Сходство между животными и людьми

 

‘Ата передал следующий комментарий Ибн ‘Аббаса к аяту «подобными вам сообществами» (Аль-Ан‘ам, 38): «Это значит, что они знают Меня и признают

Мою единственность, прославляют и восхваляют Меня». По этому поводу Аллах сказал:

«Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой» (Аль-Исра, 44);

«Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростертыми крыльями? Каждый знает свою молитву и свое славословие» (Ан-Нур, 41).

На это указывают и слова Всевышнего:

«Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные»

(Аль-Хаджж, 18);

«Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия» (Ан-Нахль, 49);

«О горы и птицы! Славьте вместе с ним!» (Саба, 10);

«Твой Господь внушил пчеле» (Ан-Нахль, 68);

«Муравьиха сказала: “О муравьи!..”» (Ан-Намль, 18).

А пророк Сулейман , мир ему, сказал:

«Мы обучены языку птиц» (Ан-Намль, 16).

Муджахид сказал: «Подобные вам сообщества — это различные виды, известные по именам». Аз-Заджжадж сказал: «Это сообщества, которые будут воскрешены, подобно вам». Ибн Кутейба сказал: «Это сообщества, которые добывают пропитание, ищут удел и оберегаются от опасностей, подобно вам».

Суфьян бин ‘Уйейна сказал: «На земле нет такого человека, который не имеет какого-нибудь сходства с животными. Одни разбивают головы своим жертвам, подобно львам, другие бегают, подобно волкам, третьи лают, подобно собакам. Есть такие, которые выставляют себя напоказ, подобно павлинам, и такие, которые подобны свиньям: когда свинье бросаешь чистую еду, она не притрагивается к ней, но, увидев человеческие фекалии, начинает лизать их. Поэтому и среди людей ты видишь таких, которые, услышав пятьдесят мудрых изречений, не запомнят ни одного из них, но стоит кому-нибудь совершить ошибку, как они запоминают ее».

Аль-Хаттаби сказал: «Как прекрасно Суфьян понял этот аят, придя к такому мудрому выводу. Если высказывание нельзя понять буквально, то необходимо обратиться к сокрытому в нем смыслу. Аллах сообщил о сходстве между человеком, животными и птицами, но это не сходство во внешнем виде и облике, способности говорить или постигать знания. Следовательно, это должно быть сходство в характере и поведении».

Пречистый Аллах создал одних животных смышлеными и проворными, а других беспечными и бесхитростными. Одни насекомые запасаются продуктами на год, а другие надеются на то, что ежедневно будут получать гарантированное пропитание и положенный удел. Одни животные вообще не знают своих детенышей, другие самки заботятся только о своем потомстве, третьи теряют своих собственных детенышей и заботятся о чужих, а некоторые перестают признавать своих детенышей после того, как те становятся самостоятельными. Одни из них запасаются излишками пропитания, а другие не находят его вообще. Некоторые самцы заботятся о своем потомстве, никогда не перестают узнавать его и проявлять к нему милосердие.

Одни животные растут без своих матерей, а другие — без своих отцов. Одни даже не стремятся обзавестись потомством, а другие тратят все свои силы на продолжение рода. Одни понимают доброту и проявляют благодарность, а другие вообще не знают благодарности. Одни отдают другим предпочтение перед собой, а другие, найдя добычу, которая может хватить множеству им подобных, никого не подпустят к ней.

Одни животные дружат с людьми и привыкают к ним, а другие дичатся и избегают их. Одни питаются только чистой пищей, другие пожирают скверную пищу, а третьи едят и то, и другое.

Одни вредят только тогда, когда их сильно обидели, а другие готовы навредить тому, кто не причинил им никакого вреда. Одни животные злопамятны и не забывают плохого, а другие вообще не запоминают обиды. Одни из них никогда не гневаются, а другие быстро приходят в бешенство и медленно успокаиваются. Одни обладают точным знанием о вещах, которое не дано знать большинству людей, а другие не знают ничего такого. Одни из них различают плохое и избегают его, а другие не могут отличить хорошее от плохого. Одни поддаются обучению быстро, другие медленно, а третьи вообще не годятся для этого.

Все это указывает на то, что у живых существ есть Создатель, на совершенство Его творения, великолепие Его замысла и изящество Его мудрости. Удивительные знания, хитрость, смышленость и осмотрительность, которыми Аллах наделил их, побуждают уста прославлять Его и наполняют сердца знанием о Нем, Его мудрости и могуществе. И каждому благоразумному человеку становится ясно, что он не был сотворен ради забавы и не был предоставлен самому себе, что каждое творение несет в себе Его блистательную мудрость, очевидное знамение и убедительный довод. Каждое из них свидетельствует о том, что Аллах — Господь и Властелин всего сущего, что только Он обладает всесторонним совершенством, которого нет у творений, и что Он всемогущ и всеведущ.

16. Способы размножения живых существ

Разъясняя эту тему, доктор Йусуф ‘Изз ад-Дин пишет: «Одной из удивительных способностей, присущих всем живым существам, является способность к размножению, произведению потомства, которое будет жить дальше и обеспечивать сохранность данного вида.

Размножение различных живых организмов происходит разными способами, но каждый из них ведет к искомой цели. Микроорганизмы, растения и животные размножаются — каждый в зависимости от уровня своего развития. С математической точки зрения, абсолютно невозможно, чтобы серия случайностей стала причиной появления на свет особей мужского и женского пола, принадлежащих к тысячам видов растений и животных и стремящихся к одной общей цели — размножению и сохранению вида.

Среди растений и животных есть такие, которые не имеют половых различий; несмотря на это, они размножаются и производят потомство. Простейшие микроорганизмы, такие как амеба, обитающая в воде и состоящая из одной клетки, размножаются удивительным способом — путем деления клетки надвое. Возникшие таким путем клетки в свою очередь тоже делятся и т.д. Это происходит при благоприятных жизненных условиях.

Но в неблагоприятных условиях амеба инкапсулируется в цисту, т.е. защитную оболочку. Чтобы компенсировать время, которое амеба теряет внутри цисты, она делится на две клетки, из которых потом путем деления образуются десятки амеб; они остаются внутри цисты до тех пор, пока условия окружающей среды снова не станут благоприятными.

Размножение путем клеточного деления происходит и у многих других простейших организмов. Так, парамеция, также обитающая в воде, при благоприятных условиях, как и амеба, размножается путем поперечного деления. Однако время от времени, когда она нуждается в восстановлении энергии и жизнеспособности, она прибегает к другому, очень сложному способу размножения. Она мобилизует свои ядра (как известно, каждая клетка имеет ядро), и каждая клетка делится не на две, а на четыре дочерние клетки.

Когда условия окружающей среды препятствуют спариванию особей мужского и женского пола, некоторые более развитые организмы одновременно выполняют функции и самцов, и самок. Они являются гермафродитами; их организмы содержат одновременно мужские и женские органы размножения и способны к произведению потомства бесполым путем. Таким способом размножается, например, печеночный сосальщик, обитающий в желчных путях некоторых животных. В таком узком пространстве этим червям очень трудно передвигаться в поисках особей противоположного пола. Тем не менее, если две особи встречаются, то одна из них может оплодотворить другую; при этом один из червей выполняет функции самца, а другой — самки.

Ни с научной, ни с математической точек зрения немыслимо, чтобы миллионы случайностей происходили каждое мгновение и служили одной общей цели, чтобы разнообразные животные добивались этой цели разными способами. В таком случае ничего не остается, кроме как признать, что за всем этим стоит активная созидающая сила.

С момента появления на Земле первого млекопитающего самки этих животных наделены органами, в которых образуется материнское молоко. Благодаря этому детенышу гарантировано питание, как только он появляется на свет. Если бы у самки первого млекопитающего не было молочных желез, то уже первый детеныш не имел бы шансов на выживание. Иными словами, этот процесс с самого начала был продуман и рассчитан. Он не является результатом проб и ошибок, потому что в нем совершенно нет места ошибкам.

Может ли благоразумный человек вообразить, что возникновение пищи для новорожденного в организме матери является результатом слепого случая? Материнское молоко является не только питательным продуктом; оно содержит вещества, поддерживающие иммунитет новорожденного до тех пор, пока его организм не окрепнет и не научится защищаться. И все многочисленные попытки изобрести молочное питание для детей, обладающее такими же качествами, которыми Аллах наделил материнское молоко, оказались тщетными».

 

Книга : Вера в Аллаха  Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика