[/font]
Поскольку грешники останутся там навсегда, Аллах назвал их мучения вечными, т.е. бесконечными, непрекращающимися: «Они захотят выйти из Огня, но не смогут выйти оттуда. Им уготованы вечные мучения» (Аль-Маида, 37); «Потом будет сказано тем, кто поступал несправедливо: “Вкусите вечные мучения! Разве вам не воздается только за то, что вы совершали?”» (Йунус, 52).
В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Ибн ‘Умара о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Огня — в Огонь, а потом глашатай встанет между ними и скажет: “Обитатели Рая, смерти не будет — будет вечность! Обитатели Огня, смерти не будет — будет вечность!”» Фатх аль-Бари (11/406).
Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обитателям Рая скажут: “Обитатели Рая, будет вечность — смерти не будет!” А обитателям Огня скажут: “Обитатели Огня, будет вечность — смерти не будет!”» Фатх аль-Бари (11/406).
Как отмечено в хадисе Ибн ‘Умара, переданном аль-Бухари, это произойдет после того, как смерть будет предана закланию. В нем сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того, как обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Огня — в Огонь, смерть приведут и поместят между Раем и Огнем. Потом ее зарежут, а потом глашатай воззовет: “Обитатели Рая, смерти не будет! Обитатели Огня, смерти не будет!” И тогда усилится ликование обитатели Рая, и увеличится скорбь обитателей Огня» Фатх аль-Бари (11/415).
В «Сахихе» Муслима передан хадис Абу Са‘ида о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день воскресения приведут смерть. Она будет в облике белого1 барана, и ее поместят между Раем и Огнем. Потом спросят: “Обитатели Рая, вы узнаете это?” Они вытянут шеи и, увидев ее, скажут: “Да, это — смерть”. А потом скажут: “Обитатели Огня, вы узнаете это?” Они вытянут шеи и скажут: “Да, это — смерть”. Потом будет приказано зарезать ее, и ее зарежут, после чего скажут: “Обитатели Рая, будет вечность — смерти не будет! Обитатели Огня, будет вечность — смерти не будет”». Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочел: [color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]«Предупреди их о Дне печали, когда решение уже будет принято. Но они проявляют беспечность и не веруют»[/color](Марьям, 39). Муслим (4/2188).
Ат-Тирмизи передал со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступит день воскресения, приведут смерть, и она будет в облике белого барана. Ее поместят между Раем и Огнем, а потом зарежут на глазах у их обитателей. Если бы можно было умереть от радости, то это произошло бы с обитателями Рая, и если бы можно было умереть от скорби, то это произошло бы с обитателями Огня». Ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным. Ат-тазкира фи ахвал аль-маута. С. 436.
2. Ад — обитель неверующих и многобожников
Поскольку неверующие, приобщающие сотоварищей к Аллаху, попадут в Ад навечно, он считается их обителью и пристанищем. А обителью верующих считается Рай: «Их пристанищем будет Огонь. Как же скверна обитель несправедливых!» (Аль ‘Имран, 151); «Их пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали» (Йунус, 8); «Разве не в Геенне будет обитель неверующих?» (Аль-‘Анкабут, 68).
Ад возьмется за них: «Вашим пристанищем будет Огонь, который более всего подобает вам» (Аль-Хадид, 15). Это — скверное пристанище, скверное местопребывание: «Довольно с него Геенны! Как же скверно это ложе!» (Аль-Бакара, 206); «Воистину, для преступивших [границы дозволенного] уготовано скверное место возвращения — Геенна, в которой они будут гореть. Как же скверно это ложе!» (Сад, 55-56).
3. Призывающие в Ад
Последователи неверных взглядов и заблудших толков, противящиеся шариату Аллаха, а также проповедники, верующие в свои ошибочные воззрения, призывают в Ад: «Они зовут к Огню» (Аль-Бакара, 221); «Мы сделали их предводителями, которые призывают в Огонь» (Аль-Касас, 41).
Одним из них является шайтан: «А что если это шайтан зовет их к мучениям в Пламени?» (Лукман, 21); «Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Фатир, 6).
Те, кто призывает в Ад в этом мире, в Последней жизни поведут туда свои народы и своих последователей. В качестве примера можно упомянуть Фараона: «В день воскресения Фараон возглавит свой народ и поведет их в Огонь» (Худ, 98).
Каждый лидер, пропагандирующий неверные убеждения и противоречащие исламу принципы, является одним из тех, кто призывает в Ад, потому что вера — единственный способ спастись от него и попасть в Рай: [color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]«О мой народ! Почему я зову вас к спасению, а вы зовете меня в Огонь?»[/color](Гафир, 41)2. Они призывали его встать на путь Фараона, согласившись с его неверием и приобщением сотоварищей к Аллаху. Он же призывал их уверовать в Аллаха и не приобщать сотоварищей к Нему. И поскольку неверующие призывают в Ад, Аллах запретил верующим мужчинам жениться на язычницах, а верующим женщинам выходить замуж за язычников:
«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте [мусульманок] замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, — быть может, они помянут назидание» (Аль-Бакара, 221).
4. Тягчайшие из преступлений, совершаемых постоянными обитателями Ада
Коран подробно разъясняет преступления, которые обрекают человека на вечные страдания в Огне. Мы упомянем лишь важнейшие из них.
1. Неверие и приобщение сотоварищей к Аллаху. Всеблагой и Всевышний Господь поведал о том, что, когда неверующие попадут в Ад, им будет сказано: [color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]«Из-за вашего неверия Аллах ненавидит вас сильнее, чем вы ненавидите сами себя». Потом Он разъяснил, что именно неверие и приобщение сотоварищей к Нему являются причиной их вечного пребывания там:[/color][color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;] «Воистину, к неверующим воззовут: “Ненависть Аллаха к вам тогда, когда вас призывали к вере, а вы не веровали, была сильнее, чем ваша ненависть к самим себе”. Они скажут: “Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас. Мы признались в своих грехах. Нет ли пути к выходу?” Это потому, что когда призывали одного Аллаха, вы не веровали. Если же к Нему приобщали сотоварищей, вы верили. Решение принимает только Аллах, Возвышенный, Большой»[/color](Гафир, 10).
Всеблагой и Всевышний Аллах поведал о том, что, когда грешников приведут к Аду, его стражи спросят их: «Разве ваши посланники не приходили к вам с ясными знамениями?» (Гафир, 50). В ответ те скажут: «Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: “Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждении”» (Аль-Мульк, 9).
О тех, кто считает Коран ложью, сказано: «Мы уже даровали тебе Напоминание. Кто отвернется от него (Корана), тот понесет в день воскресения тяжелую ношу. Они пребудут в таком [состоянии] вечно. Скверна будет их ноша в день воскресения!» (Та ха, 99-101).
О тех, кто отвергает Коран и приобщает сотоварищей к Аллаху, сказано: «Они сочли ложью Писание и то, с чем Мы отправили Наших посланников. Но они узнают, когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток кипяток, а потом разожгут в Огне. Потом им скажут: “Где те, кого вы приобщали в сотоварищи к Аллаху?” Они скажут: “Они скрылись от нас. Да и не молились мы раньше никому”. Так Аллах вводит в заблуждение неверующих. Это вам за то, что вы ликовали на земле без всякого права и превозносились. Входите во врата Геенны и пребывайте там вечно. Как же скверна обитель возгордившихся!» (Гафир, 70-76).
О неверующих язычниках, равняющих своих идолов с Господом миров, сказано: «Они будут брошены туда вместе с заблудшими, а также со всеми воинами Иблиса. Препираясь там, они скажут: “Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров”» (Аш-Шу‘ара, 94-98).
О тех, кто считает ложью день воскресения, сказано: «Но они считают ложью Час, а для тех, кто считает ложью Час, Мы приготовили Пламя» (Аль-Фуркан, 11); «Если ты удивляешься, то удивляйся их словам: “Неужели после того, как мы станем прахом, мы возродимся в новом творении?” Они — те, которые не уверовали в своего Господа. Они — те, у кого на шеях оковы. Они — обитатели Огня, которые пребудут в нем вечно» (Ар-Ра‘д, 5); «Их пристанищем будет Геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени. Таково возмездие им за то, что они не уверовали в Наши знамения и говорили: “Неужели после того, как мы превратимся в прах и частички, мы будем воскрешены в новом творении?”» (Аль-Исра, 97-98).
2. Невыполнение религиозных предписаний и отрицание Дня воздаяния. Всеблагой и Всевышний Господь поведал о том, что обитатели Рая спросят мучеников Ада: «Что привело вас в Преисподнюю?» (Аль-Муддассир, 42). В ответ они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)”» (Аль-Муддассир, 43-47).
3. Повиновение впавшим в заблуждение правителям и предводителям неверия в тех делах, которые, будучи проявлением неверия, удерживают людей от религии Аллаха и следования путем пророков. Всевышний сказал о таких грешниках: «Мы приставили к ним товарищей, которые представили им прекрасным их настоящее и будущее, и сбылось Слово относительно них и относительно живших до них народов из числа джиннов и людей. Воистину, они были потерпевшими убыток. Неверующие сказали: “Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор (т.е. опровергайте его любым способом или шумите во время его чтения). Быть может, вы одержите верх”. Мы непременно дадим неверующим вкусить тяжкие мучения и воздадим им за наихудшее из того, что они совершали. Таково воздаяние врагам Аллаха! Огонь! В нем будет их Вечная обитель в воздаяние за то, что они отвергали Наши знамения» (Фуссилат, 25-28).
Когда неверующие попадут в Ад и их лица исказятся, они станут сожалеть о том, что не покорились Аллаху и Его Посланнику, а повиновались своим старейшинам и правителям: «Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них Пламя, в котором они пребудут вечно. Они не найдут ни покровителя, ни помощника. В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в Огне, и они скажут: “Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!” Они скажут: “Господь наш! Мы повиновались нашим старейшинам и нашей знати, и они сбили нас с пути”» (Аль-Ах¬заб, 64-67).
4. Лицемерие. Аллах обещал ввергнуть лицемеров в Ад и не изменит Своему обещанию: «Лицемерам, лицемеркам и неверующим Аллах обещал огонь Геенны, в котором они пребудут вечно. Довольно с них этого! Аллах проклял их, и им уготованы вечные мучения» (Ат-Тауба, 68). Он поведал о том, что лицемеры пребудут на нижайшей и самой жаркой ступени Ада, получая самые страшные муки: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (Ан-Ниса, 145).
5. Высокомерие: это качество присуще большинству обитателей Ада. Всевышний сказал: «А те, которые сочтут ложью Наши аяты и превознесутся над ними, станут обитателями Огня и пребудут там вечно» (Аль-А‘раф, 36).
Муслим назвал одну из глав своего «Сахиха» главой «О том, что в Ад попадут деспотичные люди, а в Рай — слабые». В ней приводится хадис о пререкании Рая и Ада, а также том, что сказал им Аллах. Абу Хурейра рассказал со слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что Ад сказал: «В меня войдут те, кто деспотичен и надменен». В одной из версий сказано: «Мне отдали тех, кто деспотичен и надменен». Аллах же скажет: «Ты — Мое наказание, которому Я подвергаю того из Моих рабов, кого пожелаю». Муслим (2846).
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, а также «Сунане» ат-Тирмизи передан хадис Харисы бин Вахба о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сообщить ли вам об обитателях Рая? Это — всякий слабый и притесненный. Если он поклянется именем Аллаха, то Он сделает его клятву правдивой3. А не сообщить ли вам об обитателях Огня? Это — всякий жестокий, скаредный и высокомерный». Джами‘ аль-усул (10/547). В версии Муслима сказано: «Всякий скаредный и высокомерный самозванец4». Муслим (2853).
Это подтверждается словами Всеблагого и Всевышнего Аллаха: «Разве не в Геенне обитель возгордившихся?» (Аз-Зумар, 60); «Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения за то, что вы превозносились на земле без всякого права» (Аль-Ахкаф, 20);
«Тому, кто преступил [границы дозволенного] и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад» (Ан-Нази‘ат, 37-39).
5. Некоторые из грехов, приводящих в Ад
Однажды шейх-уль-ислама Ибн Теймийю спросили: «Какие деяния совершают обитатели Рая, и какие деяния совершают обитатели Ада?» Он ответил:
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] Деяния обитателей Ада — это приобщение сотоварищей к Всевышнему Аллаху; обвинение во лжи посланников и неверие; зависть и ложь; предательство и несправедливость; распутство и вероломство; разрыв родственных связей и уклонение от джихада из-за трусости; скупость и двуличие; отчаяние в милости Аллаха и отсутствие страха перед Его наказанием; беспокойство во время беды, горделивость и заносчивость в радости; отказ от выполнения приказов Аллаха и нарушение Его ограничений и запретов; боязнь творений, а не Творца; показуха и тщеславие; отступление от Корана и сунны в душе и на практике; подчинение творениям в том, что запретил Творец, и слепая преданность лжи; насмешка над аятами Аллаха и отрицание истины; сокрытие знаний и свидетельств, которые обязательно обнародовать; колдовство и непокорность родителям; убиение человека, которого запретил убивать Аллах, не имея права на то; пожирание имущества сироты и ростовщичество; бегство с поля боя и клевета на целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о грехе. Йакза ули-л-и‘тибар. С. 222.[/font]
6. Конкретные лица, которые попадут в Ад
Неверующие и язычники, вне всякого сомнения, попадут в Ад. Однако в Священном Коране и хадисах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, упомянуты и конкретные лица, которые окажутся там. Одним из них будет Фараон, отказавшийся уверовать в Мусу: «В день воскресения Фараон возглавит свой народ и приведет их в Огонь» (Худ, 98).
Среди них будут и жены пророков Нуха и Лута: «Аллах привел в качестве примера о неверующих жену Нуха и жену Лута. Обе были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали своих мужей, и те не спасли их от Аллаха. Им было сказано: “Войдите в Огонь вместе с теми, кто входит [туда]”» (Ат-Тахрим, 10).
Среди них будет и Абу Лахаб с его женой: «Да пропадут пропадом руки Абу Лахаба, и сам он пропал. Не спасло его богатство и то, что он приобрел (положение в обществе и дети). Он попадет в пламенный Огонь. Жена его будет носить дрова, а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон» (Аль-Масад, 1-5).
Среди них также будет ‘Амр бин ‘Амир аль-Хуза‘и. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, видел, как он волочил свои кишки в Аду. Известно, что в Ад попадет и тот, кто убил ‘Аммара5 и забрал себе его оружие. Ат-Табарани в «Му‘джаме» передал через достоверный иснад, что ‘Амр бин аль-‘Ас и его сын рассказывали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто убьет ‘Аммара и заберет его оружие, попадет в Огонь». Сахих аль-джами‘ ас-сагир (4170).
7. Неверующие джинны попадут в Ад
В Ад попадут не только неверующие из числа людей, но и неверующие джинны. Как и люди, они несут ответственность за свои деяния: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Аз-Зарийат, 56).
В день воскресения джинны, как и люди, будут воскрешены: «В тот день Он соберет их вместе: “О сонмище джиннов! Вы ввели в заблуждение многих людей”» (Аль-Ан‘ам, 128); «Клянусь твоим Господом, Мы непременно соберем их и шайтанов, а затем поставим их вокруг Геенны на колени. Потом Мы выведем из каждой общины того, кто больше других ослушался Милостивого. Нам лучше знать, кому более подобает гореть там» (Марьям, 68-70).
Потом неверующим из них будет сказано: «Войдите в Огонь вместе с народами из числа джиннов и людей, которые прожили до вас» (Аль-А‘раф, 38). Вот тогда они будут брошены в Преисподнюю: «Они будут брошены туда вместе с заблудшими, а также всеми воинами Иблиса» (Аш-Шу‘ара, 94-95). Так исполнится обещание Аллаха о том, что Ад будет заполнен неверующими джиннами и людьми: «Исполнится Слово твоего Господа: “Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми — всеми вместе”» (Худ, 119). «И сбылось Слово относительно них и относительно живших до них народов из числа джиннов и людей» (Фуссилат, 25).
____________________________
1 По мнению аль-А‘раби, слово ???? «амлах» означает «белый». По мнению аль-Кисаи, оно означает «белый с черными пятнами». Этому суждению отдал предпочтение Ибн аль-Асир. См.: Ан-нихайа фи гариб аль-хадис. Дар аль-фикр. Т. 4. С. 354. — Прим. переводчика.
2 Эти слова принадлежали верующему мужу, родственнику Фараона. Поначалу он скрывал свою веру и, пользуясь своим знатным происхождением, поддерживал пророка Мусу, а потом открыто призвал египтян уверовать в Аллаха. См.: Гафир, 28-45. — Прим. переводчика.
3 Имеется в виду, что если такой человек поклянется именем Аллаха, что какое-то событие произойдет или нет, то Аллах сделает его клятву правдивой. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Анаса, что его тетя по отцовской линии ар-Рубейи‘ бинт ан-Надр сломала передний зуб молодой девушке. Ее родственники попросили родственников пострадавшей простить ее, но те отказались. Тогда они предложили им материальную компенсацию, но они отказались от денег и отправились к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с требованием отомстить за сло-манный зуб. Он приказал свершить возмездие. Анас бин ан-Надр сказал: «О Посланник Аллаха! Неужели они сломают зуб ар-Рубейи‘? Клянусь Тем, Кто отправил тебя с истиной, ее зуб не сломается!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Анас! Аллах предписал вершить возмездие». Тут родственники девушки простили виновную, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, среди рабов Аллаха есть такие, чьи клятвы Аллах непременно выполняет, когда они клянутся Им». См.: Ибн Хаджар А. Указ. соч. Т. 8. С. 347. — Прим. переводчика.
4 Слово ???? «заним» означает «тот, кого причисляют к фамилии, к которой он не относится». Этимологически оно произошло от глагола ??? «занама», означающего «подрезать барану небольшую часть уха так, чтобы она свисала». См.: Ибн аль-Асир. Указ. соч. Т. 2. С. 316. — Прим. переводчика.
5 Речь идет об ‘Аммаре бин Йасире. Он был одним из первых мусульман и прошел через многочисленные пытки мекканских язычников. Вначале он совершил переселение в Эфиопию, а затем — в Медину, принял участие в сражении при Бадре и других важных исторических событиях. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О ‘Аммар! Тебя убьет несправедливая сторона». Это предсказание сбылось во время битвы при Сыффине, которая состоялась в 36 г.х. между сторонниками ‘Али бин Абу Талиба и Му‘авии бин Абу Суфьяна. Он погиб от рук сторонников Му‘авии в возрасте 73 лет. — Прим. переводчика.
[/font]