О запрещении несправедливости и велении возвращать несправедливо присвоенное

 

Глава 26: О запрещении несправедливости и велении возвращать несправедливо присвоенное

 

Аллах Всевышний сказал:

«Не будет у несправедливых (в тот День) ни близкого друга, ни заступника».(«Верующий», 18)

Всевышний также сказал:

«...а у несправедливых не будет ни покровителя, ни помощника!» («Совет», 8)

 

203   Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком[1] в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным. (Муслим)

 

204   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право[2] и даже к безрогой овце приведут рогатую.[3] (Муслим)

 

205   Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(Однажды, когда) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, находился среди нас, мы стали говорить о прощальном паломничестве, не зная о том, что это такое.[4] И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воздал хвалу Аллаху и восславил Его, после чего он долго говорил об Антихристе, сказав (среди прочего следующее): «Каждый пророк, которого Аллах направлял к людям, обязательно предостерегал о нём[5] свою общину: предостерегал о нём Нух и другие пророки, жившие после него. И, поистине, если он появится среди вас, то это от вас не останется скрытым, ибо известно вам, что Господь ваш не является кривым, а Антихрист крив на правый глаз,[6] и глаз его будет подобен выпуклой виноградине. Поистине, Аллах объявил вашу кровь и ваше имущество столь же священными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце.[7] Довёл ли я (это до вас)?» (Люди) сказали: «Да!» Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) трижды воскликнул: «О Аллах, призываю Тебя в свидетели![8] Горе вам, смотрите же не становитесь после смерти моей неверными, рубящими друг другу головы!» (Аль-Бухари приводит этот хадис полностью, а Муслим - частично.)

 

206   Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Вокруг шеи того, кто захватит пядь земли без права, будет обвито (собранное) с семи земель.[9] (Аль-Бухари; Муслим)

 

207   Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Поистине, Аллах даёт отсрочку несправедливому, но когда Он схватит его, то уже не отпустит.

(Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал):

А потом он прочитал (аят, в котором говорится): «Такова хватка[10] Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, проявляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова!»[11] (Аль-Бухари; Муслим)

 

208   Сообщается, что Му'аз, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, послал меня (в Йемен)[12] и сказал: «Поистине, ты явишься к людям из числа людей Писания, призови же их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв в течение дня и ночи, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность (давать) садаку,[13] которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным, а если они подчинятся и этому, то ни в коем случае не забирай самого ценного из их имущества[14] и бойся проклятия обиженного, ибо, поистине, не будет преграды между (таким проклятием) и Аллахом!»[15] (Аль-Бухари; Муслим)

 

209   Сообщается, что Абу Хумайд Абд ар-Рахман бин Са'д ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, сказал:

(В свое время) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поручил одному человеку из племени аль-азд, которого звали Ибн аль-Лютбийа, заниматься сбором садаки. Вернувшись,[16] он сказал: «Это - вам, а это было подарено мне». (Услышав это), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху, восславил Его, а потом сказал: «А затем, поистине, я назначаю одного из вас заниматься тем делом, которое поручил мне Аллах, а он приходит и говорит: "Это - вам, а это - подарок, который мне преподнесли"! Почему не остался он в доме своего отца (или: своей матери), дожидаясь этого подарка, если он говорит правду?! Клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас возьмёт себе хоть что-то, не имея на это права, в День воскресения он обязательно встретит Аллаха Всевышнего, влача это (на себе)! И, поистине, ни за что не признаю я ни одного из вас, если встретит он Аллаха, неся на себе ревущего верблюда, мычащую корову или блеющую овцу!»,[17] - после чего (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) воздел руки к небу(, подняв их так высоко), что стала видна белизна его подмышек, и сказал: «О Аллах, разве не известил я?»[18] (Аль-Бухари; Муслим)

 

210   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Пусть допустивший такую несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхемы,[19] (ибо тогда),[20] если будут у него (в запасе) благие дела, их заберут у него в соответствии с (тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, тогда будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него. (Аль-Бухари)

 

211   Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками, а мухаджир - это тот, кто бросил запрещённое Аллахом.[21] (Аль-Бухари; Муслим)

 

212   Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Один человек, которого звали Киркира, вёл хозяйство (семьи) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а когда он умер, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Он в Огне». Люди пошли посмотреть на него и обнаружили у него (дома) абу,[22] которую он утаил.[23] (Аль-Бухари)

 

213   Абу Бакра Нуфай' бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:[24]

«Время вернулось, (приняв) тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год (состоит из) двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными.[25] Три из них - зу-ль-ка'да, зу-ль-хиджжа и мухаррам - следуют друг за другом, а (четвёртым является) раджаб мудара,[26] занимающий своё место между (месяцами) джумада (санийа) и ша'баном». (Затем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «Что это за месяц?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают об этом лучше», - и (после этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его как-нибудь иначе, (однако) он спросил: «Разве это не зу-ль-хиджжа?» Мы ответили: «Да». (Тогда) он спросил: «А что это за город?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают об этом лучше», - и (после этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его как-нибудь иначе, (однако) он спросил: «Разве это не священный город?» Мы ответили: «Да».  (Тогда) он спросил: «А что это за день?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают об этом лучше», - и (после этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его как-нибудь иначе, (однако) он спросил: «Разве это не день жертвоприношения?» (А после этого) он сказал: «Поистине, ваша жизнь, и ваше имущество, и ваша честь являются столь же священными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце, и вы обязательно встретите Господа вашего и Он спросит вас о делах ваших! Смотрите же, не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего, и может получиться так, что тот, кому передадут (мои слова), усвоит их лучше некоторых из слышавших их (собственными ушами)», - после чего Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Довёл ли я (это до вас)? Довёл ли я (это до вас)?» Мы сказали: «Да». Тогда он сказал: «О Аллах, засвидетельствуй!» (Аль-Бухари; Муслим)

 

214   Абу Умама Ийас бин Са'ляба аль-Хариси, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Того, кто присвоит себе что-либо по праву принадлежащее другому мусульманину с помощью (ложной) клятвы,[27] Аллах обязательно ввергнет в Ад и сделает запретным для него Рай». (Кто-то) спросил (его): «Даже если это будет что-то незначительное, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Даже если это будет прутик арака!»[28] (Муслим)

 

215   Сообщается, что Ади бин Амира, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если поручим мы кому-нибудь из вас какое-нибудь дело,[29] а он утаит от нас хотя бы иголку или что-то более ценное, (сокрытое им) превратится в оковы, в которых он явится (на суд) в День воскресения!» (Услышав это,) к нему подошёл один чернокожий человек из числа ансаров, который будто и сейчас стоит у меня перед глазами, и сказал ему: «О посланник Аллаха, прими от меня (то, что ты поручил мне)!»[30] (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «А что с тобой случилось?» (Этот человек) сказал: «Я слышал, как ты сказал то-то и то-то». (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Я и сейчас повторю: пусть тот из вас, кому мы поручили какое-нибудь дело, приносит и малое, и большое[31] и пусть берёт он то, что ему дадут, и воздерживается от того, что было запрещено!» (Муслим)

 

216   Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

В день Хайбара к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, явилось несколько его сподвижников, сказавших: «Такой-то стал шахидом[32] и такой-то», - когда же они дошли до одного человека и сказали: «Такой-то стал шахидом», - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: «Вовсе нет! Поистине, я видел его в Огне одетым в тот плащ (или: ...абу...), который он присвоил!»[33] (Муслим)

 

217   Абу Катада аль-Харис бин Риб'и, да будет доволен им Аллах, передал:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (обратился) к нам (с проповедью), упомянув (среди прочего и) о том, что наиболее достойными делами являются борьба (джихад) на пути Аллаха[34] и вера в Аллаха. (Услышав его слова,) один человек встал и спросил: «О посланник Аллаха, скажи, если меня убьют на пути Аллаха, послужит ли это искуплением моих грехов?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: «Да, если ты будешь убит на пути Аллаха, проявляя терпение, надеясь на награду Аллаха и устремляясь вперёд, а не отступая». А (через некоторое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах ида приветствует, спросил этого человека: «Как ты сказал?» (Тот снова) спросил: «Скажи, если меня убьют на пути Аллаха, послужит ли это искуплением моих грехов?» (На этот раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да, если ты будешь проявлять терпение, надеяться на награду Аллаха и устремляться вперёд, а не отступать: (тогда простится тебе все) за исключением долга, ибо, поистине, об этом мне сообщил Джибриль». (Муслим)

 

218   Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущими среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят,[35] но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) - этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в Ад!» (Муслим)

 

219   Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Поистине, я - только человек, а вы приходите ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда я вынесу решение в его пользу на основании части того, что услышу,[36] однако (пусть знает) тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу (адского) пламени!»[37] (Аль-Бухари; Муслим)

 

220   Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Верующий не окажется стеснённым в своей религии[38] до тех пор, пока не прольёт запретной крови.[39] (Аль-Бухари)

 

221   Сообщается, что жена Хамзы,[40] Хауля бинт Самир аль-Ансарийа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:

Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, есть люди, которые распоряжаются богатством Аллаха[41] неподобающим образом, но в День воскресения им (достанется) Огонь!» (Аль-Бухари)

 



[1] В комментариях указывается, что здесь имеется в виду либо кромешная тьма, либо всевозможные трудности, либо мучения и наказания.

[2] Здесь речь идёт о праве отмщения за притеснения и несправедливости и о том, что ничто дурное не останется безнаказанным.

[3] Для того, чтобы она могла воздать обидчице равным.

[4] То есть: не зная о том, почему оно было названо так. Очевидно, так назвал свой единственный Хаджж, совершённый им незадолго до смерти, сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, но люди в то время не поняли смысла его слов.

[5] То есть: об Антихристе.

[6] Антихрист станет заявлять, что он способен умерщвлять и оживлять людей, тогда как это в состоянии делать только Господь.

[7] Речь идёт о дне жертвоприношения в Мекке 10-го зу-ль-хиджжа.

[8] То есть: призываю Тебя в свидетели, что я довёл до мусульман Твоё веление относительно того, что никто из них не должен посягать на жизнь и имущество других мусульман.

[9] Имеется в виду, что в День воскресения это послужит наказанием человеку, совершившему подобный грех.

[10] Имеется в виду наказание.

[11] Сура «Худ», 102.

[12] В качестве судьи и наместника.

[13] Здесь имеется в виду выплата обязательного закята, который в первые годы существования Ислама называли также садакой.

[14] То есть: не забирай самого ценного в качестве закята.

[15] Иначе говоря, Аллах обязательно услышит проклятия обиженного.

[16] То есть: вернувшись с собранными деньгами и скотом.

[17] Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, предупреждает, что таким людям в День воскресения будет отказано в его заступничестве.

[18] То есть: разве не довёл я до сведения людей то, что Ты велел мне?

[19] Иначе говоря, при жизни, когда можно с помощью денег загладить свою вину перед другим человеком.

[20] То есть: в День воскресения.

[21] Причастие «мухаджир» (переселенец) и глагол «хаджара» (бросать; оставлять; покидать) являются однокоренными, что и обыгрывается в данном хадисе. Суть сказанного в том, что в истинном смысле слова человеком, который переселился из Мекки в Медину по религиозным соображениям вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, является тот, кто не совершает запрещённого Аллахом.

[22] Шерстяная накидка.

[23] Имеется в виду, что он утаил эту накидку при разделе военной добычи.

[24] Эти слова являются частью одной из проповедей Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с которой он обратился к людям во время прощального паломничества.

[25] В доисламской Аравии военные действия в этот период приостанавливались.

[26] Этот месяц особенно почитался людьми из племени мудар.

[27] То есть: поклявшись в том, что чужая вещь принадлежит ему.

[28] Арак - куст, ветви которого используются в качестве зубочисток и идут на корм верблюдам.

[29] Речь идёт о сборе закята, военной добычи и тому подобных вещах.

[30] То есть: освободи меня от того, что ты мне поручил.

[31] Таким образом, самостоятельно сборщик закята не имеет права брать себе что-нибудь из собранного в качестве оплаты своего труда.

[32] То есть: пал в сражении за веру и оказался в числе тех, кому обещаны прощение всех грехов и Рай.

[33] Этот человек взял себе плащ до раздела военной добычи.

[34] Имеется в виду участие в джихаде только ради возвышения слова Аллаха.

[35] Иначе говоря, тот, кто при жизни совершал молитвы, постился и выплачивал закят.

[36] Эти слова служат указанием на то, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, мог ошибаться в том, относительно чего Аллах не ниспосылал ему откровений.

[37] Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, предлагает мусульманам в подобных обстоятельствах обращаться к своей совести и принимать решение самостоятельно с учётом сказанного им и того, что им лучше других людей известно, правду они говорят или лгут.

[38] Это значит, что человек может сохранять надежду на проявление милости Аллаха и Его прощение даже в случае совершения тяжких грехов.

[39] То есть: пока он не убьёт кого-либо, не имея на это права, после чего добиться прощения ему будет трудно.

[40] Имеется в виду дядя Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Хамза бин Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, погибший в битве при Ухуде.

[41] Имеются в виду средства, являющиеся общественным достоянием мусульман.

 

Сады праведных    Абу Закария Ан-Науауи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика