Призыв к свидетельству "Нет божества, кроме Аллаха"

Ас-Саляам Алейкум уа Рахмат-Аллаахи уа Баракяатух

Призыв к свидетельству "Нет божества, кроме Аллаха"


Всевышний сказал:

"Скажи: "Это есть путь мой: я призываю к Аллаху с твёрдым видением[1] - я и те, кто за мной последовали. Хвала Аллаху, я не из числа мушриков!"[2] ("Йусуф" (12):108).

Ибн Аббас рассказывал: "Посылая Му'аза в Йемен, посланник Аллаха сказалему: "Ты придёшь к народу, который является обладателем Писания. Пустьпервым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нетбожества, кроме Аллаха (в другой ривайе говорится: "Призови их к таухиду Аллаха").Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал ихсовершать ежесуточно пять молитв. Если они покорятся тебе и в этом, тодай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользуих бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на ихотборное имущество и бойся мольбы угнетённого, ибо между ней и Аллахомнет преграды"[3].

Сахль ибн Са'д рассказывал: "В день Хайбарапосланник Аллаха сказал: "Завтра я вручу знамя человеку, который любитАллаха и Его посланника, и которого любят Аллах и Его посланник. Аллахниспошлёт посредством него победу"[4]. Люди шумно спорили всю ночь,пытаясь догадаться, кому из них будет вручено знамя. Утром,встретившись с посланником Аллаха, каждый был преисполнен желанияполучить знамя. Пророк спросил: "Где Али ибн Абу Талиб?" Ему ответили:"Он жалуется на воспаление глаз[5]". За ним послали, и когда Алиприбыл, пророк поплевал ему в глаза, а затем взмолился за него Аллаху.Али тут же исцелился, как будто ничем и не болел. Посланник Аллахавручил ему знамя и сказал: "Действуй на их территории с осторожностью.Сначала призови их к Исламу и сообщи им то, что они обязаны делать,соблюдая право Всевышнего Аллаха в отношении их. Клянусь Аллахом, еслиАллах наставит посредством тебя хотя бы одного человека на путьистинный, то это будет для тебя лучше, чем красные верблюды[6]"[7].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Призыв к Аллаху - это путь тех, кто последовал за посланником Аллаха.
2. Обращается внимание на искренность, ибо многие люди, призывая к истине, делают это ради собственных интересов.
3. Твёрдое видение является одним из обязательных предписаний.
4. Свидетельством красоты таухида является отдаление всего дурного от Всевышнего Аллаха.
5. Одной из безобразных черт ширка является то, что он представляет собой оскорбление Аллаха.
6. Одним из важнейших вопросов является необходимость отстранениямусульманина от мушриков, чтобы он не заразился ширком, даже в томслучае, если он не приобщает к Аллаху ничего.
7. Таухид является важнейшей обязанностью людей.
8. Религия начинается в первую очередь с призыва к таухиду, даже прежде молитвы.
9. Смысл слов "Призови их к таухиду Аллаха" заключается в свидетельстве "нет божества, кроме Аллаха".
10. Человек может принадлежать к обладателям Писания, но не знать этосвидетельство, либо знать, но не действовать в соответствии с ним.
11. Указание на необходимость постепенного осведомления людей.
12. Необходимость начинать с самого главного.
13. Принцип расходования средств закята.
14. Учёному следует развеять сомнения обучаемого.
15. Запрещение брать закят из отборного имущества.
16. Предписание бояться мольбы угнетённого.
17. Возвещение о том, что между мольбой угнетённого и Аллахом нет преграды.
18. Одной из закономерностей таухида являются те трудности, голод имассовые беды, которым подвергались господин всех посланников и любимцыАллаха.
19. Слова "...я вручу знамя..." представляют собой одно из доказательств пророчества.
20. Плевание в глаза Али - также одно из доказательств пророчества.
21. Превосходство Али.
22. Бессонная ночь сподвижников и обсуждение ими доброй вести о победе свидетельствуют об их праведности.
23. Вера в предопределение: знамя получил тот, кто не стремился к нему,а тому, кто стремился получить его, оно не досталось.
24. Вежливость пророка в его словах "Действуй с осторожностью..."
25. Призыв к Исламу перед началом боевых действий.
26. Необходимость этого даже для тех, кого раньше уже призывали и с кем воевали.
27. Мудрое ведение призыва, так как пророк сказал: "...сообщи им то, что они обязаны делать..."
28. Знание обязанностей перед Аллахом в Исламе.
29. Награда тому, кто наставил на путь истинный хотя бы одного человека.
30. Допустимость клятвы при вынесении фетвы.



[1]

Араб. "басира" - знание и уверенность.

[2]

Всевышнийсказал: "Призывай к пути Господа своего с мудростью и благимувещеванием и веди с ними споры наилучшим образом" ("Нахль" (16):125).Ибн аль-Каййим по поводу этого аята сказал: "Аллах, хвала Ему, упомянулстепени призыва к Исламу и разделил их на три группы в зависимости отсостояния призываемого. Если он стремится к истине, любит её, ивыбирает истину, когда постигает её, то его следует призывать смудростью, и нет нужды в увещевании и споре. Если он придерживаетсятого, что противоположно истине, но выбирает и следует ей, когдапостигает её, то необходимо увещевание путём прельщения и устрашения.Если же он упрямствует и противится, то с ним надо вести спор наилучшимобразом. Если он и тогда отвратится, то надо переходить в борьбу с ним,если есть возможность".

Это - дорога посланников и ихпоследователей, о которых сказал Всевышний: "Кто же лучше словом, чемтот, кто призывает к Аллаху, делает благое и говорит: "Поистине, я -один из мусульман"?" ("Фуссилат" (41):33).

[3]

Аль-Бухари 3/255, 3/282-285, Муслим (19), ат-Тирмизи (625), Абу Дауд (1584), ан-Наса'и 5/55.

Изэтого хадиса ещё раз видно, что свидетельство "нет божества, кромеАллаха" является наипервейшей обязанностью людей. А для того, чтобычеловек не отступился от него ни в чём и заслужил милосердие Аллаха, ондолжен выполнять семь условий этого свидетельства, без которых оно непринимается:
1) знание (исключает невежество);
2) убеждённость (исключает сомнение);
3) принятие (исключает отказ);
4) повиновение (исключает непокорность);
5) искренность (исключает ширк);
6) верность (исключает ложь);
7) любовь (исключает ненависть).

Вместе с этим верующий должен отказаться от всех видов неверия и подчинения тагуту. Аллах сказал:

"Ктоотказывается от тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надёжнуюрукоять, для которой нет сокрушения..." ("Бакара" (2):256).

ИбнТеймийа сказал: "Из религии посланника неизбежно понимается, и с этимсогласна вся община, что основой Ислама и первым, что предписанотворениям, является свидетельство "нет божества, кроме Аллаха, иМухаммад - посланник Аллаха" (Араб. "Ля иляха илля Ллах уа Мухаммадунрасулю Ллах". Ред.) (аш-шахада). Засвидетельствовав это, неверныйстановится мусульманином, а враг - любимым, и его кровь и имуществостановятся свободными и неприкосновенными. И если это исходит отсердца, то человек приобретает веру. Если же он только произносит этоязыком, но не подтверждает сердцем, то он входит в Ислам лишь внешне,не становясь верующим в душе. Но если он даже не произноситсвидетельства, имея на то возможность, то он является неверным каквнешне, так и в душе, и в этом единодушны все мусульмане".

Второйважнейшей обязанностью мусульманина является совершение пятиобязательных ежесуточных молитв (ас-салят) - утренней, полуденной,послеполуденной, вечерней и ночной.

Третьим столпом Ислама,после молитвы, является закят. Закят является обязательной ежегоднойвыплатой части имущества в соответствии с установленными правилами.Всевышний Аллах сказал: "Но если они раскаются и будут соблюдатьмолитвы и платить закят, тогда они - ваши братья по вере" ("Тауба"(9):11). Закят выплачивается с продуктов земледелия - в виде зерновых иплодов, с золота, серебра и бумажных денег, с товаров, являющихсяпредметами торговли и извлечения доходов, со скота. Имущество человека,превышающее 85 граммов золота или 595 граммов серебра, или ихэквивалент в виде бумажных денег, облагается налогом в размере 2,5 % вгод. Закят расходуется согласно повелению Всевышнего: "Милостыни -только для бедных и нуждающихся, для трудящихся в связи с ней, для тех,чьи сердца нуждаются в утешении, для освобождения рабов, дляобременённых долгами, для тех, кто на пути Аллаха, и для странствующих- таково предписание Аллаха. Аллах - Знающий, Мудрый!" ("Тауба" (9):60).

Изхадиса также видно, что доля бедных в закяте важнее, чем доляоставшихся семи групп, перечисленных в аяте. Имам, или его заместитель,являются ответственными за сбор и расходование закята. Закят можеттакже расходоваться целиком для одной из восьми групп, о чём говорилиимам Малик и имам Ахмад. Сборщикам закята запрещено брать отборноеимущество (красивый, богатый молоком и мясом скот), а владельцуимущества запрещено отдавать самое худшее, ибо закят собирается симущества среднего качества.

[4]

АбуХурайра рассказывал, что второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттабсказал: "Я чувствовал влечение к власти только в тот день" (Муслим(2405).

[5]

В хадисе, приведённом Муслимом (2404), (32) и Ахмадом 1/(185, 331) и 4/52, говорится, что Али заболел трахомой.

[6]

Красные верблюды являлись самым ценным имуществом у древних арабов

[7]

Аль-Бухари 7/58, Муслим (2406), Ахмад 5/333.

Вэтом хадисе содержится указание на великое превосходство одного издесятерых сподвижников пророка, обрадованных вестью о рае, четвёртогоправедного халифа Али ибн Абу Талиба, которого "любят Аллах и Егопосланник". Ибн Теймийа по этому поводу сказал: "Это качество, однако,присуще не только Али или имамам. Аллах и Его посланник любят всехбогобоязненных верующих, любящих Аллаха и Его посланника. Этот хадис -лучший аргумент против насибитов и хариджитов, которые не любят его(Али. - Ред.) и считают его неверным и грешником. Но этот аргумент недополняет и утверждений рафидитов, которые считают, что хадисы,указывающие на превосходство остальных сподвижников, были сказаны до ихякобы возвращения в неверие.

Таким же образом хариджиты говоряти об Али, однако это - ложь. Всевышний Аллах и Его посланник необращают подобной похвалы какому-либо человеку в то время, как Аллахзнает, что он умрёт неверным". Он (Ибн Теймийа. - Ред.) также сказал:"Когда пророк предвещал рай какому-либо человеку, хорошо отзывался онём или читал за него молитву, многие люди желали получить такое жепредвещение или молитву. Пророк предвещал подобное многим людям и замногих читал молитвы. К этому относятся возвещение о рае для Сабита ибнКайса (Муслим (119), Ахмад 3/137), Абдуллаха ибн Салама (аль-Бухари7/98, Муслим (2484), возвещение о рае для других людей, свидетельство олюбви Аллаха и Его посланника к сподвижнику, который выпил вино(аль-Бухари 12/66-68), и др.".


Таухид не может стать полным, пока раб Аллаха непройдёт все его этапы и затем не станет стремиться сделать муваххидомдругого. Именно таким был путь всех пророков. Первым, к чему онипризывали свои народы, было поклонение только Одному Аллаху и отказ отпредавания Ему сотоварищей. Тем же путём шёл господин и имам всехпророков - посланник Аллаха Мухаммад. Он идеальным образом исполнялэтот долг, мудростью, добрым увещеванием и наилучшим рассуждением,призывая людей встать на путь его Господа. Он упорно и неустанно делалэто, не ослабляя своих усилий, пока Аллах не утвердил посредством егоСвою религию и не обратил в неё большое число людей. Благодаряблагословенному призыву пророка, религия Аллаха воцарилась на огромныхтерриториях во всех концах земли. Пророк лично осуществлял призыв, атакже повсюду направлял своих посланников и последователей, чтобы онипрежде всего призывали людей к Аллаху и Его таухиду, посколькуправильность и приемлемость всех действий зависят от таухида.

Наряду с тем, что раб Аллаха сам стремится к таухиду Аллаха, он должентакже призывать к Аллаху других самым лучшим способом. Человек,наставивший на путь истинный других, обретает такую же награду, как иони, без всякого уменьшения этой награды для обращённых.

Учитывая то, что призыв к Аллаху и к свидетельству "нет божества, кромеАллаха" является обязательным предписанием для каждого, каждый обязанвыполнять этот долг в меру своих возможностей. И на учёномответственность за разъяснение этого, призыв, наставничество инаставление на истинный путь больше, чем на неучёном человеке.

Человек, способный вести призыв благодаря своим физическим силам,средствам, высокому положению и красноречию, выполняет гораздо болеесерьёзную задачу, чем тот, кто лишён подобных возможностей.

Всевышний сказал: "Бойтесь же Аллаха по мере своих возможностей..."
("Тагабун" (64):16). Аллах милостив к тем, кто помог религии хотя бы наполслова, однако гибель ждёт того раба, который не использовал своихвозможностей для призыва людей к этой религии.

комментарий шейха Абд ар-Рахмана Насира ас-Са'ди "аль-Кауль ас-Садид" ("Здравое слово")

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика