Разница во мнении между мужем и женой касательно вопросов, в которых есть разногласие

 

 

Вопрос: Как нам справляться с ситуацией, когда один из супругов хочет сделать что-либо, относительно чего есть разногласие между факихами, и каждый из них опирается на разные фатвы?

 

Ответ:  Хвала Аллаху.

 

Что должна делать жена – то подчиняться своему мужу во всем, что не включает ослушание Творца, или не вредит ей, и не лишает ее имеющихся у нее прав. В таких случаях она не должна подчиняться ему.

 

Что касается вопросов, в которых расходятся ученые, и когда жена занимает позицию противоположную мнению ее мужа, и если он приказывает ей сделать что-то противоположное тому, что она считает более правильным и в чем убеждена – то ответ в такой ситуации зависит от сути вопроса:

 

1. Если то касается хукма или способа какого-то поклонения, не важно обязательного или добровольного, и это не оказывает влияния на права ее мужа путем их устранения, и если она поступит так, что это не повлечет никакой несправедливости по отношению к ее мужу, то в таком случае она не обязана делать то, в чем она не убеждена, если ее муж говорит ей сделать это.

 

Примером является закят на золото. Если она полагает, что является обязательным выплачивать закят с золота, даже если оно берется как украшение, что является более правильным мнением, то в таком случае она не обязана подчиняться мужу, если он говорит ей не платить закят с ее золота, из ее имущества, если он считает, что такой закят не обязательно выплачивать  с золота, которое хранится в качетсве украшений.

 

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин (да смилостивится над ним Аллах) сказал:

 

“Некоторые мужья удерживают своих жен от выплачивания закята с украшений, основываясь на втором, более слабом мнении, о котором мы сказали выше. Это харам, не разрешено для мужа, отца или брата удерживать кого-либо выплачивать закят с его имущества. И жена в таком случае не должна повиноваться своему мужу, и должна выплачитвать закят не смотря на то, что он говорит, потому что повиновение Аллаху предшествует повиновению мужу, и приказ Аллаха имеет больше прав, и ее муж не сможет спасти ее от наказания Аллаха в День Воскресения.

 

Так что например, если ее муж говорит: “Это вопрос, относительно которого факихи разошлись во мнении, и я не считаю это обязательным”, она должна ответить ему: “Тебе твое убеждение, а мне мое. Я не оставить выплату закята, и по моему мнению это обязательно”

 

В таком случае она обязана ослушаться его, и подчиниться Аллаху. Если она скажет: “Я боюсь, что он разгневается на меня”, мы говорим, что есть два ответа на это:

 

 

1. Мы скажем: Пусть он злится, так как его злость – ничто по сравнению с довольством Аллаха.

 

2. Мы скажем: Будь тактична по отношению к нему, то есть выплачивай закят так, чтобы он не знал. Таким образом ты выплатишь закят, который тебе обязателен, и обезопасишь себя от гнева мужа.

 

Но касательно этого вопроса мы скажет мужьям:

 

Побойтесь Аллаха! До тех пор, пока жена считает это обязательным, не разрешено для вас препятствовать ей в исполнении ваджиба.

 

То же самое касается отцов, если они скажут дочерям: “Не плати закят с украшений, потому что я не считаю его обязательным”. Дочь имеет право сказать: “Я не будут слушаться и подчиняться, поскольку слушаться и подчиняться нужно только Аллаху и Его Посланнику, и приказ Аллаха имеет больше силы".  Но если она боится, что он будет злиться, а у некоторых людей слабый ум, и религиозная сознательность, то тогда она может быть тактичной и платить так, чтобы он не знал.

 

См. "Джалясат Рамадания", 1412 г. по хиджре, вопрос номер 5.

 

 

Другой пример касается манеры совершения намаза, а именно опускание для земного поклона на руки или на колени вначале, или например соединение рук после руку, или его отсутствие. В таких вопросах жена не обязана следовать мнению ее мужа, если оно не совпадает с ее мнением, только если она не считает, что оба мнения одинаковы и она становится убежденной в этом мнении.

 

2. Если вопрос касается добровольных актов поклонения и подчинения, которые влияют на права мужа, то в таком случае не разрешено для нее совершать их. И напротив, запрещено для нее совершать их, как например соблюдение добровольного поста бех разрешения мужа, или выход из дома для поддержания родственных связей или совершения разрешенных визитов без его разрешения, потому что поступая так, она ущемляет права мужа. И она не совершает греха при оставлении добровольного поклонения, но напротив, она будет вознаграждена как за подчинение ее Господу посредством того, что она удовлетворила права мужа, и воздержалась от совершения этих дел ради него.

 

Ибн Кудама (да смилостивится над ним Аллах) сказал:

 

“Он имеет право удерживать ее от добровольного Хаджа и вхождения в ихрам для этого, и нет разногласия ученых относительно этого. Ибн аль-Мунзир сказал: “Все ученые, чье слово принимается, единогласны относительно того, что муж имеет право удерживать свою жену от совершения добровольного Хаджа". И это потому, что это дополнительный акт поклонения, который влияет на права мужа. Поэтому ее муж имеет право препятствовать ей совершить это, как например итикаф. Если он даст ей разрешение на совершение этого, то он имеет право передумать до тех пор, пока она не вошла в ихрам для этого. Если она уже вошла в ихрам, то он не может изменить свое решение или заставить ее выйти из ихрама, потому что для того, кто начал Хадж, становится обязательным завершить его, и это становится как то, что было изначально обязательным."

 

см. Аль-Мугни (3/572)

 

И он (да смилостивится над ним Аллах) сказал относительно случая, когда муж запрещает своей жене навестить родителей, когда они больны:

 

Муж имеет право удерживать ее от выхода из дома для чего-либо, что ей нужно сделать, будь то желание навестить родителей, или посетить их когда они больны, или посетить похороны одного из них. Ахмад сказал относительно женщины, у которой есть муж и больная мать: “Подчинение ее мужу более обязательно, чем подчинение матери, если только он не даст ей на это разрешение”.

 

Так как подчинение мужу обязательно, в то время как посещение больного не является обязательным, поэтому не разрешено оставлять обязательное ради не обязательного, и не разрешено для нее выходить без его разрешения. Но муж не должен удерживать ее от посещения ее родителей, если они больны, или встречь с ними, потому что это разрывание родственных связей с ними и может заставить его жену не подчиняться ему. И Аллах приказал нам к совместному проживанию с достоинством,  а это не является достойным сожительством"     см.  "Аль-Мугни",  (8/130).

 

3. Относительно всего, что является мубахом (разрешенной вещью, не имеющей ахкамов обязательности, желательности, нежелательности и запретности, как например пить воду, или читать книгу, и тд), он имеет право удерживать ее от совершения этого или заставить ее следовать его мнению, если он считает это харамом. И она должна принять это, если такие ее действия будут причинением плохого мужу, или подвергание его пренебрежению или убытку..

 

Например, закрывание лица является вопросом, относительно которого разошлись ученые, но нет никого, кто бы говорил, что это харам. Если она считает, что допустимо открывать лицо, то муж имеет право удерживать ее от показывания лица перед не-махрамами. И он имеет право заставить ее следовать его мнению, что является обязательным закрывать лицо, которое явлется более правильным из двух мнений (по мнению шейха Мунаджида – прим. Ред.). И она не имеет права идти против него. Она будет вознаграждена за это, если она стремиться к подчинению ее Господу через подчинение ее мужу и надевая то, что больше закрывает ее.

 

4. В том, что жена считает обязательным, харамом или бида, она не должна слушаться мужа, оставляя то, что обязательно, и совершая то, что является харамом или бида.

 

Мы упомянули выше пример того, что обязательно, а именно закят на золото.

 

Пример того, что жена считает харамом, а муж считает разрешенным – это ситуация с закрытием лица, но противоположная приведенной выше. Если жена считает, что является харамом открывать лицо перед не-махрамами, то ее муж не имеет права приказывать ей открывать лицо на основании того, что он считает это разрешенным.

 

Ученые Постоянного Комитета были спрошены:

 

Могу ли я не подчиниться своему мужу, если он говорит мне открыть лицо перед немахрамами? Подходят ли слова “Нет подчинения созданию в ослушании Творца” под этот случай? Со знанием того, что существует разногласие среди ученых относительно закрытия лица.

 

Разрешено ли мне открывать лицо, когда я в своем доме и там присутствуют мужчины – родственники мужа? Или когда я открываю дверь сборщику денег за электричество или за газ, или когда я выхожу на балкон, чтобы повесить белье, допустимо ли для меня надеть полный хиджаб, но без покрытия лица?

 

Они ответили:

 

Является харамом для жены подчиняться мужу в чем-то, что Аллах запретил, потому что нет подчинения созданию в том, что включает неподчинение Творцу. Это включает закрытие лица перед мужчинами не-махрамами, не важно его это родственники или ее, или кто-либо другой внутри дома, или снаружи, и на балконе, или когда она открывает дверь сборщику денег за электричество или гостям. Хиджаб не является полным, пока женщина не будет придерживаться того, что было упомянуто.

 

Шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, Шейх Абдур-Раззак Аль-Афифи, Шейх АбдуЛлах ибн Гудаяан.

Фатауа аль-Ляджна аль-Да'има (17/257, 258)

 

Также здесь мы должны обратить внимание на несколько вещей:

 

а) Доброе отношение к супругу обязательно для обеих сторон.

 

б) Не разрешено для супругов высмеивать друг друга и издеваться друг над другом из-за  взглядов другого.

 

в) Оба супруга должны следовать за наиболее знающими и наиболее праведными из тех, к кому они обращаются за фатвами, и они должны ибегать следования за их страстями и желаниями, ища послаблений в религии.

 

г) В широких по охвату вопросах не следует для мужа давить на жену, но в таких вопросах лучше и предпочтительнее для жены следовать мнению мужа.

 

д) Мы советуем обоим супругам требовать знаний и искать истину, и оставлять споры на основе лжи. Каждая сторона должна стремиться к истине.

 

е) Счастливая семья та, где есть любовь, сострадание и понимание между всеми членами семьи. Вы не в маахаде по требованию знаний, и не в университете,  и не должны основывать все на дебатах и спорах.

 

Будьте хорошим примером для ваших детей в следовании за правдой, и разногласии на основе благоразумия, а не перегибов.

 

 

Шейх Мухаммад Солих Аль Мунаджид, фетва 97125

www.sunnaonline.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика