Юность Хафсы прошла в Мекке под покровительством отца. Хафса бинт Умар приняла ислам вместе со своим отцом (да будет Аллах доволен ими обоими). Хунейс Бен Хузайфа бен Кайс бен Саад ас – Сахми также был один из первых, принявших ислам. По возвращении из эмиграции в Абиссинии он заслал сватов к отцу Хафсы и взял ее в жены.
Хунайс был сильным и отважным сподвижником. Недолго Хафса была женой отважного воина. Во время сражения у горы Ухуд Хунайс был тяжело ранен, а позднее скончался.
Замужество
Сам Омар очень тяжело переживал за свою дочь. Ведь ей было всего восемнадцать лет. Каждый раз, навещая ее, он видел ее скорбь, и сердце его сжималось от сознания ее одиночества. Отец раздумывал о достойном ее кандидате, с которым бы она забыла свое горе и боль. Выбор его пал на правдивейшего Абу Бакра, верного друга и зятя Мухаммада. «Абу Бакр сумел бы совладать с неистовой ревностью и прямотой нрава, которые Хафса унаследовала от Омара. Также он — самый любимый человек для Посланника Аллаха», — раздумывая таким образом, он ускорил свой шаг на пути к дому ас-Сиддыка.
Поговорив с ним и поделившись чувствами, Омар, однако, не услышал ответа от Абу Бакра. Отца Хафсы это задело. Уж он-то был уверен, что его друг с удовольствием примет предложение жениться на юной, богобоязненной красавице, дочери человека, которым Аллах укрепил Ислам.
Все еще не веря тому, что произошло. Омар пришел к Усману, который недавно похоронил Рукаййу, дочь Мухаммада, заболевшую по возвращении из Абиссинии и умершую после победы мусульман при Бадре. Омар повторил свой рассказ Усману и предложил ему жениться на Хафсе.
Сам же он в тот момент все еще переживал случившееся и пытался подавить свой гнев, утешая себя тем, что, видимо, Всевышний выбрал для Хафсы Усмана и это лучше для нее. Однако Усман дал ответ: «Я не хочу сейчас жениться!»
О том, что ощущал в это время Омар, можно только догадываться. И он отправился к Посланнику Аллаха (СААС), чтобы поделиться своим горем. Невозможно представить, чтобы Хафса при всей своей юности, благочестии и благородном происхождении была отвергнута. И кем?! Сподвижниками, близкими друзьями, первыми мусульманами, зятьями Пророка... Попросив разрешения войти, обиженный Омар пожаловался Мухаммаду (СААС). Тот внимательно выслушал его и, приблизившись, с любовью и добротой, улыбнувшись, сказал: «На Хафсе женится тот, кто лучше Усмана, а Усман пусть женится на той, кто лучше Хафсы». Омар был озадачен: кто может быть лучше Усмана? И тут же догадка осенила его. Неужели сам Пророк женится на его дочери?! Об этом он не мог и мечтать.
Так и есть. А за Усмана выйдет дочь Мухаммада, Умм Кулсум. Обрадованный, успокоенный, Омар поспешил сообщить Хафсе, Абу Бакру, Усману, да и всей Медине весть о благословенном браке. Ас-Сиддык был первым, кого он встретил. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять причину счастливого выражения лица ал-Фарука.
Протянув к нему руку для поздравления, извиняющимся тоном Абу Бакр попросил: «Не держи на меня зла. Посланник Аллаха упоминал Хафсу для себя, и я не хотел раскрыть его тайну, а если бы он не женился на ней, то я бы обязательно взял бы ее замуж». Мадина благословляла Пророка, предложившего руку и сердце Хафсе, из почтения к ее отцу и жалости к ней.
Это было в месяц шаббан, на третьем году хиджры. А спустя некоторое время, в джумада ал-ахира третьего года хиджры, мусульмане поздравляли Умм Кулсум, дочь Мухаммада, и Усмана.
Разглашенная тайнаИтак, Хафса вошла в дом Посланника Аллаха (СААС). Как и всякая женщина, она желала стать единственной для своего мужа. Однако чувствовала, что сердце его принадлежит Айше. Ей это казалось несправедливым. Хотя Айша и стала его женой раньше, чем Хафса, обе они юны и являются дочерями ближайших друзей и сподвижников Мухаммада. Омар понял, что занимает ум его дочери и вовремя поставил ее на место: «Кто ты по сравнению с Айшей, и какое место занимает твой отец по сравнению с ее отцом?»
А в один из дней ал-Фарук услышал от своей жены, что его дочь разгневала Посланника Аллаха (СААС). Немедля он пришел к дочери, чтобы выяснить, так ли было на самом деле. Хафса подтвердила: да, так все и было. Тогда он вскричал на нее: «Знай же, что я предупреждаю тебя о наказании Аллаха и гневе Его Посланника. Доченька, пусть не ослепляет тебя та, красота которой восхищает Посланника (СААС), и любовь его к ней. Клянусь Аллахом, ты узнала, что Посланник Аллаха не любит тебя. И если бы не я, то он бы развелся с тобой». Омар посоветовал Хафсе сблизиться и, подавив свою ревность, подружиться с ней.
Говорят, что якобы Пророк (СААС), уединился с Марией в доме Хафсы, что принесло ей новое огорчение. Хафса обнаружила это и сказала: «О Посланник Аллаха, почему именно в моем доме?» Он ответил: «Хафса, отныне я запрещаю себе прикасаться к ней, и, прошу, не рассказывай об этом». Но Хафса не удержалась и сообщила об этом Айше. Аллах ниспослал следующий аят: «О Пророк, почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах, домогаясь расположения своих жен? А Аллах — Прощающий, Милостивый!». Другие же говорят, что аят был ниспослан по следующей причине: Мухаммаду полюбился мед, которым он лакомился у Умм Саламы или Сауды.
Две его жены договорились и сказали, что от Пророка пахнет магафиром. Он подумал, что это из-за меда, который он ел у Сауды и обещал: «Клянусь, я больше не буду его кушать». И тогда был ниспослан этот аят. Также говорят, что он был ниспослан по обеим этим причинам. А еще полагают, что в связи со словами Абу Бакра не расходовать из своего имущества для Мистаха, который пытался опорочить его дочь. А Аллах знает об этом лучше.
Как-то прошел слух, что Посланник Аллаха (СААС), развелся со всеми своими женами. Но никто не осмеливался заговорить с ним об этом. Однако Омар не мог вынести неизвестности и пришел к Пророку. «Почему ты плачешь, о сын Хаттаба?» Тот, взяв себя в руки, ответил: «Если ты дал развод своим женам, то с тобой Бог, Его ангелы Джибрил и Микаил, я, Абу Бакр и верующие тоже с тобой». Мухаммад(СААС), расплылся в улыбке и успокоил Омара, сказав, что он не развелся со своими женами, а лишь покинул их на месяц.
Спокойствие духа вернулось к ал-Фаруку. Испросив разрешения, он пошел в мечеть и обрадовал мусульман. После этого Посланник Аллаха (СААС), вышел к народу и процитировал слова Всевышнего:
«О Пророк, почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах, домогаясь расположения своих жен? А Аллах Прощающий, Милостивый! Аллах установил для вас разрешение ваших клятв. Аллах ваш покровитель; Он Знающий, Мудрый. И вот Пророк сообщил какой-то из своих жен новость. А когда она передала это и Аллах ему открыл, то часть он сообщил, а от части уклонился. А когда он сообщил ей об этом, она сказала: «Кто сообщил тебе это?» Он сказал: «Сообщил мне Знающий, Ведающий. «Если вы обе обратитесь к Аллаху, то ведь Аллах — его защитник, и Джибрил, и праведный из верующих, и ангелы после этого — помощники. Может быть, его Господь, если он даст вам развод, заменит ему женами лучшими, чем вы, — предавшимися, верующими, благочестивыми, обращающимися, поклоняющимися, паломничающими, вдовами и девицами». (66:1-5)
Хафса сожалела о содеянном. С тех пор она ни разу не участвовала в женских интригах и не совершала того, что могло бы вызвать гнев ее мужа
Хранительница священных свитков После смерти посланника (СААС), в эпоху правления двух праведных халифов- Абу Бакра и Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), Хафса пользовалась весьма значительным авторитетом и почтением среди мусульман. Сподвижники сочли правильным, чтобы Коран, суры которого были собраны во время правления Абу Бакра, из числа остальных духовных матерей и сподвижников, были перенесены из дома ее отца в ее дом, где они и оставались, пока их не запросил повелитель правоверных Осман ибн Аффан, который сказал: «Пришли нам листы Корана с тем, чтобы мы смогли сделать с них копии». Сделав копии, он разослал списки Корана по городам, а оригиналы возвратил Хафсе. История сохранила для нас кое-что из свидетельств жизни госпожи Хафсы, согласно которым, Хафса до последних дней своей жизни оказывала воздействие на ход событий и развитие дел в мусульманской общине.
Остаток своих дней Хафса провела в Мадине, в уединении, регулярно постясь и выстаивая молитву.
С ее слов, в двух сборниках хадисов "Ас-Сахихейн" приводится шестьдесят преданий.
Хранительница свитков cкончалась в шестьдесят три года, сорок пятого года хиджры, в период правления Муавии ибн Аби Суфйана, основателя Омеййадского государства.
Да будет доволен ею Аллах Всевышний и да упокоит ее рядом с пророками и праведниками!