Дозволено ли употреблять продукты, в составе которых содержится желатин?



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи ипрощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Коговедет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мысвидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме ОдногоАллаха, у которого нет сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад –раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Часто мусульмане задаются вопросом о дозволенности употребленияпродуктов, в составе которых содержится желатин, поскольку онприсутствует практически во всем. Среди ученых существует разногласиеотносительно данного вопроса, однако для того, чтобы понять какоемнение является более сильным в этом вопросе, необходимо привестиаргументы обеих сторон.

Спросили шейха Ибн‘Усаймина: «Каково шариатское постановление относительно продуктов, всоставе которых содержится желатин, если нам известно, что корова, изкоторой получен желатин, заколота не в соответствии с норёмамишариата?»

Шейх ответил: "То, что было заколотоне в соответствии с требованиями шариата, или то, что заколото тем, чьежертвоприношение не дозволено, являются мертвечиной. Если огнепоклонникзаколол животное, выпустив кровь и упомянув имя Аллаха, или наоборотмусульманин зарезал его не в соответствии с нормами шариата, то такоемясо не дозволено употреблять! И если из какой-либо части этой тушиберется что-либо и смешивается с чем-либо, а в том, что образовалось,оно оставит след, например, во вкусе, цвете или запахе, тообразовавшаяся вещь также является запретной. Однако, если от этого неосталось следа, то нет проблем в употреблении данного продукта,поскольку сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ели сырогнепоклонников, а заколотые огнепоклонниками животные являются недозволенными! Однако из сычуги берется лишь малая часть, которая неоставляет следа в пище. И это указывает на то, что веще, не оставляющейследа, не придается значения”. Сл. "Бабуль-мафтух” № 48, мин. 21.

То, о чем говорит шейх Ибн ‘Усаймин именуется в фикъхе как «истихалятунаджаса». Термин «истихаля» означает: изменение сущности вещи и еепреобразование. См. "Рад аль-мухтар” 1/291.

Среди ученых существует разногласие относительно того, становится ливещь, которая в своей основе была нечистотой (наджас) чистой врезультате изменения ее свойств и качеств. Из числа ученых, кто считал,что после истихаля нечистота становится чистой был Абу Ханифа,большинство ханафитов и маликитов, некоторые ханбалиты, среди которыхнаилучший знаток их мазхаба – Ибн Къудама, Ибн Хазм и захириты. Средиученых, которые выбрали это мнение также шейхуль-Ислам Ибн Таймия и егоученик Ибн аль-Къайим. См. "аль-Бахр ар-раикъ” 1/239 "аш-Шархаль-кабир” 1/50, "аль-Инсаф” 1/31.

Имам ИбнКъудама говорил: "Любая нечистота (наджаса) становится чистой послеизменения свойства и качества”. См. "аль-Мугъни” 1/59.

Имам Ибн Хазм сказал: "Если качества и свойства нечистоты или запретнойвещи изменились и преобразовались в нечто другое, в следствии чегоисчезло и название, с которым было связано прежнее шариатскоепостановление (хукм), и эта вещь приобрела другое название, тообразовавшаяся вещь уже не является тем наджасом и запретным, анапротив, становится другой вещью и приобретает иное шариатскоепостановление (хукм)”. См. "аль-Мухалля ” 1/138.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если то, что в своей основе являетсянечистотой (наджас), изменило свою сущность и превратилось в нечтодозволенное, как например кровь, мертвечина, свинина, которые попав всоляные промыслы, превращаются в соль; или сгоревшая нечистота,превращается в золу, известь и тому подобное, то в этом вопросе ученыеимеют два мнения. Одни из них считают, что нечистота не становитсячистой из-за изменения своего свойства, и это мнение аш-Шафи’и, одно измнений мазхаба Малика, а также одно из мнений Ахмада. Другое же мнениесостоит в том, что нечистота, изменившая свое состояние и качество,становится чистой, и это мазхаб Абу Ханифы и одно из двух мнений Маликаи Ахмада, а также захиритов и других ученых. И это мнение являетсясамым правильным, поскольку на изменившиеся вещи нет запрета в текстахКорана и Сунны. Нет доказательств на запрет этих вещей, напротив, наних распространяются тексты дозволения, поскольку они из благих вещей(т.е. дозволенных, каковым является в своей основе все мирское).Поэтому Коран, Сунна и аналогия указывают на дозволенность этого!” См."аль-Фатауа аль-кубра” 1/231.

Ибн аль-Къайимписал: "Исходя из этой основы очищение вина, с изменением его сущностии преобразованием в нечто другое, соответствует правильной аналогии.Вино является нечистотой, поскольку описано как скверна. Когда жеисчезает то, что является причиной, то вместе с ним исчезает и то, кчему обязывает эта причина. Исходя из этого, подобная аналогия являетсяправильной, и это распространяется на прочие виды нечистот (наджас),если они изменили свое состояние. Пророк (мир ему и благословениеАллаха) разрыл могилы многобожников, которые находились на месте егомечети, и не поменял землю. Аллах Всевышний сообщил о том, что молоко«образуется между пометом и кровью» (ан-Нахль 16: 66). Также мусульманеединогласно сошлись на том, что если животное питалось нечистотами, азатем было заперто и вскормлено чистым кормом, то ее молоко и мясостановятся дозволенными. Так же посевы и плоды, если их поливкапроизводилось нечистой водой, а затем стала поливаться чистой водой, тоони становятся дозволенными, по причине изменения качества и свойстваскверности на чистое. И обратное этому, если благое изменяет своюсущность и преобразуется в нечто испорченное, то оно становитсянечистотой. Как, например вода и пища становятся мочой и экскрементами.Аллах Всевышний выводит благое из мерзкого и мерзкое из благого. Иоснова уже не существенна, также как не существенно описывать вещьпрежними качествами”. См. "И’лям аль-муаккъи’ин” 2/14-15.

Имам аш-Шаукани в "ас-Сайлюль-джаррар” сказал: "Если то, что в шариатеимеет постановление наджасы, изменило свою сущность и преобразовалось внечто другое, что не имеет постановления наджасы, как напримерэкскременты, превратившиеся в прах, а вино в уксус, то предмет, которыйимел постановление нечистоты исчез, и не осталось ни его имени, ни егокачества и свойства по причине которого и было прежнее постановление. Ато, что образовалось, является другой вещью и оно имеет другоепостановление”.

Также об этом говорил хафиз Ибн Раджаб в "аль-Къауа’ид” 1/334.

Спросили шейха аль-Альбани: «Что вы скажите относительно сыра, вкоторый добавляют часть из желудка животного, которое зарезано не всоответствии с нормами шариата?» Шейх ответил: "Если нечистотаизменилась после химического воздействия, то она стала чистой вещью всоответствии с шариатом, как например вино превращается в уксус истановится дозволенным, не смотря на то, что основа его была запретной.Если нечистота преобразовалась и превратилась по причине солнца, дождяили ветра, например в соль, то мы не смотрим на основу, из чего былаэта соль, а смотрим на ее нынешнее состояние”. Сл. "Сильсилятуль-худауа-ннур” № 9, сокращено.

Таким образом, данноемнение, что нечистота в случае изменения своего свойства и качествастановится чистой, является наиболее сильным, поскольку на этоуказывают тексты шариата, аналогия и здравый рассудок. Приведем примериз текстов шариата. В достоверном хадисе, который приводят имамыаль-Бухари и Муслим, сообщается: «И когда шахид предстанет пред Аллахомв Судный день, его кровь будет запаха мускуса!»

Некоторые ученые говорили, что мускус в первые годы Ислама мусульманене производили. Источником мускуса является кабарга, безрогий олень иликосуля. А производили мускус только язычники, и в основе своей онпроизводился из нечистоты, поскольку любое животное, зарезанноемногобожником, не дозволено и является мертвечиной, а мертвечина – этонечистота. И если бы мускус был нечистотой, так как производился изэтих животных, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сравнил быкровь шахидов с ней.

Также в хадисах пришло, что шкура мертвечины становится чистой после дубления.

Также сподвижники ели сыр, который изготавливали огнепоклонники, о чем мы упоминали в самом начале.

Также ученые сошлись на том, что если вино само по себе превратиться вуксус, то его употребление дозволено. И этого мнения придерживалисьдаже те, кто считал, что вино является наджасом. Однако намеренноизготавливать из вина уксус запрещено. Анас рассказывал, что когдапророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: "Можно лиизготавливать уксус из вина?” Он ответил: «Нет!» Муслим 2/235.

Можно привести еще примеры для ясности: Например, свинья или ещекакая-либо мертвечина со временем сгнила и превратилась в прах, развена образовавшийся прах кто-либо скажет, что это свинья или еще что-либоиное?! Ведь под словом свинья подразумевается живое существо из мяса икостей, и никто ведь не скажет, что под этим словом подразумеваетсяпепел, железо и т.п. И свинья в шариате - запрещена! Теперь допустим,что свинью или часть ее переработали, и она превратилась в порошок илижеле, разве кто-либо скажет, что это свинина? Таким образом, исчезлокачество, описание и имя первоисточника, следовательно, изменилось ишариатское постановление относительно данной вещи. Что же касается техученых, которые считают, что вещь, основа которой была нечистота, неменяет свое свойство и не очищается, то нет у них на это никакихдоводов!

Теперь разберем подробно, что такоежелатин и как его изготавливают. Речь идет именно о животном желатине,а не о желатине агар, производимого из водорослей, ибо в дозволенностиэтого желатина нет никаких сомнений.

Животныйжелатин делается из шкуры, кожи, костей, хрящей или сухожилий животныхпутем кипячения. Кости перед кипячением сначала обезжиривают, а ихминеральные компоненты удаляют, обрабатывая кислотой. Шкуру, кожу исухожилия промывают и обрабатывают известью, чтобы размягчить коллагенперед его превращением в желатину. При этом коллаген, входящий в составсоединительной ткани, переходит в глютин. Полученный растворвыпаривают, осветляют и охлаждают до превращения в желе, котороеразрезают на куски и высушивают. Готовая сухая желатина - без вкуса,запаха, прозрачная, почти бесцветная или слегка желтая. См.«Энциклопедия "Кругосвет”» и «Словарь естественных наук».

Разве после такой тщательной переработке кто-либо может сказать о самомжелатине, что это свинья, кость, сухожилие или что-либо еще? И этокасается только самого желатина, не говоря уже о том, что он внебольшом количестве добавляется, вместе с другими веществами вопределенный продукт.

Спросили шейха ИбнДжибрина относительно определенного лекарства, содержащего в себежелатин из кишечной части свиньи, и он ответил: "Я считаю, а Аллахуведомо все лучше, что нет проблем в использовании этих веществ,поскольку в них явная польза и нет других веществ, которые могли бызаменить их. Вещества эти можно использовать, поскольку они изменилисьв процессе изготовления и те кишечные части свиньи, которые добавляютсяв эти вещества, преобразовались в нечто другое. Группа ученых посчиталаправильным то мнение, что наджаса становится чистой с изменением своейсущности и преобразованием в нечто другое, то есть с изменениемизначального состояния, относительно которого был запрет. А от кишкиэтой свиньи не осталось ни имени, ни качества, ни свойства. И пустьтот, кто увидел, что это лекарство из свиньи не спешит с выводами (озапретности)! Ислам дозволил то, в чем есть явная польза, если в этомнет нечистоты и вреда!” См. "Фатауа Ибн Джибрин” № 10509.

На основании всего сказанного ясно, что дозволенная вещь, каклекарства, конфеты или другие продукты, в составе которых есть желатин,пусть даже из свиньи, дозволен для употребления.

Те, кто придерживается этого мнения, опираясь на приведенные вескиеаргументы и следуя в этом упомянутым великим ученым, не заслуживаютникакого порицания. Главное, чтобы человек следовал за знанием, а нестрастям, ибо много таких мусульман, которые употребляли все, в чеместь как спирт, так и желатин, не зная ничего о сказанном тут.

Что касается тех, кто по каким-то личным соображениям не будутследовать данному мнению, то это их дело, однако они не вправе считатьмусульман, следующих этому мнению хуже самих себя или же обвинять их внебогобоязненности! Истинная богобоязненность – это богобоязненность,основанная на знании Корана и Сунны, а не на страстях и запрещении себедозволенного. Ведь никто не посмеет обвинить в нечестивости упомянутыхученых, считавших, что любая нечистота (наджаса) после изменения своегокачества и свойства становится чистой!

Такженеобходимо отметить, что в данной теме речь идет о той нечистоте,которая изменила свое состояние и качество, а не о нечистоте, которая всвоем изначальном виде содержится в составе чего-либо.

И в заключении хвала Аллаху Господу миров!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика