Работа на компанию, которая обманывает, и фетва о работе в компании, в которой смешано дозволенное и запретное

 

Вопрос #31781: Работа на компанию, которая обманывает, и фетва о работе в компании, в которой смешано дозволенное и запретное.
Он работает в компании, которая смешивает харам и халал, и продает некоторые ворованные товары и обманывает. Является ли его доход халальным? Если он оставит работу, то и на другой работе он столкнется с тем, что запрещено в шариате, что следует делать? Следует ли ему продолжать свою работу или оставить и, таким образом, позволить голодать своим детям, так как он не может найти других средств заработка.
Ответ

Вся хвала Аллаху.

Если ваша работа включает помощь в обмане или в воровстве, то это запрещено, потому что Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).

Но, если вы работаете с тем, что не связано с запретным, и компания также имеет отделы, которые не связаны с харамом, то дозволенно вам работать в отделах, которые связаны с дозволенными товарами, при указанном выше условии, а именно, что не должно быть помощи в совершении харама.

Шейх ибн Усеймин сказал:
«Нельзя работать в ростовщических организациях, даже водителем или охранником, потому что работа в ростовщической организации указывает на то, что человек поддерживает это. Человек, который ненавидит что-то, не должен соглашаться на работу в интересах этого, и если он работает в интересах этого, то это значит, что он поддерживает это, а тот, кто поддерживает что-то запретное, тот получает долю этого греха.
Но если он непосредственно занят в записи, отправке или размещении и т.д., то вне сомнений он вовлечен в харам. Доказано из хадиса Джабира, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) проклял того, кто совершает риба, того, кто платит за это, того, кто свидетельствует и того, кто записывает, и он сказал: «Все они одинаковы»».
Фатава Исламия, 2/401

Вы должны выразить порицание тем, кто ответственен за харамные отделы, и должны советовать им оставить эти сделки. Вы также должны давать наставление покупателю, если можете, и рассказать им о присутствующих недостатках в продуктах, которые они покупают.

В отношении того, что нет иной работы, то это наущения шайтана. Аллах сказал:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2-3).
Существует много видов дозволенной работы. Вы должны положиться на Аллаха и избегать того, что запрещено. В отношении того, что ваши дети умрут от голода, то мы спросим вас: будет ли лучше для них умереть от голода (если мы предположим, что они умрут), или чтобы вы попали в Ад ради них?
Более того, Аллах создал их, и Он гарантировал им удел, как Он сказал: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано» (51:22).
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (17:31).

Аллах предписал удел каждому перед тем, как человек покинул утроб своей матери, поэтому не бойтесь, что Аллах уменьшит ваш ризг (пропитание), напротив, бойтесь за себя, чтобы не склониться к злу и к искушению к совершению греха. Помните слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха): «Больше всего подходит Огонь плоти, вскормленной на хараме» (Тирмизи 614; оценен как хасан шейхом Альбани в сахих аль-Тирмизи).

Далее следуют некоторые истории из жизни праведного халифа Умара ибн Абдуль Азиза (да помилует его Аллах)

Принесли Умару ибн Абдуль Азизу яблоки из бейт уль-мала (казны) мусульман, и его маленький сын взял одно яблоко. Он отнял у него яблоко, и ребенок побежал к своей матери плача. Он отправила человека на рынок, чтобы тот купил яблоко. Когда Умар вернулся домой, то он почувствовал запах яблок и сказал: «О, Фатима! Взяла ли ты, что-нибудь из этого имущества?» Она сказала: «Нет», и сказала, что она купила яблоко сыну на собственные деньги. Умар сказал: «Клянусь Аллахом, когда я отнял его у него, то я как будто бы отнимал это у своего сердца, но я не хочу упрекать себя пред Аллахом из-за одного яблока из имущества мусульман».
Манагиб Умар ибн Абдуль Азиз, ибн аль-Джаузи, стр 190.

Умар ибн АбдульАзиз вошел к своим дочерям после молитвы Иша поприветствовать их, и когда они поняли, что он вошел, то положили руки на свои рты и отодвинулись от него. Он спросил служанку: «Что с ними?» Она ответила: «У них не было еды кроме чечевицы и лука, и они не хотят, чтобы ты почувствовал запах от их рта». Умар заплакал и затем сказал своим дочерям: «О, мои дочери, разве принесет вам пользу, если вы будете жить в роскоши, но ваш отец закончит в Аду»? И тогда они громко заплакали.
Умар ибн Абдуль Азиз, др. Аль-Буруну, 142.

Умара ибн Абдуль-Азиза упрекнули, когда он был при смерти, в том, что его дети были бедны. Он отправил за ними, и там было около дюжины мужчин. Он посмотрел на них и его глаза заполнились слезами, затем он сказал: «О, мои дети, вашему отцу был дан выбор между двумя: либо вы будете богатыми, и ваш отец войдет в Огонь, либо вы будете бедными, и ваш отец войдет в Рай. Если вы бедны и ваш отец войдет в Рай, то это лучше для него, чем если вы богаты, а ваш отец войдет в Ад. Встаньте, да сохранит вас Аллах».

И Аллах источник сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика