Коран вновь и вновь призывает правоверных к созерцанию,осмыслению и обретению знаний, которые приблизили бы их к Богу и Его творению.
Повторы в Коране призваны запечатлеть в сознании своих слушателей определенные ключевые концепции.
- Аллах (Бог)и Рабб (Господь) упоминаются в тексте Священного Послания соответственно 2800 раз и 950 раз;
- на третьем месте по числу упоминаний следует слово Ильм (знание) - 750 раз.
Следу яэтим наставлениям и традициям, мусульманские правители уделяли особенное внимание тому, чтобы каждый мусульманский ребенок получал соответствующее его возрасту образование, и сами делали значительный вклад в развитие учебных заведений и образование в целом. Ислам во многом способствует тому, что начальное обучение доступно для всех мусульманских детей. "Именно широта взглядов, - пишет Уайлдс, - которую демонстрировали они (мусульмане) относительно образования в школах,была одним из главных факторов стремительного и блестящего развития их цивилизации. Образование было повсеместно настолько распространено, что во все времена трудно было найти мусульманина, который бы не умел читать или писать". Согласно Скотту, в мусульманской Испании не было ни одной деревни, в которой бы "блага образования" не были доступны каждому ребенку наибеднейшего и нуждающегося крестьянина, а в Кордове располагались восемьсот общественных школ, доступных для свободного посещения мусульманами, христианами и евреями. Лекции в них читали опытные преподаватели. Испанский мусульманин получал те же знания, что и ученые паломники из Малой Азии и Египта, из Германии, Франции и Великобритании. В великом мусульманском университете Кордовы профессорских званий добивались евреи и христиане. Образование занимало в те времена столь значительное место, что как учителя, так и студенты пользовались огромным уважением со стороны населения. Огромные библиотеки, собранные состоятельными землевладельцами и купцами,демонстрировали, что образование - подобно тому, как это было в эпоху Итальянского Ренессанса (спустя шестьсот лет) - было одним из главных качеств благородного человека. "Едва ли в какой-либо еще другой культуре, - пишет Педерсен, - ученая жизнь занимала столь значительное место как в исламе. Знание (ильм), понятие которого обозначает весь мир знаний, представляет больший интерес для мусульманина, нежели что-либо иное… Жизнь, изначально возникшая в мечети, распространилась повсюду,наложив отпечаток на все сколь нибудь значимые области человеческой деятельности. Каждое место - от мечети до больницы, обсерватории и мадрасы - были местом учебы. Ученые собирали учеников также и в своих домах. Аль-Газали, Аль-Фараби, Ибн Сина и многие другие после лекций в общих школах удалялись в свои собственные библиотеки, занимаясь собственными исследованиями и продолжая учить тех, "кому посчастливилось оказаться в числе приглашенных".