بسم الله الرحمن الرحيم
От переводчика
Некоторое время назад на исламских сайтах появились переводы фатв о запретности демонстраций. Это мнение укоренилось среди русскоязычных мусульман настолько, что воспринимается многими как единственно правильное, и на нем, как на непреложной истине, строится оценка тех или иных событий. Причем нами почему-то игнорируется тот факт, что ученые, фатвы которых были переведены, известны своей крайней лояльностью к правителям их стран, что должно было как минимум насторожить нас в отношении их мнения по такому политическому вопросу, как демонстрации.
Поэтому я решил перевести выдержки из фатв ученых, которые придерживаются несколько иной точки зрения, во-первых, чтобы продемонстрировать, что эта точка зрения существует, а во-вторых, чтобы у нас была возможность оценить подход и аргументы обеих сторон.
, профессор отделения тафсира и хадиса шариатского факультета университета Кувейта.
Демонстрации и митинги относятся к вопросам явлений, хукм которых может быть получен, только исходя из правильного представления о них, как говорят специалисты по усулю-ль-фикх «хукм вещи произрастает из представления о ней». Нет сомнения, что эта фатва (запрещающая участие в демонстрациях в поддержку мусульман Газы, прим. переводчика) исходит от того, кто не знает сущности демонстраций и не знает также их значения и воздействия. Понимание хукма этого явления нуждается в следующей предварительной информации:
1. Законодатель дозволил в джихаде использование всех средств, ведущих к цели, как при оборонительном джихаде, так и наступательном, Основой в этом джихаде является дозволенность любых средств, кроме запрещенных на основании далиля. Более того, на джихаде разрешено то, что не разрешается в других случаях, например, ношение шёлковой одежды, горделивая походка перед врагом, выход женщин с мужчинами для лечения раненых и помощи воинам и т.д., и Законодатель простил подобные дела для пользы джихада.
2. Достоверные шариатские тексты указывают на обязательность джихада личным участием, имуществом и языком, как, например, в хадисе: «Ведите джихад с мушриками своим имуществом, лично, и языками» (Привел Ахмад и Ан-Насаи, счел достоверным Ибн Хиббан и Аль-Хаким). Известно, что джихад языком не оказывает непосредственного воздействия на врага, как участие в сражении, и даже не подобен джихаду имуществом, без которого не возможен джихад рукой, который нуждается в оружии, снаряжении, продовольствии. Вместе с тем, Законодатель вменил в обязанность джихад словом, как сказал Он об этом: «Побуждай верующих» (Женщины, 84), то есть призывай словами верующих на джихад на пути Аллаха, а также в достоверном хадисе: «Лучший джихад это слово истины, казанное перед несправедливым правителем» (Ахмад, Тирмизи, Абу Дауд, Насаи), а также: «Если кто из вас увидит порицаемое, то пусть изменит это рукой, если не сможет, то языком» (Муслим).
3. Как мы убедились, слово и побуждение языком относятся к средствам джихада, и они являются обязанностью каждого способного. Они также имеют различные формы. Вот некоторые из них:
- Информационная и пропагандистская война для устрашения врага, внесения раскола в его ряды и лишения поддержки, как в истории битвы у рва, когда с разрешения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Нуайм ибн Масуд распространял дезинформацию и ложь среди союзных племен, и сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Война это обман» (Бухари, Муслим). А также он, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил Мухаммаду ибн Масляма говорить, что он захочет, чтобы получить возможность одолеть Кааба ибн Аль-Ашрафа.
- Стихи и речи для моральной мобилизации, например, прославление и восхваление муджахидов для поднятия их духа и энтузиазма, или для поношения и высмеивания врага, и ослабления их духа, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поэту Хассану ибн Сабиту: «Высмеивай их, и да пребудет с тобой Святой дух», (Бухари, Муслим), и он также сказал, когда Абдулла ибн Раваха, да будет доволен им Аллах, прочитал во время обещанной умры оскорбительные для кафиров стихи: «Его слова сильнее для них, чем попадание стрелы» (Ан-Насаи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан)…
- Оскорбление и поношение, унижающие кафиров. В день Ухуда, когда Абу Суфъян сказал: Возвысился Хубаль! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ответить ему: «Аллах самый высокий и самый величественный!» (Бухари), а также в битве при Хунайне он сказал: «Обезобразились лица!»(Муслим)
- Также джихад словом выражается в призыве к помощи и поддержке муджахидам громким голосом, с возбуждением гордости, достоинства и энтузиазма, как сделал это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в битве при Хунайне, сказав своему дяде Аббасу, когда мусульмане в начали бежать, чтобы он закричал: «О ансары, о хазрадж, о присягнувшие под деревом!» (Муслим), и они вернулись на поле боя, воодушевились и продолжили бой, и Аллах дал им победу.
5. Сущность демонстрации это проявление поддержки и помощи в каком-то вопросе, и оно получает шариатский хукм в зависимости от цели, и если цель демонстрации по Шариату желательна, то и демонстрация желательна, если цель её обязательна, то и демонстрация обязательна, если цель запретна, то и демонстрация запретна…
6. Нечто подобное этим средствам имело место в сире. Сообщается, что асхабы в Мекке, когда принял ислам Умар, вышли двумя рядами, во главе одного Хамза, другого – Умар, и пошли к Каабе, защищая и помогая друг другу против террора курайшитов. Эту историю приводит Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб, Ибн Исхак, и многие другие…
Что касается утверждения, что раз это событие произошло в Мекке, то хукм отменен, то это утверждение ложно, так как отменено было снисходительное и мягкое отношение к кафирам на основании аятов о джихаде, а не наоборот…
Не влияют на дозволенность демонстраций некоторые непреднамеренные нарушения Шариата, так как известно, что на джихаде имеют место нарушения и ошибки, например, сражение асхабов в запретные месяцы, или то, что случилось у Халида ибн аль-Валида, когда он по ошибке убил мусульман, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, я заявляю Тебе о своей непричастности к тому, что совершил Халид» (Бухари), но вместе с тем не снял Халида с командования, и не прекратил джихад, не смотря на подобные ошибки…
Также не отменяет законности демонстраций отсутствие успехов, как представляют некоторые фантазёры, потому что запрет порицаемого языком сам по себе ваджиб по Шариату, и относится к джихаду, а в этом вопросе не следует обращать внимание на результаты. Умме надлежит выполнять то, что повелел Аллах, как пришло в достоверном хадисе: «Мы будем говорить Истину или выполнять Истину где бы мы ни были, и не будем бояться ради Аллаха ничьих упреков», (Бухари, Муслим) без разницы, будет удалено порицаемое, или нет…
, член шариатского комитета сайта «Трибуна таухида и джихада»
Все то, что сегодня может привести к падению этих режимов, ограничению их влияния и силы – ваджиб, которым нельзя пренебречь. Эти правители перешли все границы, распространили нечестие на земле, разрушили жилища и подчинили себе людей, и недопустимо потерять ни один шанс покончить с ними.
Существует разница между куфрскими лозунгами и нешариатскими. Куфрские лозунги это те, которые содержат призыв к 'ильмании (отделению религии от общественной и политической жизни), светскому образу жизни, исполнению кафирских законов, например: «гражданское нерелигиозное государство!», или «религия для Аллаха, родина – для всех!».
Нешариатские лозунги – это те, которые содержат противоречие Шариату, не доходящее до степени куфра, например: «общая родина!»
В демонстрациях, содержащих лозунги ширка нельзя участвовать ни при каких обстоятельствах.
Если же лозунги противоречат Шариату, но не доходят до куфра, то следует оценить вред, исходящий от отсутствия на этих демонстрациях и выбрать меньшее из двух зол.
… необходимым участие в демонстрациях с той точки зрения, что они служат средством для разжигания восстания, и, следовательно, свержения этих режимов. Что же касается того, что некоторые из демонстрантов стремятся к демократии или народовластию, то это не мешает достижению цели, так как общая цель – это свержение существующего режима, а после достижения этой общей цели каждая группа продолжит стремление к той цели, какую пожелает, методами, какими пожелает.
Чего мы боимся, так это некоторых демонстраций, чья роль ограничивается выражением (мнений) и не доходит до изменения (ситуации).
«Трибуна таухида и джихада»
Природа народных демонстраций такова, что она отражает все группы общества со всем их разнообразием, и становится уменьшенной копией всего народа, с теми, кто серьезно придерживается заповедей ислама, и небрежными мусульманами, и немусульманами. Поэтому вполне вероятно, что в местах демонстраций происходят противоречащие Шариату явления, распространенные в этом обществе. В таком положении следует придерживаться некоторых правил:
1. Неучастие в этих порицаемых явлениях, отдаление от них и их участников.
2. Если эти противоречия Шариату распространенные, то людям блага следует найти себе отдельное место для демонстраций.
3. С этими порицаемыми явления следует бороться посредством мягкого увещевания, таким образом, чтобы не повлиять на цель, из-за которой демонстрация устроена.
Перевел Муслим Галанчожский
ИА «ХУНАФА»
الحنفاء
الحمد لله رب العالمين
والصلاة والسلام على سيد الأنبياء والمرسلين
После публикации на сайте некоторых фатв, посвященных митингам, редакция получила очень разные отзывы – некоторые из которых не были опубликованы — и редактор попросил меня прояснить ситуацию, потому что сам переводчик в данный момент недоступен.
Попытавшись разобраться в вопросе, я обнаружил удивительный факт, о котором, думаю, придется сказать отдельно.
Но начнем с тех комментариев, которые не были опубликованы.
Во-первых, один читатель спрашивает, зачем вообще было публиковать эту работу? Мне кажется, что переводчик в самом начале ясно ответил на этот вопрос: многие братья уверены, что демонстрации по сути своей – харам. Уверенность эта происходит из того, что по этой теме они ознакомились только с переведенными на русский язык фатвами таких ученых как Абду-ль-Азиз ибн Баз, Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, Мухаммад Насыру-д-дин аль-Альбани, Мукбиль аль-Вади'ий, Абду-ль-Азиз ар-Раджихи и им подобных. Поэтому Муслим Галанчожский и счёл необходимым довести до русскоязычных мусульман, что такой взгляд на демонстрации не является единственно допустимым, и, возможно даже, не является правильным.
Во-вторых, я не думаю, что его целью было опорочить кого-то из упомянутых и неупомянутых ученых и неученых, как показалось некоторым. Но, как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже». Аллах Всевышний запретил скрывать знание, которое может быть полезно мусульманам.
В-третьих, для начала Муслим выбрал фатву не особо известного доктора Хакима аль-Мутайри. Возможно, просто потому, что Аль-Мутайри собрал в своей фатве многие ясные и доступные доводы, которые легко понять и проверить, и сложно опровергнуть. Тем не менее, один из читателей сообщил на сайт, что в отношении доктора Аль-Мутайри имеются серьезные обвинения, дискредитирующие его как ученого. Честно признаюсь, что, не имея времени изучать его труды, я просто посмотрел, ссылаются ли на него другие ученые, и обнаружил несколько его работ на сайте нашего шейха Абу Мухаммада аль-Макдиси, да сохранит его Аллах от всякого зла, . Также я почитал, в чем обвиняют Аль-Мутайри его оппоненты, и пришёл к выводу, что главное , в котором его обвинил, например, шейх Салих аль-Фаузан, это призыв к свержению правителей мусульманских стран.
В-четвертых, не смотря на упомянутые достоинства фатвы доктора Аль-Мутайри, мы можем вообще её не рассматривать, и обратиться к более надежным источникам.
На сайте منبر التوحيد و الجهاد нашего шейха Абу Мухаммада аль-Макдиси, да убережет его Аллах от всякого зла, мы можем без труда материалы, посвященные теме митингов. И сам шейх Абу Мухаммад тоже по этому поводу, сделав различие между санкционированными «ихвановскими» шествиями, и энтузиазмом мусульман, в благородном порыве отстаивающих свои святыни. А шейх Абу-ль-Мунзир аш-Шинкити, известный в русскоязычной среде, в частности, своей фатвой о джихаде в Казахстане, написал даже интересную 47-ми страничную книгу «Постановление о законности демонстраций» (التقريرات في مشروعية المظاهرات), и любой читающий по-арабски способен оценить его аргументы и аргументы противников демонстраций. В отдельной фатве шейх Абу-ль-Мунзир, да сохранит его Аллах, также разъяснил условия участия в демонстрациях женщин.
В своей книге шейх Абу-ль-Мунзир пишет: «Поистине, среди людей распространились сегодня мнения и фатвы, утверждающие запретность демонстраций против этих режимов, заменивших шариат Аллаха и дружащих с врагами Аллаха. Истина же заключается в том, что эти фатвы, которые так хотят распространять правители, не имеют основанием ни ясный далил, ни сильный аргумент. Напротив, они исходят из голого таклида религиозным организациям и известным шейхам без изучения и исследования их слов…»
Он также пишет: Одна их форм демонстраций произошла во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и она имела свой эффект, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не выразил порицания этому.
От Ийаса ибн Абдуллы, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха сказал: «Не бейте рабынь Аллаха». Затем к Посланнику пришел Умар и сказал: «Женщины ведут себя непокорно в отношении своих мужей», и он разрешил их бить. Через некоторое время собралось и пришло к женам Пророка много женщин, жалуясь на своих мужей. И сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, вокруг семьи Мухаммада собралось много (в другой версии «семьдесят») женщин, жалующихся на своих мужей. Эти мужчины не относятся к лучшим среди вас» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ад-Дарими, и др., Ибн Хиббан, Хаким, Аль-Альбани сочли достоверным).
И тот, кто утверждает, что в этом хадисе нет далила на дозволенность митингов, пусть объяснит нам разницу между этим происшествием и митингом. (Конец цитаты).
Таким образом, я беру на себя смелость утверждать, что наши джихадистские ученые, да убережет их Аллах, не считают, что сами по себе демонстрации харам. Более того, они полагают, что в определенных обстоятельствах участие в демонстрации становится обязанностью, как привел Муслим Галанчожский от шейха Абу-ль-Мунзира аш-Шинкити: «Все то, что сегодня может привести к падению этих режимов, ограничению их влияния и силы – ваджиб, которым нельзя пренебречь».
И раз уж речь зашла о джархе и та'диле, о признании или непризнании того или иного человека надежным и достойным доверия ученым, скажу о том, что меня неприятно удивило при подготовке к этой работе. Просматривая русскоязычные исламские сайты, я обнаружил, что некоторые ищущие знания братья, позиционирующие себя как «радикалов», поддерживающих джихад, и, в частности, джихад против правителей-муртаддов, тем не менее в политических вопросах позволяют себе опираться на мнения ученых, позиция которых в отношении этих самых правителей вызывает большие сомнения.
Об этой проблеме, если пожелает Аллах, мы поговорим в следующей статье.
Зелимхан Мерджо
ИА «ХУНАФА»
الحنفاء
http://hunafa.com/?p=6194
http://hunafa.com/?p=6018