Мазхаб маликитов

Мазхаб маликитов

Основатель: Имам Малик (717-801гг. н.э.)

Ученый, основавший этот Мазхаб, Малик Ибн Анас Ибн Амир, родился в Медине в 717г. н.э. Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), проживавших в Медине. Малик изучал Хадисы у Аз-Зухри, который был величайшим ученым своего времени в области Хадисов, а также у великого рассказчика Хадисов, Нафи, который был освобожденным рабом Сахаби 'Абдуллы Ибн 'Умара. Малик покидал Медину только для совершения Хаджа и таким образом он в основном ограничивался теми знаниями, которые были распространены в Медине. В 764г. н.э. он был жестоко избит по приказу Эмира Медины из-за того, что сделал Фатву, объявлявшую принудительный

развод недействительным.

Эта Фатва противоречила практике Халифов династии Аббасидов, когда в клятву на верность, приносимую им народными массами, добавлялся пункт, гласивший, что всякий нарушивший эту клятву, автоматически считается разведенным. Имама Малика связали и били до тех пор, пока он не получил тяжелое повреждение рук, причем в такой степени, что уже не мог класть руки на грудь, совершая Салят, и таким образом он, по некоторым сообщениям, стал опускать руки во время молитвы. Имам Малик продолжал преподавать Хадисы в Медине на протяжении сорока лет, и ему удалось составить книгу, содержащую Хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также Атары сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их учеников, которую он назвал "Аль-Муатта" ("Проторенный путь").

Малик начал составление своей книги Хадисов по просьбе Халифа Аббасидов Абу Джафара Аль-Мансура, пожелавшего иметь всеохватывающий кодекс, который был бы основан на Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и имел бы применение по всей его вотчине. Но по завершении работы над этой книгой Малик выступил против ее насильственного насаждения людям, указывая на то, что Сахаба, уже успевшие разъехаться по всей Исламской империи, взяли с собой другие части Сунны, которые тоже должны находить отражение в любых законах, вводимых по всему государству. С той же самой просьбой к Имаму обратился и Халиф Харун Ар-Рашид (768-809гг. н.э.), но также получил отказ. Имам Малик умер в своем родном городе в 801г. н.э. в почтенном возрасте 83 лет.

Образование Мазхаба Маликитов

Метод преподавания Имама Малика был основан на повествовании Хадисов и обсуждении их смысла в контексте проблем того времени. Он или рассказывал своим ученикам Хадисы и Атары (высказывания Сахаба) по различным отраслям Исламского права, а затем вел разговор о том, что именно из них следовало, или же спрашивал у приходивших к нему учеников о возникших проблемах, а затем рассказывал соответствующие Хадисы или Атары, которые можно было бы использовать для их решения.

Завершив "Аль-Муатту", Малик рассказывал ее содержание своим ученикам, преподнося ее как суммарный итог своего Мазхаба и делая незначительные добавления или незначительные сокращения всякий раз, когда до него доходила новая информация. Он строго избегал практики рассуждения и гипотетического Фикха и поэтому его школу и его последователей стали называть "Ахль аль-Хадис" («Людьми Хадисов»).

Исгочннки права, используемые Мазхабом Маликитов

Имам Малик выводил Исламские нормы из следующих источников, перечисленных в порядке их важности.

1. Коран.

Как и все остальные Имамы, Малик считал Коран первостепенным источником Исламского права и пользовался им безоговорочно и безусловно.

2. Сунна.

Сунна использовалась Имамом Маликом в качестве второго важнейшего источника Исламского права, но как и Абу Ханифа, он ввел некоторые ограничения на ее использование. Если какой-либо Хадис противоречил привычной практике жителей Медины, он отвергал его. Хотя в отличие от Абу Ханифы он не настаивал на том, чтобы применяемый Хадис непременно относился к категории Машхур (хорошо известных). Наоборот, он использовал любой из рассказанных ему Хадисов только в том случае, если их рассказчики не были известны как вруны и не страдали слабой памятью.

3. Амаль - практика жителей Медины.

Имам Малик рассуждал, что поскольку многие из жителей Медины являются прямыми потомками сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и Медина - это место, где Пророк (мир ему и благословение Аллаха) провел последние десять лет своей жизни, традиции, которые бытовали среди жителей Медины, хотя они могли и не поощряться Пророком (мир ему и благословение Аллаха) лично, обязательно должны получить статус разрешенных. Таким образом, Имам Малик считал традиции жителей Медины одним из видов очень достоверной Сунны, повествуемой делами, а не словами.

4. Иджмы сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Как и Абу Ханифа, Малик считал Иджмы сподвижников, а также Иджмы остальных ученых третьим важнейшим источником Исламского права.

5. Индивидуальные мнения Сахаба.

Имам Малик придавал большое значение мнениям Сахаба вне зависимости от их противоречивости или совпадения, и включал их в свою книгу Хадисов "Аль-Муатта". Однако единогласным коллективным мнениям Сахаба отдавалось предпочтение по сравнению с их индивидуальными мнениями. Там, где единогласного решения сподвижников по какому-либо вопросу не было, но существовали их индивидуальные мнения, этим мнениям Имам Малик отдавал превосходство над своими собственными взглядами.

6. Кийяс.

Малик применял свой собственный метод дедуктивного рассуждения по вопросам, не упомянутым в вышеназванных источниках. Однако он делал это с большой осторожностью из-за субъективности подобных форм рассуждения.

7. Обычаи и привычки жителей Медины.

Имам Малик придавал некоторый вес и более редким обычаям, бытовавшим среди немногих жителей Медины, при условии, что они не противоречили известным Хадисам. Он рассуждал, что хотя подобные обычаи имеют место лишь в отдельных случаях, они, будучи передаваемы от первых поколений Мусульман, также должны получать право на существование, поскольку их наличие уже само по себе свидетельствует об их одобрении со стороны Сахаба или даже самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

8. Истисла (благосостояние)

Принцип Истихсан, развитый Абу Ханифой, применялся также Маликом и его учениками, хотя они называли его Истисла, что означает стремление к тому, что более удобно или более подходит. Он касается всего, что относится к сфере человеческого благосостояния, но не получило конкретного рассмотрения в Шариате. Один из примеров Истисла - Фатва Халифа Али, гласящая, что виновным считается каждый из группы людей, совершившей убийство, даже при том, что в действительности убийство было совершено кем-то одним из этой группы. Правовые положения Шариата касались только фактического убийцы. Другим примером является право Мусульманского правителя собирать от богатых не только Закят, но и другие налоги, если того требуют интересы государства, хотя в Шариате конкретно оговорен лишь Закят. Имам Малик также применял принцип Истисла для выведения норм, но в большей степени тех, необходимость в которых диктовалась текущими потребностями, чем тех, которые выводились по методу Кийяс.

9. Урф (обычай).

Как и Абу Ханифа, Малик считал различные обычаи и привычки людей во всем Мусульманском мире потенциальными источниками права второго порядка, если только они не противоречили букве или духу Шариата.

К примеру, по обычаю в Сирии слово Дабба означает лошадь, в то время как его общий смысл в арабском языке - четвероногое животное. Следовательно, заключавшиеся в Сирии договоры, по которым требовалась оплата в форме Дабба, юридически означали лошадь (лошадь в уплату), в то время как во всех других уголках арабского мира лошадь как форма оплаты должна была оговариваться более конкретно.

Основные ученики Мазхаба Маликитов.

Самыми заметными из учеников Малика, которые впоследствии не создали свои собственные Мазхабы, были Аль-Касим и Ибн Уахб.

Абу Абдур-Рахман Ибн Аль-Касим (745-813гг. н.э.)

Аль-Касим родился в Египте, но приехал в Медину, где обучался у своего учителя и наставника более двадцати лет. Он написал обширную книгу по Фикху Маликитов, затмившую собой даже "Апь-Муатту" самого Имама Малика, которую он назвал "Аль-Мудаввана".

Абу Абдиллах Ибн Уахб (742-819гг. н.э.)

Ибн Уахб также приехал из Египта в Медину, чтобы учиться у Имама Малика. Он отличился своими способностями к дедукции Фатв в такой степени, что Малик присвоил ему титул Аль-Муфти, что означает официальный толкователь Исламского права (буквально - "Дающий Фатву").

Ибн Уахбу предложили пост судьи Египта, но он отказался от него, чтобы остаться независимым ученым. У Имама Малика были и другие знаменитые ученики, в том числе - из других Мазхабов. Причем некоторые из них привнесли изменения в свои собственные Мазхабы на основании того, чему они научились у Малика. К ним относился, например, Мухаммад Аш-Шайбани, один из первейших учеников Абу Ханифы. Были и такие, которые создали свои собственные Мазхабы, объединив учение Малика с учениями других. Например, Мухаммад Ибн Идрис Аш-Шафи'и, который многие годы учился у Имама Малика, а также у ученика Абу Ханифы - Мухаммада Аш-Шайбани.

Последователи Мазхаба Маликитов

В наши дни последователей этого Мазхаба можно найти преимущественно в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад и др.), а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

Аурат в маликитском мазхабе

Аурат в молитве

Ауратом женщины в молитве является все ее тело, кроме кистей рук и лица. Аурат мужчины в молитве это вся область между пупком и коленями (не включая сами колени), как спереди так и сзади. Аурат в молитве как у мужчин так и у женщин делится на два вида: аль-мугаллляс (строгий запрет на обнажение) и аль-мухаффаф (легкий запрет).

Аурат у женщин:

1). Аль-мугалляс. Все тело женщины от живота до коленей (не включая колени), как спереди так и сзади. Сюда входят: живот, нижняя часть спины, ягодицы, бедра, область лобковых волос.

2). Аль-мухаффаф. Сюда входят: грудь, плечи, верхняя часть спины, шея, голова, ноги от коленей до ступней.

Аурат у мужчин:

1). Аль-мугалляс. Сюда входят гениталии (включая яички) и анус, не включая ягодицы, потому что они относятся к:

2). Аль-мухаффаф. Сюда относятся область лобковых волос, ягодицы и бедра.

Сокрытие аль-авра аль-мугалляса является одний из обязательных условий (шарт) молитвы, и если эта часть аурата была обнажена во время молитвы, такая молитва становится недействительной. Согласно предпочтительному (раджих) мнению в маликитском мазхабе, молитву необходимо повторить, даже если обнажение аурата произошло ненамеренно, вне зависимости от того, как много времени произошло со времени молитвы. Если же человек не имеет никакой одежды для того, чтобы сокрыть свой аурат, он должен молится обнаженным и его молитва считается действительной. Однако, если у него есть одежда на которой присутствует наджаса, или запрещенная одежда (шелк и золото для мужчин), он должен молится в этой одежде, иначе его молитва будет недействительной.

Что касается аль-авра аль-мухаффафа, то его сокрытие является обязательным (ваджиб), однако не является условием (шарт) молитвы. Таким образом, обнажение этой части аурата технически не нарушает молитву, но его намеренное обнажение является грехом. Подобная молитва несовершенна (накыс), так же как как сквернословие не нарушает пост, однако делает его несовершенных и лишенным награды (согласно хадису в сборнике аль-Бухари).

Существует 5 случаев, когда рекомендовано (мандуб) повторить молитву, в связи с обнажением аурата:

1). Когда у мужчины во время молитвы обнажается область лобковых волос или ягодицы. Если у него обнажилось только бедро, такую молитву

2). Когда у женщины во время молитвы обнажилась любая часть ее аль-авра аль-мухаффафа, даже если это верхняя часть ступни. Обнажение нижней части ступни не требует повторения молитвы.

3). Когда девочка девяти лет и старше совершает молитву, не покрывшись полностью, подобно взрослой женщине.

4). Когда человек совершает молитву в одежде, на которой присутствует наджас, или в шелке или золоте (даже если это всего лишь кольцо). Последние два касаются мужчин, женщинам же золото и шелк разрешены для ношения.

5). Человек, который совершил молитву с обнаженным аль-авра аль-мугалляса, в том случае, если он не был способен прикрыть свой аурат, а затем нашел подходящую одежду в период этой молитвы (дарури).

Аурат вне молитвы

Аурат женщины вне молитвы, то есть те части тела, которые женщина должна покрывать вне молитвы:

1). В присутствии женщины мусульманки – все что между пупком и коленями (не включая колени).

2). В присутствии женщины не-мусульманки – все, кроме ее лица и кистей рук. Это мнение аль-му’атамид (согласованное). Также существует мнение, что аурат мусульманки в присутствии женщины не-мусульманки подобен аурату в присутствии женщины мусульманки, то есть область от пупка до коленей.

3). В присутствии мужчины мусульманина (не-махрам) – все тело, кроме кистей рук и лица.

В случае, если существует возможность фитны, когда красота женщины вызывает смуту в сердцах мужчин мусульман, в таком случае для нее становится обязательным скрывать свое лицо (согласно мнению аль-му’атамид в мазхабе).

4). В присутствии мужчины не-мусульманина. Существует два мнения о том, что что является ауратом в присутствии мужчины не-мусульманина. Первое мнение состоит в том, что все ее тело, включая лицо, должно быть сокрыто (шейх аль-Адави в хашияте на шарх аз-Зуркани к Мухтасару Халила поясняет, что лицо и кисти рук не являются ауратом и в этом случае, но обнажать их запрещено). Второе мнение гласит, что ауратом является все ее тело, кроме лица и кистей рук.

5). В присутствии мужчины (махрам, мусульманина или не мусульманина) – все кроме ее лица, головы, рук и ступней.

Аурат мужчины вне молитвы, которые он обязан покрывать, это все что между пупком и коленями.

На что можно смотреть мусульманину и мусульманке

В отношении того, на какие части тела других людей можно смотреть женщине мусульманке, есть несколько вариантов:

1). Женщина (мусульманка или не-мусульманка) – можно смотреть на все ее тело, кроме того, что между пупком и коленями.

2). Мужчина (махрам, мусульманин или не-мусульманин) – можно смотреть на все тело, кроме того, что между пупком и коленями (не включая колени).

3). Мужчина (не-махрам) – разрешено смотреть только на лицо и конечности (если нет опасности вожделения). Поэтому не разрешено смотреть (даже без вожделения) на грудь, спину, бедра, ноги ниже колена и до щиколоток.

Мусульманину мужчине разрешено смотреть на следующие части тела других людей:

1). Мужчина (мусульманин или не-мусульманин) – все тело, кроме того, что между пупком и коленями.

2). Женщина (махрам, мусульманка или не-мусульманка) – лицо и конечно, которые включают в себя голову, руки, ступни.

3). Женщина (не-махрам) – лицо и кисти рук (без вожделения и если нет опаснеия фитны). Если же присутствует возможность фитны, тогда ему нельзя смотреть на женщины, даже на лицо или кисти рук. В таком случае мужчина обязан понижать свой взгляд.

Правила касания лиц противоположного пола

Что касается хукмов касания лиц противоположного пола существует два правила:

1). Касание особ противоположного пола, не-махрам. Любое касание людей, которые не являются махрам для человека – харам, даже если это касание той части тела, которая не считается ауратом.

Таким образом, запрещено мусульманке прикасаться к мужчине, который для нее не-махрам, даже к лицу или конечностям. Точно также, мусульманину запрещено прикасаться к любой части тела женщины не-махрам, даже к лицу и кистям рук.

2). Касание особ противоположного пола, махрам. Разрешено прикасаться к любой части тела махрама, кроме того, что входит в аурат, в том случае если это касание не вызывает вожделения. В случае вожделения такое касание – харам.

То есть, мужчина махрам может касаться лица, рук (включая кисти) и ступней женщины махрам. Точно также, женщина махрам может касаться лица и конечностей мужчины махрам.

Касание любой части тела, считающейся ауратом, это харам, даже если не присутствует вожделение. Таковы основные правила аурата в школе Иимама Дар-уль-Хиджра, рахимахуллах.

(На основе книги шейха Мухаммада аль-Карави аль-Малики "Хулясат-уль-Фикхийя"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика