Об уважении неприкосновенности мусульман, разъяснении их прав и проявлении жалости и милосердия по отношению к ним

 

 Об уважении неприкосновенности мусульман, разъяснении их прав и проявлении жалости и милосердия по отношению к ним

 

Аллах Всевышний сказал:

«...а для того, кто чтит запреты[1] Аллаха, это лучше пред Господом его». («Хаджж», 30)

Всевышний также сказал:

«...что же касается тех, кто почитает обряды Аллаха, то, поистине, (они делают это) от благочестия сердец». («Хаджж», 32)

Всевышний также сказал:

«...и проявляй мягкость по отношению к верующим». («Аль-Хиджр», 88)

Всевышний также сказал:

«...если кто-нибудь убьёт человека не за (убийство) человека и не за распространение зла на земле,[2] (это будет равнозначно тому), как если бы он убил всех людей, а тот, кто оживит его,[3] как будто оживил всех людей». («Трапеза», 32)

 

222   Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», - и, (сказав это,) он переплёл между собой пальцы (своих рук). (Аль-Бухари; Муслим)

 

223   Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Пусть тот, кто проходит по нашим мечетям или рынкам, имея при себе стрелы, берётся (или: держится) рукой за их острия, чтобы не поранить кого-нибудь из мусульман. (Аль-Бухари; Муслим)

 

224   Передают со слов ан-Ну'мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой. (Аль-Бухари; Муслим)

 

225   Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды, когда) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поцеловал аль-Хасана бин Али,[4] да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Акра'а бин Хабиса, аль-Акра' сказал: «Поистине, у меня есть десять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, посмотрел на него и сказал: «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!» (Аль-Бухари; Муслим)

 

226   Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

(Однажды) люди из числа бедуинов, пришедшие к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Так вы целуете своих сыновей?»[5] (Им) ответили: «Да». Они сказали: «А мы, клянёмся Аллахом, (их) не целуем». (Услышав эти слова,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если Аллах лишил ваши сердца милосердия, разве могу я (вернуть его вам)?!» (Аль-Бухари; Муслим)

 

227   Передают со слов Джарира бин Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Не помилует Аллах того, кто сам не проявляет милосердия к людям. (Аль-Бухари; Муслим)

 

228   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Когда кто-нибудь из вас станет проводить молитву с людьми,[6] пусть облегчает[7] её, ибо, поистине, (могут) оказаться среди них слабые, больные и старые, а когда кто-нибудь из вас будет молиться в одиночестве, пусть (молится) столь долго, сколько захочет. (Аль-Бухари; Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал):

...и те, у кого есть дела...

 

229   Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

Хотя посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и любил совершать (благие) дела,[8] он часто отказывался от их совершения, опасаясь, что то же самое начнут делать и другие люди, а потом это может быть сделано для них обязательным.[9] (Аль-Бухари; Муслим)

 

230   Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

(Когда) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил (людям) соблюдать пост непрерывно из милосердия к ним, они сказали: «Но ты ведь (делаешь это!» На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поистине, я не таков, как вы, ) ведь Господь мой кормит и поит меня!» (Аль-Бухари; Муслим)

Это значит: придаёт мне (достаточно) сил(, которые я получаю) за счёт еды и питья.[10]

 

231   Передают со слов Абу Катады аль-Хариса бин Риб'и, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Поистине, становясь на молитву, я хочу проводить её долго, но когда слышу плач ребёнка, то сокращаю её, не желая доставлять затруднения его матери. (Аль-Бухари)

 

232   Передают со слов Джундуба бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Совершающий утреннюю моитву[11] находится под защитой Аллаха, и Аллах ничего не потребует от вас за Свою защиту, ибо, поистине, любого, у кого Он потребует за Свою защиту хоть что-то, Он настигнет, а потом ввергнет лицом в пламя Ада! (Муслим)

 

233   Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения. (Аль-Бухари; Муслим)

 

234   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки. Для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными честь, имущество и жизнь другого мусульманина, а богобоязненность скрыта здесь.[12] Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе!»[13] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)

 

235   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной[14] друг к другу, не перебивайте торговли друг другу[15] и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», - и (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) трижды указал (рукой) себе на грудь(, после чего сказал): «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (Муслим)

Взвинчивание цены - «ан-наджш»: взвинчивать цену значит поднимать её на товар, предлагаемый на рынке или в другом подобном месте, когда человек на самом деле не желает покупать его, стремясь только к тому, чтобы обмануть другого, что является запретным; поворачиваться друг к другу спиной - «ат-тадабур»: это значит отворачиваться от человека и покидать его, будто он является чем-то оставшимся за спиной.

 

236   Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе. (Аль-Бухари; Муслим)

 

237   Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Помогай брату своему независимо от того, притеснителем он является или притесняемым». (Услышав это, один) человек сказал: «О посланник Аллаха, я (могу) помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?!» (На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Удержи его (или: помешай ему) от притеснения и, поистине, это (станет) помощью ему». (Аль-Бухари)

 

238   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение[16] и желать блага чихнувшему.[17] (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь).

 

239   Сообщается, что Абу 'Умара аль-Бара бин 'Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам (делать) семь (вещей) и запретил нам семь (других). Он велел нам навещать больных, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему, выполнять клятвы того, кто даёт их,[18] помогать притесняемому, принимать приглашение приглашающего и приветствовать (людей). И он запретил нам носить золотые кольца, пить из серебряных сосудов, (использовать) красные подушки и аль-касси, а (также носить) шёлк, истабрак и дибадж[19].[20]

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «..и искать пропажу...» Передатчик (этого хадиса) добавил эти слова к первым семи (перечисленным вещам).[21]

Подушки (майасир): то, что делается из шёлка и набивается хлопком или чем-нибудь ещё. Такая подушка кладётся на конское или верблюжье седло, после чего на него усаживается всадник. «Аль-касси» - ткань изо льна с шёлком. Искать пропажу[22] значит опознавать её.

 



[1] Здесь имеются в виду как установления Аллаха, касающиеся Хаджжа, так и все Его запреты вообще.

[2] Имеется в виду либо многобожие, либо грабежи, насилие и тому подобные преступления.

[3] То есть: спасёт ему жизнь.

[4] Один из двух внуков Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, от Али и Фатимы, да будет доволен Аллах ими обоими.

[5] Этот вопрос они задали мусульманам, увидев, что те целуют своих сыновей.

[6] В качестве имама.

[7] То есть: делает её покороче; читая короткие суры Корана.

[8] Речь идёт, например, о совершении дополнительных ночных молитв во время Рамадана и прочих делах поклонения.

[9] Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, опасался того, что люди окажутся не в силах делать всё то, что будет объявлено для них обязательным и что был в силах делать он.

[10] То есть: помогает мне делать больше других, не испытывая голода и жажды.

[11] Здесь речь идёт о совершении общей утренней молитвы, о чём говорится в другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом.

[12] То есть: в сердце.

[13] Имеется в виду, что презирающий мусульманина причиняет вред самому себе, совершая большой грех, поскольку, как указывается в Коране, человека почтил Сам Аллах.

[14] Здесь имеется в виду разрыв отношений между мусульманами, следствием которого становится отказ членов мусульманской общины от исполнения определённых обязанностей по отношению друг к другу.

[15] Имеются в виду те случаи, когда в переговоры покупателя и продавца без разрешения последнего вмешивается кто-то третий, начиная предлагать такой же товар дешевле или же нечто лучшее за ту же цену.

[16] Имеются в виду приглашения на свадебный пир и тому подобные торжества.

[17] То есть: сказать: «Да помилует тебя Аллах!» (Йархаму-кя- Ллаху!), если чихнувший скажет: «Хвала Аллаху» Алъ-хамду ли-Ллахи).

[18] Имеются в виду, например, такие случаи, когда один человек говорит другому: «Клянусь Аллахом, ты обязательно должен отведать моего угощения!»

[19] «Истабрак» и «дибадж» - названия разновидностей шёлковых тканей.

[20] Здесь перечислены запреты, распространявшиеся только на мужчин.

[21] То есть: к тем вещам, которые мусульманам велено было делать.

[22] Например, заблудившуюся овцу.

 

САДЫ ПРАВЕДНЫХ

Глава 27

ИЗ СЛОВ ГОСПОДИНА ПОСЛАННИКОВ

 

Сборник Хадисов Имама Ан-Навави «Рийад-ас-Салихин»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика