Примеры женщин-сподвижниц, не носивших никаб

 

Эти примеры собраны с целью показать, что не было единогласного мнения среди сподвижников о том, что никаб является уаджибом/фардом/обязательным. Некоторые примеры женщин-сподвижниц, не носивших никаб, во время Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и после его смерти, которым не было высказано порицание ни самим Пророком, ни сподвижниками. Все это доказывает необязательность покрытия лица для женщины.

Однако это не означает полное отрицание никаба как сунны сподвижниц, потому что есть хадисы, доказывающие, что некоторые сподвижницы все же носили никаб, помимо жен Пророка, мир ему и благословение Аллаха.  С доводами ученых, сказавших об обязательности никаба, можете ознакомиться здесь:  http://sestram.wordpress.com/2010/05/31/369/

Подборка из книги шейха Альбани «Покрывало женщины» (перевод Абу Салих):

1. Передается от Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах:«я присутствовал с посланником Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, на молитве в праздничный день, и он начал с молитвы перед проповедью без призыва и без объявления на молитву. Затем он встал, опираясь на Биляля, и велел (людям) бояться Аллаха, призвал их к поклонению Ему, сделал для людей наставление, напомнил им. Затем он ушел, и подошел к женщинам, сделал им наставление и напоминание. Он затем сказал: «Подавайте милостыню, ибо поистине, большинство из вас является дровами ада». Тогда из середины женщин встала одна женщина с темными щеками (т.е. в них было изменение и чернота) и сказала: «Почему, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Потому что вы много жалуетесь и неблагодарны к своим мужьям». И они начали подавать милостыню из своих украшений, из серег и колец, бросая их в (расстеленную) одежду Биляла».

2. От Ибн ‘Аббаса {от Фадля ибн ‘Аббаса} :
«Одна женщина из (племени) Хос‘ам спросила фетву у посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, во время прощального паломничества {в день жертвоприношения}, и Фадль ибн ‘Аббас сидел (верхом) позади посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. {А Фадль был красивым мужчиной… И пророк, да благословит и приветствует его Аллах, остановился около людей, давая им фетву}…» в хадисе также сказано: «И Фадль стал обращать на нее внимание, и она была красивой женщиной, {и она (тоже) смотрела на него}. Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, взял за подбородок Фадля и повернул его лицо в другую сторону ». В версии Ахмада (1/211) в хадисе от самого Фадля: «Я стал смотреть на нее, и пророк, да благословит и приветствует его Аллах, посмотрел на меня и повернул мое лицо от ее лица. Затем я повторил свой взор, и (пророк, да благословит и приветствует его Аллах,) повернул мое лицо от ее лица, и так он сделал трижды, а я не останавливался». Его передатчики заслуживают доверия, однако, цепочка передатчиков оборвана, если Аль-Хакам ибн ‘Атыба не слышал хадисов от Ибн ‘Аббаса.

Об этом событии передал ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, и упомянул, что спрашивание фетвы было в месте жертвоприношения после того, как посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, бросил камешки. Он добавил: «‘Аббас сказал ему: «О посланник Аллаха! Почему ты повернул шею моего племянника?» (Пророк, да благословит и приветствует его Аллах,) ответил: «Я увидел парня и девушку, и я не был спокоен за (нанесение вреда) сатаной против них». Передал Тирмизи и сказал: «Хороший достоверный», также его передали Ахмад и Зийа в «Мухтарот» с хорошей цепочкой передатчиков. Этот хадис, как и предыдущий свидетельствует о том, что лицо не является ‘аурат. Ибо, как сказал Ибн Хазм: «Если бы оно было бы ‘аурат, который необходимо было бы закрывать, то (пророк, да благословит и приветствует его Аллах,) не одобрил бы (молчаливо) это обнажение (лица) в присутствии людей и непременно велел бы опустить на него то, что было сверху. Если бы ее лицо было открыто, то Ибн ‘Аббас не распознал бы: красивая ли она или безобразная».

В «Фатхе» сказано: «Ибн Батталь сказал: «В хадисе содержится повеление опускать взор из-за опасения соблазна. Из этого следует, что если за него нет опасения соблазна, то это не воспрещается». Он сказал: «Это подтверждается тем, что он, да благословит и приветствует его Аллах, не поворачивал лица Фадля до тех пор, пока его взор не занялся ею из-за его удивления ею, и (пророк, да благословит и приветствует его Аллах,) стал опасаться за то, что (Фадль) подвергнется соблазну… В хадисе содержится также указание на то, что верующие женщины не обязаны закрываться так, как были обязаны супруги пророка, да благословит и приветствует его Аллах, ибо если бы это было бы так, то пророк, да благословит и приветствует его Аллах, непременно велел бы этой женщине аль-хос‘амиййе закрыться, и не стал бы отворачивать лицо Фадля». Он сказал: «В этом также содержится указание на то, что не обязательно закрывать лицо женщины, поскольку существует единогласие в том, что она открывает лицо в молитве, даже если единицы и считают это обязательным».

Все это слова Ибн Батталя, которые являются сильными и хорошими. Хафиз стал опровергать его словами: «К его приведению довода случаем хос‘амиййи имеется замечание, ибо она была в состоянии ихрама».

Я говорю (Албани): Никак нет, ибо в нем нет доказательства тому, что она была в ихраме, однако явный смысл хадиса указывает на противоположное. Поистине, сам Хафиз упомянул, что вопрос хос‘амиййи был лишь после бросания камней пророком, да благословит и приветствует его Аллах, т.е. после освобождения от ихрама.

3. От ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Жены верующих присутствовали с пророком, да благословит и приветствует его Аллах, на утренней молитве, покрытые плащами, а затем после окончания молитвы они возвращались к себе домой, и в рассветной темноте они были неузнаваемы». Передали Бухари и Муслим. Доводом в этом хадисе являются ее слова: «в рассветной темноте они были неузнаваемы». Ибо тут понимается, что если бы не темнота, то они были бы узнаваемы, и обычно они узнавались лишь по лицам, которые были открыты, что и требовалось доказать. Смысл этого передал Шаукани (2/15) от Баджи. Затем я нашел очевидную версию с таким текстом: «И некоторые из нас не узнавали лица других», передал Абу Йа‘ла в его «Муснаде» с достоверной цепочкой передатчиков от нее (т.е. от ‘Аиши).

4. От Фатимы ибн Кайс:
«Абу ‘Умар ибн Хафс развелся с ней окончательно (в другой версии: «последний третий развод»), и он в то время отсутствовал… Она пришла к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и упомянула ему об этом… Он велел ей выждать срок в доме Умму Шарийк, а затем сказал: «Эту женщину часто посещают мои сподвижники. Выжидай срок у Ибн Умми Мактума, ибо он слепой мужчина, а ты будешь снимать свою одежду {у него}”. (В одной версии сказано: «Иди к Умму Шарийк – а Умму Шарийк была богатой женщиной из числа ансаров, много расходовала на пути Аллаха, у нее останавливались гости – и я сказала: «Я скоро сделаю это». Он сказал: «Не делай этого, ибо у Умму Шарийк много посетителей, и боюсь, что твой платок упадет, или твоя одежда откроет твои голени, и люди увидят кое-что, что тебе не понравится. Однако иди к {слепому} сыну твоего дяди Абдуллаху ибн Умми Мактуму… он был ей кровным родственником. {Поистине, если снимешь свой платок, то он не увидит тебя}. И я пошла к нему, и когда мой выжидательный срок прошел, я услышала зов глашатая, который провозглашал: «Общая молитва». И я вышла в мечеть и совершила молитву с посланником Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. А когда он завершил молитву, то сел на минбар и сказал: «Клянусь Аллахом, я не собрал вас для побуждения к чему-либо или устрашения от чего-либо. Однако Тамим Ад-Дари был христианином, и пришел, присягнул и принял Ислам. И он рассказал мне хадис, который совпал с тем, что я рассказываю вам о Масихе Ад-Даджале…»)». Передал Муслим.

Этот хадис явно свидетельствует о том, что лицо не является ‘аурат, ибо посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, признал, что дочь Кайса будут видеть мужчины, в то время, как на ней будет платок – а это покрывало для головы – а это свидетельствует о том, что лицо не обязательно закрывать, как обязательно закрывать голову. Однако посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, боялся за нее, что платок упадет, и обнажит из ее тела то, что запрещено священным текстом. И (посланник Аллаха,) да благословит и приветствует его Аллах, велел ей совершить более осторожное действие – переезд в дом слепого Ибн Умми Мактума, ибо он не видел бы ее, когда она снимала бы свой платок. А хадис: «А разве вы тоже слепы?!» имеет слабую цепочку передатчиков и неприемлемый (мункар) текст .

Необходимо знать, что это событие произошло в конце жизни посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, ибо Фатима бинт Кайс упомянула, что после окончания ее выжидательного срока она слышала, как пророк, да благословит и приветствует его Аллах, рассказывал о хадисе Тамима ад-Дари, что он пришел и принял Ислам. В биографии Тамима достоверно известно, что он принял Ислам в девятом году (хиджры). Это свидетельствует о том, что это событие было после ниспослания аята о покрывале. Таким образом, данный хадис является священным текстом в пользу того, что лицо не является ‘аурат.

5. от Ибн ‘Аббаса, он сказал:
«Одна женщина молилась за посланником Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и она была самой красивой из людей. {Ибн ‘Аббас сказал: «Клянусь Аллахом, я не видел подобной ей никогда».} И некоторые люди стали выходить вперед, так что становились в первом ряду, чтобы не видеть ее. А некоторые же отодвигались назад, так что становились в последнем ряду, и когда совершали поясной поклон, то смотрели из-подмышек {и отодвигали руки от боков}. И тогда Всевышний Аллах ниспослал: «Поистине, мы узнали выдвигающихся из вас вперед и отодвигающихся назад ».

6. От Ибн Мас‘уда, что он сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, увидел женщину, и она изумила его. И он пошел к Савде, когда она изготавливала благовония, а рядом с ней были женщины. Он уединился с ней, справил свою нужду, а затем сказал: «Кто бы из мужчин не увидел женщину, которая удивит его, пусть идет к своей супруге, ибо поистине, у нее есть то же самое, что и у той (женщины )».

Я говорю (Албани): Если скажут: «То, что вы упомянули весьма очевидно, кроме лишь возможности того, что это происходило до вменения покрывала в обязанность. Поэтому использование этого довода недействительно до тех пор, пока не будет установлено свершение этих событий после (вменения в обязанность) покрывала», то наш ответ на это состоит из двух пунктов.

Первый пункт. Явный смысл доводов указывает на то, что это произошло после (вменения в обязанность) покрывала. И в действительности, мы представили для этого два хадиса.

Первый хадис, это хадис Умму ‘Атыййи, да будет доволен ею Аллах: “Когда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, велел женщинам выйти для праздничной молитвы, Умму ‘Атыййа сказала: «У одной из нас нет покрывала”. Он ответил: «Пусть ее сестра даст ей из своего покрывала ». В этом хадисе содержится доказательство тому, что женщины выходили на праздник лишь в своих покрывалах, и женщина с темными щеками была в покрывале. Это подтверждается другим хадисом.

Второй хадис, также ее хадис. Она сказала:
«Когда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, прибыл в Медину, он собрал женщин-ансаров в одном доме, а затем отправил к ним ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Тот встал у двери и поприветствовал их, а они ответили на его приветствие. Он сказал: «Я – посланец посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, к вам». Они ответили: «Добро пожаловать посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и его посланцу». (‘Умар) сказал: «Вы дадите присягу, что не будете придавать Аллаху ничего в сотоварищи, не будете воровать, не будете совершать прелюбодеяние, не будете убивать своих детей, не будете покрывать клеветой то, что между вашими руками и ногами, и не будете ослушаться в благих делах?» Они ответили: «Да». Тогда ‘Умар поднял руку снаружи двери, и они подняли руки изнутри. Затем он сказал: «О Аллах, будь свидетелем» и велел нам (в одной версии сказано: «и нам было велено»), молодым девушкам и женщинам, у которых начались месячные кровотечения, выходить на два праздника. И нам было запрещено следовать похоронной процессии. Пятничная (молитва) не была обязательной для нас. Я спросила его о клевете и словах (Аллаха): «не будут ослушаться тебя в благих делах». Он ответил: «Это нийаха ».

Подтверждение (вышеуказанному) в этом хадисе станет ясно только после того, как мы вспомним, что аят о присяге женщин: «О пророк (), если к тебе придут верующие-женщины для того, чтобы присягнуть тебе в том, что они не будут ничего придавать Аллаху в сотоварищи …» (Испытуемая-12) был ниспослан лишь в день освобождения (Мекки), как сказал Мукатиль в «Дурр» (6/209), и он был ниспослан после аята об испытании, как передал Ибн Мардавайх от Джабира («Дурр» 6/211). У Бухари от Мисвара (сказано,) что аят испытания был ниспослан в день Худайбиййи, и это было в шестом году хиджры согласно верному мнению, как сказал Ибн аль-Каййим в «Зад аль-Ма‘аде». А аят хиджаба был ниспослан лишь в третьем году, некоторые сказали, что в пятом, когда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, женился на Зайнаб бинт Джахш, как сказано в ее биографии в «Исоба».

Из этого становится достоверным, что повеление женщинам выходить на праздник было лишь после вменения в обязанность покрывала. Это подтверждается (еще) и тем, что в хадисе ‘Умара он не вошел к женщинам и принял у них присягу лишь из-за двери. В этом рассказе он довел до их сведения веление пророка, да благословит и приветствует его Аллах, женщинам выходить на праздник, и это было в шестом году (хиджры) после возвращения пророка, да благословит и приветствует его Аллах, из Худайбиййи после ниспослания аята об испытании и присяги, как было сказано выше. Отсюда вы можете узнать, что смысл слов Умму ‘Атыййи в начале первого хадиса: «Когда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, прибыл в Медину», означает «из Худайбиййи», и она не имела в виду его прибытие из Мекки в качестве переселения, как может сразу прийти на ум, на первый взгляд. Так подумайте же.

Приведем еще некоторые сообщения предшественников, которые мы упустили в предыдущем издании, которые указывают на то, что они действовали так же и после смерти пророка, да благословит и приветствует его Аллах.

7. От Абу ас-Салиля, что он сказал:
«(Однажды) пришла дочь Абу Зарра с темными щеками…». Передал Ибн Са‘д и Абу Ну‘айм в «Хильйе» и цепочка передатчиков благодаря усиливающим сообщениям хорошая.

8. От ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
«Я сидел с посланником Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, как пришла Фатима, да смилуется над ней Аллах, и остановилась перед ним. Я посмотрел на нее: кровь отошла от ее лица…». После того, как посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершил мольбу за нее, ‘Имран сказал: «И я посмотрел на нее: кровь прилила к ее лицу…». Передал Табари в «Тахзибе» и Давлаби в «аль-Куна» с неплохой цепочкой передатчиков, которая усиливается другими сообщениями.

9. От Кабисы ибн Джабира, что он сказал:
«… Ибн Мас‘уд увидел, что лоб женщины блестит, и спросил ее: «Ты сбрила его?»…». Цепочка передатчиков хорошая.

10. Передается от Абу Асмы ар-Рохби, что «он вошел к Абу Зарру (аль-Гифари, да будет доволен им Аллах), и около него была черная женщина… ».

11. В «Тарихе» Ибн Асакира в рассказе Сульба ибн Зубайра, что «его мать (Асма бинт Абу Бакр) пришла с блистающим и улыбающимся лицом… ».
Передал Ахмад, Ибн Са‘д, Абу Ну‘айм с достоверной цепочкой передатчиков.

12. Передается от Му‘авии, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
«Я вошел со своим отцом к Абу Бакру, и увидел, что у его головы стояла Асма, очень светло(кожая). И я увидел, что Абу Бакр был еще белее ее, и был худым». Передал Табарани в «Кабире» с хорошей цепочкой передатчиков благодаря усиливающим сообщениям.

(конец цитирования слов шейха Альбани)

И это некоторые из примеров того, что о некоторых сподвижницах было известно то, что они не покрывали лиц. И если бы покрытие лица было бы обязательным на всех женщинах, то не возможно представить себе, что эти мусульманки ходили непокрытыми и им не было высказано порицание ни Пророком, мир ему и благословение Аллаха, ни кем либо из сподвижников, в то время как запрет порицаемого и устранение фитны – основополагающие принципы, которых они придерживались.

В то же время есть достоверные сообщения о том, что другие сподвижницы, и конечно же жены Пророка, мир ему и благословение Аллаха, носили никаб и закрывались полностью.

Все это свидетельствует о том, что никаб с полным покрытием лица является сунной, как и хиджаб с открытием лица. Однако является ли никаб обязательным – это под очень большим вопросом ввиду тех примеров, которые мы привели…

Ученые, говорившие об обязательности никаба, имеют свои далили, а утверждающие о необязательности – свои. И этот вопрос – в пределах допустимых разногласий среди них.

А Аллах знает лучше.

 

http://sestram.wordpress.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика