Вместо этого я была обнаружена, арестована и задержана в течение 10 дней. Я плевалась и ругалась на своих похитителей; они называли меня “плохой” женщиной, но в конце концов позволили мне уйти после того, как я обещала прочитать Коран и изучать Ислам. (Честно говоря, я не уверена, кто был более счастлив моим освобождением – они или я.) Дома в Лондоне, я сдержала своё слово об изучении Ислама и была поражена тем, что я обнаружила. Я ожидала увидеть главы Корана говорящие о том, как бить вашу жену и угнетать ваших дочерей; вместо этого, я нашла слова, призывающие к освобождению женщин. Спустя два с половиной года после моего пленения я приняла Ислам, вызвав смесь удивления, разочарования и поддержки среди друзей и родственников.
Теперь с отвращением и тревогой я наблюдаю здесь, в Великобритании, как прежний министр иностранных дел Джек Строу[1] описывает мусульманский никаб – вуаль, закрывющую лицо, оставляя открытыми только глаза – как неприятный барьер к интеграции, вместе с премьер-министром Тони Блэром, писателем Салманом Рушди и даже итальянским премьер-министром Романо Проди, выскакивающим к ним на поддержку. Побывав с обеих сторон паранджи, я могу сказать вам, что большинство западных политических деятелей и журналистов (в большинстве своём – мужчин), оплакивающих притеснение женщин в Исламском мире, понятия не имеют, о чём они говорят. Они разглагольствуют о парандже, ранних браках, женском обрезании, убийствах в защиту чести и принудительных браках, неверно обвиняя Ислам во всем этом – их высокомерие, превзойденное только их невежеством. Эти проблемы культуры и обычаев не имеют никакого отношения к Исламу. Внимательное чтение Корана показывает, что примерно всё, за что боролись западные феминистки в 1970-ых, было доступно мусульманским женщинам 1400 лет назад. Женщины в Исламе считаются равными мужчинам в духовности, образовании и ценности, и способность женщины рожать и воспитывать детей расценивается как преимущество. Раз Ислам так уважает женщин, почему западные мужчины настолько поглощены мусульманским женским одеянием? Даже такие британские государственные министры, как Гордон Браун и Джон Рейд униженно отзываются о никабе – они, выпавшие из-за шотландской границы, где мужчины носят юбки! Когда я приняла Ислам и стала носить косынку, последствия были огромны. Я всего-навсего покрыла мою голову и волосы – но я немедленно стала второразрядным гражданином. Я знала, как ко мне отнесутся случайные исламофобы, но не ожидала такой открытой враждебности от незнакомцев. Такси объезжали меня ночью, моментально включая свои “нанят”. Один таксист, после того, как выпустил “белого” пассажира прямо передо мной, впился в меня взглядом, когда я постучала в его окно, затем прогнал. Другой сказал: “Не оставь бомбы на заднем сиденье” и спросил: “Где скрывается Бен Ладен?” Да, одеваться скромно является религиозным обязательством для мусульманок, но большинство моих знакомых мусульманок носят только хиджаб, который оставляет открытым лицо, хотя немногие предпочитают никаб. Я заявляю: “Моё платье говорит вам, что я мусульманка, и что я ожидаю уважительного отношения”, также, как и банкир с Уолл Стрит сказал бы, что пиджачная пара достаточно определяет его как занятого человека, чтобы отнестись к нему серьёзно. И, особенно для новообращённых в веру, подобным мне, внимание мужчин, сталкивающихся с женщиной лицом к лицу, искоса разглядывающих её, ведущих себя неподобающе, нетерпимо.
Я была западной феминисткой много лет, но я обнаружила, что мусульманские феминистки более радикальны, чем их светские коллеги. Мы ненавидим те ужасные театрализованные конкурсы красоты, и еле сдерживали смех в 2003 году, когда судьи соревнования “мисс Земля” приветствовали появление одетой в бикини мисс Афганистана, Виду Самадзай, как гигантский шаг на пути женского освобождения. Они даже присудили Самадзай специальное вознаграждение за “представление победы женских прав.” Некоторые молодые мусульманские феминистки рассматривают хиджаб и никаб как политические символы, а также способом отвергания таких Западных крайностей, как алкоголизм, случайный секс и наркомания. Что более освобождает: быть оцененным по длине вашей юбки и размера ваших хирургическим путём увеличенных грудей, или по вашему характеру и интеллекту? В Исламе превосходство достигается через благочестие, а не красотой, богатством, властью, положением или полом.
Я не знала, плакать мне или смеяться, когда итальянец Проди присоединился к дебатам на прошлой неделе, объявляя, что не носить никаб является “здравым смыслом”, потому что он “затрудняет” социальные отношения. Ерунда. Если дело обстоит так, то почему ежедневно используются сотовые телефоны, наземные линии связи, электронная почта, тексты СМС и факсы? И никто не выключает радио, потому что не может видеть лицо диктора. В Исламе я уважаема. Он учит меня, что я имею право на образование и что поиск знания является моей обязанностью, независимо от того, одиночка я или замужем.
Нигде в структуре Ислама нам не говорится, что женщины обязаны стирать, мыть или готовить для мужчин. Что же до того, будто мусульманам разрешено бить их жён – это просто неверно. Критики Ислама укажут случайные Коранические стихи или хадисы, но обычно из контекста. Если мужчина действительно поднимает палец против его жены, ему не разрешается оставить след побоя на её теле – таков Коранический способ сказать: “Не бей свою жену, глупый.” Так что не только мужчины-мусульмане должны переоценить место женщин и отношение к ним. Согласно недавнему обзору Национальной Экстренной связи Домашнего Насилия, 4 миллиона американских женщин испытывают серьёзное нападение партнером в среднем в течение 12-месячного периода. Больше трёх женщин убивают мужья и любовники ежедневно – уже почти 5 500 с 11 сентября.
Мужчины-насильники не относятся к какой-то специфической религиозной или культурной категории; согласно обзору Экстренной связи, одна из трёх женщин во всем мире избивается, принуждается к сексу или иначе злоупотребляется в её жизни. Это – глобальная проблема, выходящая за рамки религии, богатства, класса, расы и культуры. Но также верно, что на Западе, мужчины всё ещё полагают, будто бы они превосходят женщин, несмотря на протесты к обратному. Они всё ещё получают лучшую плату за одинаковую работу – в почтовом отделении или зале заседаний – и к женщинам всё ещё относятся как сексуальному предмету потребления, одно появление которого влияет на увеличение потока продукции. А для тех, кто всё ещё пробует утверждать, будто Ислам угнетает женщин, повторю заявление 1992 года преподобного Пата Робертсона, предлагая его взгляды относительно уполномоченных женщин: Феминизм – “социализм, антисемейное политическое движение, поощряющее женщин оставлять своих мужей, убивать своих детей, практикoвать колдовство, лесбиянство, способствовать уничтожению капитализма.” Теперь вы скажите мне, кто цивилизован, а кто нет.
(Ивонне Ридлей – политический редактор телевидения Исламского Канала в Лондоне и соавтор книги “В руках Талибана: её экстраординарная история.”