Хадис 5 : «Посланник Аллаха просил помочь ему ради бедных мухаджиров».

Хадис 5

Передают, что Умейя б.Абдуллах б. Халид б. Усейд рассказывал: «Посланник Аллаха просил помочь емуради[7]бедных мухаджиров».

Наши оппоненты полагают,что из этого хадиса следует, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, просилВсевышнего Аллаха помочь ему ради бедных и беспомощных мухаджиров. По ихмнению, это и есть тот самый способ приближения к Аллаху, который вызвал столькоспоров. Возразить же им можно двумя способами.

Во-первых, этот хадисслабый. Его передал ат-Табарани в сборнике "аль-Муджам аль-Кабир"(1/81/2), сказав: «Мухаммад б. Исхак б. Рахавейх рассказал нам, что его отецрассказал им, что Иса б. Йунус рассказал им, что его отец рассказал ему отимени его отца, от Умеййи…

Абдуллах б. Мухаммад б. Абдаль-Азиз аль-Багави рассказал нам от имени Убейдуллаха б. Умара аль-Каварири,что Йахья б. Саид рассказал им от имени Суфьяна, от Абу Исхака, от Умеййи б.Халида…»

Он же передал через Кейсаб. ар-Рабиа, от Абу Исхака, от аль-Мухаллаба б. Абу Суфры, от Умейи б. Халида,что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, «начиная сражение, просил помочьему ради бедных мусульман».

Должен отметить, что всеверсии хадиса сходятся на Умейе б. Халиде, хотя у нас нет доказательств того,что он был сподвижником. Следовательно, хадис этот является отосланным (??????)и слабым.

Ибн Абд аль-Барр в"аль-Истиабе" (1/38) сказал: «По моим сведениям, он не был сподвижником,и этот хадис является отосланным». Аль-Хафиз Ибн Хаджар в "аль-Исабе"(1/133) сказал: «Он не был сподвижником и не слышал хадисов».

Хочу сказать, что у этогохадиса есть и другой скрытый недостаток. Дело в том, что Абу Исхак запутался[8]и пересказывал хадис не со слов рассказчика (???????), аот его имени (???????). Это можно считать недостатком, потому что Абу Исхак былфальсификатором (??????), если только Суфьян не слышал этот хадис от него до того, какон запутался. Но и в этом случае сохраняется один из скрытых недостатков – то,что он рассказал хадис не со слов рассказчика, а от его имени (???????).

Следовательно, этот хадисявляется слабым и не может служить основанием для вынесения решения. Это –первое из двух возражений.

Во-вторых, если бы дажеэтот хадис был достоверен, он все равно указывал бы только на законностьприближения к Аллаху посредством мольбы праведного человека. Таким же образоммы понимаем хадисы об Умаре и о слепом мужчине. Аль-Манави в книге "Файдаль-Кадир" писал: «Глагол (??????)здесь означает "начинать сражение", поскольку об этом речь идет всловах Всевышнего: «Если вы (неверующие) просили вынести приговор[9],то приговор уже явился к вам» (аль-Анфаль, 19). Об этом упомянулаз-Замахшари. Слова (????????????? ????????) означают"просить помощь посредством бедных мусульман", т.е. посредствоммольбы бедняков, не имеющих имущества».

Такое толкование опираетсяна хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха, переданный ан-Насаи (2/15), вкотором говорится: «Поистине, эта община одерживает победу благодаря слабыммусульманам – благодаря их мольбам, их намазам и их искренности». Цепочкарассказчиков этого хадиса достоверна, и его суть передал аль-Бухари в"ас-Сахихе" (6/67). Из него ясно следует, что помощь приходит благодарямольбам праведников, а не ради них или ради их высокого положения.

Это разъяснениеподтверждается упомянутой выше версией Кейса б. ар-Рабиа, в которой говорится,что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, «начиная сражение, просил помочьему…» Таким образом, вымаливать помощь посредством праведников можно толькопосредством их мольбы, намазов и искренности. Следовательно, этот хадис, будьон достоверен, свидетельствовал бы в пользу одного из дозволенных способовприближения к Аллаху и против еретического способа поиска близости к Немупосредством кого-либо из творений. И хвала Аллаху за это!

[7] Богословыразошлись во мнениях по поводу правильного понимания этого хадиса, потому чтопредлог (?)может означать "ради", а может означать "посредством". –К.Э.

[8] Имеетсяв виду, что в одном случае он рассказывал хадис непосредственно от имени Умейиб. Халида, а в другом – от аль-Мухаллаба б. Абу Суфры, от Умейи б. Халида. Втерминологии науки о хадисах это называется "путаницей" (????????).

[9] Арабскийглагол (??????) используется в значениях "начинать", "делатьпочин", "просить помощь", "просить открыть","просить вынести приговор". Ниспослан же был этот аят по поводу слов,которыми Абу Джахль начал битву при Бадре. Передают, что Абдуллах б. Саалабарассказывал: «Битву при Бадре начал Абу Джахль, сказав: «О Боже, он заставилнас порвать родственные связи и принес нам то, чего мы не знаем. Погуби же егоэтим утром!» И тогда Аллах ниспослал аят: «Если вы (неверующие) просиливынести приговор, то приговор уже явился к вам» (8:19). Этот хадис передалиИбн Джарир, аль-Хаким и другие, причем аль-Хаким назвал его достовернымсогласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби. –К.Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика