О необходимости проявлять искренность (ихляс) и придерживаться благих намерений (нийат) во всех делах и словах и в любых обстоятельствах — явных и тайных

 

Глава 1: О необходимости проявлять искренность (ихляс) и придерживаться благих намерений (нийат) во всех делах и словах и в любых обстоятельствах - явных и тайных

 

Аллах Всевышний сказал:

«А велено им было только поклоняться Аллаху, храня верность Ему в религии и будучи ханифами,[1] совершать Намаз и отдавать закят. Это и есть правильная религия». («Явное доказательство», 5).

Всевышний также сказал:

«Никогда не достигнет Аллаха ни мясо, ни кровь их,[2] но достигнет Его ваше благочестие». («Хаджж», 37).

Всевышний также сказал:

«Скажи: Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это, Аллах это знает...». («Семейство Имрана», 29).

 

1   Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб бин Нуфайль бин Абд аль-'Узза бин Рийах бин Абдуллах бин Курт бин Разах бин Ади Ибн Ка'б бин Луайй бин Галиб аль-Кураши аль-'Адави, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение[3] к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его,[4] переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться,[5] переселится лишь к тому, к чему он переселялся».[6]

(Этот хадис приводят в своих книгах, которые являются наилучшими из составленных по тематическому признаку сборников хадисов,[7] оба имама мухаддисов, признавшие его достоверность:[8] Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардизбах Аль-Джу'фи Аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури, да будет доволен Аллах ими обоими.)

 

2   Собщается, что мать правоверных Умм Абдуллах[9] Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Двинется на Каабу войско, а когда (воины) достигнут пустынной части земли, она поглотит их (всех) от первого до последнего». Я спросила: «О посланник Аллаха, как же она поглотит их от первого до последнего, ведь будут среди них и люди простые, и те, кто к ним не относится?»[10].[11] Он сказал: «Они будут поглощены от первого до последнего, а потом воскрешены (, и воздастся им) по намерениям их». (Аль-Бухари; Муслим).

 

3   Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не следует переселяться после победы,[12] но необходимость участия в Джихаде[13] и благом намерении остается, и если вас призовут,[14] то поспешите». (Аль-Бухари; Муслим).

Это значит, что не следует переселяться из Мекки, так как она стала территорией распространения Ислама.

 

4   Сообщается, что Абу Абдуллах Джабир бин Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Во время одного из походов,[15] в котором мы принимали участие вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал: «Поистине есть в Медине люди, которые неизменно были с вами, каким бы путем вы не шли и какое бы вади[16] ни пересекали (, несмотря на то, что) их задержала (там) болезнь».

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:

...неизменно разделяли с вами награду.[17] (Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал:

Когда мы вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, возвращались из похода на Табук, он сказал: «Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (там) по уважительной причине(, но тем не менее) находившиеся с нами, какой бы горной дорогой или вади мы не шли».

 

5   Сообщается, что Абу Йазид Ма'н бин Йазид бин аль-Ахнас, являвшийся сподвижником подобно своему отцу и деду, да будет доволен ими всеми Аллах, сказал:

(Однажды) Йазид, мой отец (, пожелавший) раздать милостыню, достал несколько динаров, положил их в мечети около одного человека (, чтобы тот отдал их не имущим), а потом (туда) пришел я, взял эти деньги[18] и принес их (своему отцу). Он сказал: «Клянусь Аллахом, не тебе я хотел (отдать их)!», - после чего я обратился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы он рассудил наш спор, и он сказал: «Тебе - то, что ты намеревался (получить),[19] о Йазид, а тебе - то, что ты взял, о Ма'н». (Аль-Бухари).

 

6   Сообщается, что Абу Исхак Са'д бин Абу Ваккас Малик бин Ухайб бин Абд Манаф ибн Зухра бин Киляб бин Мурра бин Ка'б бин Луайй аль-Кураши аз-Зухри, да будет доволен им Аллах, один из десяти услышавших радостную весть о Рае, да будет доволен Аллах всеми ими, сказал:

Когда в год прощального паломничества[20] я тяжело заболел, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел навестить меня, я сказал: «Поистине ты видишь, до какой крайности довела меня эта болезнь! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А половину о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А треть о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене».[21] Тогда я спросил: «О посланник Аллаха, оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?»[22] Он сказал: «Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы праведное дело ты не совершил, оно непременно возвысит тебя. Кроме того, возможно, что ты проживешь еще долго,[23] чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесен вред.[24] О Аллах, заверши переселение для моих сподвижников и не вынуждай их отступать! О бедный Са'д бин Хауля!»,[25] - и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал выражать сожаление в связи с тем, что этот человек умер в Мекке. (Аль-Бухари; Муслим).

 

7   Сообщается, что Абу Хурайра Абд Ар-Рахман бин Сахр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, Аллах Всевышний не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши».[26] (Муслим).

 

8   Сообщается, что Абу Муса Абдуллах бин Кайс аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили о том, кто следует путем Аллаха: сражающийся (ради того, чтобы другие говорили о его) храбрости, сражающийся (под воздействием) ярости[27] или сражающийся напоказ? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «На пути Аллаха (находится) сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха»[28]. (Аль-Бухари; Муслим)

 

9   Сообщается, что Абу Бакра Нуфай' бин аль-Харис ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал:

Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду». Я спросил: «О Посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадет) убивший, но почему же убитый?!» Он ответил: «Ведь и он хотел убить своего товарища!» (Аль-Бухари; Муслим)

 

10   Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Совместная молитва (, в которой принимает участие) человек, превосходит молитву (совершаемую) им на рынке или у себя дома, более чем на двадцать ступеней, поскольку если любой из (мусульман) совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву и ничто, кроме молитвы, не будет побуждать его (к этому), то пока он не войдет в мечеть, за каждый сделанный им шаг он обязательно будет возвышаться на одну ступень и с него будет сниматься одно прегрешение. Когда же (человек) войдет в мечеть (, будет считаться, что) он занят молитвой все то время, пока лишь молитва будет удерживать его (там)»,[29] и ангелы станут возносить мольбы за любого из вас, все то время, пока он остается на месте совершения своей молитвы, говоря: "О Аллах, оказывай ему милость, о Аллах, прощай его, о Аллах, принимай его покаяние, пока он (никому) не причинит обиды (, находясь здесь, и) пока он не осквернится»[30] (, находясь здесь)!"» (Аль-Бухари; Муслим)

 

11   Абу-ль-Аббас Абдуллах бин Аббас бин Абд аль - Мутталиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, передавший слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, сказал:

«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела,[31] после чего разъяснил это:[32] «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах Всеблагой и Всевышний запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет (за ним) у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел, если (человек) решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах Всевышний запишет (за ним) у Себя (совершение) целого доброго дела, а (за тем), кто решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет одно дурное дело». (Аль-Бухари; Муслим)

 

12   Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

(Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) нее. Тогда они сказали: «Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела!»[33] (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев[34] увели меня далеко от дома, а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и все это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили свое вечернее питье. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему,[35] то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!» И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход (, но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.

Другой сказал: «О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей…»

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:

«...и я любил ее так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал ее, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это; когда же я получил возможность (овладеть) ею...»

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:

«...а когда я уселся между ног ее, она сказала: «Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!» И тогда я покинул ее, (несмотря на то, что) любил ее больше всех, оставив у нее то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был все еще не достаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда.

Третий сказал: «О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось,[36] и ушел, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: «О раб Аллаха, отдай мне мою плату». Тогда я сказал ему: «Платой твоей является все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь». Он сказал: «О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!» Я сказал: «Я не насмехаюсь над тобой», - и он забрал все это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!», и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти. (Аль-Бухари; Муслим)

 



[1] То есть: не отклоняясь от Единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.

[2] Имеется в виду мясо и кровь жертвенных животных.

[3] Речь идет о хиджре переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии.

[4] То есть: воздаянием тому, кто покинет страну неверных только ради Аллаха, послужит награда Аллаха и возможность общения с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в этом мире или в мире ином.

[5] Поводом для этого высказывания Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Значение этого и многих других Хадисов, где речь также идет о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело, поскольку многие поступки, внешне представляющиеся хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

[6] Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что он получит в результате своего поступка в земной жизни.

[7] Оба сборника хадисов, составленных Аль-Бухари и Муслимом, носят название «Сахих» и являются наиболее авторитетными сборниками такого рода.

[8] В самом общем виде Хадисы подразделялись на «достоверные» (сахих), «хорошие» и «слабые».

[9] «Умм Абдуллах» - мать Абдуллаха. У Аиши, да будет доволен ею Аллах, не было собственных детей, но пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, называл ее так по имени Абдуллаха бин аз-Зубайра, сына ее сестры Асмы.

[10] Например, прибившиеся к войску путники.

[11] Аиша, да будет доволен ею Аллах, удивляется тому, что наказанию подвергнутся как замышлявшие дурное, так и те, у кого дурных намерений не было.

[12] 12 января 630 года мусульмане заняли Мекку, в связи с чем необходимость переселения оттуда по религиозным соображениям отпала.

[13] Слово «Джихад» образовано от глагола «джахада» отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Таким образом, «Джихад» может означать не только войну с врагами Ислама, но и борьбу за веру в более широком смысле слова, например, борьбу с собственными дурными наклонностями, побуждение других к совершению всего одобряемого Шариатом и т. д.

[14] Имеется в виду призыв правителя к вооруженной борьбе с врагами мусульман.

[15] Речь идет о походе на Табук, начавшемся в октябре 630 года.

[16] «Вади» - долина, высохшее русло, наполняющееся водой в период дождей.

[17] Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду, что люди, оставшиеся в Медине по болезни, но искренне намеревавшиеся отправиться в этот поход, получат такую же награду, как и его участники.

[18] С согласия вышеупомянутого человека.

[19] То есть: тебя не обойдет та награда Аллаха, на которую ты надеялся, пожелав помочь неимущим и остаться при этом неизвестным.

[20] Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил свой единственный хаджж, получивший название «прощального паломничества» (хиджжат аль-вида') незадолго до своей кончины в феврале 632 года.

[21] В данном случае имеются в виду даже не расходы на пропитание жены в целом, а те кусочки, которыми муж в шутку кормит свою жену с рук.

[22] Иначе говоря Са'д спрашивает, не умрет ли он в Мекке?

[23] После этого Са'д действительно прожил еще около сорока лет.

[24] Имеются в виду соответственно, верующие и многобожники.

[25] Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, просит Аллаха не возвращать своих сподвижников в Мекку, которую они любили ради Аллаха, но покинули из-за людей, и выражает сожаление в связи со смертью одного из своих сподвижников по имени Са'д бин Хауля, да будет доволен им Аллах, который умер в Мекке в 632 году и остался там навсегда.

[26] В некоторых версиях данного хадиса к этому добавлено также: «...и дела ваши».

[27] Например, тот, кто сражается, защищая своих близких.

[28] Под «словом Аллаха» подразумевается призыв Аллаха к Исламу.

[29] Имеется в виду, что человек станет получать награду как совершающий молитву все-то время, пока только ради молитвы он будет продолжать оставаться на месте ее совершения.

[30] То есть: до тех пор, пока он будет оставаться в состоянии ритуальной чистоты после совершения омовения. Что касается слов о причинении обиды, то они приводятся не во всех версиях данного хадиса, и объясняются по разному. Так, например, одни комментаторы считают, что речь идет о нанесении обиды в мечети кому-нибудь из людей словом или делом, другие понимают это как нанесение обиды ангелам в результате осквернения и т. д.

[31] Здесь имеется в виду, что Аллах повелел ангелам записывать их.

[32] То есть: разъяснил ангелам, как следует записывать эти дела.

[33] Имеются в виду дела, совершавшиеся только ради Аллаха.

[34] Речь идет о пастбище для овец.

[35] То есть: искренне желая выполнить Твое веление относительно проявления почтительности к родителям и стремясь получить от Тебя награду за это.

[36] Имеется в виду, что он оставил этому человеку заработанные им деньги на сохранение.

 

 

Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави

Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша

 

  • Имам Ан-Навави. Сборник хадисов "Сады праведных".

скачать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика