Хадис 1:«Аллах обратит Свой Лик к тому, кто, выйдя из дома на намаз, скажет: "О Боже, я прошу Тебя ради того…



Хадис 1

Передают со слов Абу Саида,что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах обратит СвойЛик к тому, кто, выйдя из дома на намаз, скажет: "О Боже, я прошу Тебяради того, что полагается тем, кто просит Тебя, ради того, что полагается этойдороге моей, ведь я вышел без заносчивости и высокомерия…"»

Этот хадис передали Ахмад(3/21) и Ибн Маджа, и его текст приведен согласно версии Ахмада. Подробносведения об этом хадисе приведены в сборнике "Силсилат аль-Ахадисад-Даифа"[1](24). Цепочка его рассказчиков слабая, потому что со слов Абу Саида его передалАтийя аль-Ауфи, который был слабым рассказчиком. Об этом сообщил ан-Навави вкниге "аль-Азкар", Ибн Теймийя в книге "аль-Каидааль-Джалила", аз-Захаби в "аль-Мизане". Последний в книге"ад-Дуафа" (1/88) даже отметил, что богословы были единодушны в том,что он был слабым рассказчиком. Неоднократно назвал его слабым аль-Хафизаль-Хейсами в книге "Маджма аз-Заваид" (5/236, например). Абу Бакр б.аль-Мухибб аль-Балабаки упомянул о нем в книге "ад-Дуафа вааль-Матрукун" (сборник слабых и отвергаемых рассказчиков). Слабым егосчитал и аль-Бусыри, о чем мы еще поговорим впоследствии. Аль-Хафиз Ибн Хаджарсказал о нем: «Правдивый рассказчик, который часто ошибался, был шиитом ифальсификатором». Таким образом, он указал на две причины его слабости какрассказчика.

Во-первых, Атийя обладалслабой памятью. Ибн Хаджар подчеркнул это, когда сообщил о том, что он частоошибался. В книге "Табакат аль-Мудаллисин" он прямо отметил, что унего была слабая память. Еще более конкретную оценку ему Ибн Хаджар дал в книге"Талхис аль-Хабир" (с. 241, индийское издание). В комментарии к другомухадису он сказал: «Одним из его рассказчиков был Атийя б. Саид аль-Ауфи,который был слабым».

Во-вторых, он былфальсификатором (??????). Однако Ибн Хаджар должен был разъяснить, какого родафальсификациями он занимался. Известно, что хадисоведы различают нескольковидов фальсификаций, наиболее известными среди которых являются следующие:

В одном случае рассказчикпередает от имени того, кого он повстречал, то, что не слышал от него. Или жеон передает хадисы от имени своего современника, которого он не встречал, представляявсе так, будто он слышал эти слова от него. При этом он пересказывает хадисы отего имени (?? ????) или ссылается на его слова (??? ????).

В другом случае рассказчикназывает своего учителя по имени или по прозвищу, которое малоизвестно, чтобыскрыть его личность. Богословы ясно высказывались о том, что поступать такзапрещено, если этот учитель не заслуживает доверия, и рассказчикфальсифицирует цепочку рассказчиков, чтобы хадисоведы не узнали об этом илиприняли его за другого заслуживающего доверия рассказчика из-за сходства ихимен или прозвищ.[2]Этот вид фальсификации известен как "фальсификация шейха" (????? ??????).

Что касается фальсификацииАтийи, то она относилась к этому запрещенному виду. Я разъяснил это в своейкниге "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа" (24). Если быть кратким, тоАтийя рассказывал хадисы со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен имАллах. После его кончины он посещал собрания одного из лжецов, известногосвоими лживыми хадисами, которого звали аль-Калби. Рассказывая хадисы с егослов, Атийя называл его Абу Саидом, и слушатели ошибочно полагали, что он имеетв виду Абу Саида аль-Худри! Полагаю, одного этого вполне достаточно, чтобыотнести Атийу к несправедливым рассказчикам. Что же говорить, если к этомуприбавляется его слабая память! Вот почему мне бы хотелось, чтобы аль-Хафиз ИбнХаджар отметил, что фальсификации Атийи носили такой грубый характер. Емудостаточно было сделать небольшое замечание, как он это сделал в книге"Табакат аль-Мудаллисин": «…известен грубыми фальсификациями».

По забывчивости, по ошибкеили по какой-либо другой причине, свойственной человеческой натуре, вкомментарии к этому хадису Ибн Хаджар сказал: «В одной из версий хадиса Атийясказал, что этот хадис ему рассказал сам Абу Саид… И поэтому в данном случаефальсификации с его стороны можно не опасаться». Эти слова Ибн Хаджара передалИбн Аллан, и его примеру последовали некоторые из наших современников.

Должен сказать, что ясноеуказание на того, с чьих слов рассказчик передает хадис, избавляет нас отсомнений лишь в том случае, если речь идет о фальсификации первого вида.Фальсификации Атийи относились ко второму виду – худшему, и поэтому егооговорка не имеет никакого значения. Он сказал, что слышал этот хадис от АбуСаида. Это не что иное как грубая фальсификация.[3]

Таким образом, Атийя былслабым рассказчиком из-за своей слабой памяти и из-за грубой фальсификации, иэтот его хадис тоже слабый. Конечно, многие неосведомленные люди обольщаются тем,что аль-Хафиз Ибн Хаджар назвал его хорошим, однако, как мы уже разъяснили, этобыло ошибкой. В этом вопросе нужно быть бдительным и не проявлять беспечности.У этого хадиса есть и другие скрытые недостатки, которые я разъяснил вупомянутом ранее сборнике, и нет необходимости повторять эти доводы здесь. Тотже, кто пожелает ознакомиться с подробностями, может обратиться к этому труду.

Следует отметить, чтонекоторые современные авторы считали, что высказывание Ибн Хаджара в"ат-Такрибе" можно истолковывать как признание им Атийи заслуживающимдоверия рассказчиком. И этим мнением нельзя похвастаться. Встретившись с шейхомАхмадом б. ас-Сыддиком в Дамаске, я спросил его о такой трактовке, и он былсильно удивлен, потому что рассказчик, часто допускавший ошибки в передачехадисов, не может заслуживать доверия. Напротив, его хадисы считаются слабыми.Если же он допускал ошибки лишь изредка, то его хадисы считаются хорошими. Ипоэтому аль-Хафиз Ибн Хаджар в книге "Шарх ан-Нухба" ставил тех, ктодопускал много ошибок, в один ряд с теми, кто обладал слабой память, отвергаяхадисы каждого из них. Желающие могут обратиться к комментариям этой книги,составленным шейхом Али аль-Кари (с. 121, 130).

Неясность в этот вопросвнесли слова Ибн Хаджара в книге "Тахридж аль-Азкар", в которой он сказал:«Слабость Атийи объясняется тем, что он был шиитом. Передают также, что онасвязана с его фальсификациями. Если бы не эти обстоятельства, его можно былоназвать правдивым рассказчиком».

По причине слабых познанийв науке о рассказчиках, если не сказать по причине полной неграмотности в этойобласти, наши оппоненты не могут дать оценку ошибкам ученых. Более того, они повторяютих слова, будто те были защищены от ошибок и погрешностей, в особенности, еслиэти ошибки совпадают с их собственными желаниями, как это высказывание ИбнХаджара. Но если бы у них были познания в этой области, они поняли бы, чтоцитата из книги "Тахридж аль-Азкар" прямо противоречит его мнению,изложенному в "ат-Такрибе". Как видно из этой цитаты, аль-Хафиз ИбнХаджар объясняет слабость Атийи двумя причинами.

Во-первых, он был шиитом.Однако, согласно наиболее предпочтительному мнению, человек не во всех случаяхперестает заслуживать доверия по этой причине.

Во-вторых, он былфальсификатором. Безусловно, этого обстоятельства может быть достаточно, чтобырассказчик лишился доверия, но ниже мы разъясним и те случаи, когда егонедостаточно. Более того, аль-Хафиз Ибн Хаджар сослался на эту причину наосновании чьих-то слов. В то же время в "ат-Такрибе" он с полнойубежденностью назвал его фальсификатором и шиитом. А в книге "Табакаталь-Мудаллисин" (с. 18) он сказал о нем: «Известный последовательсподвижников, обладал слабой памятью, был известен грубыми фальсификациями».Ибн Хаджар отнес его к "четвертой категории", в которую входят те,"чьи хадисы богословы единодушно принимают только тогда, когда они ясноназвали рассказчика, от которого слышали хадис, потому что они частофальсифицировали хадисы от имени слабых и неизвестных рассказчиков. Одним изних был, например, Бакийя б. аль-Валид". Об этом сказано в предисловии.

Таким образом, эти двавысказывания Ибн Хаджара свидетельствуют о том, что в книге "Тахриджаль-Азкар" он ошибся. Во-первых, Атийя был слабым рассказчиком, потому чтоприбегал к фальсификациям. Во-вторых, как было сказано в"ат-Такрибе", он часто ошибался. Все это указывает на то, что памятьИбн Хаджара, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, подвела его, когда оноценивал этот хадис. Он допустил ошибку, которая подтверждается его же словамииз других сочинений. И у нас есть больше оснований полагаться на эти труды,потому что в них аль-Хафиз Ибн Хаджар ссылается непосредственно на источники идает соответствующую оценку, чего нет в книге "Тахридж аль-Азкар".

По перечисленным вышепричинам целый ряд знатоков хадисов считали Атийю аль-Ауфи слабым рассказчиком.Об этом говорили аль-Мунзири в "ат-Такрибе"[4],ан-Навави, шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге "аль-Каидааль-Джалила", аль-Бусыри.

Последний в книге"Мисбах аз-Зуджаджа" (2/52) сказал: «В его цепочке слабые рассказчикиследуют один за другим. Атийя, Фудайл б. Марзук, аль-Фадл б. аль-Муваффак – всеони были слабыми».

Сыддик-хан в книге"Нузул аль-Абрар" (с. 71) после упоминания об этом хадисе и следующемза ним хадисе Билала сказал: «Цепочки их рассказчиков слабые, о чем однозначносказал ан-Навави в "аль-Азкаре"».

[1] Полноеназвание этой книги шейха аль-Албани "Слабые и выдуманные хадисы и ихдурное влияние на общину". – К.Э.

[2] ИбнКасир, "Ихтисар Улум аль-Хадис" с комментариями Ахмада Шакира (с.59).

[3] Извсего сказанного должно быть ясно, что ссылаться на мнение хафиза Ибн Хаджарапо поводу этого хадиса после того, как мы разъяснили, какого родафальсификациями занимался Атийя, станет только тот, кто потакает своимжеланиям. Один из наших оппонентов, в частности, сослался на слова Ибн Хаджара,пытаясь опровергнуть мои замечания по поводу фальсификаций Атийи. Полагаю, чтоон поступил предвзято, потому что из моих разъяснений ему должно быть ясно, какфальсифицировал хадисы Атийя. И хотя его возражения опровергают его собственныеслова, он сделал вид, что не заметил этого, и никак не ответил на моезамечание. Напротив, он предположил, что фальсификации Атийи относились кпервому виду, поскольку такие фальсификации не вредят хадису, если в других еговерсиях рассказчик ясно указывает на того, кто ему рассказал это. Надеюсь,читатели простят меня, если я скажу, что таких богословов можно причислить кфальсификаторам, подобным этому Атийе!!

[4] Аль-Мунзирив "ат-Такрибе" (2/265) сказал: «Этот хадис передал Ибн Маджа ссомнительной цепочкой рассказчиков». В другом месте (1/130-131) он назвал этотже хадис слабым, начав его словами "передают" (???).В предисловии к своей книге он отметил, что такая формулировка означает, чтохадис нельзя считаться хорошим.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика