Шейкх-уль-Ислаам Ибн Теймийа указал на десять путей совершенствования любви к Всевышнему:
1 – чтение Кур’аана с осознанием и пониманием содержания и смысла;
2 – приближение к Всевышнему Аллааху путем совершения дополнительных предписаний после выполнения обязательных;
3 – продолжительное восхваление Аллааха языком, сердцем и делами во всех положениях. Степень любви к Нему зависит именно от этого;
4 – отдавание предпочтения тому, что любит Аллаах, пред тем, что любит человек, несмотря на влечение страсти;
5 – обращение сердца к Его именам и качествам, осознание их и пребывание в саду этого знания;
6 – осознание Его добродетелей, благодеяний и милостей как внешних, так и скрытых;
7 – унижение сердца пред Господом, и это – самое важное требование;
8 – уединение с Господом в последнюю треть ночи (когда Он спускается на ближайшее небо), чтение Его Книги, завершать которое следует мольбой о прощении и покаянием;
9 – нахождение в обществе верно любящих Аллааха рабов, чтобы собирать изысканные плоды их речей. Говорить самому же следует лишь тогда, когда благих последствий этого будет больше, и когда человек видит в этом пользу для себя и других;
10 – отдаление от всего, что встаёт между душой и Аллаахом, Всемогущ Он и Велик.
Через эти пути человек достигнет высшей степени любви и войдёт в число любимых Аллаахом.
Анас расказывал, что посланник Аллааха, да благословит его Аллаах и приветствует, сказал:
“Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его ребенок, отец и все остальные люди”. Этот хадиис передали аль-Букхаари и Муслим. (Аль-Букхаари 1/55, Муслим (44))
Они же предали другой хадис Анаса: “Посланник Аллааха сказал: Человек ощутит сладность веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллааха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллааха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллаах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть ввергнутым в Огонь. (Аль-Букхаари 1/56-58, 68 и 12/281, Муслим (43)).
В другом хадиисе говорится: “Никто не ощутит сладость веры, пока нет…” Далее текст аналогичен предыдущему.
Ибн Аббас передал: “Тот, кто станет любить ради Аллааха, ненавидеть ради Аллааха, дружить ради Аллааха и враждовать ради Аллааха, тем самым обретет покровительство Аллааха. Раб Аллааха не почувствует вкуса веры, и не помогут ему длительные молитвы и пост, пока не будет именно так. Братство же и дружба людей ради мирской жизни, каковы сложились ныне, не принесут им никакой пользы”. Этот хадиис передал Ибн Джарир. (Ахмад 3/430 от Амра ибн аль- Джамуха; слабый хадис. Его упоминул хафиз аль-Хайсами 1/89 от Амра ибн аль-Хамака и сказал, что его передал ат-Табарани в “аль-Кабиир”, однако в его иснааде Рушдин ибн Саад – слабый рассказчик).