Перейти к содержимому

Close
Фотография

Образование в исламе


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 Shirin_muslima

Shirin_muslima

    Tolibatul I'lm-Sa'ida

  • Администраторы
  • 3 700 сообщений

Отправлено 16 февраля 2011 - 21:58

bismi
Изображение


Коран вновь и вновь призывает правоверных к созерцанию,осмыслению и обретению знаний, которые приблизили бы их к Богу и Его творению.

Повторы в Коране призваны запечатлеть в сознании своих слушателей определенные ключевые концепции.
  • Аллах (Бог)и Рабб (Господь) упоминаются в тексте Священного Послания соответственно 2800 раз и 950 раз;
  • на третьем месте по числу упоминаний следует слово Ильм (знание) - 750 раз.
Пророк (мир ему и благословение) всегда подчеркивал, что знания необходимы каждому мусульманину, и призывал их продвигаться в поисках знаний так далеко,как это возможно, и искать знания на протяжении всей жизни.

Следу яэтим наставлениям и традициям, мусульманские правители уделяли особенное внимание тому, чтобы каждый мусульманский ребенок получал соответствующее его возрасту образование, и сами делали значительный вклад в развитие учебных заведений и образование в целом. Ислам во многом способствует тому, что начальное обучение доступно для всех мусульманских детей. "Именно широта взглядов, - пишет Уайлдс, - которую демонстрировали они (мусульмане) относительно образования в школах,была одним из главных факторов стремительного и блестящего развития их цивилизации. Образование было повсеместно настолько распространено, что во все времена трудно было найти мусульманина, который бы не умел читать или писать". Согласно Скотту, в мусульманской Испании не было ни одной деревни, в которой бы "блага образования" не были доступны каждому ребенку наибеднейшего и нуждающегося крестьянина, а в Кордове располагались восемьсот общественных школ, доступных для свободного посещения мусульманами, христианами и евреями. Лекции в них читали опытные преподаватели. Испанский мусульманин получал те же знания, что и ученые паломники из Малой Азии и Египта, из Германии, Франции и Великобритании. В великом мусульманском университете Кордовы профессорских званий добивались евреи и христиане. Образование занимало в те времена столь значительное место, что как учителя, так и студенты пользовались огромным уважением со стороны населения. Огромные библиотеки, собранные состоятельными землевладельцами и купцами,демонстрировали, что образование - подобно тому, как это было в эпоху Итальянского Ренессанса (спустя шестьсот лет) - было одним из главных качеств благородного человека. "Едва ли в какой-либо еще другой культуре, - пишет Педерсен, - ученая жизнь занимала столь значительное место как в исламе. Знание (ильм), понятие которого обозначает весь мир знаний, представляет больший интерес для мусульманина, нежели что-либо иное… Жизнь, изначально возникшая в мечети, распространилась повсюду,наложив отпечаток на все сколь нибудь значимые области человеческой деятельности. Каждое место - от мечети до больницы, обсерватории и мадрасы - были местом учебы. Ученые собирали учеников также и в своих домах. Аль-Газали, Аль-Фараби, Ибн Сина и многие другие после лекций в общих школах удалялись в свои собственные библиотеки, занимаясь собственными исследованиями и продолжая учить тех, "кому посчастливилось оказаться в числе приглашенных".

#2 Shirin_muslima

Shirin_muslima

    Tolibatul I'lm-Sa'ida

  • Администраторы
  • 3 700 сообщений

Отправлено 16 февраля 2011 - 22:07

Изображение
Внутренний интерьер Мечети-университета в Кордобе, Испания. Построена 785 г. н.э.


Эта всеобщность, равной которой нет и в наше время, стремление к образованию вполне соответствовали тем временам, и подобно многим другим тогдашним достижениям были свойственны лишь той эпохе и никогда более. Роль и место, которую занимала наука в то время, будут рассмотрены (по воле Аллаха) в последующих работах. Основное внимание в данной статье будет уделено существовавшей в то время организации образования, его целях и методах, и прежде всего той роли, которую играла в нем мечеть. Роль и место мадраса - еще одна значительная тема- будут рассмотрены позже.

Мечеть сыграла огромную роль в распространении образования в исламском мире. Для Тибави связь мечети и образования является одной из ее главнейших характеристик на протяжении всей истории. Скотт рассматривает школу, как важнейшее дополнение к мечети. Изначально мечеть, пишет Варденбург, была центром исламской общины, местом молитвы, размышлений, религиозных наставлений,политических дискуссий и школы. Везде, куда приходил ислам, учреждались мечети, давая таким образом начало основополагающим наставлениям.Мечети смогли развиться в признанные учебные заведения, с сотнями, а иногда тысячами студентов, часто в них располагались значительные библиотеки.

Первая школа при мечети была учреждена в Медине в 653 году, открытие первой школы в Дамаске датируется 744годом. К 900 году почти при каждой мечети была начальная школа,образование в которой получали и мальчики, и девочки. Обычно дети начинали ходить в школу с пяти лет. На первых своих уроках письма они учились написанию девяноста девяти прекрасных имен Аллаха, а также простых стихов Корана. После овладения начальными знаниями в чтении и письме, ученикам предстояло изучение Корана, другим предметом была арифметика. Для желающих продолжать учебу, в более крупных мечетях, где были доступны продвинутые уровни обучения, преподавались такие предметы, как арабская грамматика и поэзия, логика, алгебра, биология,история, право и теология. Несмотря на то, что образование повышенного типа обычно предоставлялось в мадраса, больницах, обсерваториях и домах ученых, в Испании обучение (начало ему было положено в Мечети Кордовы в8-м веке) происходило главным образом в мечетях.

Основной формой обучения при мечетях был так называемый "круг учащихся", более известный в исламе как "Халякат аль-Ильм", или просто халяка. Это название, получившее в новой "Энциклопедии Ислама" произношение халька,обозначает "собрание людей, сидящих в кругу", или "группу учеников,сидящих вокруг шейха-учителя". Ученым гостям разрешалось в знаку важения садиться за преподавателем, и во многих халякат для гостей всегда резервировались специальные места. Ибн Баттута свидетельствовал,что более пятисот студентов посещали халякат в мечети Омейядов. Мечеть Амра поблизости от Каира в одно время имела более сорока халякат, а при главной мечети Каира было сто двадцать халякат. Путешественник игеограф Аль-Мукаддаси рассказывает, что однажды между двумя вечерними молитвами, когда он и его друзья располагались в зале мечети для того,чтобы побеседовать, он услышал призыв: "Повернитесь лицом к классу".Лишь тогда он осознал, что сидит между двумя классами - собравшихся было сто десять человек. Во время халякат, ведение которых осуществляли учителя, студентам разрешалось участвовать в обсуждении, а иногда даже оспаривать и исправлять позиции учителя, часто в горячих спорах.

Преподавание в большинстве крупных мечетей стало, согласно Макенсену,"квалифицированной профессией", и школа при мечети приобретала сходство с университетом и академией в поздние времена. Эти центры высшего образования со временем приобрели столь большое значение, что многие из них существуют и поныне и являются старейшими университетами в мире.Среди них:
  • Аль-Кайруван и Аль-Зайтуна в Тунисе,
  • Аль-Азхар в Египте,
  • Аль-Каравийин в Фес, Марокко.
Получив широкую известность, они привлекали многих великих мусульманских ученых того времени.Выпускниками мечетей Мусульманской Испании были Ибн Рошд, Ибн аль-Сайиги Ибн Бажжа. В иракском городе Басре Аль-Халиль Ибн Ахмад давал в мечети лекции по философии. Одним из его учеников был Сибавайх, позжеставший одним из наиболее известных грамматистов всех времен. С начала9-го века и вплоть до нашего времени славой Каравийин стал совет ученых(улемов). Свои исследования там проводили Ибн Халдун, Ибн аль-Хатиб,Аль-Битруджи, Ибн Харазим, Ибн Маймун и Ибн Уаззан и, вероятно, даже будущий папа Герберт, позже ставший Папой Сильвестром II, который ввелв употребление в Европе арабские цифры. Аль-Азхар привлек ИбнАль-Хайтама, пробывшего там длительное время, тогда как Аль-Багдади преподавал медицину в конце 12-го столетия, а Ибн Халдун преподавал там ближе к концу 14-го столетия.

#3 Shirin_muslima

Shirin_muslima

    Tolibatul I'lm-Sa'ida

  • Администраторы
  • 3 700 сообщений

Отправлено 16 февраля 2011 - 22:15

Изображение
Университет аль-Азхар в Каире. Построен в 22 июля 972 г. н.э.


Слава этих университетов привлекала многих студентов. Одни стремились учиться в Мечети Медины, при которой находилась одна из самых первых и наиболее известных школ. В Аль-Каравийин обучались множество студентов из Марокко и Северной Африки, а также Андалусии и даже Сахары. Учебу в них проходили представители династий Марокко и народа Феса. Университеты Гранады, Севильи и Кордовы пользовались наивысшим уважением у ученых Азии, Африки и Европы, и в девятом веке лишь на одном факультете теологии в Кордове учились четыреста студентов, общее число которых достигало почти одиннадцати тысяч. Накануне британской оккупации в Аль-Азхар у 230 преподавателей учились 7600 студентов. В начале исламской эры мечеть предоставляла обучение по одной или нескольким исламским наукам и литературе, однако после середины 9-го века все большее число студентов посвящали себя изучению правовых наук.Преподавались также астрономия и инженерное искусство в Аль-Азхаре,медицина в Аль-Азхаре и мечети Ибн Тулуна в Египте. В Каравийин велись курсы грамматики, риторики, логики, математики и астрономии, а также,вероятно, истории, географии и химии. В Тунисе в Кайруване и Зайтуне наряду с изучением Корана и юриспруденции преподавались грамматика,математика астрономия и медицина. В Кайруване, в частности, занятия по медицине вел Зиад ибн Халфун, Ихак ибн Имран, Ихка ибн Сулайман, работы которых впоследствии - в 11-м веке - были переведены Константином Африканским. Они изучались на первом факультете медицины в Европе -Салерно на юге Италии, ставшем первым учебным заведением Латинской Европы. Как сообщает мусульманский путешественник и географ Аль-Мукаддаси (родом из Иерусалима) сообщает, что между двумя вечерними молитвами Мечеть Амра была заполнена студентами, пришедшими на занятия по Корану, праву, литературе и мудрости (философии или этике). В этовремя в Ираке фармакология, инженерное искусство, астрономия и другие предметы преподавались в мечетях Багдада, куда приезжали учитьсястуденты из Сирии, Персии и Индии.

Со временем мечети стали приобретать более широкие функции. Прослеживая эту эволюцию, Джордж Макдиси говорит, что в 10-м веке наступил расцвет нового типа учебного заведения, в котором мечеть сочеталась с хан (или жильем) для студентов права, приезжавших из города. Покровителем подобных учебных заведений, представлявших собой второй этап развития школ, был Бадр ибн Хасанавайх - правитель ряда провинций во времена династии Буйидов - под его опекой оказалось более трех с половиной тысяч комплексов масжид-хан. Главная причина построения комплексов масжид-хан, как поясняет Джордж Макдиси, состояла в том, что студент права должен был проходить обучение в течение длительного периода времени: лишь базовый цикл обучения занимал четыре года, а время написания дипломных работ не было ограничено и часто занимало двадцать лет, в течение которых студент помогал своему наставнику в преподавании. Мечеть не могла использоваться в качестве жилища, за исключением особых обстоятельств, и таким образом, хан становился местом жилья для преподавателей и студентов и располагался неподалеку от мечети. Мадраса (подробно о ней будет рассказано позже) являлась,согласно Макдиси, завершающим этапом развития мусульманской школы и сочетала в себе образовательные функции мечети и жилья хан. Это соответствовало традиции, установленной Пророком (мир ему и благословение), мечеть которого была присоединена к строению,служившему школой и жилищем для бедных и пришедших из других городов учеников.

Помощь, оказывавшаяся студентам во многих мечетях, была значительной. В Каравийин, к примеру, студенты не только освобождались от платы за обучение, но им время от времени даже выдавались денежные пособия. Байард Додж утверждает, что студенты там жили в квадратных поселках, в двух- и трехэтажных зданиях. Число студентов, обучавшихся в Аль-Азхар, всегда было высоким, Аль-Магриби упоминает, что в одно время в мечети вместе со студентами из Египта проживали 750 иностранных студентов из отдаленных земель, таких как Магриб и Персия. Байард Додж говорит, что каждый студент, не имевший жилья в Каире, был приписан к определенному жилому комплексу. Лучшим из студентов предоставлялось жилье вблизи мечети. В больших комплексах имелись библиотеки. После посещения Дамаска путешественник Ибн Джубайр рассказывал о большом количестве различных удобств для иностранных студентов и гостей Мечети Омейядов, что побудило его утверждать: "Пусть каждый на Западе, кто ищет успеха, придет учиться в этот город(Дамаск), ибо здесь предоставляется значительная помощь. Главное - то,что студент здесь освобожден от всех забот о пропитании и жилье".

#4 Shirin_muslima

Shirin_muslima

    Tolibatul I'lm-Sa'ida

  • Администраторы
  • 3 700 сообщений

Отправлено 16 февраля 2011 - 22:21

Правители оказывали значительное покровительство мечетям, деятельность которых была посвящена образованию. В Каравийине были три отдельные библиотеки,самая престижная из которых - Библиотека Абу Инана, основанная Султаном Меринида Аль-Мутаваккилем Абу Инаном. Страстный читатель и коллекционер, Султан хранил в своих новоучрежденных библиотеках книги по различным темам, в том числе по религии, наукам и языку. Он также назначал библиотекаря, ответственного за ведение всех дел в библиотеке.В Тунисе во время его оккупации испанцами в 1534-1574 гг. мечети и библиотеки подверглись обыскам, многие ценные книги и манускрипты исчезли. Впоследствии Оттоманы изгнали испанцев, восстановили и расширили мечеть Зайтуна с ее библиотеками и мадраса, вновь вернув ей положение центра исламской культуры. В Каире в 1365 году принц мамлюков Ялбага аль-Умари приказал выдавать каждому студенту мечети Ибн Тулунасорок дирхемов и один ирдаб пшеницы ежемесячно. Мамлюки выплачивали также жалование и стипендии большему числу учителей и студентов. Эта тенденция особенно поощрялась Султаном Хусамом Аль-Дином Ладжином,восстановившим Мечеть Ибн Тулуна в Катайе - одном из районов Каира: он выплачивал жалования профессорам и стипендии студентам и приглаша лкоролевского врача Шарафа Аль-Дина Мухаммада ибн аль-Хавафира для чтения лекций по медицине.

Следующий рассказ проливает свет на образование и образ жизни мусульман того времени. При правлении в Египте Ибн Тулуна студенты посещали занятия у профессора,который на своих лекциях передавал им столь малую толику знаний, что деньги у них закончились до завершения курса обучения. Чтобы купить себе еду, они продали все, что у них было. После голодания в течение трех дней они были вынуждены просить милостыню. Тем не менее, никто из них не хотел совершать столь позорный поступок. Они бросили жребий, и проигравший, свернул за угол мечети, где они жили, прося Бога освободить его от этого позора. И тогда к ним пришел посланник с деньгами от Ибн Тулуна, который был оповещен во сне о необходимости помочь им. Им также было передано послание, в котором говорилось, чтона следующий день он посетит их лично. Чтобы избежать столь высокой чести, которая могла быть воспринята как желание личной славы, студенты ночью покинули Каир. С тех пор Ибн Тулун взял на себя всю опеку над студентами и гостям мечети.

Ислам оказал влияние своей системой образования на Европу и впоследствии на весь мир во многих отношениях, в том числе универсальностью, методами преподавания и выдачей дипломов. Джордж Макдиси, подробно рассматривая эту тему в своей книге, поднимает ряд важных вопросов. Ислам повлиял на ход развития университетской науки на Западе в таких ее аспектах, как академическая свобода преподавателей и студентов, написание докторской диссертации и ее защита, рассмотрение работы ученого коллегами и вынесение общего суждения о ней. Открытые научные дискуссии в мечетях имели место во времена, когда на Западе нетерпимость в ученой среде правила везде, а всякая свободная ученая мысль каралась сожжением на костре. Влияние также осуществлялось в форме большого числа переводных книг исламских ученых, сформировавших основу европейского образования в первых университетах (в Монпелье, Болонье, Париже, Оксфорде…),основанных в 12 - 13-м веках. Это влияние можно наблюдать также и в других случаях, слишком многочисленных и требующих чересчур пространных описаний, чтобы на них останавливаться в данной статье (Макдиси и Рибера описывают их максимально точно и подробно).

На основе данного обзора можно видеть, что ислам и знание изначально с самых первых шагов шли вместе рука об руку. Олицетворяя призыв Корана и Хадисов Пророка (мир ему и благословение) к людям учиться и приобретать знания, основополагающий символ ислама - Мечеть стала центром образования и науки. Действительно, и поныне в большей части исламского мира слово Джамиа означает одновременно мечеть и школу - даже теперь,когда они располагаются в различных зданиях, часто вдали друг от друга."Джамиа" - слово, которое в арабском языке означает университет, -происходит от Джами, т.е. мечеть. Ни в одном другом языке или культуре нет подобного словообразования - так же как нет лучшего примера для выражения связи, существующей между исламом и высшим образованием.

В статье также представлены веские аргументы, опровергающие обвинения трех авторов, возложивших ответственность за упадок мусульманской цивилизации на ислам, а не оккупацию и опустошение Крестоносцами и Монголами ее центров образования и науки (Кордовы, Багдада, Севильи ит.д.).

По материалам FSTC Limited
Фонд научной технологии и цивилизации





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика