Задумав создать Адама, Пречистый Аллах сообщил о Своем намерении ангелам, и они спросили Его о смысле сотворения человека, так как они поняли, что потомки Адама будут распространять нечестие и проливать кровь, ослушаться и отказываться от веры. Тогда Аллах сообщил им о том, что в этом заключена великая мудрость, о которой они не знают:
«Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на земле наместника”. Они сказали: “Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и славим Твое совершенство?” Он сказал: “Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете”» (Аль-Бакара, 30).
Ангелы падают ниц перед Адамом
Аллах приказал ангелам поклониться Адаму после того, как Он завершит его сотворение и вдохнет в него душу:
«Вот твой Господь сказал ангелам: “Я создам человека из глины. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц”» (Сад, 71-72).
Все ангелы исполнили приказ Аллаха, за исключением Иблиса:
«Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих» (Сад, 73-74)[1].
Ангелы наставляют Адама
Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
]خَلَقَ اللَّهُ آدَمَ عَلَى صُورَتِهِ ، طُولُهُ سِتُّونَ ذِرَاعًا ، فَلَمَّا خَلَقَهُ قَالَ : اذْهَبْ فَسَلِّمْ عَلَى أُولَئِكَ النَّفَرِ مِنَ الْمَلاَئِكَةِ جُلُوسٌ ، فَاسْتَمِعْ مَا يُحَيُّونَكَ ، فَإِنَّهَا تَحِيَّتُكَ وَتَحِيَّةُ ذُرِّيَّتِكَ . فَقَالَ : السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ . فَقَالُوا : السَّلاَمُ عَلَيْكَ وَرَحْمَةُ اللَّهِ . ( فَزَادُوهُ وَرَحْمَةُ اللَّهِ ) [
«Аллах создал Адама по образу Своему[2]. Его рост составил шестьдесят локтей. Создав его, Он сказал: “Ступай и пожелай мира вот той группе сидящих ангелов. Послушай, как они поприветствуют тебя, и это будет приветствием твоим и твоих потомков”. Он сказал: “Мир вам!” Они ответили: “Мир тебе и милость Аллаха!” Они добавили: “…и милость Аллаха”»[3].
Ангелы моют тело Адама после его смерти
Когда Адам скончался, его дети не знали, что делать с его телом, и ангелы обучили их этому. Аль-Хаким в «Мустадраке» и ат-Табарани в «Аль-му‘джам аль-аусате» передали с достоверным иснадом хадис Убейя о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] لَمَّا تُوُفِّيَ آدَمُ غَسَّلَتْهُ الْمَلائِكَةُ بالماءِ وِتْراً، و أَلْحَدوا لَهُ و قالوا: هذه سُنَّةُ آدمَ في وَلَدِهِ [
«Когда Адам скончался, ангелы обмыли его тело водой нечетное число раз, похоронили его в нише, а потом сказали: “Это обычай, который Адам оставил своим детям”»[4].
Из достоверных преданий известно, что ангелы обмыли тело одного из мусульман, павшего на войне. Его звали Ханзала бин Абу ‘Амир. Он пал смертью мученика в сражении при Ухуде, и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам:
[ إِنَّ صَاحِبَكُمْ تَغْسِلُهُ الْمَلاَئِكَةُ ]
«Тело вашего товарища обмывают ангелы». Когда же сподвижники спросили об этом его жену, та сказал: «Он услышал боевой клич и вышел из дома, будучи в состоянии полового осквернения». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ لِذَلِكَ غَسَلَتْهُ الْمَلاَئِكَةُ ]«Поэтому ангелы и обмыли его». Этот хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки с хорошим иснадом. Ибн ‘Асакир же передал с достоверным иснадом рассказ о том, что ауситы гордились тем, что ангелы обмыли одного из них — Ханзалу бин ар-Рахиба[5].
Ангелы и потомки Адама
Ангелов и потомков Адама соединяют крепкие связи. Они заботятся о человеке во время его сотворения и оберегают его после появления на свет. Они приносят людям откровение от Аллаха, наблюдают за их деяниями и поступками, а когда наступает их срок, они извлекают их души из тел.
1. Участие ангелов в сотворении человека
В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Зарра о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] إِذَا مَرَّ بِالنُّطْفَةِ ثِنْتَانِ وَأَرْبَعُونَ لَيْلَةً ؛ بَعَثَ اللَّهُ إِلَيْهَا مَلَكًا فَصَوَّرَهَا وَخَلَقَ سَمْعَهَا وَبَصَرَهَا وَجِلْدَهَا وَلَحْمَهَا وَعِظَامَهَا ثُمَّ. قَالَ : يَا رَبِّ أَذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى ؟ فَيَقْضِى رَبُّكَ مَا شَاءَ وَيَكْتُبُ الْمَلَكُ [
«На сорок второй день после возникновения капли Аллах отправляет к ней ангела. Он придает ей образ, наделяет ее слухом и зрением, создает кожу, мясо и кости, а потом говорит: “Господи, мальчик или девочка?” Тогда твой Господь решает, что Ему угодно, а ангел записывает»[6].
Передают со слов Ибн Мас‘уда: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] إِنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ فِى بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا ، ثُمَّ يَكُونُ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ ، ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ ، ثُمَّ يَبْعَثُ اللَّهُ مَلَكًا ، فَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ وَيُقَالُ لَهُ : اكْتُبْ عَمَلَهُ وَرِزْقَهُ وَأَجَلَهُ وَشَقِىٌّ أَوْ سَعِيدٌ . ثُمَّ يُنْفَخُ فِيهِ الرُّوحُ [
“У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжеванного кусочка. Потом Аллах посылает к нему ангела с четырьмя указаниями. Ему велят записать его деяния, его удел, его срок и то, будет он несчастным или счастливым. Потом в него вдыхают душу”»[7].
В обоих «Сахихах» приводится рассказ Анаса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] وَكَّلَ اللَّهُ بِالرَّحِمِ مَلَكًا فَيَقُولُ أَىْ رَبِّ نُطْفَةٌ ، أَىْ رَبِّ عَلَقَةٌ ، أَىْ رَبِّ مُضْغَةٌ . فَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ أَنْ يَقْضِىَ خَلْقَهَا قَالَ أَىْ رَبِّ ذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى أَشَقِىٌّ أَمْ سَعِيدٌ فَمَا الرِّزْقُ فَمَا الأَجَلُ فَيُكْتَبُ كَذَلِكَ فِى بَطْنِ أُمِّهِ [
«Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: “Господи, капля! Господи, сгусток крови! Господи, разжеванный кусочек!” Когда же Аллах желает завершить его сотворение, ангел говорит: “Господи, мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?” Все это записывается еще в утробе матери»[8].
2. Ангелы оберегают потомков Адама
Всевышний Аллах сказал:
«Скрываете вы свои речи или произносите их вслух, прячетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем — все вы равны [перед Аллахом]. Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха» (Ар-Ра‘д, 10-11).
Ибн ‘Аббас, известный как комментатор Корана, сказал, что здесь имеются в виду ангелы, которым Аллах поручил охранять человека спереди и сзади, но когда должно случиться то, что предопределено Аллахом, они оставляют его.
Муджахид сказал: «У каждого раба есть ангел, которому поручено оберегать его от людей, джиннов и насекомых во сне и наяву. Когда кто-либо из них приближается к нему, ангел говорит: “Берегись!” — за исключением тех случаев, когда Аллах позволяет беде поразить его».
Один мужчина сказал ‘Али бин Абу Талибу: «Несколько человек из племён мурад хотят убить тебя». Он ответил: «При каждом человеке есть два ангела, оберегающие его от всего, что не предначертано, но если чему-то суждено случиться, то они оставляют его. Поистине, отведенный срок — это надежный щит»[9].
Ангелы, о которых шла речь в суре «Ар-Ра‘д», упоминаются и в другом аяте:
«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений» (Аль-Ан‘ам, 61). Хранители, которых отправляет Аллах, оберегают раба до тех пор, пока не истекает его жизненный срок.
3. Ангелы, отправляемые к посланникам и пророкам
Аллах сообщил нам, что эта обязанность возложена на Джибрила:
«Скажи: “Кто является врагом Джибрилу?” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде» (Аль-Бакара, 97);
«Верный Дух сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (Аш-Шу‘ара, 193-194).
В некоторых случаях откровения от Аллаха приносили другие ангелы. Муслим передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Однажды, когда Джибрил находился рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал скрип над головой, поднял голову и сказал:
] هَذَا بَابٌ مِنَ السَّمَاءِ فُتِحَ الْيَوْمَ لَمْ يُفْتَحْ قَطُّ إِلاَّ الْيَوْمَ ، فَنَزَلَ مِنْهُ مَلَكٌ فَقَالَ : هَذَا مَلَكٌ نَزَلَ إِلَى الأَرْضِ لَمْ يَنْزِلْ قَطُّ إِلاَّ الْيَوْمَ فَسَلَّمَ وَقَالَ : أَبْشِرْ بِنُورَيْنِ أُوتِيتَهُمَا لَمْ يُؤْتَهُمَا نَبِىٌّ قَبْلَكَ : فَاتِحَةُ الْكِتَابِ ، وَخَوَاتِيمُ سُورَةِ الْبَقَرَةِ ، لَنْ تَقْرَأَ بِحَرْفٍ مِنْهُمَا إِلاَّ أُعْطِيتَهُ [
“Это открылись ворота на небе, которые еще никогда не открывались”. Через них спустился ангел, который явился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и не были дарованы никому из пророков до тебя. Это сура ‘Аль-Фатиха’ и последние аяты суры ‘Аль-Бакара’. И все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано”»[10].
В «Тарихе» Ибн ‘Асакира приводится рассказ Хузейфы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] أتاني مَلَكٌ فَسَلَّمَ عَلَيَّ ، نَزَلَ مِنْ السَّمَاءِ لَمْ يَنْزِلْ قَبْلَها ، فَبَشَّرَنِي أَنَّ الْحَسَنَ وَالْحُسَيْنَ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، وَأَنَّ فَاطِمَةَ سَيِّدَةُ نِسَاءِ أَهْلِ الْجَنَّةِ [
«Ко мне явился ангел и пожелал мне мира. Он спустился с неба впервые и сообщил мне весть о том, что аль-Хасан и аль-Хусейн — самые уважаемые среди молодых обитателей Рая и что Фатима — самая уважаемая среди женщин в Раю»[11].
В «Муснаде» Ахмада и «Сунане» ан-Насаи приводится другой хадис Хузейфы о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] أَمَا رَأَيْتَ الْعَارِضَ الَّذِى عَرَضَ لِى قُبَيْلُ [. قَالَ : قُلْتُ : بَلَى. قَالَ : ] فَهُوَ مَلَكٌ مِنَ الْمَلاَئِكَةِ لَمْ يَهْبِطِ الأَرْضَ قَبْلَ هَذِهِ اللَّيْلَةِ ، فَاسْتَأْذَنَ رَبَّهُ أَنْ يُسَلِّمَ عَلَىَّ وَيُبَشِّرَنِى : أَنَّ الْحَسَنَ وَالْحُسَيْنَ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، وَأَنَّ فَاطِمَةَ سَيِّدَةُ نِسَاءِ أَهْلِ الْجَنَّةِ [
«Ты не заметил нечто необычное, что возникло передо мной?» Он ответил: «Да». Он сказал: «Это был один из ангелов, который не спускался на землю прежде этой ночи. Он попросил разрешения у Аллаха пожелать мне мира и сообщил мне весть о том, что аль-Хасан и аль-Хусейн будут самыми уважаемыми среди молодых обитателей Рая, а Фатима — самой уважаемой женщиной в Раю»[12].
Ангелы являются не только к посланникам и пророкам
Не каждый, к кому являются ангелы, считается Божьим посланником или пророком. Это неверное суждение. Известно, что Аллах отправил Джибрила к Марьям, а также к матери Исма‘ила, когда у нее закончились питье и еда. Сподвижники тоже видели Джибрила, когда он явился в образе бедуина. Кроме того, Аллах отправил ангела к мужчине, который отправился навестить своего брата по вере, и тот обрадовал его вестью о том, что Аллах возлюбил его за его любовь к своему брату. Подобных историй много, но нашей целью было лишь показать, что такое возможно.
Как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, получал откровение?
В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ ‘Аиши о том, что аль-Харис бин Хишам спросил Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Посланник Аллаха, каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал:
] أَحْيَانًا يَأْتِينِى مِثْلَ صَلْصَلَةِ الْجَرَسِ - وَهُوَ أَشَدُّهُ عَلَىَّ - فَيُفْصَمُ عَنِّى وَقَدْ وَعَيْتُ عَنْهُ مَا قَالَ ، وَأَحْيَانًا يَتَمَثَّلُ لِىَ الْمَلَكُ رَجُلاً ، فَيُكَلِّمُنِى ، فَأَعِى مَا يَقُولُ [
«Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Оно покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает предо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит»[13].
Таким образом, самой тяжелой формой откровения была та, когда Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, в ангельском состоянии. Во втором случае он перевоплощался в человека, и это было легче для Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды видел Джибрила в том образе, в котором его сотворил Аллах.
В первый раз это произошло через три года после начала пророчества. В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Джабира бин ‘Абдуллаха о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] بَيْنَا أَنَا أَمْشِى ، إِذْ سَمِعْتُ صَوْتًا مِنَ السَّمَاءِ ، فَرَفَعْتُ بَصَرِى فَإِذَا الْمَلَكُ الَّذِى جَاءَنِى بِحِرَاءٍ جَالِسٌ عَلَى كُرْسِىٍّ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ ، فَرُعِبْتُ مِنْهُ ، فَرَجَعْتُ فَقُلْتُ: زَمِّلُونِى [
«Я шел пешком и вдруг услышал звук с неба. Взглянув наверх, я увидел того самого ангела, который явился мне в Хире. Он сидел на престоле между небом и землей. Испугавшись, я вернулся и сказал: “Укройте меня”»[14].
Во второй раз это произошло во время восхождения на небеса. Об этих двух событиях говорится в словах Всевышнего:
«Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он выпрямился на наивысшем горизонте. Потом он приблизился и спустился. Он находился от него (т.е. Джибрил от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха) на расстоянии двух луков или даже ближе. Он внушил Его рабу откровение, и сердце не солгало о том, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища. Тогда Лотос покрыло то, что покрыло (т.е. золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха). Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал» (Ан-Наджм, 5-17).
Миссия Джибрила не ограничивается передачей откровения
Джибрил отвечает не только за передачу откровения Всевышнего Аллаха. Каждый год в рамадане он приходил к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, по ночам, и они повторяли с ним Коран. Аль-Бухари передал в своем «Сахихе» следующие слова Ибн ‘Аббаса: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым великодушным человеком, но наибольшую щедрость он проявлял в рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Он приходил к нему каждую ночь в рамадане, чтобы прочесть вместе с ним Коран, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был более щедр на все благое, чем насланный ветер»[15].
Джибрил руководил намазом Посланника, да благословит его Аллах и приветствует,
Известно, что Джибрил руководил намазом, который он совершал вместе с Посланником, да благословит его Аллах и приветствует,, чтобы научить его молиться так, как того пожелал Всевышний Аллах. В «Сахихе» аль-Бухари и «Сунане» ан-Насаи приводится рассказ Абу Мас‘уда о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] نَزَلَ جِبْرِيلُ فَأَمَّنِى ، فَصَلَّيْتُ مَعَهُ ، ثُمَّ صَلَّيْتُ مَعَهُ ، ثُمَّ صَلَّيْتُ مَعَهُ ، ثُمَّ صَلَّيْتُ مَعَهُ ، ثُمَّ صَلَّيْتُ مَعَهُ [ يَحْسُبُ بِأَصَابِعِهِ خَمْسَ صَلَوَاتٍ .
«Джибрил спустился ко мне и руководил намазом. Я помолился с ним раз, потом еще раз, потом еще раз, потом еще раз, потом еще раз». Он посчитал на пальцах до пяти[16].
В «Сунане» приводится хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] أَمَّنِى جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلاَمُ عِنْدَ الْبَيْتِ مَرَّتَيْنِ ، فَصَلَّى بِىَ الظُّهْرَ حِينَ زَالَتِ الشَّمْسُ وَكَانَتْ قَدْرَ الشِّرَاكِ ، وَصَلَّى بِىَ الْعَصْرَ حِينَ كَانَ ظِلُّهُ مِثْلَهُ ، وَصَلَّى بِىَ - يَعْنِى الْمَغْرِبَ - حِينَ أَفْطَرَ الصَّائِمُ ، وَصَلَّى بِىَ الْعِشَاءَ حِينَ غَابَ الشَّفَقُ ، وَصَلَّى بِىَ الْفَجْرَ حِينَ حَرُمَ الطَّعَامُ وَالشَّرَابُ عَلَى الصَّائِمِ ، فَلَمَّا كَانَ الْغَدُ صَلَّى بِىَ الظُّهْرَ حِينَ كَانَ ظِلُّهُ مِثْلَهُ ، وَصَلَّى بِىَ الْعَصْرَ حِينَ كَانَ ظِلُّهُ مِثْلَيْهِ ، وَصَلَّى بِىَ الْمَغْرِبَ حِينَ أَفْطَرَ الصَّائِمُ ، وَصَلَّى بِىَ الْعِشَاءَ إِلَى ثُلُثِ اللَّيْلِ ، وَصَلَّى بِىَ الْفَجْرَ فَأَسْفَرَ ، ثُمَّ الْتَفَتَ إِلَىَّ فَقَالَ : يَا مُحَمَّدُ ، هَذَا وَقْتُ الأَنْبِيَاءِ مِنْ قَبْلِكَ ، وَالْوَقْتُ مَا بَيْنَ هَذَيْنِ الْوَقْتَيْنِ [
«Джибрил, мир ему, два дня руководил моим намазом возле Каабы. Он совершил со мной полуденный намаз сразу после того, как солнце прошло зенит, когда длина тени стала равна длине ремешка сандалии. Когда длина тени, отражаемой предметом, стала равна его высоте, он совершил со мной послеполуденный намаз. Закатный намаз он совершил со мной, когда разговляются постящиеся, а вечерний — когда исчезло красное зарево. Рассветный намаз он совершил со мной, когда постящимся запрещается есть и пить.
На следующий день он совершил со мной полуденный намаз, когда длина тени, отбрасываемой предметом, стала равна его высоте. Он совершил со мной послеполуденный намаз, когда длина тени, отбрасываемой предметом, стала в два раза длиннее его высоты. Закатный намаз он совершил со мной, когда разговляются постящиеся, а вечерний намаз — по истечении первой трети ночи. Когда же мы завершили рассветный намаз, уже рассвело. Потом он повернулся ко мне и сказал: “О Мухаммад, это сроки, которых придерживались пророки до тебя, и намаз разрешается совершать в промежутках между этими двумя сроками”»[17].
Джибрил читал заклинание Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует,
روى مسلم في صحيحه عَنْ أَبِى سَعِيدٍ أَنَّ جِبْرِيلَ أَتَى النَّبِىَّ صلى الله عليه وسلم فَقَـالَ : ] يَا مُحَمَّدُ اشْتَكَيْتَ ؟[ فَقَالَ : ] نَعَمْ [. قَالَ :] بِاسْمِ اللَّهِ أَرْقِيكَ ، مِنْ كُلِّ شَىْءٍ يُؤْذِيكَ ، مِنْ شَرِّ كُلِّ نَفْسٍ أَوْ عَيْنِ حَاسِدٍ ، اللَّهُ يَشْفِيكَ ، بِاسْمِ اللَّهِ أَرْقِيكَ [
Муслим в своем «Сахихе» передал со слов Абу Са‘ида, что Джибрил пришел к Пророку , да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Мухаммад, ты болен?» Он ответил: «Да». Тогда он сказал: «Именем Аллаха заклинаю тебя от всего, что причиняет тебе страдания, от зла каждого, кто обладает душой, и дурного глаза завистника. Да исцелит тебя Аллах, именем Аллаха заклинаю тебя!»[18]
Другие деяния Джибрила , мир ему,
Известно, что Джибрил , мир ему, вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в битве при Бадре и сражении у рва. Он сопровождал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время ночного путешествия в Иерусалим (Эль-Кудс) и т.д.
Почему пророки Аллаха не были ангелами?
Аллах не отправлял к людям посланников из числа ангелов, потому что их природа отличается от природы человека. Потомкам Адама не легко вступать в связь с ангелами, и ранее мы уже отмечали, что Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было нелегко, когда Джибрил являлся к нему в ангельском обличии. Увидев однажды Джибрила в его истинном обличии, он сильно испугался и, придя к жене, попросил укутать его.
Итак, поскольку природа ангелов отличается от природы людей, Аллах решил отправлять к ним посланников из них самих. Поэтому, если бы на Земле обитали ангелы, Аллах отправил бы к ним ангела:
«Скажи: “Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела”» (Аль-Исра, 95).
Но если бы даже Аллах отправил к людям посланников из числа ангелов, то они все равно не приходили бы к ним в ангельском обличии. Они непременно перевоплощались бы в людей и носили такую же одежду, как они, чтобы те могли обучаться у них:
«Они сказали: “Почему к нему не спускается ангел?” Если бы Мы ниспослали ангела, то решение уже было бы вынесено, после чего они не получили бы отсрочки. Если бы даже Мы ниспослали ангела, Мы все равно сделали бы его мужчиной и привели бы их в замешательство относительно того, в чем они сомневаются» (Аль-Ан‘ам, 8-9).
Всевышний сообщил, что неверующие хотели увидеть ангелов и требовали отправить к ним посланника из числа небожителей. Они просили об этом не для того, чтобы встать на прямой путь, а лишь проявляли упорство, и, если бы их требования были удовлетворены, они все равно не уверовали бы:
«Даже если бы Мы ниспослали им ангелов, и мертвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними все сущее, они ни за что не уверовали бы, если бы только этого не пожелал Аллах. Однако большинство их не ведает [об этом]» (Аль-Ан‘ам, 111).
4. Ангелы пробуждают в рабах Аллаха желание творить добро
Аллах приставил к каждому человеку одного ангела и одного джинна, и те неразлучно следуют за ним. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Ибн Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ إِلاَّ وَقَدْ وُكِّلَ بِهِ قَرِينُهُ مِنَ الْجِنِّ وَقَرِينُهُ مِنَ الْمَلاَئِكَةِ [. قَالُوا : وَإِيَّاكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : ] وَإِيَّاىَ ، إِلاَّ أَنَّ اللَّهَ أَعَانَنِى عَلَيْهِ فَأَسْلَمَ ، فَلاَ يَأْمُرُنِى إِلاَّ بِخَيْرٍ [
«К каждому из вас приставлен спутник из числа джиннов и спутник из числа ангелов». Люди спросили: «Даже к тебе, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Даже ко мне, но Аллах помог мне одолеть его, и тот покорился, и теперь он побуждает меня только к добру»[19].
Очевидно, здесь речь идет не о тех ангелах, которым приказано записывать деяния людей. Вероятно, этот ангел и этот джинн попеременно воздействуют на человека: один из них велит ему творить зло и побуждает к этому, а другой велит творить добро и вдохновляет на благодеяния. Передают со слов Ибн Мас‘уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] إِنَّ لِلشَّيْطَانِ لَمَّةً بِابْنِ آدَمَ وَلِلْمَلَكِ لَمَّةً ، فَأَمَّا لَمَّةُ الشَّيْطَانِ فَإِيعَادٌ بِالشَّرِّ وَتَكْذِيبٌ بِالْحَقِّ ، وَأَمَّا لَمَّةُ الْمَلَكِ فَإِيعَادٌ بِالْخَيْرِ وَتَصْدِيقٌ بِالْحَقِّ ، فَمَنْ وَجَدَ ذَلِكَ فَلْيَعْلَمْ أَنَّهُ مِنَ اللَّهِ فَلْيَحْمَدِ اللَّهَ ، وَمَنْ وَجَدَ الأُخْرَى فَلْيَتَعَوَّذْ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ . ثُمَّ قَرَأَ : (الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُمْ بِالْفَحْشَاءِ) [
«Поистине, шайтан внушает потомку Адама одно, а ангел — другое. Шайтан внушает ему зло и неверие в истину, а ангел — добро и веру в истину. Если кто-либо почувствует такое, пусть знает, что это — от Аллаха, и пусть воздаст хвалу Ему. Если же кто-либо почувствует иное, пусть попросит Аллаха уберечь его от проклятого шайтана». Потом он прочел:
«Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Аль-Бакара, 268).
После цитирования данного хадиса Ибн Касир сказал: «В таком виде его передали ат-Тирмизи и ан-Насаи в своих “Сунанах”, в разделах, посвященных толкованию Корана. В обоих случаях его рассказчиком был Ханнад бин ас-Сари. Ибн Хиббан передал его в своем “Сахихе” через Абу Йа‘лу аль-Мусали, который слышал его от того же Ханнада. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным. Другим передатчиком хадиса был Абу аль-Ахвас, т.е. Саллам бин Сулейм».
Прочтя следующий хадис, ты поймешь, как два неотлучных спутника — ангел и джинн — пытаются опередить друг друга, чтобы вдохновить человека на добрый или дурной поступок. Хафиз Абу Муса передал через Абу аз-Зубейра рассказ Джабира о том, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек ложится в постель, к нему спешат и ангел, и шайтан. Ангел говорит: “Заверши [свой день] добрым поступком”. Шайтан же говорит: “Заверши [свой день] злодеянием”. Если он поминает Всевышнего Аллаха, пока сон не одолеет его, то ангел прогоняет шайтана и проводит ночь, оберегая его. Когда он просыпается, ангел и шайтан снова спешат к нему. Ангел говорит: “Начни [свой день] добрым поступком”. Шайтан же говорит: “Начни [свой день] злодеянием”. Если он говорит: “Хвала Аллаху, Который вернул меня к жизни после того, как упокоил, и не умертвил меня во сне! Хвала Аллаху, Который оставляет у Себя души тех, кому суждено умереть, и отпускает остальные души до названного срока! Хвала Аллаху, Который удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись, ибо, если они сдвинутся, никто другой не удержит их! Хвала Аллаху, Который удерживает небо, чтобы оно не упало на Землю без Его дозволения”, — то ангел прогоняет шайтана и остается оберегать его»[20].
Эти хадисы побуждают нас чаще совершать добрые дела, которые очищают наши души и сближают нас с ангелами, ибо, поистине, близость с ангелами приносит нам большую пользу. Мы уже приводили хадис Ибн ‘Аббаса о том, как Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, в рамадане, чтобы повторять с ним Коран, и что в это время Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, становился более щедрым на все благое, чем насланный ветер[21].