Некоторые фетвы, касающиеся месяца Рамадан

 

Хвала Аллаху,Господу миров! Да будут благословения и мир Мухаммаду - нашемугосподину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникам!

Постановление № 18 (6/3)

О едином порядке установления начала лунных месяцев

Совет Исламской академии правоведения (фикха) приОрганизации Исламская Конференция в ходе своей третьей сессии,проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства,8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),

Изучив два аспекта проблемы, связанной с унификацией подхода к установлению начала лунных месяцев, а именно:

- о влиянии географической широты;
- об астрономическом критерии определения начала лунного месяца;

заслушав разъяснения членов совета Академии и специалистов, постановил:

1. Если новая луна была увидена воочию в одной из стран, то всемусульмане должны руководствоваться этим непреложным фактом приопределении начала нового месяца. Географическая широта не играет вэтом случае никакой роли, поскольку предписание начать пост и завершитьего является единым для всех мусульман всего мира.

2. Следует исходить из того, чтобы новая луна была увидена именновоочию, астрономические же выкладки и наблюдения, в соответствии свысказываниями (хадисами) Пророка (меиб), могут быть лишьвспомогательными средствами.

Аллах Всезнающий! (а Аллах знает лучше)

Постановления и рекомендации

Совета Исламской Академии правоведения

Перевод: М.Ф. Муртазин

Некоторые фетвы, касающиеся месяца Рамадан

Хвала Аллаху,Господу миров! Да будут благословения и мир Мухаммаду - нашемугосподину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникам!

Постановление № 18 (6/3)

О едином порядке установления начала лунных месяцев

Совет Исламской академии правоведения (фикха) приОрганизации Исламская Конференция в ходе своей третьей сессии,проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства,8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),

Изучив два аспекта проблемы, связанной с унификацией подхода к установлению начала лунных месяцев, а именно:

- о влиянии географической широты;
- об астрономическом критерии определения начала лунного месяца;

заслушав разъяснения членов совета Академии и специалистов, постановил:

1. Если новая луна была увидена воочию в одной из стран, то всемусульмане должны руководствоваться этим непреложным фактом приопределении начала нового месяца. Географическая широта не играет вэтом случае никакой роли, поскольку предписание начать пост и завершитьего является единым для всех мусульман всего мира.

2. Следует исходить из того, чтобы новая луна была увидена именновоочию, астрономические же выкладки и наблюдения, в соответствии свысказываниями (хадисами) Пророка (меиб), могут быть лишьвспомогательными средствами.

Аллах Всезнающий! (а Аллах знает лучше)

Постановления и рекомендации

Совета Исламской Академии правоведения

Перевод: М.Ф. Муртазин

Есть ли установленный шариатом возраст, когда нужно поститься детям?

В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Перо поднято по отношению к троим (т.е. их деяния не записываются - прим. перевод.): к дитя, пока не достигнет совершеннолетия, спящему, пока не проснется и умалишенному, пока не выздоровеет» (хадис достоверный, передали Ахмад, Абу Давуд, Ан-Нисаи, Ибн Маджа, Аль-Хаким).

«Перо поднято» означает отсутствие ответственности,обязанности (таклиф), то есть они не несут какой-либо ответственности,обязанности. Но вместе с этим Ислам, религия, учитывающая природучеловека, приучает детей с малых лет к исполнению богослужения. Вхадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Повелевайте свои детям совершать молитву с 7 лет, и наказывайте их (за ее неисполнение) - с 10» (передали Ахмад, Абу Давуд, Аль-Хаким).

Пост - это тоже поклонение и религиозное предписаниенаряду с молитвой. И необходимо приучать детей к посту. Но с какоговозраста? Не обязательно - с 7 лет. Ведь пост труднее, нежели молитва.А потому это дело полностью зависит от возможностей, сил ребенка. Еслиродитель или опекун видят, что ребенок в состоянии физически вынестипост, хотя бы в определенные дни в каждом месяце, пусть приучает его кэтому. Пусть каждый год приучает его поститься: первый год - 3 дня,второй год - неделю, третий - 2 недели, последующий - месяц. Когда женаступит совершеннолетие (возраст ответственности), пост не станет длянего тягостным, поскольку он был заблаговременно приучен к практикепоста.

Таким образом, исламское воспитание заключается втом, чтобы ребенок с малых лет приучался к этикету Ислама и исполнениюего предписаний. Родители, опекуны должны приучать детей к молитве,начиная с 7 лет, наказывать за ее неисполнение - с 10 лет, приучать ихк посту с того возраста, когда они в состоянии поститься.

Что такое сухур?

Сухур - это время до начала первых проблесков зари,когда мусульмане в последний раз могут принимать пищу переднаступлением поста.

Шейха Юсуфа Аль-Карадави спросили о том, является лисухур, то есть принятие пищи во время этого промежутка временинепременным условием поста?

Вот что ответил Юсуф Аль-Карадави:

Сухур не является условием поста. Это только «сунна»(«желательный образ действий»), которую соблюдал Пророк, да благословитего Аллах и приветствует, и повелевал соблюдать ее: «Принимайте пищу перед рассветом, ведь, поистине, в сухуре - благодать».

То есть соблюдение сухура входит в разряд «сунны».Также желательно (сунна) во время сухура оттягивать время принятия пищидо конца, так как это сокращает период времени голода и жажды,укрепляет постящегося и уменьшает ему тяготы поста. Ислам, по своейсущности, состоит из облегчений, стимулирующими человека к поклонению.Ускорение времени разговения и оттягивание сухура являются проявлениемэтих облегчений.

Таким образом, для постящегося, согласно суннеПророка, да благословит его Аллах и приветствует, желательно переднаступлением рассвета принять пищу и пусть даже очень скромную - хотябы финик или глоток воды.

Если человек (вовремя не ставший на«завтрак» перед рассветом (сухур) в месяце Рамадан) ест пищу и в этовремя слышит азан утренней молитвы, разрешается ли ему продолжать есть до окончания азана или надо сразу прекратить есть, как только зазвучал азан?

Если утренний азан читают точно по времени, согласноместному расписанию, то необходимо прекратить есть сразу же как толькозазвучал азан. Более того, постящийся даже не должен проглатывать пищу,которая находится у него во рту, чтобы не нарушить свой пост.

Если же азан читают до наступления времени молитвыза несколько минут или, по крайней мере, постящийся сомневается в этом,то он имеет право есть и пить до тех пор, пока не будет точно уверен втом, что настулила утренняя заря. Сегодня время наступления зари легкоопределить с помощью календарей.

Один из мусульман спросил Ибн Аббаса (да будетдоволен им Аллах) о том, что он принимает пищу перед рассветом (сухур),и когда начинает сомневаться в наступлении рассвета, то прекращаетесть. Ибн Аббас ответил: ешь пока сомневаешься - до тех пор, пока небудешь уверен (в наступлении рассвета). Имам Ахмад сказал: еслипостящийся сомневается в наступлении рассвета, то пусть ест, пока неубедится в его наступлении. Ан-Навави пишет: ученики Аш-Шафииединодушны в том, что сомневающемуся в наступлении рассвета разрешаетсяпринимать пищу. Доказательством этого является то, что Всевышний Аллахразрешил есть и пить до тех пор, пока наступление рассвета не станетясным: «И есть, и пить дотоле можно вам, пока седая нить (зари) не отойдет от черной нити (ночи)» (2:187).

Таким образом, в Коране и Сунне нет указаний навоздержание от пищи и питья (имсак) до времени наступления рассвета.Это является проявлением крайности в религии и противоречит сунне,которая говорит о желательности оттягивания приема пищи непосредственнодо самого начала наступления рассвета.

Пост и забывчивость

Вопрос: Очень много людей в начале месяца Рамадан забывает о посте. Кто-то выпивает стакан воды, другой - закуривает сигару или начинает что-то есть. Он вспоминает, что соблюдает пост, после того как уже что-то поел или выпил. Разрешается ли ему продолжать поститься или пост уже нарушен?

Ответ: В хадисе Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Кто, будучи постящимся, по забывчивости вкусил еду или питье, то пусть продолжит пост. Поистине, это лишь Аллах накормил и напоил его» (передал Аль-Бухари и Муслим). В другой достоверной версии хадиса говорится: «...это всего лишь пропитание, которым наделил его Аллах, нет на нем обязанности возмещать пост» (передал Ад-Даракутни). А в другой также достоверной версии сказано так: «Кто по забывчивости вкусил еду во время поста в Рамадане, то на нем не лежит обязанности возмещать пост или искуплять его (милостыней)» (передали Ад-Даракутни, Аль-Хаким).

Эти хадисы недвусмысленно говорят о том, чтоупотребление, по забывчивости, пищи и питья не нарушает пост. Этосогласуется со словами Всевышнего: «Владыка Наш! Ты пощади нас, коли забудем мы или ошибемся» (2:286).В достоверных хадисах сказано о том, что Аллах ответил на эту мольбу.Также в достоверном хадисе Пророка, да благословит его Аллах иприветствует,сказано: «Поистине, Аллах простил этой умме ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Постящемуся, который, по забывчивости, принял пищуили питье, необходимо продолжить свой пост. Он не должен прекращатьпоститься.

Можно ли поститься тому, кто не совершает пятикратную молитву?

Мусульманин обязан исполнять поклонение в его полнойформе: совершать пятикратную молитву, платить закат, соблюдать пост,совершить паломничество (хадж), когда найдет для этого возможность.

Кто без объективной причины не соблюдает какое-либоиз этих предписаний, тот является пред Богом грешником. ПравоведыИслама выносят относительно него различные оценки. Одни считают, чтомусульманин, который не соблюдает любое из этих предписаний, является«неверным» («кафиром»), другие - считают «кафиром» только того, кто несоблюдает молитву и не платит закат; с точки зрения третьих - кафиромявляется только тот, кто не соблюдает молитву, поскольку она занимаетособое место пред Богом и в хадисе Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, сказано: «Между человеком и неверием лежит оставление молитвы» (передал Муслим).

Правоведы, которые утверждают, что мусульманинявляется «неверным», если он не совершает молитву, не считают, что егопост будет принят Всевышним, поскольку служение, поклонение «неверного»не принимается Богом.

Некоторые правоведы считают, что подобныймусульманин сохраняет свою веру и свою принадлежность к Исламу, если онверует в Аллаха, его посланника Мухаммада, да благословит его Аллах иприветствует, и его откровение (Коран), не подвергая это сомнению илиотрицанию. Эта группа правоведов называет подобных мусульман теми, «ктоуклонился от заповеди Господа своего». Пожалуй, эта, последняя, оценка(а Аллах знает лучше) является наиболее верной из всех точек зренияправоведов.

Таким образом, человек, который в силу своей леностиили иных настроений проявляет упущения, халатность в исполнении однихпредписаний, но соблюдает другие предписания, является человеком сослабой верой, исповедующим неполноценный Ислам. Его вера находится подугрозой, если он постоянно уклоняется от предписаний.

Но Всевышний Аллах не оставит без вознаграждениятого, кто творил благие деяния. Он получит полное воздаяние сообразносо своими делами. «И все что ни делают они, занесено в их книги, где запись всех - и малых и великих дел» (54:52), «И тот, кто створил добро величиной с пылинку, узрит его! И тот, кто сотворил зло величиной с пылинку, узрит его» (99:7-8).

Можно ли больному воздержаться от поста? И как надо возмещать пост, когда он выздоровеет?

Мне провели несколько хирургических операций. Врач запретил мне поститься. Спустя два года после операций я решил поститься, но испытал от поста большую нагрузку. Разрешается ли мне дать милостыню вместо пропущенного поста? И разрешается ли мне дать бедным и нуждающимся милостыню деньгами за пропущенные мной дни поста в Рамадане?

Ответ: Мусульманские правоведы единодушны в том, что больной имеет право не поститься: «...А тот, кто болен иль находится в пути, предписанные дни поста поститься должен в дни другие...» (2; 185).

Но какая именно болезнь может служить законнымповодом для несоблюдения поста в Рамадане? Это та болезнь, во времякоторой постящийся испытывает сильное изнурение, не позволяющее емувыполнять свою работу, которая является источником его существования ипропитания. А также если вследствие поста оттягивается выздоровлениебольного или болезнь начинает прогрессировать. Любые подобныезаболевания дают человеку право не поститься. Эго правило не касаетсяболезней, которые не связаны с постом, например, зубной боли, раненияпальца, фурункула и т.п.

Существуют ряд заболеваний, которые исцеляются путемпоста, например, сюда входит значительная часть болезнейжелудочно-кишечного тракта. Разумеется, прекращать пост из-за такихболезней нельзя, поскольку в данном случае пост не вредит больному, анапротив приносит ему пользу. Таким образом, больному разрешается непоститься, если существует опасность того, что организму вследствиепоста будет нанесен вред.

Что касается здорового человека, который опасается,что вследствие поста возникнет болезнь, то ему также разрешается непоститься (как и больному, который опасается, что из-за поста болезньначнет прогрессировать). Определить это (вероятный вред из-за поста) онможет посредством двух способов: 1) на основе личного опыта; 2) путемконсультаций с врачом-мусульманином, который должен быть надежнымспециалистом в своей области, а также честным, беспристрастным ирелигиозным человеком.

Если врач-мусульманин вынес заключение о том, чтособлюдение поста наносит вред организму, то человек имеет правовоздержаться от поста. Если же больной все же решил соблюдать пост, тоон совершает, согласно Исламу, «нежелательное дело» («макрух»), так какнаносит тем самым себе вред и пренебрегает облегчением и разрешением,данными ему Господом. И даже если он не испытает вреда от поста. Еслиже вред от соблюдения поста реально состоялся, но человек продолжаетпоститься, то он уже совершает «запретное дело» («харам»), посколькуАллах запретил самобичевание: «...Самих себя не убивайте, поистине, Господь к вам милосерд...» (4; 29).

Осталось ответить на последний вопрос: можно ли датьмилостыню вместо пропущенных по болезни дней в Рамадане? Отвечая наэтот вопрос, необходимо отметить, что болезнь делится на два вида:

а) временная болезнь, по истечении которой неразрешается выплачивать милостыню или искупление, а необходимовозместить пропущенные дни: «...предписанные дни поста поститься должен в  дни  другие...» (2;185). Если больной пропустил месяц, то, возместить надо месяц, еслиодин день, то - один день, после того, как Бог даст ему здоровье, силыи   возможность возместить пропущенные дни.

б) хроническая болезнь. В этом случае больной (еслиего болезнь неисцелимая, что определяется опытным путем или путемконсультаций со специалистами), также как и немощный старец илистаруха, за каждый пропущенный день должен накормить одного бедняка, невозмещая пост. Некоторые ученые, как Абу Ханифа, разрешают даватьмилостыню не едой, а в денежном эквиваленте.

Разрешается ли воздержаться от поста старцам и хронически больным? Если да, то лежит ли на них после этого какая-либо другая обязанность?

Престарелому мужчине или женщине, которых сильноизнуряет соблюдение поста, разрешается воздержаться от поста в месяцеРамадан. Также разрешается воздержаться от поста хронически больномучеловеку, если врачи свидетельствуют, что заболевание хроническое илинеизлечимое.

Им, если они не постятся, необходимо накормитьодного бедняка за каждый пропущенный день поста. Это - разрешение иоблегчение от Господа. Всевышний говорит: «Бог хочет облегчения для вас, и не желает для вас тягот» (2:185), «В религии Он никаких на вас тягот не возложил» (22:78).

Сподвижник Пророка Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Престарелый старец воздерживается от поста, за каждый день кормит бедняка, и не постится за пропущенные дни» (передал Ад-Даракутний, и Аль-Хаким).

Подобное сообщает Аль-Бухари: следующий аят Корана был ниспослан по поводу престарелых старцев: «Для тех, кто может постдержать (с трудом), назначен откуп - накормить бедняка. Но кто подоброй воле прибавит к этому благое, то себе на будущее возымеет». То есть, кто накормит больше бедняков, чем требуется, то это лучше для него пред Аллахом.

Таким образом, престарелые мужчины и женщины ихронические больные имеют право воздержаться от поста, после чего имнеобходимо выплатить милостыню за каждый пропущенный день в пользубедняка.

Можно ли беременной женщине или кормилице воздержаться от поста?

Разрешается ли беременной женщине воздержаться от поста, если она боится за ребенка в своей утробе, который может умереть? И какая на ней лежит другая обязанность вместо поста, если она имеет право не поститься?

Ответ: Да, беременной женщине разрешаетсявоздержаться от поста, если она боится за жизнь плода в своей утробе.Более того, если врач-мусульманин, который должен быть просвещеннымспециалистом и религиозным человеком, подтверждает эти опасения, онаобязана воздержаться от поста, чтобы сохранить жизнь плода. ВсевышнийАллах говорит: «...Детей своих не убивайте...» (6;151).

Жизнь этого плода обладает правомнеприкосновенности, и никто - ни мужчина, ни женщина, не имеют правопосягать на нее и приводить плод к смерти. Бог никогда не желаетставить людей в затруднительное положение. В аяте Корана: «...для тех, кто может пост держать (с трудом), назначен откуп - накормить бедного..» (2; 184), речь также идет (как это передают от сподвижника Пророка Ибн Аббаса) о беременной женщине и кормилице.

Если кормилица или беременная опасаются засобственное здоровье, то, согласно мнению большинства правоведов, онимогут воздержаться от поста, и должны будут возместить пропущенные днипоста в другое время. В этой ситуации они равнозначны больному человеку.

Если же беременная или кормилица опасаются заздоровье плода или грудного ребенка, то они также воздерживаются отпоста. Но здесь правоведы уже разногласят относительно последствий:какая лежит на них после этого обязанность? Одна группа ученых считает,что они обязаны возместить пропущенные дни поста, другая группасчитает, что они обязаны только лишь накормить бедного за каждыйпропущенный день, не возмещая пост, и, наконец, с точки зрения третьейгруппы правоведов, они должны возместить пропущенные дни и наряду сэтим накормить бедного.

Я же считаю, что в данной ситуации женщина имеетправо не возмещать пропущенные дни, а только накормить бедного закаждый пропущенный день поста. Период беременности и кормления следуютдля женщины друг за другом, и она не находит возможности для возмещенияпропущенных дней поста. В один год - она беременна, во второй год -становится кормилицей, в последующий год - она опять в положении...

Таким образом, период беременности и кормлениясменяют друг друга, и женщина не находит времени, сил, возможности длявозмещения поста. Если же мы вменим ей в обязанность возместить всепропущенные дни поста в период беременности или кормления, то этоозначает, что она обязана поститься непрерывно несколько лет. А этотрудно. Аллах же не желает отягчать жизнь своим творениям.

Разрешается ли делать уколы во время поста?

Уколы делятся на несколько видов. Можно сказатьоднозначно, что любые уколы, используемые для лечения, будь онивнутривенные, внутримышечные или подкожные, не нарушают пост. Здесь нетразногласий.

Что же касается питательных уколов, например,глюкозные уколы, посредством которых питательные вещества сразупоступают в кровь, то относительно них ученые современностиразногласят. Этот вопрос не освещен ни Пророком, да благословит егоАллах и приветствует, ни его сподвижниками и их современниками,поскольку подобные методы лечения в их время не применялись. Поэтомуздесь и наблюдаются разногласия.

Одна часть ученых полагает, что питательные уколынарушают пост, так как питание поступает непосредственно в кровьчеловека. Согласно мнению других ученых, эти уколы не нарушают пост. Сих точки зрения, пост не может быть нарушен, так как питательныевещества поступают в кровь, а не в желудок. То есть пост нарушаетсятогда, когда человек принимает то, что проникает в желудок и то, послечего человек ощущает утоление голода и жажды. Ведь сущность постасводится к тому, что человек лишает себя желудочных и половыхпотребностей. То есть человек ощущает чувство голода и жажды. В силуэтого они считают, что питательные уколы не нарушают пост.

Хотя я и склоняюсь к последней точке зрения, все жесчитаю, что в целях предосторожности лучше отказаться от питательныхуколов в светлое время суток Рамадана. Для желающего сделать подобныеуколы существует вполне достаточное количество времени, начиная сзаката солнца.

Если же человек болен, то Аллах дал ему правовоздержаться от поста. Ведь эти уколы, (если они даже действительно непитают в такой же степени как и потребляемая человеком натуральная пищаи питье, и человек не чувствует утоление голода и жажды) по крайнеймере, привносят в организм человека оживление. Человек не ощущает тогоутомления, которое обычно испытывает постящийся. А ведь ощущениечеловеком голода и жажды является одной из целей этого поста. Тем самымчеловек познает величину милости Аллаха по отношению к себе. И темсамым он ощущает на себе состояние голодной, несчастной и бедной частичеловечества.

Я боюсь, что состоятельная часть общества будетизбавляться от этих ощущений и тягот поста посредством подобных уколов.Поэтому предпочтительнее будет отложить это дело на вечер, послеразговения.

Разрешается ли больному во время поста ставить суппозитории (свечи) от геморроя, клизму и капать лекарство в ухо?

Всем известно простое значение поста: воздержание отпищи, питья и соития. На это указывает Коран. Также всем известно какойсмысл в себе несут эти запретные моменты. Его понимали и простыебедуины в эпоху Пророка, которые не нуждались в логических трактовкахдля понимания значения «пищи» и «питья». Также всем известно главноезначение поста - это проявление покорности, поклонения Богу путемвоздержания от телесных вожделений для достижения Его довольства. Каксказано в «священном хадисе»: «Всякое дело человека - для него самого, кроме поста: он (посвящен) Мне и Я воздам за него. Человек оставляет свою пищу, питье и вожделения ради Меня» (передал Аль-Бухари).

В этом смысле ни использование всех видов уколов, нииспользование свечей и т.п. не является употреблением пищи или питья,как с точки зрения языка, так и с точки зрения обычая, и непротиворечит установленному шариатом значению поста. А потому все этоне нарушает пост. В этом деле, в котором Аллах не создал для нас тягот,не следует проявлять излишнюю строгость. В аяте, касающемся поста,Всевышний говорит: «Аллах хочет для вас облегчения, и не желает для вас тягот» (2:185).

Ибн Хазм пишет: «Пост не нарушают: клизма,лекарство, вводимое в нос, жидкое лекарство, капаемое в ухо, нос или вмочеиспускательный канал, полоскание носа (и даже если вода достиглаглотки), полоскание рта (и даже если вода непроизвольно проникла внутрьглотки), использование глазного порошка (сурьмы) из любого состава идаже если он проник до горла (будь то днем или ночью), мучная или любаяиная пыль (хвойная, цветочная), насекомое, случайно залетевшее врот...».

Ибн Хазм, аргументируя свое мнение, пишет: «Аллахзапрещает нам во время поста только употребление пищи и питья, соитие,намеренное вызывание рвоты и совершение грехов. Совершенно известно,что употребление пищи и питья не совершается через анальное отверстиеили мочеиспускательный канал, через ухо, глаз или нос, через ранениеживота или головы. Для нас нет запрета вводить в желудок (кроме пищи ипитья) то, что не запрещено в него вводить».

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя по поводу использованияглазного порошка, клизмы, жидкого лекарства для мочеиспускательногоканала, проникновения лекарства в желудок через рану пишет следующее:«Наиболее верная точка зрения заключается в том, что все эти вещи ненарушают пост, поскольку знания о посте, как составляющей религии,должны быть известны всем людям. Если бы все эти вещи входили бы вчисло запрещенных Аллахом и его Посланником дел и нарушали бы пост, тоПророк, да благословит его Аллах и приветствует, должен был разъяснитьэто. Но если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал бы наэтот счет какие-либо указания, то об этом знали бы его сподвижники идовели бы эти сведения до мусульманской уммы также как они довели донее остальной шариат. А так как никто из «людей знания» не передал отПророка, да благословит его Аллах и приветствует, по этому поводукакого-либо хадиса (будь то достоверного или слабого), становитсяясным, что на этот счет нет никаких указаний. А Аллах знает лучше».

Нарушает ли пост полоскание рта и носа во время омовения? Нарушается ли пост, если случайно проглотил воду во время полоскания рта или носа?

Полоскание рта и носа является либо сунной, согласномнению трех корифеев права: Абу Ханифы, Малика, Аш-Шафии, либопредписанием (фард), согласно мнению Ахмада Ханбала. который посчиталэто составной частью омовения лица. Но не зависимо от того, будьполоскание рта и носа желательным делом или предписанием, оставлениеего не требуется во время поста.

Мусульманин, который постится, не должен глубокозаглатывать воду, полоская рот и нос, как он это делает в обычноевремя. В хадисе сказано: «Когда полоскаешь нос, то глубоко (заглатывай воду), если только ты не постящийся» (передал Аш-Шафии).

Если постящийся, полоская рот или нос во времяомовения, непроизвольно, ненамеренно (не проявляя расточительства)проглотил воду, то пост его не нарушается. Это равносильно глотаниюдорожной пыли, или пыли просеянной муки, или залетевшего в ротнасекомого, поскольку все это входит в число прощаемых «ошибок» (несмотря на то, что некоторые правоведы так не считают).

Надо отметить, что полоскание рта, совершаемое вне омовения, также не нарушает пост, если только вода не проникла в желудок.

А Аллах знает лучше!

Можно ли использовать сивак (зубочистку из дерева) во время поста?

Использование сивака до времени наступления полудняжелательно. Относительно же его использования по прошествии полудняправоведы разногласят. Часть из них считает, что использовать сивакпосле полудня постящемуся нежелательно.

Доводом в пользу этого являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, запах со рта постящегося приятнее Аллаху, нежели аромат мускуса» (передал Аль-Бухари).

Согласно их мнению, постящемуся мусульманину неподобает или не желательно устранять запах со рта, поскольку он приятенАллаху. Это приравнивается ими к крови, которой истекает шахид. ПророкМухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о шахидах: «Заверните их в их крови и в одежде. Они будут воскрешены с этим пред Аллахом в Судный день: цвет - цвет крови, запах - аромат мускуса». Поэтомушахид не омывается, с него не смывают следы крови, он погребается всвоей одежде и в крови. Эти правоведы провели аналогию с этим.

Но аналогия неверна, поскольку это (положение шахида- прим. перевод.) занимает особенное место. Некоторые сподвижникиговорили: «Я видел, что не считал возможным, - Пророка, да благословитего Аллах и приветствует, чистящим рот сиваком во время поста». Такимобразом, чистить рот сиваком желательно в течение всего времени поста -в начале и конце дня, а также до наступления времени поста и посленего. Пророк завещал придерживаться этой сунны: «Сивак - (приносит) очищение рта и довольство Господа» (хадис достоверный, приводит Ан-Нисаи). Здесь Пророк не разделяет время поста от другого.

Можно ли использовать зубную пасту во время поста?

При использовании зубной пасты необходимо соблюдатьпредосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнениюбольшинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма постнарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер.

Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая приэтом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то егопост не нарушается. Всевышний Аллах говорит в Коране: «...На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах Прощающ, Милосерд!» (Сура «Союзники», аят 5).

А Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моей общине прошены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Разрешается ли использовать духи во время поста?

Использование духов разрешено во время поста. Никтоиз правоведов не запрещает использовать духи в месяце Рамадан и неговорит, что это нарушает пост.

Нарушают ли пост поцелуи и ласки супругов ?

Поцелуи во время поста разрешены тем, кто контролирует свои чувства. В достоверном хадисе (от Аишы) говорится: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, целовал (своих жен), будучи постящимся, и ласкал (их), будучи постящимся. Он лучше всех владел своими (чувственными) желаниями».

Умар (да будет доволен им Аллах) передает: «В один из дней я, будучи постящимся, поцеловал свою жену, Я пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: «Я совершил большое прегрешение: поцеловал свою жену, будучи постящимся» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Как ты смотришь на то, что если бы ты, будучи постящимся, прополоскал рот?» Я ответил: «В этом нет ничего плохого». Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда для чего этот вопрос?»

Ибн Аль-Мунзир сказал: поцелуи (во время поста)разрешили: Умар, Ибн Аббас, Абу Хурайра, Аиша, Атта, Аш-Шааби,Аль-Хасан, Ахмад, Исхак.

Согласно школам Аль-Ханафи и Аш-Шафии, поцелуи вовремя поста нежелательны только для тех людей, в ком они вызываютчувственные желания. Хотя, тем не менее, воздержание от поцелуев вовремя поста в любом случае лучше.

Таким образом, исходное положение, от которогоотталкиваются в этом вопросе, - это возбуждение и опасность извержениясеменной жидкости, возникающие вследствие поцелуев. И здесь несуществует разницы между людьми пожилого и молодого возраста. То естьпоцелуи нежелательны во время поста для любого человека, не зависимо отего возраста, если вследствие них у него возникают чувственные желания.Соответственно, если поцелуи не вызывают возбуждения у человека, будьон пожилым или молодым, то «нежелательности» в них нет.

Разницы между поцелуями в щеку, губы или иные места не существует. Ласкания супругов в этом вопросе равносильны поцелуям.

Источник Сайид Сабик, «Фикх-ус-Сунна»

Нарушают ли пост поллюции и купание?

Если в дневное время месяца Рамадан во время сна у меня произошли поллюции (непроизвольное извержение семенной жидкости), после чего я совершил «купание», то нарушается ли мой пост?

Как я понял, меня спрашивают о поллюциях: нарушаютони пост или нет? Для некоторых людей этот вопрос действительно все ещеостается сложным. Отвечаю: поллюции не нарушают пост, поскольку онипроисходят у человека непроизвольно, непреднамеренно. Купание,естественно, также не нарушает пост, так как оно является очищением,предписанным мусульманину шариатом, и даже если во время купания водазашла в уши.

Пост также не нарушается, если человек случайнопроглотил воду, совершая омовение или купаясь, поскольку все это входитв число прощаемых ошибок, оплошностей. Всевышний Аллах говорит: «...На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах Прощающ, Милосерд!» (33:5). А Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением», (хадис достоверный, передал ат-Табрани от ибн Умара).

Разрешается ли постящемуся смотреть телевизор?

Телевидение - это средство, с помощью которого можнодостичь как положительного, так и отрицательного результатов. Подобныесредства всегда оцениваются сообразно со своими целями, намерениями.Телевидение подобно радио или прессе содержит в себе как прекрасное,так и неприличное.

Мусульманин должен получить пользу от прекрасного исторониться неприличного в любое время и независимо от поста.Разумеется, постясь, мусульманин должен быть более осторожен, чтобы неиспортить духовную пользу поста и не лишиться божьей награды.

Я не могу сказать, что просмотр телеинформацииабсолютно разрешен или абсолютно запрещен. Все зависит от того, чтосмотреть. Если полезное, как например, религиозные программы, новостиили передачи, ориентирующие на позитивное и т п., то, естественно,разрешено. А если плохое, то смотреть это не позволяется в любое время,а особенно в Рамадане.

Нарушается ли пост человека, который будучи постящимся, лжет, осуждает людей за глазами, смотрит с вожделением на чужих женщин?

Полезный и полноценный пост - это пост, которыйулучшает человека, воспитывает желание творить добро и порождаетблагочестие, упомянутое в Коране: «О вы, кто верует! Предписан пост вам, как он предписан был для тех, кто был до вас, чтоб благочестие могли вы обрести». (2:183).

Постящемуся необходимо воздержаться от слов идеяний, несовместимых с духом поста. Иначе значение его поста сведетсяк пустому голоданию, жажде и запретам. Пророк, да благословит его Аллахи приветствуе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика