Шариат допускает приобретение товаров в кредит, однако при этом цена товара должна быть твердо оговорена, и начисление пени за просрочку выплаты категорически запрещается. Аль-Хаким передал со слов Аиши достоверный хадис о том, что у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, была грубая и плотная одежда, и как-то раз она сказала ему: «Посланник Аллаха! Твоя одежда грубая и толстая. Ты в ней потеешь, и она отягощает тебя. Такой-то привез одежды из Шама. Почему тебе не послать к нему кого-нибудь и не купить у него одежду в кредит, пока у тебя не появится возможность расплатиться с ним?» Он отправил к нему посланца, но купец сказал: «Я знаю, чего добивается Мухаммад. Он хочет заполучить от меня одежду и промедлить с выплатой денег». Вернувшись к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, посланец рассказал ему о случившемся. В ответ он сказал: «Он солгал. Они знают, что я – самый богобоязненный и самый надежный среди людей». Этот же хадис передали ан-Насаи и ат-Тирмизи.
Следует знать, что цена товара, продаваемого в кредит, может превышать цену, по которой он продается при наличном расчете. Например, автомобиль, предлагаемый при наличном расчете за 5000 долл. США, разрешается продавать в кредит за 6000 долл. США, и подобные сделки не считаются ростовщичеством.
Однако, если покупатель договорился с продавцом о приобретении конкретного товара, но делает выбор между наличным расчетом или приобретением товара в кредит, то он обязан принять окончательное решение до того, как расстанется с продавцом. В противном случае стороны обязаны сойтись на той сумме, которая является меньшей. Например, если покупатель выбрал автомобиль, за который он должен либо заплатить 5000 долл. США наличными, либо 6000 долл. США в кредит, то он должен определиться до того, как расстанется с продавцом. В противном случае стороны фактически заключат две сделки в одной, потому что расстанутся до того, как полностью оговорят условия сделки. Ахмад и другие передали со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил заключать две сделки в одной. В версии Абу Давуда говорится: «Кто заключил две сделки в одной, тот должен довольствоваться низкой ценой, дабы не совершить лихоимство». Ат-Тирмизи разъяснил, что в этом хадисе имеется в виду сделка, описанная нами выше. У него есть и другие толкования, которые также являются справедливыми. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Э.Кулиев
31 марта 2005 г.