Отправлено 12 декабря 2007 - 11:04
Определение мудрости
Слово «аль-хикма» («мудрость») происходит от слова «аль-хакама» («удила»), означающего то, что используется наездником для подчинения себе верхового животного и воспрепятствования проявлению им своего норова. От этого слова и образовалорсь слово «мудрость», как говорят, в силу того, что она удерживает от проявления дурного нрава.
По своей сути мудрость означает расстановку вещей по своим местам.
Это - общее определение, включающее в себя слова, действия и прочие формы реагирования. Возможно, мой многоуважаемый брат, ты понимаешь, что мудрость, являющаяся предметом нашего рассмотрения в этой брошюре, эта та мудрость, которая должна быть присуща занимающемуся призывом к Аллаху. И в подобном качестве она чаще всего проявляется в виде высказываний, опирающихся на знание, увещевания или определенных действий в отношении других людей ради того, чтобы побудить их к добру или удержать их от совершения зла.
Об этом понятии Ибн Зейд говорит следующее: «Всякое слово, которое тебя увещевает, или призывает к совершению достойного или удерживает от гадкого - это мудрость».
Более точным является высказывание Абу Джа‘фара Мухаммада ибн Йа‘куба: «Всякое верное слово, порождающее правильное действие, есть мудрость».
В определении аль-Джарджани находим: «Любое слово, соответствующее истине, есть мудрость».
Всевышний Аллах сказал: «Он дарует мудрость, кому пожелает. А тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом». (Сура «Корова», аят 269.)
Этот благородный аят связывает мудрость и благо. Причина такой связи заключается в том, что мудрость включает в себя правильные представления о здравомыслии речей и разумности поступков.
Или иначе: мудрость - это овладение в совершенстве знанием и совершение действия в соответствии с ним. И кого Аллах желает одарить мудростью, т.е. создает его внутренне готовым и восприимчивым к ней, отличающимся здравомыслием, умеренной энергией и нравом, тот способен понять суть и подчиниться истине, если она открылась ему. И с этого пути его не совратячт ни прихоти, ни чрезмерная любовь к своему, ни упрямство, ни заносчивость. Затем Аллах облегчает такому человеку все необходимое для этого, что выражается в посещении его призывающими, отсутствии в данном крае жестоких упрямцев. А если к этому добавляется его обращение к Аллаху с тем, чтобы все необходимое Он сделал более легким и отвел от него все, что мешает пониманию, то тогда облегчение принимает законченный вид. И тогда для него реализуется великое благо, о котором сказал всевышний Аллах: «А тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом».
К великому благу относятся здравомыслие и Божье руководство. Разновидностями этого блага является то, что проистекает из основ мудрости, удерживающих от ошибок и заблуждения по мере их усвоения и осознания их сути. Это связано с тем, что если ты проследишь происходящие с людьми несчастья, то заметишь, что большинство из них происходит из-за невежества, заблуждения и некомпетентности. В противоположность этому извлекаемая людьми польза и полезность проистекают из познаний и знания об истинном положении вещей. И если бы люди постигли истину в ее сути, то их миновали бы несчастья и горькая доля.
Из вышесказанного видно, что мудрость - это многоплановое понятие, включающее в себЯ речи, активизирующие душу, наставление творить добро, ознакомление с опытом, касающегося счастья и горькой доли, общие положения об основах этики. Она представляет собой знание, очищенное от примеси ошибок, остатков невежества и используемое в обучении людей, их воспитании и ориентировании.
Мудрость - это собирательная категория, вбирающая в себя все слова или знания, служащие постоянному и неизменному исправлению состояния людей и их воззрений.