Находка и положения, связанные с ней в Исламе

ИзображениеХвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророкуМухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:
  Языковое значение слова «аль-люкъата» (находка): Файруз Абади сказал: "То, что было подобрано с земли, является находкой”. См. "Къамус аль-мухит” 2/235.
Шариатское определение слова «находка»: Хафиз аль-Хатыб аш-Ширбинисказал: "Находка – это найденная вещь, владельца которой не знаетнашедший. Основой в данном вопросе, до единогласного мнения, являютсяаяты Корана, побуждающие к благочестию и взаимопомощи, так как всохранении данной находки и возвращению ее владельцу, проявляетсяблагочестие и взаимопомощь. И на это указывают хадисы, как напримерхадис Муслима: «Аллах не перестает помогать Своему рабу до тех пор,пока тот не перестает помогать своему брату»”. См. «аль-Икъна’» 1/160.


Положения, связанные с находкой


  Можно, обязательно или же нежелательно подбирать найденную вещь?
 Зайд ибн Халид аль-Джухани рассказывал, что однажды к посланнику Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и спросил: "Какследует поступить с находкой?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затемразыскивай ее хозяина в течении одного года. Если владелец утеряннойвещи найдется, то отдай ее ему, если же нет, то может распоряжаться еюпо собственному усмотрению». Тот спросил: "А как следует поступить сзаблудившейся овцой?” Он сказал: «Она может достаться либо тебе, либотвоему брату (хозяину), либо волку». Затем тот спросил: "А как следуетпоступить с заблудившимся верблюдом?” Он разгневался так, что его щекистали красными и сказал: «А какое тебе дело до заблудившегося верблюда?У него есть желудок и копыта, и он будет пить воду, есть деревья ибродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
  Имам аль-Касани сказал: "Чтокасается положения находки, то у нее имеется два положения: Первоеположение связано с моментом до ее поднятия, а второе после ееподнятия. Что же касается положения до ее поднятия, то это различаетсяв зависимости от положения. Может быть так, что поднять находку будетжелательным, может быть просто дозволенным, а может быть даже изапретным!”См. «Бадаи’ ас-санаи’» 6/200. В приведенном выше хадисе указание на то, что потерянного верблюда нельзя брать!
  ‘Абдур-Рахман ибн ‘Усман ат-Тайми рассказывал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил подбирать то, что потерял паломник”. Муслим 1724.
 В этом хадисе речь идет о том, кто желает это себе присвоить, и эторазъясняет хадис, который передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Мекка являетсясвященной территорией, где нельзя ни срезать колючки, ни вырубатьдеревья, ни поднимать найденное, если только человек не делает это длятого, чтобы объявить о своей находке». аль-Бухари 112.
  Имам ас-Сархаси говорил: "Вотношении того человека, который нашел находку, есть разногласия.Некоторые, на кого повлияла философия, говорят, что не разрешается емуподобрать находку, так как он возьмет имущество без разрешения егохозяина, а это по шариату запретно и поэтому так же как ему неразрешено брать чужое имущество без разрешения его хозяина, ему неразрешается подбирать и находку. Некоторые же таби’ины говорили, чтоможно подобрать находку, однако если оставить ее, то это будет лучше,поскольку ее хозяин будет искать ее именно в том месте, где потерял ее.Поэтому если он оставит ее на месте, то ее хозяин может найти ее в томместе, в котором он потерял ее, тогда как сам нашедший не можетгарантировать себе то, что он не захочет присвоить находку себе, послетого как поднимет ее. Т.е. он подвергнет себя искушению. Мазхабом женаших ученых и факъихов (ханафитов) в данном вопросе является то, чтоподобрать лучше, чем оставить, так как нет гарантии, что если оноставит ее на месте, не придет другой человек и не присвоит ее себе”. См. "аль-Мабсут” 13/22.
 На самом же деле о том, что любую находку лучше не подбирать говорили и некоторые саляфы.
 Имамаль-Баджи аль-Малики сказал: "Передал ан-Нафи’, что Ибн ‘Умар проходилмимо находки и не подбирал ее. Так же пришло от имама Малика,сказавшего: «Еслион найдет, то лучше будет, чтобы он оставил ее, если только это неценная вещь». Становится ясным, что если вещь ценная и есть опасностьтого, что она потеряется, то лучше подобрать ее и хранить до тех пор,пока не появится ее хозяин, чтоб вернуть ее ему”. См. "аль-Мунтакъа” 4/66.
 Также порицание подбирания находки передается от Ибн ‘Аббаса, о чем говорим имам Ибн Рушд. См. "Бидаятуль-мужтахид” 2/247.
 Теимамы, которые говорили о том, что лучше не брать находку мусульманина,опирались на хадис: «Потерянное мусульманином – это Адское пламя!» Ахмад5/80, ат-Таялиси 1410, ад-Дарими 2/266. Достоверность хадисаподтвердили хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. "Фатхуль-Бари”5/92, "ас-Сильсиля ас-сахиха” 620.
 Имам ан-Науауи говорил: "Имамаль-Музани сказал, что лучше будет подобрать находку, так же сказано в«аль-Умм»: "Не разрешается ее оставить”. Наши сторонники (шафииты)высказали два мнения по данному вопросу. Одно из них: что находка – этоамана и поэтому не обязательно ее поднимать. Второе мнение: обязательноподнять, как передается от ибн Мас’уда, что посланник Аллах (мир ему иблагословение Аллаха) сказал: «Неприкосновенность имуществамусульманина подобна неприкосновенности его крови». Поэтому если онопасается за самого себя, то он обязан беречь себя, и так же обстоит ис имуществом. Абу ‘Аббас, Абу Исхакъ и другие говорили, что если оннашел ее в безопасном месте, где проживают достойные доверия люди, тоне является обязательным для него подобрать находку”. См. «аль-Мажму’» 15/250.
 Исходяиз всего изложенного, следует, что подбирать находку можно, посколькуво многих хадисах упоминается о том, что сподвижники приходили кПророку (мир ему и благословение Аллаха) и спрашивали о найденной вещи,и никого он не порицал за подбирание этого. Что касается того: «чтолучше, поднять или оставить?», то человек имеет право выбора, и этозависит от найденной вещи. Если эта вещь является важной дляпотерявшего ее, как крупная сумма, важные документы и т.п., то лучшеподнять и найти хозяина. Если же человек слаб и опасается, что можетприсвоить находку, не поискав даже хозяина, то лучше для него ее небрать!


Что следует делать с находкой?


 Зайдибн Халид аль-Джухани передал, что посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) сказал: «Тот, кто скрыл потерянную вещь, впал взаблуждение, пока не объявит о находке!» Муслим 1725.
 Ученые разошлись о значении слова «далля»в данном хадисе. Они сказали, что речь идет о потерянной вещи, а другиесказали, что речь идет о потерянном животном, и в частности о верблюде,и в таком случае хадис будет звучать так: «Тот, кто скрыл потеряннуюверблюдицу, впал в заблуждение, пока не объявит о находке!»
 Имам аль-Хаттаби сказал: "Этосообщение никак не противоречит тем сообщениям, которые разрешаютподбирать находку, поскольку слово «заблудшее» никак не подходит кдинарам и дирхемам и прочим ценностям! Это слово используется толькодля животного, которое заблудилось, как верблюд, корова, птица и т.п. Ипоэтому если человеку попадется заблудшее животное, ему не разрешаетсявзять его себе при условии, что это животное может защищать себя и житьсамо по себе!”См. «‘Аунуль-Ма’буд» 4/122.
 Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубуракфури сказал: "Вэтом хадисе указание на то, что нельзя подбирать находку с цельюприсвоить ее себе! Поистине, присвоить что-то можно только послеодобрения этого Законодателем (Аллахом), если не найдется ее хозяин”. См. "Миннатуль-мун’им” 3/166.
 Передаетсясо слов ‘Ийяда ибн Химара, что посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) сказал: «Кто нашел утерянную кем-то вещь, пустьпризовет в свидетели двух справедливых мужчин и запомнит, в чемнаходилась найденная вещь и чем она была перевязана. Он не долженскрывать ее или прятать, и если объявится владелец утерянной вещи, тоон имеет больше прав на нее! Если же нет (не объявится хозяин), то этовсе равно имущество Аллаха, которое Он дарует, кому пожелает». Ахмад4/161, Абу Дауд 1709, Ибн Маджах 2505. Достоверность хадиса подтвердилиимамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, аз-Заркаши и аль-Альбани.
 Вэтом хадисе указание на то, что следует призывать благочестивыхсвидетелей при нахождении ценной вещи. Ученые разошлись в необходимостисвидетелей для находки. Одни считали, что это не является обязательным,так как в других достоверных хадисах об этом не упоминается, а еслиданный хадис и достоверный, говорили они, то он указывает нажелательность этого, а не обязательность. Однако другие имамы сказали,что если этот хадис достоверный, то необходимо жить по нему и призыватьсвидетелей при находке, и это не противоречит тем хадисам, в которых неупоминается о свидетелях! Передав эти мнения ученых, имам ас-Сан’анисказал: "И это мнение (необходимость свидетелей) является истинной”. См. "Субулю-Ссалям” 5/251.
 ПосланникАллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Посмотри, в чем онанаходится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в теченииодного года». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.В этом и подобных хадисах указание на то, что искать хозяина и объявлять о находке следует год.
 Однакоесть хадис, в котором речь идет о трех годах, как это передается вхадисе Убай ибн Ка‘ба, который рассказывал: "Однажды я нашел кошелек ссотней динаров и принес его к пророку (мир ему и благословение Аллаха),который сказал: «Объявляй об этом в течение года». И я объявлял об этомцелый год, но не нашел никого, кто признал бы его своим, а потом сновапринес его к пророку (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:«Объявляй об этом год». И я объявлял об этом еще один год, но так и ненашел никого, кто признал бы его своим. Затем пророк (мир ему иблагословение Аллаха) опять сказал: «Объявляй об этом год». Я опять ненашел никого, после чего я снова принес его ему, и он сказал: «Сохраникошелек, веревочку от него, и пересчитай деньги, и если его хозяинпридет, верни ему кошелек, а если нет, можешь пользоваться этимиденьгами»”. аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
 Имамывысказывали различные мнения относительно этого хадиса. Например, имамИбн аль-Джаузи считал, что упоминание того, что Убай приходил испрашивал о находке в течении трех лет, является ошибкой передатчика,поскольку в одной из версий этого хадиса упоминается два года, а вдругой версии, что приводит имам ат-Таялиси сказано, что передатчикСаляма говорит: "Я не помню, три года или год”. Поэтому имам Ибн аль-Джаузи сказал: "Я считаю, что Саляма ошибся, и точно известно про объявление о находке в течении года! И нельзя брать то, в чем есть сомнение”. См. "Кашф аль-мушкиль” 2/64.
 Однакохафиз Ибн Хаджар не согласился с таким мнением и сказал, что безсомнения передатчика с упоминанием трех лет передается в версии имамаМуслима.
 Другие же ученые сказали, что мнение об объявлении пропажи в течение трех лет, является отклоненным от мнения факъихов (шазз), как это сказал имам аль-Мауарди. См. "аль-Хауи” 8/12.
 Хафиз аль-Мунзири говорил: "Никто из имамов не говорил о том, что о находке нужно объявлять в течении трех лет, кроме того, что передается от ‘Умара”. См. "Фатхуль-Бари” 5/80.
 Нодаже от самого ‘Умара ибн аль-Хаттаба имам Ибн аль-Мунзир передалчетыре мнения: объявление в течении трех лет, года, трех месяцев и трехдней. См. "аль-Ишраф” 1/280.
 Поэтомунаилучшим мнением является то, о чем передал хафиз Ибн Хаджар, что срокобъявления о находке зависит от ее ценности. И он говорил: "Некоторыеобъединили этот хадис и хадис Зайд ибн Халида (в котором упоминается огоде) и сказали, что нет разногласия в том, что меньше года нельзяобъявлять о пропаже, а хадис Убайя указывает на желательностьувеличения набожности (и срока объявления) прежде, чем присвоитьнаходку”. См. "Фатхуль-Бари” 5/80.
 Таким образом, объявлять о находке год является обязательным, а больше – желательным, в зависимости от ценности найденной вещи.
 Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сохрани кошелек, веревочку от него, и пересчитай деньги». аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
 Также он сказал: «Посмотри, в чем она (находка) находится и чем завязана». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
 Къады ‘Ийяд об этих словах сказал: "Вэтом указание на сохранение этих вещей и сокрытии этого, поскольку еслиоб этом узнают, то на эту находку могут претендовать не ее хозяева! Поэтой причине ученые говорили: «Следует не описывать потерянное людям ине показывать и не называть ее по имени. Ведь Пророк (мир ему иблагословение Аллаха) сказал: «Объяви о ней», и не сказал: «Показывайее»”. См. "аль-Икмаль” 6/10.
 Имам аль-Хаттаби сказал: "Если придет хозяин находки и опишет ее, то ему необходимо ее вернуть”. См. "Ма’алиму-Ссунан” 2/329.


Является ли обязательным объявлять в течении года о любой находке?


 Анасрассказывал: "Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прошелмимо фиников, которые лежали на дороге, и сказал: «Если бы я неопасался того, что это окажется пожертвованием, то непременно съел быих»”. аль-Бухари 2431, Муслим 1071.
 АбуСа’ид аль-Худри рассказывал: "Однажды ‘Али ибн Аби Талиб нашел одиндинар и принес его Фатиме. Когда же она спросила об этом у посланникаАллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «Это удел отАллаха». И на этот динар поели посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха), ‘Али и Фатима. Когда же впоследствии пришлаженщина, объявлявшая о потери динара, Пророк (мир ему и благословениеАллаха) сказал: «О ‘Али, верни ей динар!»” Абу Дауд 1714. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
 Имам ан-Науауи говорил: "Чтокасается фиников или недорогого имущества, то не является обязательнымобъявлять о находке этого. И нашедшему разрешается съесть это ираспоряжаться этим как пожелает, поскольку посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) оставил финики, опасаясь, что они из числасадакъа (поскольку садакъа была для него запрещена), а не потому чтоэто потерянное. И в этом есть единогласное решение, и наши сторонники(шафииты) объяснили это тем, что обычно владелец не ищет такую вещь ивообще не нуждается в ней”. См. "Шарх Сахих Муслим” 4/135.
 Имам ас-Сархаси сказал: "Находкабывает двух видов. Первый вид – когда известно, что ее владелец небудет ее искать, как кожура граната или листья. Второй – когдаизвестно, что хозяин будет ее искать. Что касается первого вида, то емуразрешается подобрать это и использовать в своих нуждах, если только необъявится хозяин и найдет потерянное у него в руке, в таком случае емуразрешается забрать это”. См. "аль-Мабсут” 13/22.
 Къады‘Ийяд и хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорили, что не обязательно объявлять онаходке таких вещей, как кнут, веревка, сандалии, поскольку люди небудут это искать и это из числа таких вещей, хозяева которых оставляютспокойно, как и финики или немного еды. См. "аль-Икмаль” 6/11, "аль-Истизкар” 22/336.
 Имам Ибн Къудама сказал: "Мы не знаем разногласий среди ученых относительно дозволенности взять простую вещь и использовать ее”. См. "аль-Мугъни” 6/16.
 Нонекоторые имамы говорили, что если даже вещь незначительная, то и о нейследует объявлять, но не в течение года, а в течение трех дней. И приэтом они опирались на следующий хадис: «Кто нашел небольшую находку,как веревка, один дирхам и т.п., то пусть объявляет о ней в течениитрех дней. Если же эта вещь немного ценнее, то пусть объявляет шестьдней». Ахмад 4/173, ат-Табарани 700. Однако данный хадис является слабым. См. "Маджма’у-ззауаид” 4/169. В этом хадисе передатчик по имени ‘Умар ибн ‘Абдуллах ас-Сакъафи, который является слабым без разногласий. См. "аль-Камиль” 5/1692, "аль-Маджрухин” 2/91, "ат-Такъриб” 2/59.
 Спросилишейха Ибн База: «Я нашел в Мекке от десяти до пятнадцати риалов, каковопостановление относительно них?» Шейх ответил: "У незначительнойнаходки, нет ценности. Если объявить о ней, то нет проблем. Если съестьэто самому, тоже не проблема. И если сделать садакъа на это, также нетпроблем, поскольку незначительная находка не нуждается в объявлении.Например, десять риалов, двадцать, тридцать и т.п. У такой находки внаше время нет ценности”. См. "Фатауа Ибн Баз” 19/441.
 Однакоследует отметить, что в подобных ситуациях весьма похвально учитыватьтакой факт, как время и место. Ведь какая-то простая и дешевая вещьможет быть ценной у бедного народа, владелец которой будет ее искать.


Что следует делать с находкой после года объявления о ней?


 ПосланникАллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если хозяин находкипридет, верни ему кошелек, а если нет, можешь пользоваться этимиденьгами». аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
 Такжепосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если жехозяин не объявится, то это все равно имущество Аллаха, которое Ондарует, кому пожелает». Ахмад4/161, Абу Дауд 1709, Ибн Маджах 2505. Достоверность хадиса подтвердилиимамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан и аль-Альбани.
 Такимобразом, если в течение года хозяин утерянной вещи не появился, тодозволенно использовать и тратить на себя находку. Однако имамаль-Ауза’и считал, что если речь идет о крупной сумме, то ее следуетотдать в казну мусульман. Имам аш-Шаукани сказал: "Опираясь на этотхадис, некоторые ученые сказали, что нашедший находку становится еевладельцем после того, как будет объявлять о ней год. И так говорил АбуХанифа, однако он поставил условие, чтобы нашедший был нищим, и такжесказали хадауиты. Они говорили, что в этом хадисе сказано: «этоимущество Аллаха», а то, что приписано Аллаху, следует расходовать натех, кто заслуживает садакъа.
 Большинство же ученых говорили, что после объявления года о находке,человек может расходовать ее на себя, независимо от того, богатый онили бедный. При этом они опирались на обобщенные тексты, включающие всебя как богатого, так и бедного, как: «Используй это», «Расходуй это»,«Это для тебя» и т.п. И они ответили на заявление о том, чтопричисление этого имущество к Аллаху указывает на то, что оно можетбыть расходовано только на нуждающихся, тем, что нет в этомдоказательства на такой вывод, поскольку любая вещь причисляется кАллаху!” См. "Найлюль-аутар” 11/140.
 Также имам аш-Шаукани сказал: "Ученыеразошлись относительно того, кто стал тратить находку после того, какгод объявлял о ней, после чего пришел ее владелец: должен ли он вернутьему это или нет? Большинство ученых считало, что он обязан вернуть ему,если осталась большая часть, или же заменить чем-то, если все истратил”. См. "Найлюль-аутар” 11/148.
 ШейхСалих аль-Фаузан, разъясняя положения, связанные с находкой, говорил:"Находка – это имущество, которое потерял хозяин. Эта религияединобожия (Ислам) пришла для сохранения и почитания имуществамусульманина, к чему также относится и находка. Находка имеет триположения:
 Первое положение: Вещь, в которой не нуждаются простые люди, каккнут, лепешка, плод какого-то дерева или палка. Такую вещь можноподобрать и использовать в своих нуждах, на что указывает хадисДжабира, сказавшего: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)разрешил подбирать палку, кнут и веревку”. Абу Дауд 1717.
 Второе положение: Животные, на которых не могут охотитьсянебольшие дикие звери из-за их большого размера, как верблюд, лошадь,корова. Либо те животные, которые умеют летать. Или же те животные,которые умеют быстро бегать, как газель. Либо такие животные, которыемогут защитить самих себя, как леопард и т.п. Эти виды животных неразрешается забирать и неразрешено ему это даже с намерением датьобъявление о них. Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха)спросили о потерявшейся верблюдице, он сказал: «А какое тебе дело дозаблудившегося верблюда? У него есть желудок и копыта, и он будет питьводу, есть деревья и бродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
 ‘Умарговорил: «Кто возьмет заблудшую, тот впал в заблуждение», т.е. совершилошибку. Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) повелелоставлять ее, так как она сама себя поит. К этому также относятся ибольшие предметы из железа, дерева и то, что может храниться само посебе, поэтому нельзя это переносить или брать.
 Третье положение: Находка из других видов имущества, как деньги,и такие животные, как овцы, молодые верблюды, на которых могутохотиться мелкие хищные звери. Этот вид дозволяется подобрать. Этиживотные бываю трех видов:
 Первый вид: Те животные, которых употребляют в пищу, как овца, курица и т.п. Человек, который подобрал их, обязан тремя вещами:
 Первое: Съесть ее и вернуть ее стоимость, если объявится ее хозяин.
 Второе: Продать ее и хранить данную сумму для того, чтобы вернуть это хозяину, если он появится и опишет утерянную вещь.
 Третье: Хранить ее, и кормить из своего имущества до тех пор,пока не появится ее хозяин, который должен вернуть те деньги, которыепотратил хранящий на кормление этой овцы.
  Когда посланникаАллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: "А как следуетпоступить с заблудившейся овцой?” Он сказал: «Она может достаться либотебе, либо твоему брату, либо волку». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
 Смыслданного хадиса заключается в том, что это слабое животное можетподвергнуться нападению, либо ты его заберешь, либо кто-то другой, либоего съест волк. Ибн аль-Къайим объясняя данный хадис, сказал: «Вэтом хадисе прямое указание на дозволенность забрать потерянную овцу, ичто если у овцы не объявится ее хозяин, то она переходит к имуществутого, кто взял ее. Ему дается три выбора: либо съесть ее и вернуть еестоимость, если объявится хозяин; либо продать и хранить сумму,вырученную за нее до тех пор, пока не объявится хозяин; либо оставитьее у себя. И ученые единогласны в том, что если объявится хозяин дотого, как подобравший съест ее, то он имеет право забрать ее».
 Второй вид: Те вещи, в которых есть опасность, что онииспортятся - как арбуз, и т.п. фрукты. Нашедшему их необходимопоступить с ними таким образом, чтобы принести как можно больше пользыее хозяину, либо съесть его, а потом вернуть цену хозяину; либо продатьее и сохранить деньги, вырученные с этого, чтобы вернуть это хозяину.
 Третий вид: Все остальное имущество, которое не входит вышеперечисленные пункты, как деньги, или посуда - эти вещи необходимохранить и объявлять о них.
 Не разрешается подбирать какую-либо находку, если только человек неуверен за самого себя, что не присвоит ее себе, и обязательно будетдавать объявление о ней. Зайд ибн Халид аль-Джухани рассказывал, чтооднажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришелодин человек и спросил: "Как следует поступить с находкой?” Пророк (мирему и благословение Аллаха) сказал: «Посмотри, в чем она находится ичем завязана, а затем объявляй о ней в течении одного года. Есливладелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему, если же нет, томожет распоряжаться ею по собственному усмотрению». Тот спросил: "А какследует поступить с заблудившейся овцой?” Он сказал: «Она можетдостаться либо тебе, либо твоему брату (хозяину), либо волку». Затемтот спросил: "А как следует поступить с заблудившимся верблюдом?”пророк (мир ему и благословение Аллаха) разгневался так, что покраснелиего щеки и сказал: «А какое тебе дело до заблудившегося верблюда? Унего есть желудок и копыта, и он будет пить воду, есть деревья ибродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
 Смыслслов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «затем объявляй о ней втечении одного года», т.е. давай объявление о ней в людных местах, какрынки, двери мечетей и вообще там, где собираются люди. В течении года,в первые дни нужно давать объявление каждый день, так как вероятностьтого, что появится ее хозяин в эти дни больше. Через неделю он уже даетобъявление по мере сбора людей в каком-либо месте. Данное объявлениеиспользовалось раньше, и если человек будет использовать современныевиды объявлений (газеты, телевидение и т.п.), то нет проблем, главное –это дать объявление. Данный хадис указывает на обязательностьобъявления о находке.
 Всловах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Посмотри, в чем онанаходится и чем завязана» - указание на обязательность запомнитьописание находки при объявлении, до тех пор, пока не придет ее хозяин ине опишет ее точными описаниями, и тогда они возвращаются ему. Если жеего описания различны, то не разрешено возвращать их ему.
 Всловах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «после чего можешьпользоваться этим» - указание на то, что нашедший ее может пользоватьсяими после того, как прошел год и он давал объявление о ней. Но он недолжен пользоваться находкой до тех пор, пока не запомнит ее описание,чтобы если пришел ее хозяин по истечению года, вернуть ему ее. Каксказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Если владелецутерянной вещи найдется, то отдай ее ему».

 Стало ясно, что тот, кто подобрал находку, обязан следующими вещами:
 Первое: Если он нашел ее, то не должен ее брать, кроме как еслиуверен в себе, что не присвоит ее и будет хранить ее и даватьобъявление о ней. А тот, кто не уверен в себе, то ему не разрешаетсяподбирать ее, и он подобен вору, так как он взял имущество чужогочеловека, которое ему нельзя брать.
 Второе: До того, как ее взять, ему необходимо точно запомнить ееописания: какой кошелек, сколько денег в нем было, в каком пакете онибыли, или завернуты в тряпку, т.е. необходимо тщательно запомнитьописания находки. Это приказ Пророка (мир ему и благословение Аллаха),а приказ указывает на обязательность (уаджиб).
 Третье: Необходимо делать объявление в течении года: в первуюнеделю нужно давать объявлении каждый день, а далее как обычно говоря:«Кто потерял такую-то вещь» и тому подобное, объявляя в людных местах,как рынки или около дверей мечетей во время намазов. Однако нельзяделать объявления в самих мечетях, так как мечети не были построены дляэтого. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) сказал: «Если вы услышите, как кто-то возвещает вмечети о пропаже, то скажите ему: "Пусть Аллах не вернет тебепотерянное!” – ибо не для этого были построены мечети!»
 Четвертое: Если пришел хозяин находки и описал ее описание, тообязательно вернуть ему ее, не требуя от него клятвы, как это приказалПророк (мир ему и благословение Аллаха), поскольку описание потеряннойвещи заменяет клятву, и описание будет лучше, чем клятва. Если жепришедший не сможет описать находку, то ему не отдается данная вещь,так как это доверенная вещь в его руках, поэтому нельзя отдавать еетому, кто не смог доказать, что эта вещь принадлежит ему.
 Пятое: Если не объявится ее хозяин по прошествии года, то этавещь становится собственностью того, кто ее нашел. Но прежде чемраспоряжаться ею в собственных интересах, необходимо запомнить ееописания, так как если придет ее хозяин и опишет ее верно, тонеобходимо ее вернуть ему, если она все еще будет в руках того, ктонашел. А если же к этому времени ее уже не будет, то следует вернутьподобное этой находке.
 Шестое: Ученые разошлись относительно находки на территориихарама (Мекка), дозволено ли ее присвоение после объявления о ней втечении года, или нет? Некоторые считали, что она становитсясобственностью после года, исходя из общих хадисов. Другие же считали,что нет, и что о ней необходимо объявлять всегда и не присваивать,поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о Мекке:«Нельзя поднимать найденное, если только человек не делает это длятого, чтобы объявить о своей находке». аль-Бухари 112.
 Иэто мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказавший: «Неприсваивается такая находка никогда, и обязательно о ней объявлятьвсегда!» И это правильное мнение, опирающееся на хадис.
 Седьмое: Кто оставит животное в пустынной местности по причинетрудности его передвижения или трудностей, которые испытывал хозяин, тооно достанется тому, кто его возьмет. И на это указывает хадис: «Ктонашел верховое животное, которое было обременением его хозяина, вылечилего и взял себе, то оно станет принадлежать ему!» Абу Дауд 3524, 3525.
 Восьмое: Если ребенок или сумасшедший нашли потерянное, то ихопекун обязан взять эту находку и заменить их (т.е. подопечных) вположениях, связанных с находкой, поскольку эти люди не из числа тех,кто способен это сохранить и сберечь.
 Девятое: Если кто-то нашел находку и взял ее со своего места, азатем вернул, тот является ответственным за нее, поскольку это сталодоверием, перешедшим ему в руки, и он обязан ее сохранить так же, как ипрочее доверенное ему. И оставление этого будет способствовать еепотере.
 Примечание: Исламскийвзгляд на находку дает человеку понимание насколько сильно Исламзаботиться об имуществе мусульман. И из всего этого мы понимаем, каксильно Ислам побуждает помогать друг другу в добре! См. "аль-Муляххас аль-фикъхи” 150-151.


Что следует сделать, если находка принадлежит неверному?


 Сослов аль-Микъдама ибн Ма‘дикариба сообщается, что посланник Аллаха (мирему и благословение Аллаха) сказал: «Запрещается есть мясо хищников идомашнего осла, и не дозволено утерянное из имущества неверного, скоторым есть договор, если только это незначительная вещь». Ахмад 4/130, Абу Дауд 3804. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
 Имам ас-Санани сказал: "Всловах: «и не дозволено утерянное из имущества неверного, с которыместь договор» указание на то, что находка потерянной неверным вещи, скоторым договор, подобна находке мусульманина!”См. "Субулю-ссалям” 5/253.
 Шейх Ибн аль-Къайим говорил: "Неверные, с которыми заключен договор, подразделяются на три категории:
 1. Тот, кто живет на земле мусульман и выплачивает джизию (зиммий);
 2. Тот, с кем заключен договор о перемирии (му’ахад);
 3. Тот, кому мусульмане дали гарантию безопасности для въезда на землю мусульман (мустамин)”. См. "Ахкаму ахли-зимма” 2/178.
 Такжек этому относится и тот мусульманин, который вошел на землю неверныхпод гарантией безопасности. Имам ан-Науауи передал, что имам ар-Рафи’иговорил: "Есличеловек войдет на вражескую территорию под гарантией безопасности, тоему не дозволено забирать с этой земли клад, независимо от того забралон его силой или же просто нашел. Также он не может поступать поотношению к ним вероломно, касаемо принадлежащего им, поистине, онобязан вернуть принадлежащее им!”См. «аль-Маджму’» 6/51.

 И в заключении, мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада,членов его семьи и его сподвижников!


Абу Мухаммад Кабардини и Абу Бакр Татарстани
Проверка: Абу Абдурахман Дагестани

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика