Ответ на вопрос: На счет темы обсуждения Сифатов Аллаха, а именно Его Атрибута Глаз

 

??? ???? ?????? ??????
? ?? ??????

Ассаламу алейкум. Меня интересует вопрос, про  «два глаза Аллаха». Говорят, что ты утверждаешь, что у Аллаха два глаза, хотел бы послушать доводы, если тебе не тяжело. И еще говорят про твой разговор с АбуАли, вот цитата:»… разговор с Абу Али,где он (то есть ты Имам) сравнивал Аллаха с человеком». Ответь пожалуйста на эти обвинения в твой адрес.

Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлах ва баракатуху.

На счет темы обсуждения Сифатов Аллаха, а именно Его Атрибута Глаз, я считаю, что не следует в ней углубляться и считать их количество. Аллах описал Себя тем что у Него есть Глаза, нет ничего подобного Ему и каждому из Его Атрибутов, Свят Он и Велик.
Я не захожу в эти темы, пока кто-то из невежд не начинает на них спекулировать и обвинять ученых Ахлю Сунна, Асхаб аль-Хадис в уподоблении Аллаха и другой ереси.
У ученых Ахлю-Сунны есть ряд ясных слов указывающих на то, что у Аллаха Два Глаза, что они понимали из аятов и хадисов. С их доказательной базой вы можете ознакомиться по следующим ссылкам:1, 2
Об этом понимании текстов Корана и Сунны, ученными Ахлю-Сунны Асхаб аль-Хадис свидетельствовал Имам Абу Хасан аль-Ашари в своих книгах, вот ссылки: 1, 2. И между прочим он сам же и подписывался под этими их словами! (См. ниже в сноске сканированные копии из книги Имама аль-Ашари).
Это прямым текстом подтвердил известный ученный ашарит, Абу Бакр аль-Бакъилани (умер в 403 г. по хиджре): «Аллах Всевышний утвердил в текстах Свои Сущностные Качества и А трибуты, Он оповестил что является обладателем Лика неисчезающего, как это пришло в Словах: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика». Сура аль-Къасас 88 аят. «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием». Сура ар-Рахман 27 аят. Обладателем двух Рук, Коран утверждает это в Словах: «Его обе Руки простерты». Сура аль-Маида 64 аят. «Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками»»? Сура Сод 75 аят. Они обе не являются органами и формой. Обладателем двух Глаз [1], которые подтверждает Коран и многочисленные передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». См. Книгу «аль-Инсаф» 23 стр.
[1] Коувсари, в своем комментарии к этим словам, не смог ничего добавить, кроме заявлений, что такого нет в Коране, хадис на который намекает автор, не указывает на это, да и вообще это «хабар-ахад» и т.п. В общем, Имам аль-Бакъиляни оказывается хуже Коувсари, понимал Коран, Сунну и арабский язык. См. комментарий на 23 стр. Издательство «Мактаба аль-Азхарийя ли-турас».

После всего вышеприведенного, любой объективно мыслящий ашарит в принципе должен был бы придержаться от глупых обвинений в сторону ученых Ахлю-Сунны, таким вот образом понимающих священные тексты.

Я не сравниваю и не уподобляю Аллаха, Его творениям. Я утверждаю Аллаху абсолютное совершенство в Его Сущности и Его Именах и Атрибутах.

На счет правила, которое Ученые вывели из слов Аллаха:«… а описание (масаль) Аллаха – самое возвышенное (совершенное), ведь Он – Могущественный, Мудрый». Сура Пчелы 60 аят. То оно распространяется только на то, что является абсолютным совершенством. Оно не противоречит правилу: «Нет ничего подобного Ему». И оно тем более не утверждает того, что Аллах отрицал от Себя. И не следует слабости человека (сон, семья, крыша над головой и т.п.) называть полноценностью и совершенством. Никто так же не берет это правило за основу в утверждении Сифатов, основа это указания в Коране и Сунне. Некоторые ученые, из хадисов понимают, что у Аллаха Два Глаза, далее в процессе диспута упоминают, вышеприведенное и выведенное из аята правило, что абсолютное совершенство принадлежит Аллаху, вследствие чего: раз Аллах описал Себя Атрибутом Глаза, и полемика идет вокруг – «один глаз или много глаз», то если описание двумя глазами, более совершенно даже для человека, то что же говорить о Господе миров?! Тем более, что есть достоверный хадис, что Он не одноглаз.
Так к примеру ашариты применяют эту логику (правило) в случае с утверждением на основании разума (рационального мышления): Слуха, Зрения, Речи,- Всевышнему Аллаху. Например в диспуте с муътазилитами, они поясняют, что если отрицать эти Сифаты, то это не совершенство (изъян, даже для творений), что же говорить тогда о Творце, который не слышит, не видит, не говорит?! Посему они утверждают эти Сифаты отталкиваясь от этой логики (правила).
Разве мы можем, обвинить ашаритов, что они сравнивают Аллаха с творениями, когда они используют эту логику в диспуте с муътазилитами? Ведь они поясняют, что описываться, не слышащим, не видящим, не говорящим, – это изъян даже для человека (творения), посему Аллаха тоже нельзя этим описывать. Совершенство, даже для человека в обратном, следовательно и Аллаха нельзя так описывать, а следует Его описывать тем, что подразумевает абсолютное совершенство в этих описаниях. Скажите, это можно назвать сравнением? Муътазилиты, конечно же обвиняют ашаритов в уподоблении, но от этого они не становятся таковыми.

Таким образом: Само по себе слово, заключающееся в том, что если для творения описываться,- слышащим, видящим, говорящим,- есть совершенство, то Аллах более достоин этим описываться,- не есть сравнение Аллаха с творениями! А подобное выражение в случае с описанием Аллаха, одноглазым или многоглазым, имеет в принципе такой же характер. Я слышал от ученых, что если описываться двумя глазами для человека, более совершенно, то описание Аллаха этим будет более верным. Но основа этому, не это правило, а текст хадиса, что: «поистине ваш Господь не одноглаз». Если же ашаритов ужасает  слово «Два Глаза», и что это по их мнению, явное уподобление, то почему они не ужасаются от слов «Две Руки»? Разница лишь в том, что указания в текстах на эти Атрибуты, в одном случае, прямые, в другом понимаемые из выраженного. Надеюсь я понятно объяснил.

Сам лично я считаю не нужным заходить в подобные дискуссии и исследования. Достаточно верить во внешние указания текстов Корана и Сунны в описании Аллаха, отрицая какое либо подобия творениям. В разговоре с Абу Али, я, как помню, сказал, что это правило применяют те ученые, которые обосновывают свои утверждения основанные на понимании хадиса. Я не говорил ,что я утверждаю это правило, и что это моя методология понимания и утверждения Сифатов. Я лично в этих вопросах на убеждениях Салафов и так, как это пояснял Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах. Просто дело в том, что я считаю необходимым отвечать на нападки и обвинения некоторых Ученых в ташбихе, тем, кто неверно понимает их слова.

Утверждение Атрибута Аллаха, это не утверждение подобия. Свидетельствует этому Имам ат-Тирмизи приводя мнения Салафов на этот счет. Читайте здесь.

Утверждение Атрибута и понимание его смысла, без вытекающих из калямических (спекулятивных) методов суждения о Всевышнем Аллахе, выводов,- есть путь Салафов, Ахлю-Сунны, как об этом свидетельствует ашарит Имам аль-Куртуби. Читайте здесь.

И в конце, Хвала Аллаху Господу миров.

Советую почитать, следующие мои статьи:
1- Венцом предпочтения разума являются путы
2- В поддержку “Асхабуль-Хадис”

________________________________

Копии из книги «Макъалят аль-Исламийин», стр. 320-325:

Кликните на фото для увеличения.

На этой странице сказано: «Краткое изложение воззрений сторонников хадисов [Асxабуль Хадис] и приверженцев сунны». «В целом приверженцы сунны и хадисов веруют в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и во все, что передано от Аллаха и что передано заслуживающими доверия рассказчиками от имени Посланника Аллаха , и ничего из этого они не отвергают.

Они признают, что Пречистый Аллах – Единственный Бог, достойный поклонения, Самодостаточный, и нет божества, кроме Него. Нет у Него ни жены, ни сына, а Мухаммад – Его раб и посланник.

Они признают, что Рай – это истина, что Ад – это истина, что Судный Час несомненно наступит и что Аллах воскресит тех, кто в могилах. Пречистый Аллах находится над Троном: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5). У Него две Руки, которым нельзя придавать форму: «…кого Я сотворил Своими обеими Руками» (Сад, 75); «Его обе Руки простерты» (Аль-Маида, 64). У Него два Глаза, которым нельзя придавать форму: «[Ковчег] поплыл у Нас на Глазах» (Аль-К’амар, 14)…

На этой последней странице, вы можете прочесть как Имам аль-Ашари, после перечисления убеждений Асхаб аль-Хадис, говорит: «Таково краткое изложение того, что они проповедуют, чем руководствуются и что признают. Мы разделяем все их воззрения, которые мы упомянули, и мы придерживаемся их. И только Аллах наставляет нас на прямой путь. Достаточно нам Его, и как прекрасен этот Попечитель. Его мы просим о помощи, на Него уповаем и к Нему вернемся».

И кто-то после этого будет утверждать что Абу Хасан аль-Ашари, оставался в конце жизни куллябитом? Ведь он несколько раз отделяет воззрения куллябитов от убеждений Ахлю Сунны Асхаб аль-Хадис.

Вы можете прочесть, что после убеждений Ахлю-Сунны Асхаб аль-Хадис, Имам аль-Ашари приводит убеждения Ибн Кулляба и его сторонников, где между прочим, в конце выделено, что они считали: «…что Он Вознесшийся на Своем Троне, как сказано, и что Он НАД всем».

Вот пример со страниц 265-266 второй том:

Здесь написано: «Разошлись (люди) в (вопросах)- «‘Айн»- Глаз; «Яд»- Рука; «Воджх»- Лик, на 4 группы: Сказали «Муджассима» (уподобляющие Аллаха): «Ему (присущи) две руки, две ноги, лик, два глаза, бок». (Они) утверждают (что это) части (тела) и органы. Сказали Асхабуль-Хадис: «Мы же не скажем в этом (вопросе) ничего, кроме того, что сказал Аллах, либо того, что пришло с риваятом (хадиса) от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и подтвердим: «Лик без вопроса «как?», и (также) две Руки и два Глаза, без (вопроса) «как?». Сказал Ибн КуллябСказали муътазилиты…».

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика