Мирское и религиозное Хина была привлекла пятнадцатилетнего подростка своей привлекательной фигурой. Она посещала Исламские воскресные уроки, одевая короткие юбки и свитера телесного цвета. Учитель посоветовал матери девочки, что бы та проследила за ее одеждой, и что бы дочь одевалась по Исламски, что бы не привлекать внимания мальчиков.
"Хина , ты должна сменить одежду. Это не по Исламски. Больше никаких коротких юбок и одевай свитера скрывающие твою фигуру" ругалась ее мама.
"Кто ты такая, что говоришь мне что то? Посмотри на себя, твоя юбка выше колен, и я могу увидеть твои формы!"
Мать Хины сама разделена относительно религии.
С одной стороны она молится, держит пост в месяц Рамадан. С другой стороны она любит "модно" одеваться когда общается с не мусульманами. Она часто читает Коран по вечерам, но проводит дни сплетничая с подружками. Чему же может научиться ее дочь?
Хасан не лучше по отношению к своему отцу, который отводит его по выходным на Исламские занятия, но говорит что может пропустить намаз-джума, из - за уроков в школе, так как они более важнее. Отец Хасана руководитель мусульманского общества, но Хасан слышит как он хвастается своим друзьям как он обманул власти и неуплатил налоги.
Если родители выбирают какие аспекты Ислама применять, а какие игнорировать, то трудно ждать, того что - бы дети жили чисто Исламской жизнью. Если мать Хины выбирает свою одежду аналогичную той которую одевают не мусульмане, тогда и Хина может требовать того же, даже если ее мама считает что ее одежда слишком облегающая или коротка. Вопрос в том, кто имеет право решать? Если выбор принадлежит Аллаху, тогда родители не имеют права чем либо пренебрегать в религии и выбирать ту ее часть которой надлежит следовать, игнорируя остальное. Если же выбирает человек, тогда дети имеют такое же право выбирать, при достижении зрелости. Родителям думающим иначе будет указано их детьми на их недостатки. По крайней мере они будут думать так. Если вы знаете, что не следуете приказам Аллаха, вы должны изменить собственное поведение, признаваясь ребенку, что вы сами еще не крепки в вере, и сказать им честно что вы пытаетесь помочь им встать на правильный путь, так как это сделает жизнь легче и лучше. Также вам будет уместно указывать на то, что отклоняясь от Исламских норм вы приобрели только проблемы.
Если вы проигнорируете этот аспект, то вероятнее всего, дети проигнорируют ваш совет.
Знания и поведение
Эта проблема уже была затронута в этой статье, но все таки она требует объяснения. Мы надеемся что на уроках в мечети наши дети научаться читать Коран на арабском, не понимая значения. Мы надеемся, что мечеть научит наших детей молиться, поститься и т.д. но не научит их КАК ЖИТЬ, как вести себя.
Много детей знают как молиться, некоторые понимают важность ежедневной молитвы. Большинство детей могут читать Коран. И только небольшое количество читает Коран для того, чтобы понять его смысл, для нахождения в нем ответов на свои вопросы.
Ислам - совершенный путь жизни. Знания (5 столпов, биография Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) полезны для того что - бы человек понял как и почему они должны делать что - то. Факт того, что Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) жил 1400 лет назад, сам по себе является бесполезным. Или факт, что он жил как мусульманин в городе, где было очень мало других мусульман и подвергался гонениям, бесполезен пока мы не поймем с помощью этого, что раз он смог выжить и добиться успеха в этих условия, то и мы сможем сделать это же самое. Обучая детей Исламу, нам необходимо обучить их поведению, а не только запоминанию фактов. Вместо того что - бы давать им список фактов, приведите пример и укажите на связь с Исламом. Вы навещаете больного, упомяните, что это одно из требований Ислама, объясните ребенку, что совершать подобные действия хорошо. Так же навестите больного-немусульманина. Для вашего ребенка важно уяснить, что хорошее отношение должно проявляться не только к мусульманам, но и ко всем остальным людям.
Смотрите телевизор вместе с детьми, особенно юношеские программы. Не поучайте их оттуда, а обсуждайте поведение героев в телепередаче. Можете например сказать "Видишь как хорошо быть мусульманином, и тогда у тебя не будет подобных проблем (связанных с выпивкой, наркотиками и т.д.)
Начинайте дискуссии с детьми сами. Приведите например такую ситуацию
"Как ты поступишь, если твой друг заболеет на неделю" Очень важно выслушать ответ ребенка. Когда вы спрашиваете их мнение, то внимательно выслушайте ответ, и отвечайте им.
Уступчивость и критическое мышление
Многие родители выросли в условиях строгого следования правилам. Так, ученики должны повторить в точности то, что сказал педагог. Если в тестовых вопросах спрашивается про 3 причины чистки зубов, то необходимо указать именно три причины о которых сказал учитель на уроке. Ученик не думает. он принимает все без обдумывания. Очень часто мы также учим Исламу детей. Учите их таким образом, так как другие пути неправильны. Наши дети должны знать, что существует 2 типа знаний, ниспосланное и полученное людьми. Знания, ниспосланные в Коране и хадисах, не изменяемы и неоспоримы. Знание, полученное с помощью 5 органов чувств и с помошью мышления может быть ошибочным и должно быть уточнено.
В хороших Северо-Американских школах, делается упор на критическое мышление. Не достаточно просто сказать, что ты должен сделать это потому, что я так сказал. Ваши дети будут почитать вас и слушаться так, как этого требуют нормы Ислама, но также вы должны объяснить почему вы требуете от них послушания. Ваши дети должны молиться, так как Аллах сказал им молиться, но вы также должны быть открыты для дискуссии почему Аллах говорит об этом. Какую награду можно получить за молитву, и что необходимо делать если вам кажется , что молитва бессмысленна для вас и т.д. Эти вопросы не означают, того, что ваши дети уходят от Ислама, они значат, то что дети серьезно размышляют об Исламе. Одна из самых замечательных особенностей Ислама - правдивость, и соответственно можно ответить на все критические вопросы.
Родители должны объяснить, что они могут совершить ошибку или не знать правильного ответа. Ваш ребенок не должен ждать от вас ответа на любой вопрос в отношении Ислама. Но он должен иметь право услышать от вас честный ответ на их вопрос. Когда вы говорит ребенку "Это очень важный вопрос. Я не знаю ответ. Давай посмотрим, сможем ли мы найти ответ на него в Коране", то таким образом вы создает атмосферу открытости и честного обмена мыслями с ребенком.
Обсуждайте Ислам с детьми с малого возраста, указывая на положительное, и вдохновляя их. Будьте примером для подражания. И к тому времени, когда они достигнут зрелости, столкнувшись с первыми проблемами, они будут обращаться за их решением к Исламу. Тогда у них будет желание быть мусульманами, так как они будут уверены, что это улучшит их жизнь в этом и в следующем мире.
Этот труд был впервые представлен на ежегодном собрании Исламского общества Северной Америки, в Чикаго 2 сентября 2000 года.
Др Фреда Шамма защитила докторскую диссертацию на тему "Обучение и Инструктаж" в Университете Цинтинати. Она прошла курсы обучения в нескольких Мусульманских странах, а также в Исламских школах в Северной Америке. В настоящее время она является директором фонда FADEL (Фонд Развития и Роста Образования и Обучения) в Цинцинати, Огайо. Ее последней публикацией является "Мусульмане и Исламизация Северной Америки: Проблемы и Исследования". Amber Haque. Amana Publications"
У доктора Шамма 5 детей, старший из которых женат и имеет 2 детей, а самый младший учится в старших классах. Все ее дети принимают активное участие в Исламской деятельности, и особенно в MYNA, Мусульманская Юность Северной Америки