Имена Всевышнего Аллаха не ограничиваются определенным количеством, о чем свидетельствует известный хадис

 

Имена Всевышнего Аллаха не ограничиваются определенным количеством, о чем свидетельствует известный хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Аллах! Я – Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол – в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своем писании, или научил им кого-либо из своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного. Сделай Величественный Коран садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и скорби».[i] Имена, которые Всевышний Аллах скрыл в сокровенном знании, люди не способны ни исчислить, ни познать.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «У Аллаха – девяносто девять имен, сто без одного, и всякий, кто сосчитает[ii] их, войдет в Рай».[iii] Однако этот хадис не свидетельствует о том, что число прекрасных имен Аллаха ограничивается этим количеством. Если бы это было так, то текст хадиса был бы, например, следующим: «Имен Аллаха – девяноста девять, и всякий, кто исчислит их, войдет в Рай».

Поэтому в хадисе идет речь о том, что всякий, кто исчислит девяноста девять имен Аллаха, попадет в Рай, и последнее предложение этого хадиса является не самостоятельным утверждением, а логическим завершением предыдущей мысли. Представьте себе, что человек говорит: «У меня есть сто дирхемов, и я собираюсь раздать их в качестве пожертвования». Это не означает того, что у него нет других дирхемов, которые он не собирается пожертвовать.

Что же касается того, какие имена Аллаха имеются в виду, то об этом нет ни одного достоверного сообщения. А хадис, в котором перечислены девяноста девять имен Аллаха, является слабым.[iv]

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Перечисление имен не относится к словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в чем единодушны знатоки богословия и хадисов».[v] Он также писал: «Аль-Валид рассказывал этот хадис со слов своих учителей из Шама, о чем упоминается в некоторых версиях хадиса».[vi] Ибн Хаджар писал: «Хадисы на эту тему, переданные аль-Бухари и Муслимом, лишены недостатков. Однако версия аль-Валида отличается от других. Она является запутанной и возможно содержит интерполяцию».[vii]

Поскольку Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не определил девяноста девять имен Аллаха, мусульманские богословы высказывали по этому поводу различные мнения. Что же касается меня, то я собрал девяноста девять имен, которые сумел найти в писании Всевышнего Аллаха и Сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.

 

Имена, взятые из писания Всевышнего Аллаха:

1.       Аллах (Бог)

2.       Аль-Ахад (Единственный)

3.       Аль-Аля (Всевышний)

4.       Аль-Акрам (Наищедрейший)

5.       Аль-Илах (Божество)

6.       Аль-Авваль (Первый)

7.       Аль-Ахир (Последний)

8.       Аз-Захир (Явный)

9.       Аль-Батин (Ближайший)

10.   Аль-Бари (Создатель)

11.   Аль-Барр (Добродетельный)

12.   Аль-Басыр (Видящий)

13.   Ат-Тавваб (Принимающий покаяния)

14.   Аль-Джаббар (Могучий)

15.   Аль-Х?физ (Всепомнящий)

16.   Аль-Хасиб (Требующий отчета)

17.   Аль-Хафиз (Хранитель)

18.   Аль-Хафи (Радушный, Снисходительный)

19.   Аль-Хакк (Истинный)

20.   Аль-Мубин (Разъясняющий)

21.   Аль-Хаким (Мудрый)

22.   Аль-Халим (Выдержанный)

23.   Аль-Хамид (Достославный)

24.   Аль-Хейй (Живой)

25.   Аль-Кайум (Вечный властелин)

26.   Аль-Хабир (Всеведущий)

27.   Аль-Халик (Творец)

28.   Аль-Халлак (Созидатель)

29.   Ар-Рауф (Сострадательный)

30.   Ар-Рахман (Милостивый)

31.   Ар-Рахим (Милосердный)

32.   Ар-Раззак (Наделяющий уделом)

33.   Ар-Ракиб (Наблюдающий)

34.   Ас-Салам (Безупречный)

35.   Ас-Сами (Слышащий)

36.   Аш-Шакир (Признательный)

37.   Аш-Шакур (Благодарный)

38.   Аш-Шахид (Свидетель)

39.   Ас-Самад (Совершенный и ни в чем не нуждающийся)

40.   Аль-?лим (Знающий)

41.   Аль-Азиз (Могущественный, Великий)

42.   Аль-Азым (Великий)

43.   Аль-Афувв (Снисходительный)

44.   Аль-Алим (Всезнающий)

45.   Аль-Али (Возвышенный)

46.   Аль-Гаффар (Всепрощающий)

47.   Аль-Гафур (Прощающий)

48.   Аль-Гани (Богатый)

49.   Аль-Фаттах (Дарующий блага)

50.   Аль-К?дир (Сильный)

51.   Аль-Кахир (Одолевающий)

52.   Аль-Куддус (Святой)

53.   Аль-Кадир (Всевластный)

54.   Аль-Кариб (Близкий)

55.   Аль-Кави (Всесильный)

56.   Аль-Каххар (Всемогущий)

57.   Аль-Кабир (Большой)

58.   Аль-Карим (Великодушный)

59.   Аль-Латыф (Добрый, Проницательный)

60.   Аль-Мумин (Оберегающий)

61.   Аль-Мутаали (Превознесшийся)

62.   Аль-Мутакаббир (Гордый)

63.   Аль-Матин (Крепкий)

64.   Аль-Муджиб (Внимающий)

65.   Аль-Маджид (Славный)

66.   Аль-Мухит (Всеобъемлющий)

67.   Аль-Мусаввир (Дарующий облик)

68.   Аль-Муктадир (Всемогущий)

69.   Аль-Мукит (Дарующий пропитание)

70.   Аль-М?лик (Царь)

71.   Аль-Малик (Властелин)

72.   Аль-Маула (Господин)

73.   Аль-Мухеймин (Попечитель)

74.   Ан-Насир (Помогающий)

75.   Аль-Вахид (Единственный)

76.   Аль-Варис (Наследующий)

77.   Аль-Васи (Всеобъемлющий)

78.   Аль-Вадуд (Любящий, Любимый)

79.   Аль-Вакиль (Попечитель и Хранитель)

80.   Аль-Вали (Покровитель)

81.   Аль-Ваххаб (Дарующий)

 

Имена, взятые из Сунны посланника Аллаха:

82.   Аль-Джамиль (Прекрасный)

83.   Аль-Джаввад (Щедрый)

84.   Аль-Хакам (Справедливый судия)

85.   Аль-Хайи (Стыдливый)

86.   Ар-Рабб (Господь)

87.   Ар-Рафик (Мягкий, Добрый)

88.   Ас-Суббух (Безупречный)

89.   Ас-Сейид (Господин)

90.   Аш-Шафи (Дарующий исцеление)

91.   Ат-Тейиб (Благой)

92.   Аль-Кабид (Удерживающий)

93.   Аль-Басыт (Простирающий)

94.   Аль-Мукаддим (Ускоряющий)

95.   Аль-Муаххир (Откладывающий)

96.   Аль-Мухсин (Добродетельный)

97.   Аль-Муты (Одаряющий)

98.   Аль-Маннан (Милостивый, Щедрый)

99.   Аль-Витр (Единственный)

 

В такой последовательности я расположил восемьдесят одно имя из писания Всевышнего Аллаха и восемнадцать имен из Сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. При этом я сомневался, следует ли относить к прекрасным именам Аллаха имя “аль-Хафи” (Радушный, Снисходительный), потому что в Священном Коране этот эпитет связан с пророком Ибрахимом. Он сказал: «Мир тебе! Я буду просить Господа моего ниспослать тебе прощение, так как Он снисходителен ко мне».[viii] Я также колебался в связи с именем “аль-Мухсин” (Добродетельный), потому что не нашел соответствующий хадис в сборнике ат-Табарани, однако шейх-уль-ислам Ибн Теймийя упоминал это имя наряду с другими.

В то же время к этому списку можно добавить некоторые другие прекрасные имена, например: “Малик аль-Мульк” (Владыка царствия), “Зуль-Джалаль ва аль-Икрам” (Обладающий величием и славой).

 



[i] Этот достоверный хадис передали Ахмад (1/391, 452), Ибн Хиббан (2372) и аль-Хаким в сборнике “аль-Мустадрак” (1/509). См. также “Сахих аль-Азкар ва Даифух” шейха Салима аль-Хиляли (358/256).

[ii] Т.е. запомнит их наизусть, осознает их смысл и, наконец, станет поклоняться Аллаху в соответствии с их смыслом.

[iii] Этот хадис передали аль-Бухари (6410), Муслим (2677), ат-Тирмизи (5/3507) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах. Причем версия ат-Тирмизи содержит интерполяцию.

[iv] Речь идет о хадисе, в котором говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах обладает девяноста девятью именами, и всякий, кто исчислит их, войдет в Рай. Это – Аллах, кроме Которого нет иного божества, Милостивый, Милосердный…» Этот хадис передали ат-Тирмизи (3507), аль-Бейхаки в сборнике “Шуаб аль-Иман” (102), Ибн Маджа (3860) и Ахмад (2/258) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах.

[v] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 382.

[vi] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 379.

[vii] См. “Фатх аль-Бари”, т. 11, стр. 215.

[viii] Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 47.

 

Мухаммад Салих аль-Усаймин

Идеальные правила к прекрасным Именам и Атрибутам Аллаха

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика