Согласно другой версии, девушка сказала: Фактическия признаю это замужество, однако, я хотела бы, чтобы женщины знали, чтородители не имеют право (навязывать им мужа насильно) (Ибн Мадже,1873). Кроме всех других гарантий защиты в замужестве, специальнопостановлялось, что женщина имеет полное право на ее Махр,подарок к свадьбе, который преподносился ей мужем и включался в брачныйконтракт, и эта собственность не переходит к ее отцу или мужу. ПонятиеМахра в Исламе - это не фактическая или символическая цена женщины, какв ряде других культур, а скорее подарок, символизирующий любовь ивосхищение. Правила супружеской жизни в Исламе ясны и гармоничны, ониотвечают природе человека. С учетом физиологического строения ипсихологии мужчины и женщин, оба имеют равные права и обязанности другперед другом, кроме одной ответственности-лидерства. Это естественноеправило любой совместной жизни и оно соответствует природе человека.Коран постановляет:

И они (женщины) имеют те же права, что и (мужчины) имеют над ними, и мужьям над ними - степень (Коран, 2:228). Эта степень - Кивама (поддержкаи защита). Она основывается на природных различиях полов, дающих правоболее слабому полу на защиту. Она не дает превосходства илипреимущества перед законом. Однако лидерство мужчины в семье неозначает диктат мужа над женой. Ислам подчеркивает важность взаимногосогласия во всех семейных вопросах. Коран дает такой пример:

...Если оба они пожелают отлучения с согласия между ними и совета, то нет греха над ними... (Коран,2:233) Помимо тех основных правил, которые имеет жена, она вправерассчитывать на доброе отношение и партнерство, что настоятельнорекомендуют Коран и пророк Мухаммад (мир ему). ...Обходитесьс ними достойно. Если же вы их ненавидете, то, может быть, что-либо вами ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо (Коран, 4:19). Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: ...Ктолучше всех среди вас? - тот, кто лучше всего для своей семьи, и я лучшевсех среди вас к моей семье. Самые совершенные правоверные лучше всех вповедении, а лучшие из вас те, кто лучше всех к своим женам(Ибн Ханбал, 7396). Поскольку признается право женщины самой решатьвопрос о своем замужестве, признается и ее право на разрыв неудачногобрака. Однако, для обеспечения устойчивости семьи и защиты ее отпоспешных решений, принятых под влиянием временного эмоциональногостресса, мужчины и женщины, намеревающиеся развестись, должны пройтичерез определенные этапы и периоды выживания. Учитывая большуюэмоциональность женщин, чтобы просить о разводе, необходимо представитьсуду обоснованную причину. Однако, подобно мужчине, женщина можетразвестись со своим мужем, не обращаясь в суд, если это предусмотренобрачным контрактом. В частности, некоторые аспекты Исламскогозаконодательства в вопросах заключения и расторжения брака интересны изаслуживают особого упоминания. Если продолжение супружеских отношенийпо какой-либо причине становится невозможным, мужчин все-таки учатискать для них благоприятное завершение. Коран говорит в таких случаях:

Акогда вы дали развод женам, и они достигли своего предела, тоудерживайте их согласно принятому, или отпускайте их согласнопринятому, но не удерживайте их насильно, преступая (Коран, 2-231, см. также Коран, 2:229 и 33:49).

в) Женщина-мать

Ислам отводит доброте по отношению к родителям второе место после поклонения Богу.

И решил Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям благодеяние... (Коран, 17:23). Кроме того, в Коране имеются особые указания на необходимость хорошо относиться к матерям: И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости... (Коран, 31:14, см. также Коран, 16:55, 29:8)  Один человек пришел к пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: О Посланец Аллаха, кто среди людей наиболее достоин быть моим добрым товарищем? Пророк ответил: Твоя мать. А кто еще? - спросил человек. Пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. А кто еще? - снова спросил человек, и снова пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. Кто же еще?- спросил человек. И только тогда пророк (мир ему) сказал: Твой отец. (Аль-Бухари и Муслим).

Экономический аспект

Исламутверждает права, которых женщина была лишена как до Ислама, так ипозднее (вплоть до нынешнего столетия), права на независимуюсобственность. По законам Ислама полностью признается право женщины наее деньги, имущество и другие виды собственности. Это право неизменно,независимо от семейного положения женщины. Она сохраняет полное правопокупать, продавать, закладывать или сдавать в аренду всю своюсобственность или часть ее. В законе нигде не утверждается, что женщинаимеет меньше прав просто потому, что она женщина. Стоит отметить, чтоона имеет право на собственность до замужества и на все, что онаприобрела в замужестве. Что касается права женщины иметь работу,следует, во-первых, иметь в виду, что Ислам трактует ее общественнуюроль матери и жены, как самую священную и главную. Ни няньки, нислужанки не могут заменить мать в воспитании честного, полноценного издорового ребенка. Эта благородная и жизненно важная роль, которая вомногом формирует будущее нации, не должна рассматриваться как безделье.Однако в Исламе нет положений, запрещающих работать, когда в этом естьнеобходимость, особенно в тех областях, которые отвечают женскойприроде и в которых более всего нуждается общество. Кроме того, неткаких-либо ограничений для проявления исключительных талантов, которымиобладает женщина в той или иной сфере. Даже по поводу должности судьи,где может возникнуть сомнение в пригодности женщины для этой должностиввиду ее более эмоциональной натуры, мы можем найти у первыхмусульманских ученых, таких, как Абу-Ханифа и Ат-Табари, высказывания отом, что в этом нет ничего неверного. Кроме всего, Ислам вернул женщинеправо наследования. Ее доля полностью принадлежит ей, и никто не имеетправа претендовать на нее - ни отец, ни муж.

Мужчинам- удел из того, что оставили родители и близкие, и женщинам - удел изтого, что оставили родители и близкие, - из того, что мало или много,удел определенный(Коран, 2:7). Ее доля в большинстве случаев составляет половину долимужчины, без намека на то, что она стоит половины мужчины! Казалось бы,это грубое несоответствие тем убедительным свидетельствам равноправногоотношения к женщинам по Исламским законам, которые обсуждались напредыдущих страницах, - ставить женщину в такое неравное положение.Такие различия в правах на наследство только отражают разницу вденежной ответственности мужчин и женщин по мусульманским законам.Мужчина по Исламу обязан полностью содержать свою жену, детей, а внекоторых случаях - нуждающихся родственников, особенно женского пола.Эта ответственность не снимается и не уменьшается из-за богатства женыи ее вклада в личный доход, полученный от работы, ренты, прибыли илидругими законными средствами. Женщина, с другой стороны, намного лучшезастрахована материально и меньше обременена претензиями на еесобственность. Собственность, принадлежавшая ей до замужества, непереходит к мужу, и она даже сохраняет свою девичью фамилию. Она необязана нести расходы на семью из этой собственности или из своихдоходов после замужества. Она имеет право на Махр, который получила отмужа при вступлении в брак. В случае развода она может получать суммы,выплачиваемые ей на содержание бывшим мужем. Изучение праванаследования в общих рамках мусульманского законодательства, раскрываетне только справедливость законов Ислама, но и избыток сочувственногоотношения к женщине.

Политический аспект

Всефундаментальные исследования учения Ислама или истории мусульманскойцивилизации являются свидетельствами равенствами женщины с мужчиной втом, что мы сейчас называет политическими правами. Они включают правона выборы, а также на участие в политической жизни. Как в Коране, так ив истории Ислама мы найдем имена женщин, которые участвовали всерьезных дискуссиях и даже спорили с самим Пророком (см. Коран, 58:1 и60:10 - 12). Во время Халифата Омара Ибн аль-Хаттаба одна женщинаспорила с ним в мечети, доказала свою правоту и вынудила его заявить вприсутствии людей: Женщина права, а Омар не прав.Несмотря на отсутствие указаний на это в Коране, один из Хадисовпророка трактуют как запрет женщине занимать пост главы государства.Цитируемый Хадис приблизительно переводится таким образом: Люди не будут процветать, если они позволят женщине стать их лидером. Этоограничение, однако, не имеет ничего общего с правами женщины и еедостоинством. Скорее это касается природных различий биологическогостроения и различия в психологии мужчин и женщин. Согласно Исламу,глава государства не только его номинальный руководитель. Он ведетлюдей в молитвах, особенно по пятницам и в дни праздников, он постояннопринимает решения по вопросам безопасности, благосостояния своегонарода. Его командное положение, например, Командующего армией, обычнонесовместимо с физиологическими и психологическими особенностямиженщины. Медициной установлено, что во время месячных и беременностиорганизм женщины претерпевает физиологические и психологическиеизменения. Такого рода отклонения могут приводить к стрессовымситуациям и влиять на их решения. Избыточное напряжение в такие периодыможет привести и к другим эффектам. Кроме того, некоторые решениятребуют максимального рационализма и минимума эмоций, требованиенесовместимое с инстинктивной природой женщин. Даже в современную эпохув наиболее развитых странах редко встретишь женщину на посту главыгосударства, играющую не чисто номинальную роль, женщину - Командующеговооруженными силами и такое же число женщин - членов парламента илидругих подобных органов. Нельзя относить это за счет отсталостиразличных народов или конституционных ограничений права женщинызанимать пост главы государства или члена парламента. Логичнееобъяснить сложившуюся ситуацию, исходя из естественных и бесспорныхразличий между мужчиной и женщиной, различий, которые не подразумеваютверховенства одних над другими. Разница скорее состоит вовзаимодополняемости обоих полов в их жизненной роли. Заключение В этойстатье говорилось о положении женщины в соответствии с мусульманскимизаконами. Упор сделан на первоначальные и аутентичные источники Ислама.Стоит упомянуть три основных факта:

1.История мусульман богата именами женщин, совершивших великие деяния вовсех сферах жизни, начиная еще с седьмого столетия (н.э.)

2.Никто не может оправдать неправильное отношение к женщине ссылкой накакие-либо указания и правила Исламского законодательства, никто неможет взять на себя смелость уничтожить, ограничить или исказить четкоопределенные Исламом права женщин.

3.Во всей истории репутация, добродетельность и материнские достоинствамусульманских женщин вызывали восхищение непредвзятых наблюдателей.

Стоиттакже отметить, что положением, которого достигли женщины в наши дни,они обязаны не доброте мужчин или природному прогрессу. Эти права былизавоеваны женщинами в долгой и продолжительной борьбе только впоследнее время, после двух мировых войн, и благодаря техническомупрогрессу.

Применительнок Исламу, такое, исполненное сострадания и благородства отношение кженщине, было закреплено законодательно еще в седьмом веке. И высокоеположение женщины в мусульманском обществе было достигнуто не из-заактов протеста и давления со стороны женщин и женских организаций, аблагодаря сути учения Ислама.

ХВАЛА АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ!
Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и праведным последователям до Судного Дня!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика