Перейти к содержимому

Close
Фотография

Умар ибн аль Хаттаб. Часть 11. Губернаторы Умара ибн Хаттаба


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 21 марта 2013 - 12:26

bismi


Please Login or Register to see this Hidden Content




Сегодня мы поговорим о постановлениях Умара ибн Хаттаба при выборе губернаторов. Губернатор - это человек, который будет встречаться с людьми, и представлять Умара ибн Хаттаба в различных мусульманских государствах. В те дни было невозможно иметь централизованную систему. Это была больше федеральная система, при которой мусульманский Халифат был разделен на государства – Уилаяты, и каждое государство возглавлял губернатор.
Губернаторы имели большую независимость. Следует помнить, что в те дни не было телефонов, факсов, е-мейлов, средства передвижения были очень медленными, не было ни самолетов, ни машин, ни поездов. Поэтому не было централизованной системы, руководство которой осуществлялось и контролировалось бы из Медины. Поэтому выбор губернаторов Умаром ибн Хаттабом был очень важным, потому что они должны были представлять его при установлении законов Аллаха Азза Уа Джаль. Какие качества должен был иметь человек для того, чтобы его назначили Уалием?

В то время существовали следующие посты: Уали, также амир аль джунд - военный амир (генерал), къадий – судья, и амир закята - тот, кто собирает закят. Они были независимыми, а иногда совмещали работу.

N 1. Первым номером Умар ибн Хаттаб искал аль кауи аль амин. Литературный перевод аль кауи означает сильный. Я думаю, что мы уже говорили об этом ранее, что это означает компетентность. Кто-то, кто компетентен в данной области. Это слово не обязательно подразумевает физическую силу. Тот, кто компетентный в данной области. А также амана. Необходимо, чтобы человек заслуживал доверия.

Умар ибн Хаттаб заменил Шерхаби бин Хасана, одного из амиров. Вместо него он назначил Муавию бин Абу Суфьяна. Шерхаби пришел к Умару ибн Хаттабу и спросил: "Ты заменил меня потому, что я сделал что-то неправильно? Ты рассердился на меня, я разозлил тебя, сделав что-то?" Умар ибн Хаттаб сказал: "Нет, причина не в этом. Просто есть люди, которые сильнее, чем другие. Причина в том, что я думаю, что у Муавии больше способностей выполнить эту роль".

Шерхаби бин Хасана был хорошим военным лидером, во времена Абу Бакра Сиддика Рады Аллаху Анху, он был назначен командующим одной из армий в Шаме. Но сейчас на этот пост следовало назначить гражданского человека, и Муавия заменил его. Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху подтвердил, что один человек может быть сильнее другого.

Еще один рассказ. Умар ибн Хаттаб спросил: "Кто лучше, му’мин муттакъи (у которого есть богобоязненность), но он слабый, или тот, кто сильный?" Он получил такой ответ: "Богобоязненность мусульманина она для него самого, но его слабость может навредить делу, тогда как сила человека может принести пользу делу". Они сказали Умару, что назначение сильного человека, у которого меньше богобоязненности лучше, чем, если назначить слабого человека.

Здесь очевидно, что мы говорим об относительной шкале богобоязненности, мы не говорим о человеке, который является фасиком (нечестивцем). У обоих есть богобоязненность, но у одного ее больше, чем у другого. Определенный уровень богобоязненности должен быть у каждого, кого назначают руководителем, не важно, на какой пост.

Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху сказал: "О, Аллах прибегаю к твоей защите от сильного неверующего и слабого (или неспособного) верующего". Прибегаю к твоей защите от кяфира сильного, от кяфира, преданного служителя шайтана, который мало спит и много работает. Прибегаю к твоей защите от верующего, который ничего не делает.

Постарайтесь не быть одним из тех, от кого Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху искал защиты у Аллаха Азза Уа Джаль. Нет смысла быть верующим, который знает правду, у которого есть басыра (видение), который видит свет, который знает о Рае, об адском огне и сидит, ничего не делая. И быть кяфиром, который слепой, не видит правды, который ничего не знает, кроме пути шайтана, и он преданный, он активный, и он много работает.

Как может солдат шайтана быть лучше, чем солдат ар-Рахмана (Милостивого)? Позор, если это так! Поэтому, братья и сестры, не будьте одними из них.

Джибриль Алейхи ссалям сказал Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: "Я удивляюсь, как человек может знать о Рае и не работать на него, как он может знать об Адском огне и спать и не искать защиты от него? Как это может быть?"

А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "В Судный день, если будет человек, которого тащили лицом в дунья…" Только представьте, чтобы человека тащили лицом вниз или он был сбит машиной, со дня рождения до дня смерти. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если будут те, которых тащили лицом по земле в дунья, со дня рождения и до дня смерти, они посчитают это незначительным в Судный день, представ перед ликом Аллаха”. Если вы страдали всю свою жизнь во имя Аллаха Азза Уа Джаль, вас тащили лицом вниз, испытывая мучения изо дня в день, то в Судный день, когда вы увидите реальность, тогда все, что было сделано с вами, покажется вам как незначительное, как ничто. Люди в Раю ни о чем не сожалеют, кроме тех моментов, которые прошли в жизни, когда они не поминали Аллаха.

N 2. Опыт. Умар искал опытного человека. Он чуть было не назначил на пост Уали одного человека, когда Умару ибн Хаттабу сказали, и это, очевидно, сказали как похвалу этому человеку, что этот человек не знает что такое зло. Умар ибн Хаттаб сказал: "Если он не знает зла, то он может совершить его". И он отказался назначать его на этот пост.

Умар ибн Хаттаб хотел опытного человека, который знает, что такое шарр (что такое зло), потому что, если он знает о зле, он не совершит его. Умар ибн Хаттаб не был заинтересован в том, чтобы найти человека, которого сегодня мы называем книжным червем, который сидит дома, изучая книги, поступая в соответствии с шариатскими знаниями, но не знает, что происходит на улице. Такой человек неопытный, он будет шокирован действительностью, у него идеальное представление о мире.

Умар ибн Хаттаб в одном из своих высказываниях сказал: "Ислам будет потерян, когда будут люди, которые не будут знать, что такое Джахилия (времена невежества)". Он сказал, что те поколения, которые родились в исламе и не знают ничего, кроме Ислама, не знают Джахилию, именно они потеряют Ислам. Почему? Потому что они не знают горького вкуса Джахилии. Они не попробовали Джахилию. Слышать о чем-то не то, что видеть. Мы можем прочитать о Джахилии. Но те, которые жили во времена Джахилии, они действительно, действительно очень ненавидят Джахилию.

Можно встретить бывшего курильщика, который ненавидит запах сигарет больше, чем тот, который никогда в жизни не курил. Курильщик попробовал это и больше не может выносить этот запах. Примерно то же происходит с алкоголиком или наркоманом, хотя все может быть и по- другому, у них может все еще быть пристрастие.

Что касается сподвижников, которые выросли в ширке, для них Ислам это все, потому что Ислам спас их. Но для того, кто родился в Исламе, тот принял это как само собой разумеющееся. Умар ибн Хаттаб сказал: "Если вы не знаете шарр (если вы не знаете зло), вы можете быть вовлечены в него". Поэтому Умар ибн Хаттаб искал человека опытного, которого нельзя обмануть, нельзя одурачить, человека, который не был бы наивным.

N 3. Одним из условий было то, что Умар ибн Хаттаб никогда не назначал родственника, даже если он будет квалифицированным. Одним из наиболее квалифицированным человеком среди сподвижников был Абдуллах бин Умар. Его имя предлагалось на многие должности, на что Умар ибн Хаттаб реагировал очень жестко. Однажды Умар сказал, что ему нужен человек с такими-то качествами. Ему сказали: "У меня есть такой человек. Я знаю такого человека". Умар спросил: "Кто это?" Он сказал: "Абдуллах ибн Умар". Умар ибн Хаттаб сказал: "Пусть Аллах убьет тебя! Ты не должен предстать перед ликом Аллаха с таким заявлением. Ты только хочешь этим сделать так, чтобы я был счастлив". Даже если этот человек был искренним в этом.

Умар ибн Хаттаб запретил назначать кого-либо из своей семьи на ответственные посты, а наиболее любимым из семьи для него был Абдуллах. Он сказал ему: "О, мой сын! Достаточно для одного из нас, чтобы нас испытали в Судный день за ответственность перед мусульманами". Достаточно для одного из семьи Умара нести ответственность в Судный день за все, что происходило с каждым мусульманином. Я не хочу, чтобы кто-нибудь из моей семьи страдал от этого в Судный день. Он рассматривал это как ответственность, за которую он будет спрошен.

Он сказал: "Если кто-нибудь назначит родственника или друга только по причине родства или дружбы, он предаст Аллаха и его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует". Если вы назначите родственника или друга, и причиной назначения будет то, что он ваш друг или родственник, тогда вы предадите Аллаха и его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

В наших организациях, в наших мечетях, в наших исламских группах мы должны быть уверенными в том, что поводом назначения человека не является то, что он из вашего рода, из вашего клана, из вашей семьи, что он ваш муж. Человека следует выбирать по его достоинствам, по его квалификации. Потому что это - амана. Человек, который назначает кого-то, это человек, который несет ответственность.

N 4. Умар никогда не назначал того, кто просился на этот пост. Если он чувствовал, что человек стремится получить такую ответственность, что кто-то жаден до власти, он отказывал ему, он не назначал того, кто очень хотел получить эту ответственность. Он сказал: "Кто просит об этом деле, того не поддержит Аллах". Если человека назначили на такую должность, тогда Аллах поддерживает его и оказывает помощь. Если человек просит о ней и борется за нее, тогда Аллах оставляет его одного в этом. А при таком положении человеку определенно необходима помощь Аллаха Азза Уа Джаль, и он не хочет быть наедине с такой ответственностью. Так, тому, кто просит о назначении Аллах не помогает, а тому, кто не просит об этом, не имеет значения, назначат его или нет, Аллах помогает.

N 5. Это интересное условие. Умар ибн Хаттаб запретил любому, кто несет ответственность (ответственному лицу), участвовать в торговле или в коммерции. Если человек Уали, ему не позволяется участвовать в бизнесе. Ему платят хорошую зарплату, но ему не позволяется инвестировать какие-либо деньги и участвовать в бизнесе. Ибн Халдун говорит об этом в своей книге "Мукаддима", у него там длинное повествование об этом.

Он говорит: "Когда политика и бизнес смешиваются, тогда бизнес становится неправильным. Если кто-либо, у кого есть политическая власть, начинает заниматься бизнесом, то у него преимущество перед бизнесменами, которые не являются политиками. Это происходит из-за сбалансированности, которое существует на рынке".

Как видите, Ислам разрешает заниматься бизнесом без каких-либо ограничений, кроме ограничений Шариата. Например, когда цены в Медине стали очень высокими, к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли люди и сказали: "О РасулюЛлах, назначь цены для нас", то есть, сделай цены ниже для нас. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Аллах Единственный, кто определяет цены и Он тот, кто дает ризк. А я не хочу отвечать в Судный день за то, что я вмешался и не позволил, чтобы ризк дошел до того, кому он предназначался".

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что на рынке существует определенная сбалансированность и этот баланс определяет цены, это спрос и предложение, как его называют сегодня. Даже если эту сбалансированность так не называли в хадисе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но оно такое же: спрос и предложение. Именно Аллах Азза Уа Джаль устанавливает цены на основании спроса и предложения на рынке. Иногда цены будут расти, иногда они будут понижаться. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что я не хочу впутывать себя и устанавливать или фиксировать цены, потому что я, таким образом, буду оказывать давление на кого-либо из них, или на покупателя, или на продавца. Я был бы несправедлив к одному из них.

Как бы то ни было, когда кто-либо, у кого есть политическая власть, включается в бизнес, что дает ему преимущество для себя и для рынка, остальные участники бизнеса будут в невыгодном положении. Ибн Халдун сказал: "Это приводит к фасаду (нечестию), коррупции". И он сказал, что султан и все его работники должны убрать свои руки от бизнеса. Полностью. Им должны платить достаточную для них зарплату из Мусульманской Казны и им нельзя разрешать принимать участие, ни в каком бизнесе. Политиков следует отделить от бизнесменов. Именно это сказал Умар ибн Хаттаб за столетия до ибн Халдуна. Его Уалиям не разрешалось участвовать в бизнесе.

N 6. Чтобы быть уверенным, что это правило действует, он проверял финансовое состояние претендента на пост Уали до его назначения и после его ухода с работы. Так, он делал мухасаба, т.е. проводил учет каждой копейке, которая была у Уалия.

Например, возьмем Муаза бин Джабаля. Он учитывал его состояние до и после того, как он уходил с этого поста. Он заставлял снова отчитываться за каждую копейку. Если у Уалия были какие-либо излишки, Умар ибн Хаттаб забирал их у него. Если у человека было 100 тысяч до того, как он стал Уалием, а после ухода с должности у него стало 150 тысяч, он забирал 50 тысяч и отдавал их в бейтумаль, в Казну. И если обратиться к времени правления Умара ибн Хаттаба, не предполагалось, что когда ты уйдешь с поста, у тебя может быть больше денег, чем было. Тебе платят зарплату, чтобы ты мог прожить и все. Не предполагалось, что ты будешь работать, как миллионер. На самом деле, говорят, что он приказал своим Уалиям приходить в Медину днем, а не ночью, чтобы они не могли ничего спрятать.

N 7. Умар заставил их подписывать контракты, чтобы они были свидетелями некоторых пунктов контракта. Также был запрет на использование бардуна. Бардуна - это животное, по размеру между ишаком и лошадью, и он очень дорогой, его использовали как транспортное средство для элиты. Умар ибн Хаттаб сказал, что ни одному из моих губернаторов не разрешается пользоваться ими. И вы не должны есть дорогую еду, (никакого пиара, ничего дорогого). И вы не должны носить дорогую одежду, (никаких пиджаков и галстуков, никакой дорогой одежды, Умар ибн Хаттаб не любил ее). И вы не можете закрывать дверь ни перед одним мусульманином, ни перед кем, кому нужна ваша помощь. Вы должны быть доступны и готовы помочь ему. Его губернаторы были на самом деле слугами народа.

N 8. Шура перед тем, как он выбирал Уали. Умар ибн Хаттаб советовался с другими сподвижниками такими, как Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Зубейр ибн Ауам, АбдуРрахман бин Ауф, Сад бин Абу Уаккас. Они были ближайшими его советниками. Он советовался с ними прежде, чем назначить кого-либо.

N 9. Если он не знал Уали с первых рук (лично), он проверял его. Так однажды, он пригласил Аль Ахнафа бин Кейса в Медину. Ахнаф бин Кейс приехал в Медину. Умар ибн Хаттаб стал удерживать его в Медине. Ахнаф хотел уехать, но Умар удерживал его. Он держал его целый год! Когда год закончился, Умар ибн Хатаб сказал: "О Ахнаф, я проверял тебя и понял, что снаружи ты хорош, и я прошу Аллаха, чтобы внутри ты был еще лучше". Он сказал: "О Ахнаф, нам говорили, что Умму разрушат знающие мунафики. О Ахнаф, знаешь, почему я держал тебя целый год? Потому что я хочу назначить тебя губернатором".

Он проверял его, он не торопился с решением, он не был спонтанным. Умар ибн Хаттаб не принимал решения, пока точно не знал, что делать. Он не торопился с принятием решения. Иногда мы очень торопимся с выводами. Мы увидели человека и сразу же делаем выводы о нем. Даже если у нас совсем нет фараса (интуиции). Мы услышали о чем-то новом, и сразу же выносим решение. Мы прочитали о чем-то в газете, и сразу же делаем выводы. Нет, проглотите это, посидите над этим, подумайте об этом, не подчиняйтесь своим капризам, своим эмоциям. Мусульмане не должны торопиться с вынесением решения. Особенно когда это относится к информации, которая поступает из фасак источников (от нечестивцев).

“О те, которые уверовали! Если фасик (нечестивец) принес вам весть, то разузнайте….” (сура Худжурат, аят 6).

Вы поверите фасику (нечестивцу), коррумпированному человеку, человеку, который не заслуживает доверия, который сообщает вам какую-то новость? Проверьте его информацию вначале. Потратьте время, чтобы проверить.

N 10. Умар ибн Хаттаб никогда не разрешал себе и своим губернаторам назначать на государственные посты немусульманина. Никогда. Это было установленное правило.

Однажды, Умар ибн Хаттаб встретился с Абу Мусой. Он сказал Абу Мусе: "Твой помощник делал доклад в мечети?" Абу Муса сказал: "Он не был в мечети". Умар ибн Хаттаб сказал: "Как это?" Абу Муса ответил: "Потому что он христианин". Этот христианин помогал Абу Мусе аль-Ашари. Умар ибн Хаттаб сказал: "Не приближайте их, когда Аллах отдалил их от вас. Не оказывайте им почести, когда Аллах бесчестит их, и не доверяйте им, когда Аллах сказал, что им нельзя доверять".

У Умара ибн Хаттаба был слуга по имени Ашик. Он сказал своему слуге христианину: "Я хочу, чтобы ты стал мусульманином, потому что я хочу доверить тебе ответственный пост, но нам нельзя брать в помощники немусульманина". Ашик сказал: "О Амир Правоверных, я не хочу менять свою религию". Умар ибн Хаттаб сказал: "Нет принуждения в религии".



Некоторые характеристики людей, которых выбирал Умар ибн Хаттаб, Рады Аллаху Анху.

Первое - Зухд (аскетизм). Все они были аскетами. У них был зухд. Они не были привержены к дунья, они не любили дунья. Поэтому они работали ради Аллаха Азза Уа Джаль и Ахъира. Они не служили личным интересам. Все они были мурзухад (ведущими аскетичный образ жизни). Но некоторые из них были даже на более высоком уровне. Такие, как Саид бин Амир, Абу Муса аль-Ашари, Муаз бин Джабаль, Абу Убейда ибн Джаррах, Сальман аль-Фариси. Они были известными среди сподвижников своим зухдом, все сподвижники были захидами, но эти были на еще более высоком уровне. Это люди, которых Умар ибн Хаттаб назначил на пост Уали.

Второе - Скромность. Они были очень скромными, и власть не испортила их. Они жили простой жизнью арабов Аравийского полуострова. Римляне отправили своего представителя на встречу с амиром армии в Шаме. Кто был амиром? Абу Убейда, один из десяти, кому был обещан Рай при жизни. Этот римский представитель, выходец из другой определенной культуры. Римляне вообще, относились к своим лидерам с особым почтением, они одевались по-другому, они сидели по-другому, они действовали по-другому.

Так вот, лидер римлянов вошел и увидел, что мусульмане сидят на полу. Он спросил: "Где ваш Амир?" Ему указали на Абу Убейду. Он сказал: "Я подошел к человеку, который сидел на полу, его лук был на плече и он играл стрелами в своих руках. Я подошел к нему и спросил: "Почему ты сидишь на полу?" СубханаЛлах, он прибыл с совсем другой миссией, но не смог удержаться, чтобы не спросить Абу Убейду, почему он сидит на полу. Разве ты будешь другим в глазах Аллаха Азза Уа Джаль, если ты будешь сидеть на троне?

Абу Убейда Рады Аллаху Анху сказал: "Я буду предельно откровенен с тобой. Я скажу тебе правду. У меня нет ни одного дирхама или динара в кармане. У меня ничего нет. Я разорен. Мне приходится брать взаймы у моего брата Муаза бин Джабаля, чтобы прокормить себя".

Представьте себе, Амир говорит такое представителю римлян. Затем он сказал: "Но даже если бы у меня было достаточно денег, чтобы купить трон для себя, чтобы восседать на нем, я не собираюсь быть тем человеком, который сидит на троне, а мои братья мусульмане будут сидеть подо мной на полу, тогда как они лучше, чем я в глазах Аллаха".

Затем он добавил: "Мы слуги Аллаха, мы работаем на земле, мы сидим на земле, мы едим на земле, мы спим на земле, но это не унижает нас в глазах Аллаха, на самом деле это поднимает наш статус в глазах Аллаха Азза Уа Джаль".

Они были очень, очень скромными, простыми. Из сказанного нам следует извлечь урок. Не вещи, которые мы носим делают нас тем, кто мы, не мнение, которое мы стараемся поддержать, не машина, на которой мы ездим, а то, что в наших сердцах. Иногда, когда люди надевают на себя маску, которая фальшивая, Аллах Азза Уа Джаль не дает им умереть до тех пор, пока он не раскроет их.

Мы просим Аллаха Азза Уа Джаль, чтобы Он дал нам ситр (покрывало, скрыл наше плохое), чтобы запечатал наши тайны, и чтобы он сделал то, что у нас в душе, лучше чем то, что снаружи.

Аллах Азза Уа Джаль оказывает честь этим сподвижникам, но этой чести они заслужили не одеждой, которую носят, не бардунами, на которых ездят, не троном, на котором сидят. Он чтит их, вкладывая любовь в сердца верующих к аулиям Аллаха Азза Уа Джаль. Каждый Уали Аллаха Азза Уа Джаль любит Умара ибн Хаттаба, каждый аулия Аллаха любит Абу Убейду, даже если Абу Убейда сидит на полу. Потому что все сподвижники Рады Аллаху Анхум понимают, что не местонахождение амира придает ему его статус. Они понимают слова Аллаха, сказанные в Коране:

"Аллах дает власть тому, кому пожелает, и отнимает ее у того, у кого пожелает". (сура аль-Имран, аят 26)

Человек может быть на самом высоком уровне величия, силы и власти, а Аллах Азза Уа Джаль может унизить его и поставить на самый низкий уровень. Это может произойти. Аллах Азза Уа Джаль дает королевство тому, кому пожелает и отнимает его у того, у кого пожелает. Аллах Азза Уа Джаль почитает того, кого пожелает и унижает того, кого пожелает. И неизбежность Аллаха Азза Уа Джаль в том, что он почитает верующих и унижает неверующих. И если это не происходит в дунья и не происходит в какой-то день, это непременно произойдет в Судный День. Аллах Азза Уа Джаль говорит в Коране, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит в хадисе: "Пусть неверующие делают все, что они хотят, берут власти столько, сколько они хотят, собирают столько денег, сколько хотят, Аллах Азза Уа Джаль разоблачит их и поставит на то место, которое они заслуживают".

Все в этом мире временно и проходит. Деньги Харуна не были долгими, и царство фараона не было долгим, Аллах Азза Уа Джаль унизил их обоих. Но самое большое унижение для них обоих будет в Судный День, когда они встретятся с Аллахом Азза Уа Джадь. А верующие, которых унижали в дунья, которых преследовали и убивали, Аллах Азза Уа Джаль приготовил им очень высокий статус в Судный День. Просто представьте себе, что Аллах Азза Уа Джаль сделает с людьми аль Ухдуд, неверующие будут гореть заживо в котлах. Какой почет окажет Аллах Азза Уа Джаль шахидам. Как Аллах Азза Уа Джаль почтит Хамзу бин Абдуль Мутталиба, как Аллах Азза Уа Джаль почтит чтецов Корана, которых казнили неверующие арабские племена?

Аллах Азза Уа Джаль придаст им очень высокий статус в Судный День и все будут завидовать этому статусу и все захотят последовать их путем. Если вы не видели справедливости в дунья, если вы видели много несправедливости в дунья, не огорчайтесь, потому что есть День справедливости, День Суда. Поэтому он называется Днем Суда. Это День Суда, День Справедливости.

Третье - они были набожными. У Умара ибн Хаттаба возникали проблемы с тем, чтобы уговорить кого-либо стать губернатором. Утба бин Газван пришел к Умару ибн Хаттабу и сказал: "Я не хочу быть губернатором Басры. Найди кого-нибудь другого". Умар ибн Хаттаб отказал ему. Когда губернатор Хомса умер, Умар ибн Хаттаб старался уговорить Ибн Аббаса стать губернатором. Ибн Аббас сказал: "Ни в коем случае. Я не Уали, я не хочу быть Уалием".

Нугман бин Макран сказал: "Пожалуйста, освободи меня от поста Уали, я хочу воевать на пути Аллаха". Умар ибн Хаттаб пришел к Зубейру бин Ауаму и сказал: "Ты мой губернатор Египта". Египет, сокровищница, очень важная, богатая и огромная страна. "Зубейр, ты мой губернатор Египта". Зубейр сказал: "Я не хочу быть губернатором Египта, я хочу быть муджахидом на пути Аллаха и помощником мусульман". Они хотели жить такой жизнью, они не искали постов в тылу и не хотели становиться лидерами, они хотели идти по пути Аллаха и умереть на пути Аллаха. Это был путь, который они выбрали себе сами.

Четвертое - ответственность Уалиев. Какая была ответственность Уалиев в те дни?

Номер 1. Самая важная ответственность это установление Дина (религии) Аллаха. Язид бин Абу Суфьян написал письмо Умару ибн Хаттабу: "Люди в Шаме умножились, население выросло, и они заполняют города в Шаме. Им нужны люди, которые учили бы их Корану. Помоги мне с людьми, которые будут учить их Корану". Умар ибн Хаттаб послал ему пятерых фукаха, пятерых сподвижников. Сподвижников не хватало, их было очень мало. Несмотря на это, СубханАллах, земли, которые были завоеваны сподвижниками или земли, в которых распространялся Ислам и не только Ислам, но также и арабский язык, эти земли процветали, в отличие от земель которые, были завоеваны после сподвижников.

В Шаме жили некоторые арабские племена, но не все в Шаме были арабами. Сирия, Иордания, Палестина, Ливан не все люди были арабами, там было много других, даже римлян. Арабы были разбросанными племенами. Теперь во всех этих четырех странах государственным языком является арабский. Других языков в этих странах нет. Египет был не арабской страной. Там жили копты и у них был свой язык. Сегодня Египет принял арабский язык, и они стали арабами. В Северной Африке жили берберы, затем некоторые арабские племена поселились в Алжире, Тунисе, Марокко, Ливии. Как бы то ни было, все эти страны говорят на арабском языке.

В Андалуссии также, в течение восьмисот лет язык был арабский. Мы видим, что во времена табиинов, Ислам и язык все же распространялся на этих территориях. Так, хотя сподвижников было мало Аллах Азза Уа Джаль благословил их труд. СубханАллах, мы не могли даже представить, сколько хасанатов (благие поступки) скопилось на весах у сподвижников Рады Аллаху Анхум в Судный День. То, что мы мусульмане сегодня это их заслуга. Это запишется им. Все, что мы делаем, они получат как копию, получат на свой счет. В свое время Умар ибн Хаттаб построил 5 тысяч мечетей.

N 2. Обеспечение мира и безопасности для людей. Они управляют ими, они защищают их. Мир процветал. Мусульманин мог пойти на молитву, оставив свой магазин не закрывая его. Мусульманка могла ходить и ехать, никого не боясь. РасулюЛлах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе: "Мусульманка могла проехать весь путь из Ирака в Мекку не боясь никого, кроме Аллаха Азза Уа Джаль".

Умар ибн Хаттаб написал письмо Абу Мусе аль-Ашари и сказал: "Ахъифуль фусак. Всели страх в сердца преступников". Фусак - это воры, грабители, гангстеры. Вложи страх в их сердца, заставь их подумать дважды прежде, чем они совершат какое-либо преступление. Внуши страх посредством аль-худуд (наказание по шариату) Аллаха Азза Уа Джаль. Вот как они обеспечивали безопасность людей.

N 3. Аль Джихад фи сабилиЛлях. Ответственность Уали заключалась в установлении этого великого обряда Ислама, это аль джихад фи сабилиЛлях. В их обязанности входило посылать добровольцев. Они организовывали набор добровольцев в мечетях. Имам набирает в ряды воинов, а затем все новобранцы отправляются в лагеря. Функция Уалиев направлять их туда, где они нужны.

Умар ибн Хаттаб обещал своим людям, он сказал: "Я обещаю вам защищать ваши границы". Обязанностью Уали на приграничных землях было защищать границы от нападения куффаров.

Увеличилось строительство крепостей. Умар ибн Хаттаб сказал Амр бин аль-Асу строить крепости в Гизе, потому что в Египте и в Средиземноморье их могли атаковать Римские корабли. Поэтому он хотел, чтобы были построены крепости.

Также обязанностью Уали было собирать разведывательную информацию для Халифа. Мы знаем, например, что у Абу Убейды было много мусульман, которые собирали информацию для него, а потом он посылал эту информацию Умару ибн Хаттабу Рады Аллаху Анху.

Умар ибн Хаттаб попросил у Уалиев выращивать лошадей. У них были пастбищные земли, и они могли выращивать сотни лошадей. Эти лошади предназначались не для чего иного, как для джихада фи сабилиЛлях. И больше ни для чего не использовались. (Сейчас у меня нет с собой цифр по количеству лошадей в аль Басре и в Куфе). Они были преданы этим лошадям, и забота о них входила в обязанности Уалия, и он назначал людей на полный рабочий день заботиться об этих ранчо.

Распространилось обучение молодежи. Умар ибн Хаттаб приказал, чтобы в каждом Уилаяте были открыты тренировочные лагеря для молодежи, где бы их обучали стрельбе по мишеням, плаванию и езде верхом. Этим трем видам. Хотя это было небезопасно. Умару ибн Хаттабу доложили о том, что один из юношей погиб во время тренировки, но это не поменяло дела, и Умар ибн Хаттаб сказал, чтобы тренировки продолжались. Даже если кто-то погиб, тренировки следует продолжать, потому что они на пути Аллаха.

Уалии отвечали за финансирование армии и выплату зарплаты воинам. Они также принимали участие в соглашениях, и в переговорах по соглашениям с врагами. Они делали все возможное, чтобы обеспечить людей пропитанием. Передается от Аль Байхаки, что Умар ибн Хаттаб продолжал обеспечивать бедуинов в лагерях беженцев, о которых мы говорили. О тех бедуинах, которые пришли в Медину и остались в лагерях беженцев. Умар ибн Хаттаб продолжал расходовать на них, пока Аллах Азза Уа Джаль не усмирил голод в год Рамады, пока не пошел дождь, и бедуины стали собираться обратно на свои земли.

Аль Байхаки передает, что Умар выехал на своей лошади посмотреть, как беженцы уезжают из Медины и возвращаются к себе домой, и говорит, что по его щекам текли слезы. Один человек из воинов сказал ему: "Голод Рамады прекратился благодаря тебе". Умар ибн Хаттаб ответил: "Горе тебе, ты можешь говорить, что я тратил деньги из своего кармана, или деньги моего отца аль Хаттаба? Я тратил из денег Аллаха". Умар ибн Хаттаб очень растрогался, когда увидел, как беженцы с детьми, женами, на верблюдах уезжали из лагеря, в котором они провели месяцы, испытывали голод, где многие из низ умерли, где Умар ибн Хаттаб готовил для них, ухаживал за ними, помогал им, и теперь, АльхамдулиЛлях, когда проблема закончилась, они возвращались на свои земли.

Биляль Рады Аллаху Анху был один из сахабов, он очень заботился о том, чтобы Умма не стала мягкой. Вы знаете, некоторые люди очень строги к себе и хотят, чтобы все были строгими. Биляль был одним из таких людей. Он пришел к Умару ибн Хаттабу, жалуясь на то, что произошло в Сирии. Он сказал: "О Амир Правоверных! Твои военные генералы в Шаме едят мясо разных птиц, цыплят и они едят мягкий хлеб, тогда как у других мусульман нет доступа к ним". Умар ибн Хаттаб сказал: "Приведите их, приведите их всех сюда".

Они пришли к Умару ибн Хаттабу и он спросил: "Правда то, что говорит Биляль?" Язид бин Абу Суфьян сказал: "То, что говорит Биляль о том, какую пищу мы едим, правда. Но это потому, что она очень дешевая у нас. Она стоит столько же, сколько мы бы платили, если бы кормили наши семьи в аль-Хиджазе. Мы тратим такое же количество денег, которое мы бы тратили, если бы были в Медине, мы покупаем эти продукты, потому что они на этой земле очень дешевые". Умар ибн Хаттаб сказал: "Нет, пока я не буду уверен, что вы обеспечиваете своих людей".

Когда людей привели, он спросил: "Сколько еды вам необходимо на месяц?" Они сказали столько-то хлеба, столько-то уксуса, столько-то оливкового масла". Умар ибн Хаттаб сказал: "Мы напишем договор между вами и вашими губернаторами о том, что они будут снабжать вас этим количеством продуктов в добавление к тому, что правительства выделяет помощь. Если они не будут выполнять условия договора, то вы придете ко мне, и выскажите свои жалобы, а я прослежу, чтобы они выделяли вам то, что вам положено". Умар ибн Хаттаб не разрешил губернаторам есть мягкий хлеб, пока не удостоверился, что все в Шаме живут на полный желудок и у каждого есть все необходимое.

Умар ибн Хаттаб хотел, чтобы губернаторы проводили Шуру (совет) со старшими и опытными людьми. Он услышал, что Абу Муса аль-Ашари провозгласил политику открытых дверей в Шуре. Каждый мог прийти на Шуру: молодые, образованные, необразованные, все. Умар ибн Хаттаб сказал ему: "Открывайте дверь в первую очередь лидерам народа, знающим людям, людям которые знают Коран и Ислам, пусть они входят первыми и занимают свои места, а затем, если будут свободные места, тогда пусть заходят остальные". Умар ибн Хаттаб говорит, что, когда дело касается Шуры, консультаций, мы должны консультироваться с лидерами, с учеными, с экспертами, они должны быть первыми, нельзя просто открыть двери и приглашать всех на Шуру.

И это относится не только к Шуре, но и к выборам лидеров. Это относится и к проведению Шуры, и к выборам лидеров, это должны делать опытные и знающие люди. Он сказал Абу Мусе: “У людей есть лидеры, которые представляют их в просьбах об их нуждах. Поэтому оказывайте честь этим людям”. В клановом обществе у клана есть лидеры, эти лидеры обращаются к султану с просьбами за своих людей. Этому нужно это, тому нужно то. Умар ибн Хаттаб сказал: "Оказывайте уважение людям, которые помогают другим".

Губернаторы Умара ибн Хаттаба были обычно очень заботливыми людьми. Они не только были справедливыми, знаете, можно быть справедливым, но сухим, оказывать помощь и оставаться в стороне от людей. Умар ибн Хаттаб хотел, чтобы они проявляли.., не проявляли сострадание, а чувствовали сострадания и заботились о своих людях, как пастух заботится о своем стаде. Когда он встречался со своими последователями, со своими людьми, он спрашивал их: "Как ваш Уали?" Они отвечали: "Он отличный человек, пусть Аллах наградит его". Умар ибн Хаттаб спрашивал: "Он посещает больных? Он навещает рабов? Как он относится к слабым? Он сидит на пороге дома (насколько он доступен для людей)?" Если они отвечали: "Нет" на все эти вопросы, Умар увольнял губернатора. Он должен посещать больных, он должен посещать рабов, он должен быть добрым к слабым. Следует не просто быть справедливым. Ты не можешь быть справедливым, не посещая слабых. Он хотел, чтобы они заботились о своих людях и были ближе к ним. Губернаторы Умара ибн Хаттаба должны были относиться к людям одинаково.

Однажды Умару ибн Хаттабу сказали, что один из его губернаторов оказывает помощь (деньги, которые государство выделяет как помощь своим гражданам), арабам и отказывает в ней неарабам. Умар спросил: “Почему ты относишься к людям неодинаково. К людям следует относиться одинаково. Времена национализма и клановости прошли”. Умар проверял своих Уалиев. Он сказал: "Я лучше буду каждый день менять своих губернаторов, чем у меня будет губернатор, который хоть на час будет притеснять людей". Даже если мне придется менять их ежедневно и это приведет к колебаниям и нестабильности, все же это лучше, чем иметь Уали, который хоть на час будет притеснять своих людей.

Он говорил: "Если я назначу губернатора и затем этот губернатор будет плохо относиться к людям, и я буду знать об этом, это значит как-будто я сам плохо отношусь к ним." Он спрашивал людей, он говорил: "Если я назначу над вами хорошего, благочестивого, самого лучшего человека и прикажу ему править по справедливости, выполню ли я свою обязанность?" Они сказали: "Конечно! Ты назначил самого лучшего человека и наказал ему править по справедливости. Ты выполнил свою обязанность". Он сказал: "Нет, я не выполню свою обязанность до тех пор, пока я не доведу дело до конца и не подвергну его внимательной проверке, пока я не буду уверен, что он правит согласно моим приказам. Я должен назначить не только хорошего Уали, но и довести дело до конца".

Когда он назначал губернатора, он просил людей, чтобы они присылали делегацию к нему на постоянной основе, чтобы он мог спросить у них о правителе. Так, он принимал делегацию из десяти человек из Куфы, которая привезла деньги. Это были деньги харадж, джизья и закят. Он проинструктировал, что эти деньги должны сопровождать представители от народа. Когда он получал деньги, он спрашивал этих представителей: "Вы подтверждаете, что эти деньги были взяты по законам Аллаха Азза Уа Джаль, и ни с одним мусульманином или немусульманином не обошлись неправильно?" Когда они говорили: "Да", тогда он принимал деньги. Он не хотел, чтобы даже хоть один дирхам был взят у мусульманина или немусульманина незаконно. Он должен был убедиться, что эти представители являются шухуд, свидетелями, что эти деньги взяты по закону.

Далее поговорим о почте. Когда объявлялся день отъезда, этот человек собирал все письма, и почта доставлялась к Амиру Правоверных в Медине, но почтальону нельзя было читать ни одно из писем. Любой, у кого были частные жалобы, мог написать письмо и отправить его к Халифу, даже не выезжая к нему, и никому не разрешалось читать письма. Это отличается от того, что Уали имел право вскрывать конверт на основании информации, что жалуются на тебя. Тайна гарантирована, что бы ни было написано в письме, только Халиф прочтет его.

Умар ибн Хаттаб, бывало, пользовался Хаджем. Хадж представлял собой общее собрание. В наши дни Хадж потерял свою роль. Во времена Умара ибн Хаттаба Хадж представлял собой общее собрание, на котором он спрашивал людей об их губернаторах. Это была консультация. Умар ибн Хаттаб встречался со своими работниками, это было время планирования на следующий год, это было время отчета о том, что произошло во всех мусульманских государствах Халифу. Это было время отчета лидеров перед своими последователями. Такова была роль Хаджа во времена Умара ибн Хаттаба Рады Аллаху Анху.

Умар ибн Хаттаб сказал: "Если я буду жив, я собираюсь в течение всего года посещать разные мусульманские страны, потому что я уверен, что у людей есть жалобы, но они не в состоянии довести свои требования до меня, либо их лидеры не показывают эти требования, или они не могут прислать их ко мне. Я поеду в Шам и пробуду там два месяца, затем в Ирак и останусь там на два месяца, затем в Куфу и там буду два месяца, затем в Басру и там буду два месяца".

Так, он хотел объездить мусульманские страны, чтобы убедиться, что у каждого мусульманина, у каждого гражданина Исламского Халифата все нужды удовлетворены.



Отдел переводов



Please Login or Register to see this Hidden Content





Please Login or Register to see this Hidden Content









Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика