ГЛАВА 7.2: ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЛЖИ
Аль-Фатиха содержит в себе опровержения всех сторонников лжи Опровержение из суры «Аль-Фатиха» познается двумя путями:
- 1. В общем
- 2. Подробно
«Ихдина ссырото-ль-мустакъым» - это общее опровержение, которое указывает на необходимость подчинения прямому пути, на котором был Посланник Аллаха, салляЛлаху алейхи уа саллям, и его сподвижники, ридвануЛлахи алейх.
Сырото-ль-мустакъым (прямой путь) – это есть Ислам, это есть Коран. А все остальные пути – это пути заблуждения (сырото-д-даляль) и пути гнева (сырото-ль-годоб).
Подробное опровержение
1. Опровержение отрицания существования Творца и утверждение существования Его путем подтверждения рубубийа (господства) – «Аль-хамду лиЛлях Робби-ль-‘алямин». Само существование Творца больше доказывает на существование Его творений, нежели существование творений доказывает существование Творца. Обращение к атеистам – как можно требовать довод на существование Творца, если Он Сам является наисильнейшим доводом?
2. Опровержение отрицания пророчества . Шейх Ибн Каййим аль-Джаузи выделяет десять аспектов опровержения:
I. «Аль-Хамд» – полная и совершенная Мудрость, а значит Аллах не создал Свои творения просто так.
Из слова «аль-хамд» вытекает:
- ашхаду алля иляха илля Ллах, т.к похвалы вытекает, что только Один Аллах достоин поклонения.
- ашхаду анна Мухаммаду расулю Ллах, т.к отрицание посланничества противоречит Мудрости Всевышнего Аллаха и похвале Ему.
II. «Аллах» - означает:
- Аллах обладает Качеством «иляхийа» (божественности) и только Он, т.е только Ему надо поклоняться.
- Если надо поклоняться только Аллаху, то возникает вопрос – «как именно поклоняться, если не через посланников?».
III. «Робу-ль-‘алямин». Суть рубубийа – это приказы, донесенные через посланников.
IV. «Ар-Рахмани-р-Рахим», т.е Аллах обладатель Качества «рохма». Следовательно, Он сообщает Своим рабам о Себе и разъясняет Своим рабам то, что может приблизить к Нему и то, что отдаляет от Него. Его Мудрость означает, что Он сообщает о щедрой награде для Своих праведных рабов. А как Он сообщает? Т.е если Аллах обладает Качеством «Рохма», то это означает, что Он посылал пророков.
V. «Малики йаумиддин» - означает, что Аллах обладатель Качества «мульк». А если Аллах – Малик (Царь), то это означает, что Он распоряжается посредством Своего Слова, т.к Царь говорит и делает то, что хочет, распоряжается Своими Действиями и Словами.
Распоряжение Словом бывает двух видов:
- Слова бытийные (калимату-ль-кяуния)
- Слова религиозные, шариатские (калимату-д-диния, аль-шар’ия).
Царь, у которого нет посланца – это не царь. И отсюда еще мы познаем веру в ангелов, как следствие веры во Власть Аллаха.
VI. «Йауми-д-дин» - это День Суда, в который будут наказаны неверные и грешники. Но они не могут быть наказаны, если до низ не был донесен довод, а доносится он через посланников.
VII. «Иййака на’буду», т.е Всевышний Аллах – ма’буд.
‘Ибада – это то, что любит Аллах и чем Он доволен. А об этом мы можем узнать только через посланников. Значит отрицание посланников – это отрицание, что Аллах ма’буд.
VIII. «Ихдина ссырото-ль-мустакъым», т.е только Аллах ведет по прямому пути. Прямой путь – это познание Истины, а потом совершение деяний на основе познанной Истины. И это самый короткий путь до цели. А узнать об этом пути мы можем только через посланников.
IX. «Сырото-ллязина ан’амта ‘алейхим», т.е Аллах дает ни’ма Своим рабам, суть которой:
- Послание посланников
- Дарование возможности принять их
- Дарование ответить на их призыв
X. Деление людей на три группы:
- му’на ‘алейхим (облагодетельствованные)
- магдуб ‘алейхим (разгневовавшие)
- Доллюн (заблудшие)
Это деление в зависимости от познания и следования Истине является обязательным:
- Ахлю-ль-ни’ма – знают Истину и следуют ей
- Ахлю-ль-годоб – знают Истину, но не следуют за ней
- Доллюн – не знают Истину
И такое деление возможно только после послания посланников.
3. Опровержение отрицания отделенности Аллаха от творений (трансцендентность – на языке философов), т.е опровержение утверждения, что Аллах: не отделен, не соединен, ни вне, ни внутри, ни над, ни под, ни справа, ни слева, ни сзади, ни спереди.
Сура «аль-Фатиха» отрицает это путем утверждения, что Аллах Робу-ль-‘алямин, т.е Его рубубийа над сотворенным, которое подразумевает отделенность от мира:
- 1. Сущностью
- 2. Действиями
- 3. Качествами
Из отрицания отделенности Аллаха от творений вытекают два следствия:
- 1. Утверждение, что Аллах – это мир. Такие убеждения несет в себе секта «ахлю-ль-уахда» (пантеисты). Пантеизм (уахдату-ль-уджуд) – это идея единства всего сущего.
- 2. Отрицание существования Аллаха. Такие убеждения несет в себе секта дахрия (материалисты).
Утверждая то, что Аллах существует и отрицая убеждения дахрийцев о том, что Аллаха есть небытие, но при этом описывая Аллаха тем, чем описано небытие - это абсурдная попытка совместить несовместимое.
Истина конечно удивительна, но она никак не абсурдна!
СТЕПЕНИ ИДУЩИХ
Ибн Каййим аль-Джаузи