Малое омовение (Вуду; Абдест) Так называется мытьё и обтирание определённых частей тела при необходимости ритуальной чистоты. Подавляющее большинство поклонений нельзя совершать без омовения. Например, без такой чистоты нельзя читать предписанную молитву, совершать обход вокруг Каабы или брать в руки Священный Коран. Более того, если кто-либо приступает к молитве, заведомо зная, что у него нарушено омовение, то теряет право называться мусульманином. Если мусульманин вспомнит во время молитвы о нарушении у него омовения (или оно нарушится во время молитвы), то он должен немедленно прекратить молитву, совершить омовение и прочитать данную молитву с самого начала.
Действия которые его нарушают
1. Нарушение (правил) омовения
Не желательно, чтобы тот, кто делает омовение оставил любое из действий сунны которые были упомянуты ранее. В этом случае он теряет большую награду от этих (простых) действий. Тот, кто отказывается от сунны совершает неодобряемое дело.
2. Выделения из полового члена, влагалища или заднего прохода
Это включает мочу, испражнение (Аллаh говорит : " ... или когда одни из вас приходят из нужника", это- доказательство того, что такое действие обязывает совершить новое омовение), и выход газов из заднего прохода. Абу
Хурайра сообщил, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: " Аллаh не принимает молитву человека, который выпустил газ, пока он не совершит новое омовение. Человек из Хадрамаута спросил Абу Хурайру: "Что такое выпуск газов? " Он ответил: "Тихое или громкое испускание ветров . " (Это передали Аль-Бухари и Муслим.) Он также рассказал что, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: "Если кто-то из вас чувствует беспокойство в животе и не уверен выпустил он газ или нет, он не должен покидать мечеть, если он не услышит его звук или не почувствует его запах." (Это передал, Муслим.)
Слышать выход и чувствовать запах газа - не повод для аннулирования омовения, но он подчеркнул, что нужно убедиться в этих действиях. Что касается Аль-Мази (Липкая жидкость белого цвета выделяющееся из полового члена из-за возбуждения, и.т. п), Пророк сказал: "Совершайте омовение. " Относительно спермы или Аль-Мани, Ибн 'Аббас сказал: " Это требует г'усл, а для аль-Мази и аль-Вади (густое выделение белого цвета выделяемое (некоторыми людьми) после мочеиспускания) обмойте свои половые органы и совершайте омовение. " Это было передано имамом Аль-Байхаки в его Суннан.
3. Глубокий сон, который отключает человека от внешней среды
Если человек не держал свое седалище прижатым к полу во время сна, то он обязан совершить новое омовение. Сафван ибн Асал сказал: " Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, во время путешествия приказывал нам, чтобы мы не снимали носки, если мы не были в большом осквернении (то есть не для испражнения, мочеиспускания или сна). " (Это передали Ахмад, ан-Наса'и и ат-Тирмизи, который расценил его как сахих.) Если ягодицы были крепко прижаты к полу во время сна, то новое омовение не необходимо. Это и подразумевается в хадисе от Анаса, который сказал: " Сподвижники Пророка задерживались в мечети ожидая ночную молитву пока их головы не начинали кивать вверх и вниз (от сонливости и сна). Затем они молились, не совершая омовение. " (Передали Аш - Шафи'и, Муслим, Aбу Дауд и ат-Тирмизи.) Текст, который записал ат-Тирмизи от Шу'бах :"Я видел сподвижников Пророка, спящих до такой степени, что можно было слышать храп некоторых из них, но они становились после этого на молитву не совершая нового омовения. " Ибн аль-Мубарак сказал: "По нашему мнению, это случалось когда они сидели".
4. Потеря сознания
Это аннулирует омовение независимо от того, было ли это вследствие безумия, ослабевания, опьянения, или из-за воздействия лекарства. Также не имеет значение, было ли бессознательное состояние в короткий или длительный период времени, или сидел или упал на землю, и так далее. Аспект не осознания здесь больше чем во сне. У ученых единое мнение в этом вопросе
5. Прикосновение к половым органам без какого либо препятствия между рукой и органом
Бушра бинт Сафван рассказала, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: "Тот, кто касался половых органов не может молиться, пока он не совершит (малое)омовение".
Этот хадис передали " пятеро. " Ат-Тирмизи отнес его к разряду достоверных и Аль-Бухари назвал это наиболее подлинным сообщением относительно этой темы. Малик, аш - Шафи'и, Ахмад и другие также рассказали об этом. Абу Дауд сказал: " Я спросил Ахмада: "Действительно ли хадис от Бусры подлинный? " Он сказал: "Конечно он подлинный. " В повествовании Aхмада и ан-Наса'и, Бусра слышал высказывание Пророка :" Омовение должно быть сделано тем, кто касается его полового органа. " Это общее значение и охватывает прикосновение к собственным половым органам или к чужим. Абу Хурайра передал высказывание Пророка: "Кто прикасается своего полового органа, без какого либо препятствия (между ними) должен совершить омовение. " (Об этом передали Ахмад, Ибн Хиббан и Аль-Хаким, который расценил его как сахих так же, как и Ибн 'Абдул-Барр)
Ибн ас-Сакин сказал:" Этот хадис - лучшее, что было рассказано на эту тему. " Аш-Шафи'и передал: " Любой человек, который касается своего члена, должен совершить омовение. Любая женщина, которая касается своего влагалища, должна совершить омовение. " Комментируя его подлинность, Ибн аль-Каййим ссылается на Аль-Хазими который говорит: "Его цепь - сахих. " Ханифиты имеют мнение, основанное на следующем хадисе, где сказано, что прикосновение к половым органам не аннулирует омовение:" Человек спросил Пророка: должен ли исполнить омовение тот, кто касается его члена. Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: " Нет, это - часть (вашего тела). " (Это передали "пятеро". Ибн Хиббан расценил его как сахих, а Ибн Аль-Мадини сказал: " Это лучше чем хадис от Бусры. ")
Действия которые обязательны
1. Обязательные (фард) части омовения
Омовение имеет некоторые компоненты, не выполнение которых в соответствии с исламскими процедурами делает омовение не действительным.
2. Намерение
Это - желание совершить действие и угодить Аллаhу, следуя Его руководству.
Это - чисто духовный акт и произнесение его вслух не имеет никакого отношения к намерению. Высказывание его вслух - не является частью Исламского закона. То, что намерение обязательно, показывается в следующем: 'Умар передал, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал:
" Каждое действие основано на намерении, и каждому достанется то, что он намеревался обрести ... " (Об этом передала" группа".)
3. Обмывание лица
Это включает обмывание водой лица от вершины лба до нижней части челюстей, и от одного уха до другого.
4 . Обмывание рук до локтей
Локти должны быть вымыты, так как подобным образом поступал Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует .
5. Протирание головы
Это означает протирать голову рукой. Не достаточно просто положить руку на голову или касаться головы влажным пальцем. Слова из Кур'ана: " ... и протирайте свои головы ... " не подразумевают, что нужно протереть всю голову. Записано , что Пророк протирал голову тремя различными способами:
1) Протирание всей головы. 'Абдуллах ибн Зайд сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, протер всю свою голову руками. Он начал с передней части головы, затем переместился к задней ее части и опять вернул руки к передней части. (Об этом передала " группа".).
2) Протирание по тюрбану (Тюрбан - головной убор восточных народов из полотнища легкой материи, обмотанного вокруг головы). 'Амру ибн Умаййах сказал: " Я видел, как Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, протирал по тюрбану и ботинкам. " (Это передали Ахмад, Аль-Бухари и Ибн Маджах). Билал сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал:"Протирайте по вашим ботинкам и головному убору". (Это передал Ахмад.) 'Умар однажды сказал: " Аллаh может не очистить того, кто не считает протирание по тюрбану очищением. " Много хадисов было передано на эту тему Аль - Бухари, Муслимом и другими. Большинство ученых соглашается с ними.
3) Протирание по передней части головы и тюрбана.
Аль-Мугира ибн Шу'ба сказал ,что Посланник Аллаhа,да благословит его Аллаh и приветствует, совершил омовение и протер по передней части головы, тюрбана и носков. (Это передал Муслим.) Однако нет ни одного надежного хадиса, что он протер по части его головы, даже при том, что Аль-Маида очевидно подразумевает это. Также не достаточно протереть только по локонам волос, которые растут с головы или по сторонам головы.
6. Обмывание ног и пяток
Это было подтверждено в непрерывных сообщениях от Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, относительно его действий и утверждений. Ибн 'Умар сказал : " Пророк отстал от нас в одном из наших путешествий. Он догнал нас после того, как мы задержали полуденную молитву. Мы начали делать омовение и протирали по ногам, когда Пророк сказал:"Горе пяткам, спасите их от Адского огня, повторив это два или три раза. " (Это передали Аль-Бухари и Муслим.)
Само собой разумеется, этому предшествуют те обязательные действия, которые Аллаh упомянул в Кур'ане (Аль-Маида, 6).
7. Соблюдение последовательности в действиях
Аллаh упомянул обязательства в определенном порядке. Он также установил различие между ног от рук - хотя все они должны быть вымыты - от головы, которая должна быть только протерта. Многобожники Аравии не различали любое из перечисленного, если не было в этом, какой либо выгоды. Аллаh сделал омовение наиболее легким для них, чтобы они постигали его . Шестой аят суры Аль-Маида объясняет, что является обязательным, и это попадает под совокупность утверждения Пророка : " Начните с того, с чего начал Аллаh. " Пророк имел обыкновение следовать за той последовательностью как один из принципов омовения. Нет никакого сообщения что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, когда-либо отходил от этой последовательности. Омовение - часть поклонения и в вопросах поклонения нет никакого места для чего - нибудь другого кроме выполнения того, что предписано.
Действия, которые желательны (сунна)
Желательные действия омовения (сунна)
Этот раздел относится к тем действиям связанных с омовением, которые не являются обязательными, так как Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, не придерживался их строго или не осуждал кого - либо за не выполнение их. Этими действиями являются:
1. Упоминание имени Аллаhа в начале омовения
Есть некоторые слабые хадисы, которые упоминают это действие и все цепи этих хадисов указывают на тот факт, что есть основание для совершения этого действия. В любом случае это хороший акт и в общих чертах это - часть Исламского закона.
2. Зубная гигиена
Это включает использование зубочистки или подобного предмета для чистки зубов. Лучшее, что можно использовать для этой цели является дерево арак, которое растет в Хиджазе. Его применение укрепляет десны, предотвращает зубную болезнь, помогает пищеварению и облегчает поток мочи. Эта часть сунны выполняется, используя любой предмет, который удаляет желтый налет на зубах и чистит рот, типа зубной щетки, и тому подобное. Абу Хурайра сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал:" Если бы это не стало затруднением для моей уммы, то я приказал бы, чтобы они использовали зубную щетку для каждого омовения. " (Это передали Maлик, Аш-Шафи'и, Аль-Байхаки и Аль-Хаким.) 'Aйша сообщила, что Пророк сказал: " Зубная щетка очищает рот и приятна Господу. " (Это передали Ахмад, ан-Наса'и и ат-Тирмизи.)
Использовать зубную щетку можно в любое время, но в пяти случаях это особенно одобряется:
а. Омовение
б. Молитва
в. Чтение Кур'ана
г. Пробуждение от сна
д. Когда вкус во рту изменился. Постящиеся или не постящиеся люди могут использовать его в начале, конце или в течение любого другого времени дня. 'Амр ибн Рабиа' сказал: " Я видел много случаев, когда Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, пользовался зубочисткой во время поста. " (Об этом передали Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.)
Также является сунной промывание зубочистки после использования. 'Aйша сказала: " Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, использовав свою зубочистку, давал её мне. Я промывала её, затем пользовалась и снова промыв возвращала ее Пророку. " (Это передали Абу Дауд и аль-Байхаки.)
Тот, кто не имеет зубов, может использовать свои пальцы для очищения рта. 'Aйша спросила: " O Посланник Аллаhа, как должен чистить свой рот беззубый? " Он ответил: "Помещая свои пальцы в рот ". (Это передал ат-Табарани.)
3. Обмывание рук три раза в начале
Это основано на хадисе, переданном Аус ибн Аус Аль-Cакафи, который сказал: "Я видел, как Посланник Аллаhа совершал омовение, и он вымыл руки три раза." (Это передали Ахмад и ан-Наса'и .) Aбу Хурайра сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: " Когда кто - либо из вас просыпается, он не должен помещать свою руку в горшок (в котором находится вода для омовения. Прим. пер), пока не вымоет их три раза, поскольку он не знает, где его рука была (во время сна). " (Это передала " группа ", Аль-Бухари не упоминал сколько раз они обмываются.)
4. Прополаскивание рта три раза
Лакит ибн Сабран сообщил, что Пророк сказал, " Тот кто совершает омовение, должен прополаскивать рот. " (Об этом рассказали Абу Дауд и Аль-Байхаки.)
5. Прополаскивание носа водой три раза
Aбу Хурайра сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: " Когда кто - то из вас совершает омовение, он должен втянуть воду в ноздри и затем выдуть ее. " (Об этом рассказали Аль-Бухари, Муслим и Aбу Дауд.)
Сунной является использование правой руки для подношения воды к носу и левой руки при выдувании воды из носа. Однажды 'Али попросил воды для омовения. Он прополоснул рот, втянул воду в ноздри и выдул ее с помощью левой руки. Он повторил это три раза и затем сказал: " Именно так Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал омовение. " (Об этом передали Ахмад и ан-Наса'и.)
Также сунной является прополаскивать рот и нос любым способом. Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал оба действия в одно и тоже время. 'Абдуллах ибн Зайд сказал: " Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, прополаскивал свой рот и нос только одной рукой (одновременно, вместе). Он делал это три раза. " В одном повествовании говорится: " Он прополаскивал рот и нос зачерпывая воду три раза. " (Это передали Аль-Бухари и Муслим.) Сунной является обильное применение воды во время выполнения этого действия, кроме того случая, когда человек постится. Лакит попросил Пророка: " Расскажи мне, как ты совершаешь омовение. " Он ответил:
" Соверши, как положено омовение, стараясь, чтобы вода проникла между твоими пальцами. Используй побольше воды при прополаскивании ноздрей, если ты не постишься. " (Об этом рассказали " пятеро". Aт-Тирмизи сказал, что это - сахих.)
6. Прохождение пальцами рук сквозь бороду
'Айша сообщила, что Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, проходил пальцами рук сквозь бороду. (Об этом передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который расценил его как сахих .)
Анас сказал, что когда Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал омовение, он брал горстку воды и поливал им челюсти и пропускал через бороду. Он сказал: " Это - то, что мой Господь Аллаh повелел делать. " (Это передали Абу Дауд, Аль-Байхаки и Аль-Хаким.)
7. Проникновение воды сквозь пальцы рук и ног
Ибн 'Аббас сказал, что когда Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, выполнял омовение, он старался чтобы вода проникла между пальцами рук и ног. (Это передали " пятеро " кроме Ахмада.) Tакже сказано, что при совершении омовения предпочтительно снять драгоценности, например, кольца, браслеты и тому подобные вещи. Даже притом, что эти сообщения не приняты как достоверные, нужно следовать за ними, поскольку они подпадают под общую категорию завершения и совершенствования омовения.
8. Повторение каждого действия три раза
Это сунна, которой Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, почти всегда следовал. Если он действовал иначе, это показывало, что другие действия допустимы. 'Амр ибн Шу'айб передал, ссылаясь на своего отца от его дедушки, который сказал:
"К посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, пришел бедуин и спросил его об омовении. Он показал ему, как вымыть каждую часть три раза и сказал: "Это - омовение. Кто сделает больше чем это - делает неправильно, переступает границы и совершает зло. " (Об этом передали Aхмад, Ан-Наса'и и Ибн Маджа.) 'Усман также сообщил, что Посланник Аллаhа повторял каждое действие три раза. (Это передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи.) Также доказано, что были случаи когда он выполнял каждое действие только однажды или дважды. Согласно большинству сообщений, он протер свою голову только один раз.
9. Начинание каждого действия с правой стороны
'Айша сказала: " Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, любил начинать с правой стороны, когда он надевал обувь, расчесывал волосы и очищая себя. " (Это передали Аль-Бухари и Муслим.) Aбу Хурайра сообщил, что Пророк сказал: "Когда вы одеваетесь или омываете себя, начинаете с правой стороны. " (Об этом передали Ахмад Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса'и.)
10. Протирание конечностей с водой
Это означает протирать руки во время их обмывания водой. 'Абдуллах ибн Зайд сообщил, что Посланнику Аллаhа принесли горшок воды, с которым он совершил омовение и затем протер свои руки. (Это рассказал Ибн Хузайма.) Он также рассказал, что Посланник Аллаhа выполнил омовение, затем протер свои кисти рук. (Это передали Абу Дауд ат-Тайалиси, Ахмад, Ибн Хиббан и Абу Йа'ла.)
11. Тесная последовательность действий
Каждая часть тела должна быть вымыта сразу после другого в предписанной последовательности (без того, чтобы отделить обмывание различных частей не связанных с омовением). Это - общепринятая практика ранних и более поздних поколений мусульман.
12. Протирание ушей
Сунной является протирание интерьера ушей с указательными пальцами и внешней части с большими пальцами. Вода, используемая для протирания головы, также используется и для ушей, поскольку уши - часть головы. Аль-Микдам ибн Ма'д Йакри сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, протер свою голову и уши изнутри и снаружи при совершении омовения. Он также вставлял свой палец во внутрь уха. (Это передали Абу Дауд и ат-Тахави.)
При описании омовения Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, Ибн 'Умар сказал: " Он протер свою голову и уши одним протиранием. " (Это передали Ахмад и Абу Дауд.) В одном повествовании сказано: " Он протер внутреннюю часть ушей с указательным пальцем и внешнюю часть с большим пальцем".
13. Удлинение полос света
Это относится к полному обмыванию лба, действие, которое является больше чем - то, что является обязательным в обмывании лица и увеличит полосу света (в День суда). Это также относится к обмыванию выше локтей и лодыжек. Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаhа сказал: " Моя нация будет идти с яркими полосами света от следов омовения. " Абу Хурайра тогда сказал:
" Если кто-то может удлинить свою полосу света, он должен сделать это. " (Это передали Ахмад, Аль-Бухари и Муслим.) Абу Зар'aх передал, что когда Абу Хурайра совершал омовение, то вымыл свои руки выше локтей и ноги до лодыжек. Его спросили: "Почему ты делаешь это? " Он сказал: " Это - степень приукрашивания. " (Это передал Ахмад.) По словам Аль-Бухари и Муслима, его цепь - сахих.
14. Экономия воды, находясь даже у моря
Aнас сказал: " Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал г'усл (полное омовение) с сa'a воды (1.616 см) от 3 до 5 муд (каждый 4 муд равняется одному сa'a). Он также делал омовение с одним муд (404 cм) воды. " (Это передал Аль-Бухари и Mуслим.) 'Убайдуллах ибн Абу Йазид рассказал, что человек спросил Ибн 'Аббаса:
" Сколько воды достаточно для (малого)омовения? " Он ответил: "Один муд. " И сколько достаточно для г'усл? " Он сказал: " Один сa'a. " Тот человек сказал: " Это не достаточно для меня. " Ибн 'Аббас сказал: " Нет? Но этого было достаточно для того, кто лучше, чем ты, Посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует. " (Это передал Ахмад, Аль-Базаар и ат-Табарани в Аль-Кабир. Его рассказчики, заслуживающие доверия.) 'Абдуллах ибн 'Умар рассказал, что Посланник Аллаhа проходил мимо Сa'да когда тот совершал омовение и сказал: "Что это за расточительность Сa'д.? " Он сказал: " Есть ли расточительность в использовании воды? " Он сказал: " Да, даже если ты находишься у протекающей реки. " (Это передал Ахмад и Ибн Маджа со слабой цепью.)
1 са'а = 4 муд = 3500грамм в весовом эквиваленте(прим. редактора)
Расточительность- это использование воды без какой либо пользы, подобно умыванию частей тела более чем трех раз во время омовения. Хадис Ибн Шу'аиба, приведенный ранее показывает рассматриваемый вопрос. 'Абдуллах ибн Муг'аффал рассказал, что он слышал, как Пророк говорил: "В моей умме будут люди, которые преступят в мольбе и в омовении. " (Об этом рассказали Ахмад, Абу Дауд и ан-Наса'и.)
Аль-Бухари сказал: " Ученые не любят, чтобы использовали воду более того количества, которое использовал Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует.
15. Мольба во время совершения омовения
Нет никакого подтверждения от Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует относительно мольбы во время совершения омовения кроме хадиса Абу Муса Аль-Аш'aри, который сказал: " Я пришел к Посланнику Аллаhа с водой. Когда он совершал омовение, я слышал, как он молился: " O Аллаh, прости мои грехи. Сделай место моего пребывания просторным для меня и благослови меня в моем положении". Я сказал:" O Пророк Аллаhа, я слышал, как ты молился так-то и так-то. " Он сказал :"Я пропустил что - нибудь? " (Об этом передали ан-Наса'и и Ибн Ас-Сунни с сахих цепью.) Ан-Навави включает этот случай в главу, "Что нужно сказать после завершения омовения", и Ибн ас-Сунни включает его в часть" Что нужно сказать, когда человек находится в состоянии омовения".
Aн-Навави считает, что у хадиса могут быть оба значения.
16. Мольба после окончания омовения
'Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: "Если кто-то совершит омовение должным образом и скажет: я свидетельствую, что нет никакого бога кроме Аллаhа, не имеющего сотоварищей, и что Mухаммад Его раб и посланник, " восемь ворот рая будут открыты для него, и он сможет войти в любые из них, которые пожелает. " (Это рассказал Муслим.)
Aбу Са'ид Аль-Худри сообщил, что Пророк сказал: "Тот, кто совершит омовение и скажет:" Слава Тебе, O Аллаh, и хвала Teбе. Я свидетельствую, что нет никакого бога кроме Тебя. Я прошу Твоего прощения, и я раскаиваюсь Тебе", будет иметь это записанное для него и помещенное на дощечку, которая не будет удалена до Дня Воскресения". Этот передал ат-Табарани в Аль-Аусат. Цепь его рассказчиков сахих. Aн-Наса'и приводит его с формулировкой: "Оно будет отмечено печатью, помещено ниже трона и не будет удалено до Дня Воскресения. " Правильное утверждение то, что это является маукxуф (тип хадиса).
Что касается мольбы, "О Аллаh, сделай меня из числа кающихся, и сделай меня из числа тех, кто очистился, " это было рассказано aт-Tирмизи, который сказал: " Его цепь - мудтариб и нет ничего подлинного относительно этого (мольбы). "
17. Молитва в два ракаата после завершения омовения
Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал Билалу:
" O Билал, скажи мне, какое хорошее дело ты сделал в Исламе, что я слышу звуки твоих шагов в Раю? " Билал сказал: " После того, как я совершаю омовение днем или ночью, я молюсь с этим омовением столько, сколько Аллаh определил для меня. " (Об этом передали Аль-Бухари и Муслим.)
'Укба ибн 'Aaмр передал, что Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: "Если кто-то совершит омовение должным образом и помолится в два ракаата с сердцем и лицом (полностью обращенных к молитве), Рай становится его местопребыванием. " (Об этом рассказали, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ибн Хузайма в своем Сахихе.) Хумран добавил: " Я видел, как 'Усман попросил воды для омовения, полил воду из горшка на свою правую руку и вымыл три раза. Затем он опустил правую руку в горшок с водой и прополоснул рот и нос и выдул из него воду. Затем он вымыл лицо три раза и руки до локтей. После этого он вымыл ноги три раза и сказал: "Я видел как Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершил омовение подобным образом". И затем он сказал: "Кто совершит омовение подобное этому, а затем помолится в два ракаата без какого - либо другого намерения, то ему простятся все его прошлые грехи. " ( Это передали Аль-Бухари, Муслим и другие.)
Другие действия (протирание глаз и морщин, удаление колец, протирание шеи, и так далее) не были упомянуты здесь, поскольку их повествования сомнительны. Но можно следовать за ними как часть общей чистоты.
Когда оно(омовение) является непременным условием
1. Любой тип ритуальной молитвы
Это включает только обязательную, добровольную или похоронную молитвы, и в это число не входит мольба (ду'a). Это основано на высказывании Аллаhа: " O Вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и ноги до щиколоток" (Сура № 5, Аль-Маида, аят 6). Также, Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал:
" Аллаh не принимает молитву (которая была совершена, в то время как человек) не был в состоянии омовения. И при этом он не принимает благотворительность от незаконно присвоенной добычи. " (Об этом рассказала" группа, " кроме Аль-Бухари.)
2. Обхождение вокруг Каабы
Ибн 'Аббас сообщил, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: " Обход вокруг Ка'абы - один из видов молитвы, но Аллаh разрешил говорить в течение его совершения. Тот, кто говорит во время этого обхождения, должен говорить только хорошее".
Этот хадис передали ат-Тирмизи, ад-Даркутни, Аль-Хаким, Ибн ас - Сакин и Ибн Хузайма который отнес его к разряду сахих.
3. Прикосновение к Кор'ану
Aбу Бакр ибн Мухаммад передал от своего отца со слов его дедушки, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, послал письмо людям Йемена, в котором было сказано: " Никто не должен касаться Кур'ана, кроме того, кто совершил омовение".
Этот хадис передали ан-Наса'и, ад-Даркутни, Аль-Байхаки и Аль-Асрам. О его цепи Ибн 'Абдул-Барр сказал: "У него непрерывная передача".
'Абдуллах ибн 'Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: " Никто не должен прикасаться к Кур'ану, пока он не очистит себя. " (Аль-Хайсами упомянул это в Mаджмa ' aз-Завайд и сказал, что его рассказчики заслуживают доверия.) Очевидно, этот хадис имеет недостаток. Слово "очистит" здесь должно иметь одно специфическое значение. Поэтому говорить, что тот, кто имеет незначительное осквернение, не может касаться Кур'ана, не имеет смысла. Относительно высказывания Аллаhа : " .... Прикасаются к нему только очищенные, " (Сура аль-Вакиа,аят 79) очевидно,что это местоимение относится к "... в книге сокровенной, " (к предшествующему стиху) и это "...в скрижали хранимой " и " очищенный " относится к ангелам, которые подобны стихам, "...в свитках почтенных, возвышенных, очищенных руками писцов почтенных- благих." (Сура Aбаса ("Нахмурился")аяты 13-16). Ибн 'Аббас ,аш-Ша'би, аз-Захак, Зайд ибн 'Али, Аль-Му'aйад Биллах, Дауд, Ибн Хазм Хаммад ибн Абу Сулейман считают, что тот, кто имеет малое осквернение, может касаться Кур'ана. Большинство ученых, однако, соглашается, что такие люди могут читать Кур'ан без прикосновения к нему.
Когда состояние чистоты желательно
1. При упоминании имени Аллаhа
Аль-Мухаджир ибн Кунфуз передал, что он приветствовал Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, но он не ответил на его приветствие, пока он не завершил омовение: "Я не ответил на твое приветствие лишь из-за того, что я не люблю упоминать имя Аллаhа, если не нахожусь в состоянии чистоты(омовения). "Катада сказал: " Из-за этого, Аль-Хассан не любил читать Кур'ан или упоминать имя Аллаhа, пока он не выполнит омовение. (Об этом рассказали Aхмад, Aбу Дауд, ан-Наса'и и Ибн Маджа.) Абу Джухайм ибн Харис передал:
"Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, встретил человека у колодца Джамл который приветствовал его, но он не ответил на его приветствие, пока не вытер свое лицо и руки. " (Это передали Ахмад, Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ан-Наса'и.)
Это действие было из предпочтительных, но не обязательных. Упоминание имени Аллаhа допустимо для того, кто находится в состоянии чистоты, кто имеет малое осквернение,человеку в состоянии большого осквернения или тому, кто стоит,сидит и так далее. 'Айша сказала: " Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, поминал Аллаhа всегда." (Это передали " пятеро "кроме ан-Наса'и.) Аль-Бухари записал его в форме му'аллак.) 'Али сообщил: " Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, пришел из отхожего места, рассказывал нам и ел мясо с нами. Ничто не останавливало его от чтения Кур'ана кроме большого осквернения(после полового акта ,и.т.п). " (Об этом передали " пятеро " Aт-Tирмизи и Ибн ас-Сакин отнесли его к категории сахих.)
2. Когда человек отправляется спать
Аль-Барра ибн 'Аазиб сообщил, что Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал:
"Когда вы ложитесь спать, совершите омовение, ложитесь на правый бок и затем говорите:" O Аллаh, я вручаю свою душу Тебе, и я поворачиваю свое лицо к Тебе. Я доверяю свои дела Тебе. Прибегаю к Твоей защите с надеждой и опасением. Нет прибежища и спасителя кроме Тебя. Я подтверждаю свою веру в Твои книги, которые Ты открыл и в Твоих пророков, которых Ты послал. " Если вы умрете в этой ночью, то будете на верном пути. Сделайте это своим последним утверждением (ночи). Он сказал, что повторил эту мольбу Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, и он сказал: " ... и Твоих посланников. " Пророк сделал замечание: " Нет,... и пророков, которых Ты послал." (Об этом рассказал Ахмад, Аль-Бухари и ат-Тирмизи.)
Это также относится к тому, кто находится в большом осквернении. Ибн 'Умар спросил Пророка:
" O Посланник Аллаhа, можно ли нам спать в состоянии большого осквернения(после полового акта)? " Пророк ответил: " Да, если совершите омовение. " 'Айша сообщила, что когда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, хотел спать в состоянии осквернения (после полового акта)он обмывал свои половые органы и совершал омовение. "(Это передала " группа.")
3. Для удаления большого осквернения (после полового акта, и.т.п)
Если человек в состоянии большого осквернения хочет, есть, пить или иметь сношение со своей женой снова, то он должен совершить омовение.
'Айша сказала: " Когда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, был в состоянии осквернения из-за полового акта и хотел, есть или спать, то совершал омовение. " 'Aммар ибн Йасир сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, разрешил человеку в большом осквернении есть, пить или спать, если он выполнил сначала омовение. (Это передали Aхмад и ат-Тирмизи, который отнес его к разряду сахих.)
Абу Са'ид сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал : "Если кто - то имел половой акт со своей женой и захочет повторить акт, то он должен совершить омовение. " (Это передала " группа " кроме Аль-Бухари. Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и Аль-Хаким сделали запись этого с дополнением: "Это делает (человека) более оживленным".)
4. Перед выполнением г'усл
Предпочтительно сделать омовение перед совершением г'усл независимо от того, был ли это г'усл обязательным или желательным актом. 'Айша сказала:
" Когда Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал полное омовение, то начинал с мытья рук, затем он наливал воду с правой рукой на левую, а затем обмывал половые органы. После этого он совершал омовение". (Это передала " группа".)
5. Перед приемом пищи, которого касался огонь
Ибрагим ибн 'Абдуллах ибн Кариз сказал: "Я проходил мимо Абу Хурайры, когда он совершал омовение, и он сказал:"Ты знаешь, почему я совершаю омовение? Потому что я ел йогурт, высушенный на огне, и я слышал, как Посланник Аллаhа да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: "Совершайте омовение перед употреблением пищи, которого касался огонь."(Об этом рассказали Ахмад, Муслим и "четверо")
'Айша передала, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: "Совершайте омовение от любого контакта с огнем. " (Об этом передали Ахмад, Муслим, Ан-Наса'и и Ибн Маджа.) Этот приказ - желательность этого действия, как это ясно показывает следующий хадис: " 'Амр ибн Умаййа аз-Замари сказал: " Я видел как Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, отрезал часть туши овцы и ел его. Когда прозвучал призыв на молитву, он положил нож и, не совершая омовения, стал на молитву. " (Об этом передали Аль-Бухари и Муслим.)
6. Обновление омовения перед каждой молитвой
Бурайда сказал: " Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал омовение для каждой молитвы. В день завоевания Mекки, он сделал омовение, протер по носкам и неоднократно молился с только одним омовением. 'Умар сказал ему:" O Посланник Аллаhа, ты сделал нечто, чего не делал (прежде). " Он ответил: " Я сделал это намеренно, 'Умар. " (Об этом передали Aхмад, Муслим и другие.)
Анас ибн Малик сказал: "Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал омовение для каждой молитвы". Его спросили: "А что делали вы? " Малик сказал: " Мы молились с одним омовением, пока мы не нарушали его. " (Это передали Aхмад и Аль-Бухари.)
Абу Хурайра сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: "Если бы это не стало затруднением для моей уммы, то я повелел бы совершать омовение перед каждой молитвой. " (Это передал Ахмад с хорошей цепью рассказчиков.)
Ибн 'Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: "Тот, кто сделает омовение, в то время как он - уже в состоянии чистоты, будет иметь десять хороших дел записанных для него. " (Об этом передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.)